Неоиндустриализация, ее сущность и что делать России? - Морские вести России

Неоиндустриализация, ее сущность и что делать России?

18.08.2022

Российская экономика

Неоиндустриализация, ее сущность и что делать России?

Фото: промэнергоавтоматика.рф

В статье обсуждается сущность неоиндустриализации. Это не просто «цифровизация экономики», то есть использование цифрового оборудования и программного обеспечения (в том числе купленных за рубежом). Речь идет об отечественном производстве электрифицированных средств производства (первая фаза индустриализации), а также об умении своими силами оцифровывать рабочие места и производить технотронное оборудование (вторая фаза индустриализации).

Отказ от присвоения технологической ренты и распределение ее между производителями и потребителями технотронного оборудования – один из инструментов неоиндустриализации. Другим важным инструментом служит создание вертикально интегрированных общенациональных цепочек добавленной стоимости. Переход к новой индустриализации не только необходим для нашей страны, но и реализуем на практике.

Г.И. Арутюнова, профессор ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», к.э.н.

Существует множество представлений о будущем человечества. Сблизить разные точки зрения можно, исследуя ключевые закономерности нынешнего развития. Этим, в частности, занимается ЮНИДО (англ. UNIDO, United Nations Industrial Development Organization) — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций (ООН), миссия которой заключается в содействии и ускорении инклюзивного и устойчивого промышленного развития в государствах-членах, а также продвижении международного промышленного сотрудничества.

В начале 2021 года эта международная организация опубликовала исследование об особенностях индустриализации в условиях цифровой экономики. Согласно этому исследованию, закономерностью развития современного общества является не постиндустриализация, когда доля промышленной продукции в ВВП уменьшается, а доля услуг возрастает. Закономерностью является появление новой индустриализации – наукоемкой, цифровой, высокотехнологичной.

Разница в подходах

Взгляд ЮНИДО на неоиндустриализацию схож с позицией российских ученых, которые говорили о неоиндустриализации еще в начале 90-х годов прошлого столетия. Неоиндустриализация, по их мнению, – это вторая фаза индустриализации. Первая фаза – автоматизация и компьютерное производство аппаратов при использовании электрической энергии. Вторая фаза идет за первой, так как автоматизировать можно лишь электрифицированные средства производства.

Целью неоиндустриализации является обеспечение развития общества в интересах человека, что подразумевает: трудосбережение; вертикальную интеграцию; межотраслевые цепочки добавленной стоимости с нулевой или близкой к нулю рентабельностью каждого звена этой цепочки; производство и поставки «точно в срок»; безотходность производства; рециркуляцию ресурсов; использование возобновляемых энергоресурсов; воспроизводство человека и здоровой окружающей среды.

Количественной мерой новой индустриализации является сокращение доли ручного труда и увеличение доли интеллектуального, а социальной – повышение качества жизни людей (не рост прибыли). Главным в экономическом устройстве нового общества является социальный капитал. Впервые в истории человечество подойдет к эпохе экономической социализации (до сих пор социализация была вне-экономической).

Точка зрения ЮНИДО в отношении неоиндустриального развития сконцентрирована в первую очередь на технократическом, а не социальном аспекте (к социальному аспекту ЮНИДО относит только влияние роботизации и автоматизации производства на занятость). Что касается общественных отношений, то считается, что неоиндустриализация не нуждается в новой модели общества и может развиваться и дальше в рамках капитализма, где главным стимулом является максимизация прибыли.

Таким образом, по мнению ЮНИДО, получается, что неоиндустриализация является новым, можно сказать, неисчерпаемым источником обогащения капитала. Тем самым отрицается философский закон соответствия производительных сил характеру и уровню развития производственных отношений.

Идея отказа отдельных звеньев цепочек добавленной стоимости в вертикально интегрированных корпорациях уже реализована на практике крупными западными транснациональными корпорациями (метакорпорациями). С одной стороны, это может свидетельствовать о том, как новое рождается в старом, а с другой – о том, какие – тоже новые – необыкновенно изощренные методы эксплуатации труда могут при этом использоваться капиталом.

Основной закономерностью неоиндустриализации как специалисты ЮНИДО, так и российские ученые считают цифровую индустриализацию. Речь идет об оцифровке рабочих мест, позволяющей экономить как физический, так и интеллектуальный, как частный, так и общественный труд, рабочее и свободное время. Поскольку цифровая индустриализация вторична по отношению к электрифицированным машинам, то производить нужно и первые (электрифицированные). Страны, успешно прошедшие вторую – технотронную – фазу индустриализации, становятся производителями технотронных машин, технотронных средств производства. Те, кто не прошел, вынуждены покупать как электрифицированные машины, так и технотронную технику.

Это опасный путь. Опасность заключается в следующем. Началом тупикового пути является неразличение понятий «цифровая экономика» и «неоиндустриализация». Может появиться ложная цель: использовать в экономике своей страны цифровое оборудование иностранного производства. Производственные процессы в стране – пользователе стали бы деградировать, стала бы теряться базовая, электрифицированная промышленность (например, производство станков, электрических турбин, генераторов и пр.). Деградация объясняется тем, что не переведенная на высокотехнологичный базис машиностроительная продукция становится неконкурентоспособной и теряет спрос.

Еще одно следствие: страна без собственного машиностроения стала бы терять не только свой промышленный, но и научный и кадровый потенциал, скатилась бы к деиндустриализации, попала бы в зависимость от неоиндус-триальных стран.

Разные понятия – разные цели

Правильная цель содержится в понятии «неоиндустриализация». В принципе цель звучит так: организация производства цифровой и оцифрованной техники, автоматизированных рабочих мест, превращение страны в производителя технотронных машин. Упор на цифровой и «зеленой» революциях обесценивает экспортно-сырьевую модель экономики – она из рентной превращается в дефицитную. Опасность заключается в том, что «чужая» (чужестранная) неоиндустриализация будет препятствовать подъему запоздавшей страны (закон конкуренции).

Рассмотрим вопрос о влиянии цифровой индустриализации на обрабатывающую промышленность. Существует точка зрения, согласно которой по мере цифровой индус-триализации доля продукции обрабатывающей промышленности в общей добавленной стоимости растет (такой тезис содержится в докладе ЮНИДО). Аргумент приводится следующий: наибольший эффект от машинных средств производства получают по месту их применения, а не изготовления – не в сфере производства. Так, основной эффект от самолета получает компания-перевозчик. Если бы технологическая рента была включена в цену производства, то билеты на авиаперевозки были бы так высоки, что спроса на перевозки не было бы.

Поэтому на практике используется механизм неценового распределения общего эффекта от высокотехнологичной продукции. Например, гражданская авиатехника продается через лизинг. В этом случае высокотехнологичная рента в авиапроме не включается в цену его техники. Зато воздушный транспорт становится социально доступным, авиационные НИР и НИОКР, инфраструктура подготовки квалифицированных кадров для отрасли функционируют стабильно и постоянно обновляются. Иначе говоря, цена производства не раздувается, а добавленная стоимость увеличивается.

Так же происходит и в других случаях, связанных с машинной техникой. Суть в том, что стоимость присваивается в одном секторе, а потребительная стоимость в другом, два процесса – производство и потребление – разделены также и во времени. В рамках маржинализма в экономической теории результаты и затраты смешиваются: полезность включается в цену. Это неправильно.

Новое отношение к прибыли

Существующая практика, наоборот, соответствует законам классической политэкономии и законам диалектики. Отсюда вытекает принципиально новое отношение общества и бизнеса к прибыли: инновационная, высокотехнологичная, наукоемкая рента бывает максимальной только тогда, когда не принимает форму прибыли, то есть не включается в цену производства и тем самым выходит за рамки частнокапиталистического производства.

Максимум такой ренты достигается при социальном, а не частном присвоении – в условиях системного господства социального капитала. Поэтому неоиндустриализация нужна не для увеличения доли промышленности в ВВП (посредством увеличения технологической ренты), а для воспроизводства науки и научного труда – социальной базы развития общества.

Создание неоиндустриальной экономики важно для нашей страны. Алгоритм создания такой экономики и пошаговая схема уже публиковались. Назовем основные принципы (их следовало бы обсудить в рамках учебного курса экономической теории в вузах):

– избегание по возможности шоков и бифуркаций (точек невозврата), которые могут вывести страну на тупиковый путь развития – путь ценовых, налоговых, инвестиционных, инфраструктурных, валютных и прочих потрясений;

– создание путем деприватизации отечественных транснациональных корпораций (ТНК), которые на основе вертикальной межотраслевой интеграции будут производить готовую продукцию для внутреннего рынка и на экспорт в рамках госпрограммы по импортозамещению; государство, занимая командные высоты в экономике, сможет дедолларизировать и деофшоризировать экономику;

– восстановление хозяйственной целостности естественных монополий (ЖКХ, железнодорожного транспорта, электроэнергетики и др.), связанных с транспортной инфраструктурой;

– создание для повышения эффективности государственного управления ряда общенациональных фондов: агентства по иностранным инвестициям, единого общенационального амортизационного фонда, фонда совокупных накоплений и других;

– присутствие частного капитала в экономике определяется его способностью самостоятельно справиться с последствиями различного рода катастроф, связанных с его деятельнос-тью;

– среднее и высшее образование, здравоохранение, спорт должны быть декоммерциализированы, экономическое образование – деамериканизировано.

Таким представляется путь к социальному, человекоцентричному обществу. Он кажется не только безотлагательным и безальтернативным, но и вполне реализуемым на практике.

Морские порты №5 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ