В центре внимания – человеческий фактор - Морские вести России

В центре внимания – человеческий фактор

23.10.2014

Транспортная политика

В центре внимания – человеческий фактор

Тема человеческого фактора остается в центре внимания как международных, так и российских морских организаций. В ИМО, претерпевшей структурную реорганизацию в начале этого года, один из семи новых подкомитетов получил название Подкомитет по человеческому фактору, подготовке и несению вахты (HTW) и в целом отражает направление его деятельности.

Юлия Орлова, спецкор

 

Новые проекты Подкомитета HTW

В Лондоне в штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) прошла 1-я сессия этого подкомитета. Повестка дня включала подготовку и сертификацию экипажей судов, работающих в полярных условиях, подготовку на судах, использующих в качестве бункера газы и топливо с низкой температурой вспышки, уроки Costa Concordia, а также утверждение шести обновленных модельных курсов.

Подкомитет HTW, выбрав одним из наиболее значимых направлений разработку, совершенствование и одобрение требований методических материалов для подготовки моряков, в частности типовых учебных курсов ИМО, уже в ходе своей первой сессии пересмотрел и одобрил следующие курсы: «Начальная подготовка по грузовым операциям на нефтеналивных танкерах и химовозах»; «Начальная подготовка по грузовым операциям на танкерах, перевозящих сжиженные газы»; «Подготовка оператора ГМССБ»; «Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ». Кроме того, подкомитет подготовил Руководство для разработки, анализа и утверждения типовых учебных курсов в целях формирования стандартизированного подхода к этому процессу.

Поскольку сегодня уделяется большое внимание экологическим аспектам, вопросы защиты окружающей среды и подготовки моряков, работающих в условиях повышенной опасности, также рассматривались сессией Подкомитета HTW. Был разработан проект поправок к главе V Конвенции и Кодекса ПДНВ, относящихся к Кодексу по безопасности судов, работающих на газе или топливе с низкой температурой воспламенения, а также проект Временного руководства по подготовке моряков на судах, использующих газ или другое топливо с низкой температурой воспламенения.

Подкомитетом были подготовлены проекты циркуляров, касающиеся вопросов охраны на объектах транспорта: «Рекомендация для инспекторов государственного портового контроля и признанных организаций по принятию действий в случаях отсутствия у моряков свидетельств, требуемых в соответствии с положением правила VI/6 Конвенции ПДНВ и раздела A-VI/6 Кодекса ПДНВ после 1 января 2014 года» и «Рекомендация для инспекторов государственного портового контроля и признанных организаций касательно требований по подготовке и дипломированию лиц командного состава судов, ответственных за охрану, и моряков, имеющих назначенные обязанности по охране». Первый циркуляр, в частности, призывает государства – стороны Конвенции ПДНВ к скорейшему и неукоснительному соблюдению соответствующих требований, а также рекомендует до 1 июля 2015 года принимать во внимание соответствие правилу 13 Кодекса ОСПС в случаях отсутствия у моряков таких свидетельств. Во втором циркуляре дается разъяснение, что при наличии у моряков свидетельства о прохождении подготовки в соответствии с разделом A-VI/5 Кодекса ПДНВ дополнительного свидетельства о прохождении подготовки по программе более низкого уровня в соответствии с разделом A-VI/6 не требуется.

Документы, подготовленные Подкомитетом HTW, будут направлены на одобрение 93-й сессии Комитета по безопасности на море (14-23 мая 2014 года). Следующая сессия Подкомитета HTW состоится 2-6 февраля 2015 г.

 

Президентская программа: итоги двух лет

Обучением инженерных кадров, а вернее, повышением их квалификации озабочены участники российской президентской программы, стартовавшей два года назад. В феврале этого года на пресс-конференции, состоявшейся в ИТАР-ТАСС, были подведены ее первые итоги.

Директор Департамента управления персоналом и организационного развития ОАО «ОСК» Александр Кужилин отметил, что за минувшие два года 202 специалиста инженерного профиля из 22 предприятий ОСК повысили квалификацию в рамках этого проекта по 10 актуальным для судостроения программам. На стажировки в рамках президентской программы в России и за рубежом было направлено около 40 специалистов. А. Кужилин подчеркнул важность программы, формирующей актуальные профессиональные компетенции инженерных кадров в области приоритетных направлений судостроительной промышленности. Он также затронул вопрос о необходимости рассмотрения Минобрнауки возможностей стажировки не только слушателей программы, но и самих преподавателей на предприятиях с целью изучения современного производства.

Михаил Голышев, заместитель генерального директора по управлению персоналом ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», отметил плодотворное сотрудничество предприятий г. Северодвинска с Северным (Арктическим) федеральным университетом (САФУ) и готовность предприятий участвовать в новых программах, которые позволяют развивать именно те профессиональные компетенции, которые необходимы для современного производства в судостроении и судоремонте.

Северный (Арктический) федеральный университет получил право на реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ: «Управление жизненным циклом изделий судостроения (CALS-технологии)» (предприятия-заказчики: ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «ЦС «Звездочка», ОАО «СПО «Арктика»); «Энергосбережение и энергоаудит» (предприятия-заказчики: ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «ЦС «Звездочка», ОАО «СПО «Арктика»); «Ядерная и радиационная безопасность атомных кораблей в течение жизненного цикла» (предприятия-заказчики: ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «ЦС «Звездочка»).

– Участие САФУ в президентской программе обеспечило тесное взаимодействие профессорско-преподавательского состава университета с инженерами промышленных предприятий, то есть совместную работу ученых-теоретиков и специалистов-практиков. Занятия проходили в интерактивной форме профессионального общения. Такой обмен информацией позволил обозначить новые направления и тематику для прикладных научных изысканий, что в обязательном порядке будет включено в учебный процесс по основным образовательным программам университета, – сказала Елена Кудряшова, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

ОСК подтвердила свое намерение и в этом году участвовать в проекте по повышению квалификации инженерно-технических специалистов. 

 

Морской флот №1 (2014)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

17.09.2020

Транспортная политика

14.09.2020

Транспортная политика

27.08.2020

Транспортная политика