ВЭФ-2019: рекордные инвестиции в экономику Дальнего Востока - Морские вести России

ВЭФ-2019: рекордные инвестиции в экономику Дальнего Востока

25.11.2019

Российская экономика

ВЭФ-2019: рекордные инвестиции в экономику Дальнего Востока

V Восточный экономический форум, проходивший с 4 по 6 сентября во Владивостоке, побил рекорды прошлых лет и по количеству участников, и по масштабности представленных проектов, и по объему заключенных контрактов. В этом году форум принял свыше 8,5 тыс. участников из 65 стран, в их числе руководители ряда государств Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности премьер-министры Индии, Малайзии, Японии, президент Монголии и еще 12 иностранных министров из Вьетнама, Индонезии, Сингапура, ОАЭ и других стран.

Всего в рамках форума прошло более 100 мероприятий. На главных из них присутствовали первые лица российского государства – президент РФ Владимир Путин, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, главы министерств экономического развития, промышленности, транспорта, других заинтересованных ведомств. В числе многочисленных бизнес-делегаций в форуме участвовали бизнесмены крупнейших экономик – США и Китая. Российский бизнес был представлен руководителями ряда госкорпораций, госбанков и ведущих предприятий частного бизнеса.

Надежда Толстоухова

Приглашение инвестировать

Юбилейный V Восточный экономический форум (ВЭФ) стал рекордным по числу участников и объему заключенных контрактов: общая сумма 270 подписанных соглашений превысила 3,4 трлн рублей. Для сравнения: на первом форуме в 2015 году было подписано около 80 соглашений на сумму 1,3 трлн рублей. По словам советника президента РФ, ответственного секретаря оргкомитета ВЭФ Антона Кобякова, достигнутые результаты говорят о возрастающем статусе форума как авторитетной площадки, направленной на расширение международного сотрудничества и обсуждение актуальных вопросов глобальной и региональной экономики.

«В этом году мы принимаем свыше восьми с половиной тысяч участников из 65 стран. По сравнению с первым форумом его представительство увеличилось более чем вдвое. Видим в этом убедительное свидетельство растущего интереса к российскому Дальнему Востоку, к тем возможностям для сотрудничества, которые предлагает этот без всякого преувеличения колоссальный регион», – сказал во время пленарного заседания Президент РФ Владимир Путин.

Он призвал инвесторов активно вкладывать деньги в проекты на Дальнем Востоке, где созданы благоприятные условия для ведения бизнеса. По его словам, с 2015 года инвесторы уже вложили в экономику Дальневосточного федерального округа (ДФО) 612 млрд рублей. За это же время рост промышленного производства здесь составил 23%.

В 20 существующих сегодня в регионе территориях опережающего развития (ТОР) зарегистрировано 369 резидентов, которые с начала работы заключили соглашения почти на 2,5 трлн рублей и обязались открыть более 60 тыс. новых рабочих мест. На сегодня они уже вложили в свои проекты около 345 млрд рублей и создали почти 20 тыс. рабочих мест. А преимуществом режима свободного порта Владивосток воспользовались уже 1404 резидента.

На ближайшие пять лет, до 2024 года, в ДФО запланированы масштабные стройки, связанные с созданием и модернизацией транспортной инфраструктуры – развитием Восточного полигона РЖД (реконструкция БАМа и Транссиба), строительством новых автодорог, портовых мощностей и аэропортов.

«Идея развития российских участков евразийских трасс заложена в ряде транспортных проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года – тринадцатого нацпроекта. В Комплексный план включены строительство и реконструкция участков трассы Европа – Западный Китай, а также развитие дорожной сети на подходах к российским морским портам. В рамках Комплексного плана идет работа по развитию связей между центрами экономического роста. Запланировано 12 обходов крупных городов (в том числе Владивостока. – прим.ред), реконструируются 32 больших моста, 70 путепроводов регионального и федерального значения», – заявил в интервью РИА «Новости» Министр транспорта РФ Евгений Дитрих.

«Конкуренция за инвестора в Азиатско-Тихоокеанском регионе обостряется, – считает ведущий аналитик компании «Открытие-Брокер» Андрей Кочетков. – В борьбу вступает и Россия, которая может предложить своим партнерам такие проекты, как особые экономические зоны для организации конкурентных производств, развитие Северного морского пути, железнодорожного сообщения из Южной Кореи в Европу, а также ряд энергетических проектов, включая газопровод Сахалин – Хоккайдо.

Плоды соглашений

Промышленность

Самые значимые проекты на форуме подписывались в присутствии Полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева и Министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова. Общая стоимость 14 таких проектов превысила 1 трлн рублей. О некоторых следует рассказать поподробнее.

Так, «Находкинский завод минеральных удобрений» (НЗМУ) и Корпорация развития Дальнего Востока подписали соглашение о создании экологически чистого комплекса по производству метанола и аммиака в ТОР «Нефтехимический» Приморского края рядом с морским портом Находка, пунктом экспортной отгрузки продукции на целевой рынок сбыта – Азиатско-Тихоокеанский регион. Стоимость проекта оценивается в 200,7 млрд рублей. После выхода на проектную мощность в 2023 году завод будет производить по 1,8 млн тонн метанола и аммиака в год, на третьем этапе рассматривается возможность производства карбамида. Продукцию планируется поставлять в страны АТР, а также в Индию и Латинскую Америку.

«Русская медная компания» (РМК) и Фонд развития Дальнего Востока заключили соглашение о строительстве горно-обогатительного комбината на месторождении Малмыж в Хабаровском крае. Стоимость проекта составляет 142,5 млрд рублей. Комбинат мощностью переработки 56 млн тонн руды в год планируется запустить в 2023-2024 годах.

Банк «Финансовая корпорация Открытие» планирует участвовать в проектах государственно-частного партнерства по развитию сети дальневосточных индустриальных парков в городах Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Южно-Сахалинске, Советской Гавани, Благовещенске, Чите, Улан-Удэ, а также профинансирует два социальных проекта в Бурятии и Якутии. Общий объем инвестиций составит 442,5 млрд рублей. Поддержку проектам окажет Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.

Это же агентство вместе с нефтяной компанией «Туймаада нефть» будет заниматься геологическим изучением и промышленным освоением нефтегазовых участков в Якутии. Общая стоимость проекта оценивается в 364,7 млрд рублей. По предварительным оценкам, на Западно-Анабарском лицензионном участке можно будет добывать 12 млн тонн нефти, 10 млрд кубометров природного газа и 114 тыс. тонн газового конденсата в год. По Северному морскому пути это сырье можно будет поставлять на экспорт в Европу и АТР. Для этого потребуется строительство подводящего нефтепровода длиной около 10 км.

Транспорт

Немалая часть соглашений, подписанных во время ВЭФ-2019, касалась развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока, которая имеет ключевое значение для развития экономики региона и внешнеторговых связей страны. Не случайно одним из центральных событий форума стал запуск российским президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Индии Нарендра Моди третьей очереди специализированного угольного комплекса в порту Восточный. Напомним, третья очередь угольного комплекса АО «Восточный Порт» – крупнейший частный инвестпроект стоимостью более 40 млрд рублей, реализованный без государственного финансирования. Проект обеспечил увеличение экспортных мощностей компании с 25 млн до 50-55 млн тонн. Суммарные налоговые отчисления от проекта до 2026 года составят порядка 25 млрд рублей.

Меморандум о сотрудничестве на полях форума заключили российская компания «ТрансКонтейнер» и южнокорейская Pantos Logistics. Он касается организации интермодальных контейнерных перевозок. «Партнерство с крупнейшей логистической компанией Южной Кореи является важным шагом в деле развития экономических отношений между нашими странами и выполнения указа президента России о наращивании транзита по территории нашей страны», – заявил по итогам подписания генеральный директор ПАО «ТрансКонтейнер» Вячеслав Сараев.

Компании «Новатэк» и «Совкомфлот» договорились на форуме о совместном строительстве и эксплуатации 17 судов ледового класса Arc7 для завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Арктик СПГ-2». Этот флот будет ходить в российских водах по Северному морскому пути от Ямала до пунктов перевалки СПГ в портах Петропавловск-Камчатский и Мурманск. Стоимость строительства всех танкеров составляет 355 млрд рублей, финансировать проект будет корпорация ВЭБ.РФ. Компания «Новатэк» – крупнейший в России производитель СПГ – также заключила меморандумы о сотрудничестве с индийскими компаниями Petronet LNG и H-Energy, касающиеся организации будущих поставок газа в Индию.

Еще один перспективный транспортный проект касается развития автомобильных дорог. Вместе с компанией «Автодор-Инвест» Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта будет участвовать в проектировании и строительстве западного полукольца Владивостокской КАД. Проект будет реализован в рамках государственно-частного партнерства, предполагаемый объем инвестиций составит 100 млрд рублей.

Кроме того, с «Находкинским судостроительным заводом» и рыболовной компанией «Антей» агентство заключило контракт о строительстве 10 современных высокопроизводительных рыболовных судов, сумма контракта составила 10 млрд рублей.

Туризм

Не осталась без внимания на форуме сфера туризма, которая в последние годы на Дальнем Востоке активно развивается, привлекая все больше иностранных туристов и инвесторов. Четыре региона Дальнего Востока – Приморье, Сахалин, Камчатка и Чукотка – подписали соглашение о всестороннем и эффективном сотрудничестве в сфере морского круизного туризма, которое предполагает создание нового туристического продукта – круиза по дальневосточным регионам, рассчитанного как на внутренних потребителей, так и на гостей из-за границы. Стороны намерены принять участие в разработке межрегионального круизного бренда Pacific Russia и продвигать его на российских и зарубежных мероприятиях и площадках.

Четырехстороннее соглашение о создании курорта на Камчатке подписали представители Администрации Камчатского края, Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, Федерального агентства по туризму с председателем совета директоров компании-инвестора «Парк «Три вулкана» Сергеем Бачиным. Проект будет реализован на принципах государственно-частного партнерства в ТОР «Камчатка». Инвестор планирует создать в районе сопки Горячей курорт с 1 тыс. гостиничных номеров, 17 км горнолыжных трасс с двумя канатными дорогами. Общий объем инвестиций в проект составит 39,2 млрд рублей.

Также в ТОР «Камчатка» Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта и компания «Арктик Оушен Холдинг Групп» заключили соглашение о сотрудничестве в рамках реализации проекта по созданию туристического кластера «Азиатская деревня» на земельном участке более 700 га. Объем инвестиций в проект составит 57,2 млрд рублей.

Между тем

На сессии «Повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока» представители федерального правительства и руководители дальневосточных регионов обсуждали проблемы, которые мешают бизнесу развиваться. Главные из них – те же, что и в других российских субъектах: чрезмерное давление контрольно-надзорных органов, коррупция и высокие цены на электро-энергию.

Кроме того, по словам руководителя Агентства стратегических инициатив Светланы Чупшевой, предприниматели говорят о проблемах с регистрацией прав собственности, о пробелах в законодательстве по защите прав инвесторов, о неэффективности работы организаций по сопровождению их деятельности и дефиците финансовых мер поддержки, о низком качестве и проблемах доступности трудовых ресурсов.

По поручению Президента РФ В.Путина в 2020 году все регионы Дальнего Востока должны войти в топ-30 Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. Пока в нем находятся только Якутия и Камчатка. Тем не менее, прогресс наблюдается – из 11 дальневосточных регионов за последнее время 6 поднялись в рейтинге на десять и более позиций.

«С моей точки зрения, это ставит крест на мифе о специфике Дальнего Востока, – заявил помощник президента РФ Андрей Белоусов. – Среди поднявшихся в рейтинге есть глубоко дотационные регионы. Значит, дело не в деньгах, не в федеральном финансировании, а прежде всего в настойчивости исполнительной власти субъектов, добивающихся снятия барьеров для бизнеса».

Улучшить инвестиционный климат в регионе должна и «регуляторная гильотина» – отмена с 2021 года всех устаревших требований надзорных органов к бизнесу. Как заявил журналистам в кулуарах ВЭФ-2019 Уполномоченный по защите прав предпринимателей РФ Борис Титов, уже сейчас готовится совместный с Роспотребнадзором пилотный проект в одном из крупных российских городов (в каком именно, Титов не уточнил). Впоследствии опыт будет применяться во всех российских регионах, в том числе и на Дальнем Востоке. Предполагается, что все требования к предпринимателям будут вноситься в публичный реестр и пересматриваться на предмет обоснованности не реже чем один раз в пять лет. Для реализации реформы правительство сейчас разрабатывает законопроекты «Об обязательных требованиях» и «О государственном контроле (надзоре)».

В целом ВЭФ-2019 показал, что страны АТР заинтересованы в экономическом сотрудничестве с Россией, а азиатские рынки более открыты для российского бизнеса, чем европейские. Сегодня РФ активно привлекает отечественных и зарубежных инвес-торов вкладывать деньги в развитие дальневосточных территорий, создает там преференциальные условия для бизнеса в виде ТОР и СЭЗ, рассчитывая, что развитие инфраструктуры Дальнего Востока позволит повысить транзитный потенциал страны, расширить торговлю с соседями по АТР, позитивно сказаться на показателях российского не только сырьевого, но и несырьевого неэнергетического экспорта.

ВЭФ-2019 в цифрах

Год

Количество соглашений, ед.

Общая сумма контрактов, трлн руб.

2015

80

1,3

2016

200

2

2017

217

2,5

2018

220

3,1

2019

270

3,4

Источник: Фонд «Росконгресс»

Крупнейшие контракты, связанные с развитием транспорта и заключенные за 5 лет на ВЭФ

Год

Название проекта

Стороны соглашения

Стоимость проекта, млрд руб.

2015

Строительство Амурского газоперерабатывающего завода

«Газпром», Минвостокразвития

948,0

2015

Строительство судостроительной верфи «Звезда» в бухте Большой Камень

«Роснефтегаз», «Роснефть»

60,0

2016

Строительство Амурского газохимического комплекса

«Сибур», Минэкономразвития

500,0

2017

Создание комплекса нефтехимического и нефтеперерабатывающего производств в Находке

«Восточная нефтехимическая компания», Корпорация развития Дальнего Востока

796,0

2018

Разработка Баимской рудной зоны

«ГДК Баимская», KAZ Minerals Plc (Казахстан), правительство Чукотского АО, Минвостокразвития

360,0

2018

Строительство СПГ-терминала на Камчатке

Правительство Камчатского края, Минвостокразвития, «Новатэк»

69,5

2019

Геологическое изучение и промышленное освоение нефтегазовых участков в Якутии

«Туймаада нефть», Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспортa

364,7

Источник: Фонд «Росконгресс»

Морские порты №7 (2019)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

02.09.2020

Российская экономика

26.08.2020

Российская экономика

20.08.2020

Российская экономика