ВЭФ с прицелом на морские проекты - Морские вести России

ВЭФ с прицелом на морские проекты

10.12.2019

Российская экономика

ВЭФ с прицелом на морские проекты

С 4 по 6 сентября 2019 года во Владивостоке прошел очередной, уже V Восточный экономический форум. В его работе приняли участие более 8500 делегатов из 65 стран. Деловая программа мероприятия состояла из более чем 100 панельных дискуссий, круглых столов, деловых завтраков. Самые многочисленные делегации были из Индии, Японии, Китая, Республики Кореи, Корейской Народно-Демократической Республики. Увеличилось и количество подписанных контрактов. Так, в 2019 году на форуме было подписано 270 соглашений на сумму 3,4 трлн рублей, что на 13% больше, чем в прошлом году. И это только те контракты, которые разглашали условия соглашений. Были на Восточном экономическом форуме события, которые касались судостроения и судоходства.

Ростислав Курёхин

Вокруг «Арктик СПГ-2» и НОВАТЭКа

Одним из самых значимых контрактов на последнем ВЭФ стал, безусловно, протокол о принятии окончательного инвестиционного решения по проекту «Арктик СПГ-2».

Подписи под протоколом поставили председатель правления и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон, представительный директор и председатель совета директоров Mitsui&Co Массами Иидзима, председатель правления – главный исполнительный директор JOGMEG Тэцухиро Хосоно. Ранее протокол уже был подписан руководством Total, CNPC и CNOOC. Уточненная стоимость проекта выросла до $21,3 млрд, сроки запуска трех линий по 6,6 млн тонн продукции запланированы на 2023, 2024 и 2026 годы соответственно.

Это стало ключевым решением для старта смежных проектов. В частности, НОВАТЭК и «Совкомфлот» договорились о создании совместного предприятия «Современный морской арктический транспорт» (СМАРТ) для вывоза сжиженного природного газа с будущего завода «Арктик СПГ-2» по Севморпути от Ямала до пунктов перевалки на Камчатке и в Мурманске.

Соглашение предусматривает строительство 17 судов ледового класса Arc7 и совместную эксплуатацию. При этом отвечать за привлечение финансирования, а затем выступать владельцем и оператором флота будет совместное предприятие с регистрацией во Владивостоке. Предполагается, что финансирование проекта будет организовано по лизинговой схеме с участием ВЭБ РФ.

Технические характеристики будущих судов (помимо того что ледопроходимость новых танкеров будет на уровне 2,1 метра, а мощность силовой установки 45 МВт) пока не разглашались. Однако и глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон, и глава «Совкомфлота» Сергей Франк на ВЭФ отмечали, что суда для «Арктик СПГ-2» будут предназначены именно для хождения во льдах и совместной работы с ледоколами.

«В связи с перевалками на Камчатке и в Мурманске просим сделать танкеры, которые будут ходить только во льдах, чтобы достичь максимальной коммерческой скорости», – рассказал Михельсон.

Общую стоимость строительства всех танкеров специалисты оценивают в $5,5 млрд, а проектировать и строить их будет дальневосточный завод «Звезда» со сроками сдачи судов в 2023-2026 годах.

Помогать в проектных работах российской стороне будет Samsung Heavy Industries. Соответствующее соглашение СК «Звезда» и южнокорейский гигант заключили также на полях ВЭФ.

«Samsung Heavy Industries станет технологическим партнером проекта и передаст ССК «Звезда» техническую спецификацию, а также права на проектную документацию проекта судов. Корейская компания также окажет содействие в разработке рабочей конструкторской документации АО «ЦКБ «Лазурит», – говорится в сообщении «Роснефти».

О проекте «Арктик СПГ-2» вообще много говорили на последнем ВЭФ. И прежде всего о расширении рынка сбыта, особенно в Азиатском регионе. На полях форума НОВАТЭК подписал соглашение с индийскими Petronet LNG и H-Energy. Речь идет не только о совместных поставках СПГ, но и о совместном маркетинге на индийском рынке и финансировании строительства сети профильных АЗС.

Сейчас Индия – одна из наиболее интересных с точки зрения поставок сжиженного природного газа стран. В 2018 году объем СПГ в эту страну увеличился на 16,6% и составил 22,4 млн тонн, а к 2040 году планируется увеличение почти в три раза. Пока впереди только Китай. До этого НОВАТЭК ориентировался прежде всего на китайских и японских инвесторов. Суммарная доля китайских CNPC и CNOOC в «Арктик СПГ-2» 10%, еще 10% – у японского консорциума Mitsui и JOGMEC.

Помимо этого, НОВАТЭК расширяет свою экспансию на арктическом шельфе. Так, на Восточном экономическом форуме компания заключила соглашение о совместной геологоразведке на Северо-Врангелевском участке в Чукотском море.

Работы начнутся в следующем году. И как отметил на мероприятии Леонид Михельсон, на участке есть высокая вероятность обнаружить крупные запасы газа.

Напомним, в 2018 году «Газпром нефть» уже проводила геологоразведку. Тогда компания провела 2D-сейсмические работы в объеме около 5 тыс. кв. километров. А начало добычи запланировано на 2037 год.

Путь в Индию

Минувший ВЭФ получился политически насыщенным. Помимо Владимира Путина в работе форума приняли участие лидеры четырех стран: Японии, Индии, Малайзии и Монголии.

Но наиболее активные переговоры у Владимира Путина были с индийским коллегой – премьер-министром Индии Нарендрой Моди.

В самый первый день работы форума президент России в сопровождении главы «Роснефти» Игоря Сечина показал Нарендре Моди судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне. В том числе главы государств осмотрели стройку сухого дока и подробно остановились на номенклатуре выпускаемых судов.

Ранее в Кремле отмечали важность посещения Путиным и Моди «Звезды» в контексте как энергетического сотрудничества, так и потенциала этой судоверфи по выполнению военных заказов. По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, в перспективе построенные здесь суда «будут использоваться для доставки российской нефти и сжиженного природного газа на мировые рынки, в том числе и в Индию».

На последнем ВЭФ Индия была в статусе гостя. Тем не менее российские и индийские компании заключили ряд ключевых соглашений.

Так, по итогам деловой встречи Путина и Моди был подписан меморандум о взаимопонимании между АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» и Coal India Limited о взаимопонимании по реализации инвестпроекта в области добычи коксующегося угля на Дальнем Востоке.

Кроме того, «дочка» индийской Tata Power «Фар Истерн Нэйчэрл Рисорсис» подписала соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока о реализации инвестпроекта по разработке Крутогоровского месторождения угля в Камчатском крае. Запасы каменного угля здесь оцениваются в 160 млн тонн. Вложения в геолого-разведочные работы на первом этапе проекта составят 420 млн руб., а сам запуск производства займет около 4 лет. Первоначальная прогнозная мощность добычи составит около 1,5 млн тонн в год, с увеличением в течение трех лет до 7,5-8 млн тонн в год.

Проект также предполагает создание на побережье Охотского моря необходимой портовой инфраструктуры для транспортировки угля.

Индийские компании готовы вкладываться в разработку других месторождений, в том числе в Республике Саха (Якутия). Причем поставки якутского угля могут начаться уже в следующем году с вводом в строй нового терминала в порту Ванино в Хабаровском крае.

Там же, на ВЭФ-2019, получил одобрение проект по увеличению мощности угольного терминала в порту Ванино до 40 млн тонн в год, который реализует АО «СУЭК».

Прорывов не случилось

Из крупных судостроительных событий, касающихся Дальневосточного региона, стоит отметить контракт ООО «Антей» с ПАО «Находкинский судостроительный завод» на реализацию инвестпроекта по строительству серии промысловых судов. Объем инвестиций в проект составит свыше 10 млрд рублей.

В течение первых пяти лет «Антей» планирует вложить порядка 5 млрд руб. в строительство пяти краболовов на Находкинском СЗ. Закладка первого судна в данной серии должно состояться не позднее июля 2020 года.

Напомним, сейчас ЛСЗ «Пелла» строит по заказу ООО «Антей» два краболовных судна проекта 03070. Но как заявляли представители компании на ВЭФ, новые суда будут отличаться от тех, что сейчас строят корабелы из Отрадного.

Однако никаких «прорывов» в судостроении Дальнего Востока на ВЭФ не случилось. Хотя в июле состоялись переговоры заместителя председателя Правительства РФ Юрия Борисова и губернатора Приморья Олега Кожемяко. Двусторонняя встреча проходила во время посещения чиновниками судостроительного комплекса «Звезда». Тогда было решено вынести тему судостроения на Дальнем Востоке в отдельную сессию на ВЭФ.

«Сейчас формируется новая политика в судостроении и судоремонте. И мы заинтересованы в том, чтобы наши 12 судоремонтных заводов получили полную загрузку – сегодня они работают на 30%. Для этого я обратился к Дмитрию Анатольевичу Медведеву, он поддержал предложенные нами меры, которые позволят реализовать существующий в отрасли потенциал», – сообщил тогда губернатор Приморья.

Морской флот №5 (2019)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

02.09.2020

Российская экономика

26.08.2020

Российская экономика

20.08.2020

Российская экономика