Международный транзит - Морские вести России

Международный транзит

22.01.2014

Транспортная политика

К разработке проекта закона о перевозках транзитных грузов через территорию Российской Федерации

15 июля 2013 года председателем Государственной Думы РФ был направлен на рассмотрение Комитета Государственной Думы по транспорту проект федерального закона № 315406-6 «О перевозках транзитных грузов через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  внесенный депутатами Государственной Думы Е.С. Москвичевым, В.Б. Ефимовым и Р.С. Ильясовым.

Ниже рассматриваются основные положения проекта, имеющие отношение к морским перевозкам и организациям, связанным с перевалкой грузов на морском транспорте.

Ю. Георгиев, юрист

 

Свобода открытого моря

В настоящее время транзитная перевозка грузов по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ, Таможенным кодексом Таможенного союза 2010 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г. (в редакции Протокола 1999 г.).

В соответствии со ст. 31 ФЗ от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» международный транзит осуществляется свободно по железнодорожным, водным, воздушным и автодорожным путям, наиболее подходящим для международных перевозок. Не допускаются различия, основанные на флаге, месте регистрации, месте происхождения судна, месте захода или пункте назначения, пункте отправления или каких-либо обстоятельствах, относящихся к собственности на товар, судно или другие транспортные средства.

В соответствии со ст. 125 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государство, не имеющее выхода к морю, имеет право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных Конвенцией, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря. С этой целью государства, не имеющие выхода к морю, пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами. В свою очередь, государство транзита в осуществление своего полного суверенитета над своей территорией имеет право принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы права и возможности при осуществлении транзита к морю никаким образом не ущемляли законных интересов государства транзита.

Согласно главе 32 Таможенного кодекса Таможенного союза 2010 г. («Таможенная процедура таможенного транзита») при процедуре таможенного транзита товары перевозятся без уплаты таможенных сборов, налогов (ст. 205).

Специальное приложение Е «Транзит» Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г. (в редакции Протокола 1999 г.) содержит многочисленные нормы, направленные на облегчение формальностей при осуществлении международного транзита (Россия присоединилась к указанной Конвенции в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2010 № 279-ФЗ). Так, согласно Стандартному правилу 3 Специального приложения Е товары, перевозимые в режиме таможенного транзита, не облагаются пошлинами и налогами; национальное законодательство устанавливает лиц, ответственных перед таможенной службой за соблюдение обязательств, вытекающих из режима таможенного транзита, в частности за обеспечение представления товаров в таможенный орган назначения в неизменном состоянии в соответствии с условиями, установленными таможенной службой (Стандартное правило 4). Согласно Стандартному правилу 6 любой коммерческий или транспортный документ, в котором подробно изложены необходимые сведения, принимается в качестве описательной части декларации на товары для таможенного транзита. В соответствии со Стандартным правилом 13, если таможенная служба устанавливает срок для таможенного транзита, он должен быть достаточен для транзитной операции. Стандартным правилом 20 установлено, что товары могут быть перегружены из одного транспортного средства в другое без разрешения таможенной службы при условии, что таможенные пломбы и крепежные приспособления не взломаны и не нарушены. В соответствии со Стандартным правилом 23 национальное законодательство не должно предусматривать никаких других условий для завершения таможенного транзита, кроме представления товаров и соответствующих деклараций на товары таможенному органу назначения в любые установленные сроки. Следует обратить внимание на то, что согласно Правилу 24 таможенный орган должен незамедлительно произвести завершение операций таможенного транзита, как только товары попадают под его контроль.

Таким образом, участие России в Специальном приложении Е будет способствовать ускорению прохождения транзитных грузов по нашей территории.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время в России отсутствуют гарантии иностранным грузовладельцам по срокам, ритмичности и сохранности доставки транзитных грузов. Кроме того, для иностранных грузовладельцев является чрезмерно сложной законодательная и судебная система России и слабая защищенность иностранных лиц в российских судах при решении спорных вопросов, связанных с транзитом грузов. По мнению авторов законопроекта, действующее российское законодательство, в том числе транспортные уставы и кодексы, нормативные правовые акты Правительства РФ, не содержит норм, гарантирующих сроки, ритмичность и сохранность доставки транзитных грузов всеми видами транспорта, особенно при передаче грузов с одного вида транспорта на другой.

В принципе можно поддерживать создание единого законодательного акта, который регламентировал бы все вопросы международного транзита грузов. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что основные положения международного транзита уже урегулированы в указанных выше международных договорах РФ и в федеральных законах, в том числе транспортных уставах и кодексах. Соответствующие нормы, более четко регламентирующие взаимодействие сторон при осуществлении международного транзита по территории РФ, могли бы быть приняты на уровне Правительства РФ и соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

 

Замечания

На данном этапе разработки проекта по нему можно было бы высказать следующие замечания:

1. Согласно части 3 статьи 1 проекта закон не распространяется на транзитные перевозки грузов и буксировки морским транспортом через территориальное море РФ без захода судна в морские порты РФ. Здесь смешиваются два понятия: свобода международного транзита товаров и право мирного прохода через территориальное море. В первом случае речь идет именно о перемещении по территории РФ товаров, транспортных средств, если пересечение является лишь частью пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами территории РФ, в то время как во втором случае говорится о праве мирного прохода судов всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, через территориальное море (статья 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., статья 12 ФЗ от 31 июля 1998 г. № 31-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».). Это положение является также обычной нормой международного права и не зависит от получения разрешения на проход со стороны прибрежного государства (разумеется, если соблюдаются законы и правила прибрежного государства, относящиеся к мирному проходу, однако такие законы и правила не должны предъявлять к иностранным судам требования, которые на практике сводятся к лишению их права мирного прохода). Таким образом, перевозка груза (товара) на борту судна, осуществляющего право мирного прохода через территориальное море РФ, транзитной перевозкой не является и на нее действие нового закона не будет распространяться. Необходимо указанное выше положение из статьи 1 исключить, тем более что оно не вступает в противоречие с понятиями «транзитный груз» и «международный транзит» (ст. 3 проекта).

2. В проекте определения «оператор транзитной перевозки» упоминается лишь одна функция – организация перевозки, в то время как в определении «перевозчик» говорится о заключении договора перевозки именно с оператором. В связи с этим целесообразно в определении «оператор транзитной перевозки» после слов «следования груза» указать в скобках – «(включая заключение с грузоотправителем договора перевозки)».

3. В части 2 статьи 4 проекта упоминаются два вида перевозок – прямые и смешанные. Следовало бы согласовать применяющуюся здесь терминологию со ст. 788 Гражданского кодекса РФ, согласно положениям которой под прямым смешанным сообщением понимается перевозка различными видами транспорта по единому транспортному документу. Согласно проекту смешанная перевозка осуществляется по документам соответствующего вида транспорта. Необходимо уточнить (см. также часть 1 статьи 7 проекта), являются ли эти транспортные документы «дополнением» к основному транспортному документу, выдаваемому оператором транзитной перевозки на весь путь следования по территории РФ.

Вызывает сомнение необходимость включения в часть 2 статьи 4 проекта положения, согласно которому передача транзитного груза с одного вида транспорта на другой осуществляется на основании передаточных документов – такая норма вполне уместна в соответствующих правилах, но не в федеральном законе.

4. Не вызывает возражения положение, согласно которому при заходе в морской порт судна с транзитным грузом заход такого судна и его оформление должны осуществляться с применением тех же правил и льгот, которыми пользуются линейные суда. Как следует из части 7 статьи 4 проекта, эти суда должны обслуживаться в первоочередном порядке, а не наряду с линейными судами. Лишь в части 8 говорится о том, что эти суда пользуются льготами при взимании портовых сборов в размере, предусмотренном для линейных судов.

В связи с изложенным предлагается в части 7 указать, что этим судам предоставляется обслуживание в порядке, предусмотренном для линейных судов.

5. Согласно пункту 31 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса РФ от 20.08.2009 № 140, на основании утвержденного капитаном морского порта графика движения и расстановки судов в первоочередном порядке обеспечивается движение следующих судов: терпящих аварию или бедствие, имеющих на борту больного или следующих для оказания помощи; пассажирских, с опасными грузами и т.д., в том числе работающих на регулярных линиях.

Поэтому представляется неоправданным предложение, содержащееся в части 5 статьи 6 проекта, в соответствии с которым за нарушение порядка первоочередного движения судов устанавливается административная ответственность в соответствии с КОАП, в то время как за нарушения, допущенные в отношении других судов, указанных в п. 31 Общих правил, такая ответственность не устанавливается. В связи с этим считаем необходимым часть 5 статьи 6 исключить из проекта.

6. Частью 6 статьи 6 проекта устанавливается административная ответственность за несоблюдение требования о первоочередной обработке транспортного средства при перевалке транзитных грузов в морском порту в соответствии с частью 9 статьи 4 проекта. По мнению авторов проекта, первоочередная обработка этих судов предусматривается частью 7 статьи 4. Вместе с тем эта часть содержит отсылку к Общим правилам плавания, которые не решают вопросов очередности обработки судов в портах.

7. В части 7 указанной статьи вводится правило, согласно которому сроки выполнения погрузочно-разгрузочных работ с транзитными грузами определяются в соответствии с нормами, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти в области транспорта для каждого морского порта, осуществляющего грузовые операции с транзитными грузами, а согласно части 8 за нарушение сроков погрузочно-разгрузочных работ с этими грузами, установленных в соответствии с частью 6, виновные лица несут административную ответственность.

Вместе с тем согласно ст. 130 КТМ РФ срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения – сроками, обычно принятыми в порту погрузки. В таком же порядке определяется время на выгрузку груза. В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации…» от 08.11.2007 № 261-ФЗ в договоре перевалки груза определяются объем, сроки перевалки груза и другие условия оказания услуг и выполнения работ оператором морского терминала, условия предъявления заказчиком груза для перевалки, а также иные условия, признаваемые сторонами существенными условиями для организации и осуществления процесса перевалки грузов. По договору перевалки груза оператором морского терминала могут осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах морского порта. Согласно п. 1 ст. 27 в морских портах может осуществляться перевалка грузов, перевозимых в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, посредством взаимодействия операторов морских терминалов и перевозчиков морского, железнодорожного, автомобильного и иных видов транспорта.

Действующее законодательство РФ не предусматривает предоставление Правительству РФ или иным федеральным органам исполнительной власти права устанавливать сроки обработки судов в морских портах. Предлагаемая авторами проекта норма носит дискриминационный характер и отрицательно скажется на конкурентоспособности судовладельцев, сроки обработки судов которых определяются в соответствии с договором перевозки или договором перевалки.

Следует отметить, что на внутреннем водном транспорте, где диспозитивные нормы при перевалке груза применяются не столь часто как на морском транспорте, в последнее время наметились определенные изменения. Так, согласно пункту 7 статьи 73 КВВТ РФ, нормированное время погрузки и разгрузки судов определяются в соответствии с нормами, и правилами их применения, утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области транспорта. В соответствии с ФЗ от 23 июля 2012г. №131-ФЗ эта норма заменена следующим положением: порядок исчисления сроков загрузки и разгрузки судов устанавливается в соответствии с правилами перевозок грузов, если иное не предусмотрено договоров перевозчика и груза.

8. Следует отметить, что на внутреннем водном транспорте, где диспозитивные нормы при перевозке груза применяются не столь часто, как на морском транспорте, в последнее время наметились определенные изменения. Так, согласно п. 7 ст. 73 КВВТ РФ нормативное время погрузки и разгрузки судов определялось в соответствии с нормами и правилами их применения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.  Согласно ФЗ от 23 июля 2012 г. № 131-ФЗ эта норма заменена следующим положением: порядок исчисления сроков загрузки и разгрузки судов устанавливается в соответствии с правилами перевозок грузов, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

При дальнейшей работе над проектом необходимо уточнить, является ли единый транспортный документ (часть 1 статьи 7) перевозочным документом, а также уточнить, о каком документе международного образца идет речь. Является ли «экспедиторский транспортный документ» документом, подтверждающим наличие договора перевозки, а также какими международными договорами такой документ утверждается.

9. Очевидно, представить в таможенный орган соответствующие документы (часть 3 статьи 7) должен оператор транзитной перевозки, а перевозчик может принять на себя эту обязанность лишь в том случае, если он согласился принять на себя обязанности такого оператора.

Согласно ст. 11 проекта «Тарифы и расчеты при транзитных перевозках грузов» государственная политика в отношении перевозок тарифных грузов определяется правительственной комиссией по транзиту (функции этой комиссии определяются статьей 10 проекта «Государственное регулирование перевозок транзитных грузов через территорию Российской Федерации», которая в данной статье не рассматривается). Предельные сквозные транзитные ставки на перевозку транзитного груза по территории РФ устанавливает Федеральная служба по тарифам.

В соответствии с п. 2 ст. 11 проекта ставки на перевозки транзитных грузов автомобильным и морским транспортом устанавливаются в договорах перевозки, поскольку перевозочная деятельность этих видов транспорта не включена в сферу деятельности субъектов естественных монополий (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»). Вместе с тем вызывает недоумение отсутствие упоминания в п. 2 ст. 11 внутреннего водного транспорта, перевозки грузов которым также не входят в сферу регулирования ФЗ «О естественных монополиях». В этом законе говорится об услугах по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, однако такие услуги перевозчикам в рамках договора перевозки не оказываются.

Наконец, определенные сомнения вызывает и помещение в проект ст. 12 «Ответственность за нарушение законодательства о транзите грузов через территорию Российской Федерации». Согласно проекту лица, виновные в нарушении законодательства о транзите грузов, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. Пожалуй, трудно представить себе какой-либо вид производственной деятельности, к которому нельзя было бы отнести положения данной статьи.

Такие же сомнения вызывает предложение о внесении дополнений в отдельные законодательные акты РФ, основное содержание которых сводится к тому, что при осуществлении транзитных перевозок грузов могут применяться особенности, установленные Правительством РФ.

 

Морские вести России №12 (2013)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

17.09.2020

Транспортная политика

14.09.2020

Транспортная политика

27.08.2020

Транспортная политика