Россия – Финляндия: развитие судостроения - Морские вести России

Россия – Финляндия: развитие судостроения

30.08.2021

Российская экономика

Россия – Финляндия: развитие судостроения

Фото: @ D.V. Lobusov

Судостроение Финляндии зародилось и развивалось во многом благодаря СССР, но уже много лет, как эта страна является одной из ведущих судостроительных держав, у которой есть чему поучиться и российской судостроительной отрасли.

Сегодня развивается сотрудничество двух стран в таких сферах, как производство судов, обмен технологиями и локализация финских компаний на российском рынке, научные исследования в сфере судоходства. Безусловно, Россия и Финляндия взаимно заинтересованы в вопросах освоения Арктики, развитии ледокольного судостроения и развитии сотрудничества в рамках Арктического совета. Этим и другим вопросам была посвящена международная онлайн-конференция «Россия – Финляндия»: перспективы развития международного сотрудничества в области судостроения».

Галина Музлова

Онлайн-конференция «Россия – Финляндия»: перспективы развития международного сотрудничества в области судостроения» является частью программы международных морских онлайн-конференций, которые в 2020-2021 годах проводит ООО «НЕВА-Интернэшнл», организатор выставки и конференции «НЕВА» в сотрудничестве с отраслевыми союзами и ассоциациями при поддержке Минпромторга РФ и участии издательской группы «Морские вести России».

Немного истории

Без преувеличения можно сказать, что финское судостроение зародилось и развивалось благодаря СССР. Его началом стал 1932 год, когда между торговым представительством СССР и финскими компаниями Crichton-Vulcan (г. Турку) и Oy Hietalahden Sulkutelakkaja Konepaja (г. Хельсинки) были подписаны договоры на поставку разных типов судов (танкеров, буксиров и катеров). К 1938 году верфи компании Wдrtsilд, которой принадлежали три крупнейших финских завода в городах Турку, Хельсинки и Раума, поставили для СССР 52 судна.

В дальнейшем по мере развития сотрудничества двух стран расширялась линейка производимых в Финляндии судов. Например, верфь в Хельсинки стала ориентироваться на строительство круизных лайнеров, паромов и ледоколов, судов ледового класса.

«Лед представляет собой особую задачу для Финляндии, технически мы живем с этой проблемой в течение всего периода нашей страны. Работа в ледовых условиях охватывает период более 150 лет, а период активного использования ледоколов – более 100 лет. В течение десятилетий прошлого века велась активная работа над этими судами, в том числе в сотрудничестве с СССР, Россией, чтобы обеспечить круглогодичную навигацию. Финским судостроителям очень повезло, что они оказались вовлеченными в эту работу», – отметил в своем выступлении Микко Ниини, представитель Finnish Maritime Association.

Финляндия начала строить суда ледового класса в 1950-е годы. «Тогда была очень острая конкуренция со стороны компаний Канады и стран Европы. В дальнейшем внедрение ряда инноваций и новых технологий в области ледоколостроения способствовало успешной конкуренции Финляндии, – считает Микко Ниини. В качестве примеров он привел строительство судов, работающих на новых системах топлива (СПГ) и аккумуляторов нового типа, с системами ветровых роторных установок и т.д. По его словам, сегодня Финляндия является пионером в строительстве новых ледокольных судов.

Среди построенных только на хельсинкской верфи ледокольных судов для СССР можно выделить серии полярных ледоколов типа «Москва» (5 ед.), арктические ледоколы типа «Капитан Сорокин» (4 ед.), речные мелкосидящие ледоколы типа «Капитан Евдокимов» (9 ед.), речные ледоколы типа «Капитан Чечкин» (6 ед.), субарктические ледоколы класса «Мудьюг» (3 ед.), дизельные ледоколы типа «Ермак» (3 ед. – «Адмирал Макаров» и «Красин»). Также на верфи были смонтированы два атомных ледокола – «Вайгач» и «Таймыр».

В 1990-е годы Финляндия строила и поставляла в Россию многофункциональные суда-снабженцы: были построены суда Arcticaborg и Antarcticaborg, которые в настоящее время служат для поддержки работы буровых платформ в Северном Каспии.

В 2000-е годы Финляндия продолжала производить суда для России: для проекта «Сахалин-1» было построено судно-снабженец буровых платформ «Феско Сахалин» и ледокольный сухогруз «Норильский никель». Наконец, в 2010-е года в Финляндии был реализован проект по строительству одного из ледоколов проекта 21900М и многофункционального аварийно-спасательного ледокола.

«Технологии – очень хорошая исходная точка для продолжения российско-финского сотрудничества в сфере судостроения», – считает представитель Finnish Maritime Association. По его словам, хотя политическая ситуация и законодательство в России создают определенные трудности, многие финские компании нацелены то, чтобы локализировать свое производство в России, а также увеличить объем инвестиций в российскую судостроительную отрасль.

По словам Яркко Паусало, представителя FinnishMarine IndustriesFederation Finnboat, сегодня Финляндия выступает крупным экспортером судов, наибольший объем экспорта приходится на Швецию, Норвегию и Великобританию, Россия занимает в этом списке шестое место (рис. 1).

Финляндия также импортирует суда из таких стран как Мексика, Польша, Великобритания, США и Швеция (рис. 2)

Рис. 1. Экспорт судов из Финляндии в 2020 г.: топ-10 стран

Рис. 2. Импорт судов в Финляндию в 2020 г.: топ-10 стран

Многогранное сотрудничество

Илья Помылев, начальник отдела морской техники, технического регулирования и интеллектуальной собственности Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России, рассказал о современном этапе сотрудничества России и Финляндии в разных сферах. Он отметил, что Финляндия – давний торговый партнер России, занимающий во внешнем торговом обороте 14-е место. «К сожалению, пандемия очень сильно ударила по товарообороту между двумя странами – в 2020 году показатель снизился на 26%, при этом экспорт судов, лодок и плавучих конструкций упал на 93%», – сказал И. Помылев.

Но, по его словам, в 2021 году, несмотря на трудности, развитие сотрудничества двух стран в сфере судостроения продолжается. В январе одна из компаний Финляндии получила контракт на поставку радио- и навигационных систем на 10 ледокольных танкеров для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) в рамках проекта «Арктик СПГ-2». «Эти суда будут курсировать между полуостровом Ямал и основными портами ЕС. Монтаж оборудования запланирован на 2022-2024 годы», – пояснил спикер.

С 1 февраля 2021 года муниципальное агентство развития региона Котка-Хамина Cursor Oy совместно с операторами морских портов Выборга и Санкт-Петербурга приступили к реализации проекта по организации нового круизного сообщения по маршруту Котка – Выборг – Санкт-Петербург. «Это дополнительная возможность для судостроителей Финляндии предложить современные комфортабельные круизные лайнеры», – отметил И. Помылев.

Еще один пример развития сотрудничества двух стран – начало партнерства крупнейшего яхтенного дилера России – компании «Смарт-яхт» и одной из финских компаний по расширению ассортимента продукции в категории подержанных лодок, катеров и яхт и привлечения новых клиентов из России.

Также растут поставки судостроительной продукции России в Финляндию. «В 2020 году российские алюминиевые лодки Well Boat вошли в тройку самых востребованных брендов на финском рынке маломерных судов», – сообщил представитель Минпромторга. Он пояснил, что с 2020 года Финляндия переживает бум торговли моторными лодками: продажи увеличились на 33%, а в первом квартале 2021 года прирост достиг 30%. Почти на 50% выросли объемы продаж запчастей и комплектующих. «Финские дистрибьюторы заинтересованы в приобретении и дальнейшей реализации более дорогого сегмента лодок, и это прекрасная возможность для российских производителей по увеличению экспорта продукции», – заключил он.

По словам И. Помылева, наиболее перспективными формами международного сотрудничества двух стран сегодня являются производственная кооперация, обмен лучшими технологиями и локализация финских компаний на российском рынке, особенно в свете повышения требований по локализации строительства судов со стороны Правительства РФ.

Наконец, развивается сотрудничество России и Финляндии в рамках Арктического совета, которое показывает, что страны могут тесно и плодотворно сотрудничать в области устойчивого социально-экономического и экологического развития Арктического региона. «Взаимный интерес России и Финляндии касается вопросов освоения Арктики и развития ледокольного судостроения. У обеих стран в этой сфере очень сильные компетенции и ценный опыт, которым, безусловно, стоит обмениваться», – заключил И. Помылев и выразил надежду, что предприятия двух стран продолжат взаимовыгодное сотрудничество.

Акцент на ледовый класс

Сергей Синельников, торговый представитель РФ в Финляндии, отметил, что страны являются стратегическими партнерами со значительным потенциалом для наращивания сотрудничества по направлению строительства ледоколов, специализированных ледокольных судов, экологически чистых судов, работающих на природном газе, производства систем очистки выбросов, а также НИОКР в области арктического судостроения.

По его мнению, успешное сотрудничество развивается с судоверфью финской компании Arctech Helsinki Shipyard, которая специализируется на сооружении судов ледового класса различного значения. «В прошлом на верфи были успешно реализованы проекты строительства арктических судов для нескольких российских заказчиков, а в 2016 году – проект строительства инновационного ледокола Polaris мощностью более 21 МВт, работающего на СПГ. В сентябре 2019 года на мощностях верфи было завершено строительство и осуществлена сдача в эксплуатацию танкера для перевозки газового конденсата «Юрий Кучиев», предназначенного для транспортировки энергоресурсов с месторождений «Ямал СПГ», – рассказал он.

Также, по его словам, в 2019 году верфь получила заказ на строительство двух экспедиционных судов ледового класса, а в октябре 2020 года подтвердило получение третьего заказа на строительство экспедиционного судна. Строительство судов планируется завершить в 2021-2022 годах.

Кроме того, с точки зрения С. Синельникова, особое место в российско-финском сотрудничестве в области судостроения занимает финская компания Aker Arctic Tecknology – инженерный центр по разработке и моделированию перспективных арктических судов. «По проектам компании для нужд российской энергетики было реализовано строительство более 40 арктических судов различного назначения», – подчеркнул докладчик. Он также добавил, что по проектам компании Aker Arctic Technology ведется строительство 15 танкеров для перевозки СПГ мощностью 175 тыс. м3. Также одна из финских компаний ведет разработку бортового оборудования и двигательных установок для новых судов для перевозки СПГ, строящихся для обслуживания проекта «Арктик СПГ-2».

С. Синельников напомнил, что в июле 2019 года между АО «Атомэнергомаш» и Aker Arctic был подписан меморандум о взаимопонимании. Сотрудничество в рамках меморандума будет касаться проектирования оптимизированных плавучих атомных энергоблоков (ОПЭБ), оценки технико-экономических параметров плавучих электростанций на СПГ, проработки инициатив по созданию нового проекта и строительства полупогружного судна ледового класса для перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов, а также создания проекта и постройки контейнеровозов ледового класса.

Завершая, С. Синельников напомнил, что поддержку совместным проектам двух стран в сфере судостроения оказывает межправительственная Российско-финляндская комиссия по экономическому сотрудничеству, в рамках которой активно функционирует рабочая группа по судостроению, курируемая Минпромторгом России.

Примеры проектов

Подробнее о современных проектах Aker Arctic рассказал Алексей Дудаль, региональный менеджер компании по России. Он отметил, что головной офис компании находится в Хельсинки, при этом компания имеет представительства в Санкт-Петербурге и Шанхае. Основными видами деятельности компании являются проектирование судов, модельные и натурные испытания, консалтинговые услуги, а также проектирование и продажа оборудования.

Это арктический газовоз, который был разработан совместно с компаниями «Новатэк» и DSME и представляет собой газовоз второго поколения (первое поколение представлено судном Christophede Margerie) для круглогодичной транспортировки на маршрутах Северного морского пути (СМП). Проект судна на данный момент завершен в сотрудничестве с DSME, на верфи строится шесть судов, первое из них будет сдано в 2023 году. Новые газовозы отличаются повышенной скоростью во льдах, а также возможностью работы в узких каналах совместно с ледоколами. Все параметры судна, по словам докладчика, обеспечиваются за счет применения разработок Aker Arctic.

Еще один проект, который был реализован совместно «Атомэнерго» для компании «Атомэнергомаш», – разработка арктического полупогружного судна. «Была проделана научно-исследовательская работа, в ходе которой были проведены разработка и сравнение двух концептов тяжелого полупогружного судна классов Arc5 и Arc7. Форма корпуса позволяет эффективно работать в узких каналах в паре с ледоколами типа ЛК60. Особое внимание при разработке судна было уделено балластной системе», – сказал А. Дудаль.

Также к числу разработок компании относится арктический контейнеровоз Aker ARC грузоподъемностью 8000 TEU, предназначенный для круглогодичной навигации в Арктике. «Судно отличается уменьшенным потреблением топлива при работе в тяжелых льдах и соответствует новым требованиям охраны окружающей среды», – сообщил представитель Aker Arctic.

Еще в 2020 году был представлен проект съемной самоходной носовой оконечности. В отличие от других оконечностей, которые применялись на внутренних водных путях России, данная конструкция самоходная. Она была спроектирована финской компанией ILS, а Aker Arctic спроектировала и поставила два валопровода по 600 МВт для носовой оконечности и ледовые бронзовые винты для буксира-толкача.

Помимо судов, Aker Arctic разрабатывает инструмент тактической ледовой навигации для прогнозирования безопасного и экономически выгодного маршрута во льдах. «Реальная ледопроходимость судна комбинируется с ледовыми картами Финского метеорологического института, где представлена обстановка в реальном времени», – отметил он.

«Еще одним актуальным для работы в Арктике является вопрос повышения энергоэффективности судов. Постоянно растут требования к экологичности судов, рассматриваются различные меры для обеспечения этих требований», – отметил А. Дудаль. По его словам, в своих проектах Aker Arctic использует новейшие технологии в области системы очистки выбросов, а также судовых энергетических установок (СЭУ).

«Компания рассматривает разные виды топлива – атомная энергия, СПГ, водород, аммиак, метанол, аккумуляторные батареи». Выбор зависит от доступной инфраструктуры, условий и особенностей эксплуатации судов», – отметил представитель компании.

Научные исследования

Заведующий лабораторией фундаментальных основ ледотехнических исследований Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Петр Звягин отметил, что финские исследователи занимают лидирующие позиции в сфере разработки технологий для оптимизации маршрута судна в ледовых условиях. По его словам, они успешно реализуют на практике созданную модель, прокладывающую маршрут с учетом оптимизации по нескольким критериям, включая затраты времени, расстояние, расход топлива, а также риски повреждения судна и зажатия льдами. «В 2016 году эта концепция была применена к маршрутизации в ледовых условиях и российскими учеными политехнического университета», – сказал П. Звягин. Он пояснил, что благодаря данным моделям будет обеспечено четкое и безопасное плавание в ледовых условиях, а по мере развития модели будут учитывать еще больше факторов, например динамику ледовых объектов.

Пентти Куяла, профессор морских технологий университета Аaлто, также подчеркнул высокую значимость совместных научных исследований России и Финляндии и рассказал о проведении исследований на базе университета. Этот университет проводит исследование арктических условий судоходства, в том числе с использованием демонстрации структуры проектирования, основанной на рисках. К примеру, исследователями создана имитационная модель для зимней навигационной системы Финляндии, позволяющая определить, сколько ледоколов нужно стране в будущем году для обеспечения судоходства.

Опыт локализации

Об опыте локализации финских компаний и состоянии развития яхтенной инфраструктуры на северо-западе РФ сообщила Анна Шумейко, генеральный директор ООО «Лаборатория Яхтинга».

Она пояснила, что группа компаний Marinetek, которая является лидирующим строителем яхтенной инфраструктуры и производителем плавучих конструкций в мире, работает в 45 странах, имеет локальное производство в 12 странах. Силами компаниями построено более 2000 марин в 48 странах мира.

По словам А. Шумейко, компания прошла несколько этапов локализации в России: спорадические продажи через агентскую структуру в 2001-2002 гг, создание совместного российско-финского предприятия в 2003-2004 гг., российское предприятие с разрешением на использование бренда в 2004-2009 гг. и новое российско-финское предприятие «Маринетек СПБ» с локальным производством (более 90% оборота), экспортом и услугами по монтажу и техобслуживанию.

В результате сегодня практически все поставляемое в Россию оборудование Marinetek производится здесь. Более того, технология производства железобетонных понтонов позволяет наладить мобильное производство вблизи строящейся марины.

Далее А. Шумейко остановилась на состоянии яхтенного рынка в Санкт-Петербурге. «В 2008-2019 годах количество марин, яхт-клубов и баз-стоянок в Санкт-Петербурге уменьшилось вдвое (с 48 до 26 объектов), что связано с редевелопментом и перепрофилированием территорий, строительством жилых комплексов, реконструкцией», – отметила она. При этом, по ее словам, общее предложение стояночных мест в Санкт-Петербурге насчитывает около 4500 единиц, что составляет лишь 9% обеспеченности стояночными местами всего зарегистрированного флота судов и 50% обеспеченности для судов от 4 м длиной с жестким корпусом.

В заключение А. Шумейко рассказала о проектах нового строительства марин, реализуемых компанией на северо-западе России. Это реконструкция и расширение марины «Геркулес» (яхт-клуб Санкт-Петербурга) до 270 стояночных мест и марина «Остров Фортов» в Кронштадте вместимостью 552 судна.

Другой пример локализации финской компании в России – «Телинекатая» – дочерняя компания концерна Telinekataja Oy, основанного в 1965 году в Финляндии. Компания работает в России с 2005 года и специализируется на производстве и поставках клиновых строительных лесов для судостроения и судоремонта. В России услугами компании пользуются судостроительные и судоремонтные компании, в том числе члены Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), работающие на условиях долгосрочного сотрудничества.

Морские вести России №9 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021