Транспортная доступность приморских регионов: проблемы и решения - Морские вести России

Транспортная доступность приморских регионов: проблемы и решения

18.02.2015

Транспортная политика

Транспортная доступность приморских регионов: проблемы и решения

С 2013 года Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации осуществляет свою деятельность в несколько измененной организационной структуре. Созданная при Правительстве в 2001 году по прямому указанию президента страны, Морская коллегия координирует работу федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению положений Морской доктрины России до 2020 года.

Александр Балыбердин, ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, к.э.н.

 

Наши задачи

С момента создания и до сегодняшнего дня Морская коллегия, несмотря на неоднократные изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти, не прекращала деятельности и является одним из немногих коллегиальных органов, работающих на постоянной и регулярной основе.

Вместе с тем функциональные направления коллегии расширялись и дополнялись новыми задачами, соответствовавшими возникающим вызовам национальной безопасности государства в области морской деятельности. Так было, например, в 2008 году, когда президент РФ в качестве основных для коллегии определил задачи по освоению Арктики и Антарктики, а также развитию морских и речных портов.

В 2013 году решениями президента страны по вопросам модернизации гражданского судостроения были даны конкретные указания, потребовавшие усиления роли Морской коллегии в деле координации деятельности основных производителей судов и морской техники и их главных заказчиков.

Предложения по изменению состава, положения и самого формата деятельности коллегии были рассмотрены и одобрены на заседании под руководством председателя Правительства России Д.А. Медведева 13 июня 2013 г. В состав коллегии вошли представители стратегических партнеров судостроительных предприятий – заказчиков судов и морской техники: ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «Лукойл», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Совкомфлот». Существенно расширился состав коллегии и за счет вхождения в него представителей науки, бизнеса, общественных объединений судовладельцев и структур, обеспечивающих работу флота. В ее составе образован президиум во главе с первым заместителем председателя Морской коллегии С.Н. Шишкаревым.

Следует отметить, что президиум является не представительным, а рабочим органом коллегии, призванным в постоянном режиме (не реже одного раза в месяц) осуществлять мониторинг исполнения поручений президента и правительства РФ в области модернизации гражданского судостроения, а также решать текущие вопросы, связанные с техническим переоснащением судостроительного комплекса страны. Примером первого серьезного задела в деятельности президиума вполне можно считать проделанную под его руководством серьезную организаторскую работу по подготовке окончательной редакции стратегии развития ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» до 2030 года.

Возложение на Морскую коллегию задачи по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области модернизации судостроения существенно расширило географию ее работы. Только за прошедший год члены коллегии изучили состояние дел на судостроительных и судоремонтных предприятиях Дальневосточного (Приморский, Камчатский и Хабаровский края) и Сибирского (Республика Бурятия) федеральных округов. При этом тема транспортной доступности и развития транспортной инфраструктуры в целях осуществления внутренних и межрегиональных перевозок пассажиров и грузов неоднократно поднималась в выступлениях как членов Морской коллегии, так и представителей регионов страны. Это и понятно.

 

Происхождение проблем

От степени развитости в регионе отрасли транспорта, транспортной инфраструктуры, уровня транспортной доступности и обеспеченности зависит и объем его валового регионального продукта. Регионы с более развитой транспортной сетью, как правило, имеют большие доли в совокупном валовом внутреннем продукте страны. Более того, повышение уровня транспортной доступности для такой страны, как Россия, с ее размерами и значительным количеством малоосвоенных территорий, кроме экономического имеет еще и социально-политический аспект, поскольку именно эффективно действующий и доступный транспорт способствует созданию единого социально-экономического пространства. Проблеме транспортной доступности были посвящены отдельные заседания (совещания) коллегии. Например, в 2006 году в Нижнем Новгороде коллегия рассмотрела тему «О мерах по созданию в Российской Федерации скоростного грузопассажирского флота многоцелевого назначения на базе судов-катамаранов скегового типа на воздушной подушке и экранопланов»; в 2010 году в Воронеже тему «О ходе реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации и мерах по развитию внутренних пассажирских перевозок с использованием судов отечественной постройки»; в 2014 году в Улан-Удэ тему «О состоянии и перспективах развития внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока».

 

Схема функционирования Морской коллегии при Правительстве РФ (до 2013 года)

 

Схема функционирования Морской коллегии при Правительстве РФ (с 2013 года)

 

Проблема обеспечения транспортной доступности приморских регионов сформировалась на постсоветском пространстве под влиянием нескольких сугубо экономических факторов. При этом замечу, что понятие приморских регионов в условиях России целесообразно расширить, включив в него сообщение и по внутренним водным путям, поскольку жизнедеятельность большого числа населенных пунктов в северных и восточных регионах России в значительной мере зависит от функционирования внутренних водных путей, где речной транспорт является практически единственным средством сообщения. Несмотря на это, объемы пассажирских перевозок морским и речным транспортом из года в год снижаются. 

Так, перевозки пассажиров морским транспортом сократились с 9 млн человек в 1992 году до 0,5 млн человек в 2013 году, то есть в 18 раз. За это же время перевозки пассажиров по внутренним водным путям снизились с 44 млн до 13 млн человек, то есть более чем в 3 раза.

Экономические факторы, повлиявшие на возникновение проблемы, ясны. Это - потеря Россией в результате приватизации государственного имущества морского круизного флота и закрытие большинства пассажирских линий в акваториях Черного и Балтийского морей, на Дальнем Востоке. Замещение на внутреннем рынке страны отечественных предложений в области зарубежного морского туризма исключительно иностранными. Ярко выраженная сезонность использования пассажирского морского и речного транспорта.

Если для морского транспорта сезонность использования связана с выраженной сезонностью пассажиропотока, обусловленной использованием туристической и санаторно-курортной инфраструктуры приморских регионов, отсутствием отечественного круизного морского флота и недостаточно развитой системой сервисных услуг на морском транспорте, то для основной массы речного транспорта причина кроется в ограниченности навигационного периода на реках России. Отсюда – достаточно высокая стоимость услуг пассажирских перевозок, делающая морской и речной транспорт неконкурентоспособным по сравнению с иными видами транспорта.

Здесь же нельзя не упомянуть и о зависимости речного пассажирского транспорта от природных и погодных условий, обеспечивающих наличие на внутренних водных путях гарантированных судовых ходов, что привело, например, в текущем году к большим убыткам речных круизных компаний из-за недостаточных глубин в районе Нижнего Новгорода. В связи с этим отдельной проблемой, требующей постоянного внимания Минтранса России, является состояние гидротехнических сооружений, существенно ограничивающих интенсивность судоходства на отдельных участках внутренних водных путей.

Низкая рентабельность, а во многих случаях и прямая убыточность речного пассажирского транспорта – причина резкого сокращения численности речного флота, его сверхнормативного старения.

Безусловно, судовладельцам нужен новый, современный, экономичный флот, построенный на отечественных предприятиях по прозрачным и доступным схемам финансирования. Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» создал необходимые предпосылки для этого. Применение заложенных в закон финансовых механизмов позволяет осуществлять строительство серий судов. Есть ли для этого соответствующий потенциал?

 

Инструменты и решения

По мнению Минпромторга России, хороший «проектный потенциал» в области скоростного пассажирского флота сохранен ООО «ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» (Нижний Новгород), ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» в части судов с динамическими принципами поддержания (суда на подводных крыльях, на воздушной подушке и с аэродинамической разгрузкой), ООО «Агат Дизайн Бюро» (Санкт-Петербург) в части проектов судов глиссирующего типа на основе автоматически управляемых интерцепторов. Спроектированные последним суда проектов А-45 (речное) и А-145 (морское) строятся на ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького). Всего построено 4 судна проекта А-145 пассажировместимостью до 150 человек.

Понятно, что ни одна из перечисленных проблем не может быть решена регионами самостоятельно, без поддержки федерального центра. Однако такая поддержка должна носить адресный, целевой характер, учитывать приоритеты в развитии регионов и их насущные потребности. Вместе с тем при разработке государственных программ развития регионов вопросам обеспечения транспортной доступности уделяется порой недостаточное внимание, необходимые меры с соответствующим финансированием в госпрограммы не включаются. Регионы пытаются их решать путем обращений в федеральный центр за дополнительным финансированием. Такой подход себя не оправдывает.

Качественное изменение ситуации предусматривается в двух основных программных документах: в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года и в Стратегии развития внутреннего водного транспорта на этот же период, проект которой был одобрен год назад на заседании правительства страны.

Инструментом реализации этих актов на современном этапе является подпрограмма «Внутренний водный транспорт» в составе ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы».

Актуальность скорейшего решения задачи обеспечения транспортной доступности регионов была подтверждена президентом России В.В. Путиным 1 сентября сего года в Якутске на совещании по вопросам господдержки приоритетных инвестиционных проектов и территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. В числе первых приоритетов «повышение транспортной доступности региона, снятие инфраструктурных ограничений как на внутреннем рынке, так и для развития экспорта», – отметил президент страны.

В качестве конкретных направлений решения обозначенных проблем допустимо сослаться на поручения, данные Морской коллегией на совещании в Улан-Удэ 4 августа сего года. В частности, было решено поддержать предложения Минтранса России и Росморречфлота о целесообразности принятия в 2014 году Правительством РФ решения об утверждении нормативов на содержание внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений, предусматривающего поэтапный переход до 2017 года на полное финансирование их за счет федерального бюджета.

Минвостокразвития России и другим федеральным органам исполнительной власти поручено рассмотреть предложения по разработке и введению в действие нормативного правового акта, определяющего предоставление субсидий из федерального бюджета организациям водного транспорта на осуществление межрегиональных перевозок пассажиров; Минтрансу России, Росморречфлоту совместно с территориальными органами и органами исполнительной власти регионов – предложения по:

-         формированию программы лизинга судов, перегрузочного оборудования и других технических средств при поддержке федерального бюджета;

-         созданию региональных центров автоматизированной системы распространения цифровой картографической информации, отвечающих за создание и поддержание в актуализированном состоянии цифровых электронных карт внутренних водных путей, а также за своевременное доведение их до судовладельцев.

Минпромторгу России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти поручено в текущем году изыскать возможность господдержки судоходных компаний в виде выделения им утилизационного гранта, предусматривающего утилизацию старого судна с одновременным размещением на отечественной судоверфи заказа на постройку нового судна, отвечающего современным экологическим требованиям. Также предлагается проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в постановление Правительства РФ от 22 мая 2008 г. № 383, предусматривающих продление срока его действия и уточнение применяемых расчетных параметров (ставки по расчету размера субсидий, процентных ставок по кредиту в российской и иностранных валютах и других).

В протоколе совещания Морской коллегии определены сроки исполнения поручений и ответственные исполнители. Секретариат Морской коллегии обеспечивает контроль выполнения этих поручений. 

 

Морской флот №4 (2014)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

17.09.2020

Транспортная политика

14.09.2020

Транспортная политика

27.08.2020

Транспортная политика