Использовать кризис для перегруппировки производственных сил отрасли
11.10.2015
Транспортная политика
19 марта в Москве состоялось расширенное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) совместно с Общественным советом при Росморречфлоте под председательством руководителя Росморречфлота А.А. Давыденко. В заседании приняли участие помощник Президента РФ И.Е. Левитин, заместитель Министра транспорта РФ В.А. Олерский, руководитель Ространснадзора А.И. Касьянов, ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве РФ А.Л. Балыбердин, представители Минтранса России, Росморречфлота и его подведомственных организаций, федеральных органов исполнительной власти, субъектов Федерации, общественных организаций и коммерческих предприятий. Коллегия приняла решение – признать работу Федерального агентства морского и речного транспорта в 2014 году удовлетворительной.
Владимир Михайлов
Приветствия и награды
В начале заседания Коллегии Росморречфлота ведомственные награды работникам морской отрасли вручил заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, а руководитель Росморречфлота Александр Давыденко вручил вымпелы победителям конкурса «Лидер отрасли», который уже не первый год проводится среди подведомственных Агентству предприятий, учреждений и коммерческих компаний отрасли.
С приветственным словом к участникам Коллегии обратился помощник президента РФ Игорь Левитин. Он отметил, что морская отрасль находится на подъеме и напомнил, что всего несколько лет назад событием стал тот факт, что объем перевалки в морских портах России превысил показатель перевалки всех портов бывшего СССР, а в 2014 году переработано уже более 600 млн тонн грузов. Большое внимание, по словам И.Левитина, уделяется вопросам освоения и развития Арктического региона – создана Государственная комиссия по Арктике. В целях развития транспортной инфраструктуры прорабатывается вопрос свободных портов на Дальнем Востоке.
Знаковым событием для отрасли стало принятие нормативов содержания внутренних водных путей и СГТС. Помощник президента подчеркнул, что перед правительством и региональными органами власти стоит задача более полного использования внутренних водных путей России, и предложил провести в 2015 году Государственный совет по вопросам использования, развития и повышения конкурентоспособности ВВП России.
Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский в своем выступлении проинформировал, что Минтрансом разработан проект так называемого закона о недропользовании, который предусматривает защиту российского флага при морских перевозках газа и углеводородов, добытых на шельфовых месторождениях России.
Также он отметил, что прошедший год доказал верность решения о введении в Крыму института капитанов морских портов. Оно позволило обеспечить безопасность мореплавания в портах полуострова. Важной задачей на предстоящий летний сезон является обеспечение бесперебойного функционирования Керченской паромной переправы, поскольку она является основным связующим звеном с Республикой Крым.
Ответственный секретарь Морской коллегии при правительстве РФ Александр Балыбердин в своем выступлении отметил, что сегодня в отечественном судостроении для четкого формирования линейки заказов на перспективу не хватает опыта Госплана для учета планов освоения месторождений и потребностей в транспортировке добытого сырья.
Он подчеркнул, что создание госкомиссии по Арктике не значит, что вопросы Арктики уйдут за сферу деятельности Морской коллегии, так как арктическое направление морской деятельности очень тесно связано с новой Морской доктриной РФ, которая была в основном одобрена в декабре прошлого года на Морской коллегии. «А в этом году в первом полугодии мы должны завершить ее подготовку и подписать ее в присутствии президента РФ», – сказал А. Балыбердин.
Кроме того, по словам выступающего, в рамках Морской коллегии при участии Военно-исторического общества, Минкульта и Минобрнауки планируется создание Совета по патриотическому воспитанию в целях активизации этой работы среди молодежи. Возглавит Совет председатель Морской коллегии при правительстве РФ, вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Итоги года и задачи на будущее
С докладом «Об итогах работы морского и внутреннего водного транспорта в 2014 году, задачах на 2015 год и среднесрочную перспективу до 2017 года» выступил руководитель Росморречфлота Александр Давыденко. Он отметил, что прошедший год стал для отрасли годом важных законодательных изменений – принят ряд основных нормативных документов, в том числе утверждена актуализированная Транспортная стратегия на период до 2030 года.
«Особо важной и ответственной задачей была и остается реализация указов Президента РФ от 7 мая 2012 года, в том числе социальная поддержка работников отрасли, улучшение системы образования, повышение производительности труда и модернизация экономики», – подчеркнул руководитель Агентства.
За прошедший год объем перевозок грузов морским флотом, контролируемым российскими судовладельцами, увеличился и составил 185,7 млн тонн. В районы Крайнего Севера завезены все предъявленные к перевозке грузы примерно в том же объеме, что и в 2013 году. Перевозки по Северному морскому пути увеличились на 2%. Морской флот пополнился 19 новыми транспортными судами общим дедвейтом более 600 тыс. тонн. Также введено в строй 14 единиц вспомогательного флота. Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, на начало 2015 года составило 1387 единиц общим дедвейтом 20,3 млн тонн. При этом наметилась устойчивая тенденция перевода под российский флаг крупнотоннажных судов и уменьшения возраста нашего флота.
Объем перевалки грузов в морских портах России за 2014 год увеличился по сравнению с 2013 годом на 5,7% и составил 623,6 млн тонн. Было введено в строй портовых мощностей на 22,5 млн тонн, в том числе комплекс наливных грузов в порту Усть-Луга, угольный комплекс в порту Высоцк, зерновой и насыпной терминалы в порту Калининград, продолжались работы по реализации одного из самых крупных инвестиционных проектов – строительство порта Сабетта на полуострове Ямал.
По словам А. Давыденко, в 2014 году объем финансирования из федерального бюджета составил 28,6 млрд рублей. С 2010 года он вырос почти в 3 раза и составил за 5 лет почти 100 млрд рублей. При этом частных инвестиций привлечено в 2 раза больше. Прирост портовых мощностей составил 185 млн тонн. При этом создано около 3 тыс. новых рабочих мест и в бюджеты всех уровней перечисляется не менее 5 млрд рублей ежегодно.
Касательно обеспечения безопасности мореплавания А. Давыденко сказал: «Росморречфлот в 2014 году уделял особое внимание вопросам безопасности судоходства. В море ежедневно несут дежурство до 85 судов и 500 морских спасателей. В 2014 году проведено 3 крупномасштабных учения, 74 поисково-спасательные операции, спасено 234 человека (из них 16 иностранцев).
Внедрение системы портового контроля на внутреннем водном транспорте позволило снизить количество аварийных случаев на 20%. Также продолжались работы по обеспечению мероприятий транспортной безопасности».
Как отметил руководитель Росморречфлота, ярким событием в жизни страны в прошедшем году стало проведение XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в городе Сочи, в подготовке и обеспечении которых Росморречфлот, предприятия и организации морского транспорта приняли самое деятельное участие, обеспечив технологическую и транспортную безопасность на объектах морской инфраструктуры.
Еще одним знаковым событием стало образование в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя. В целях выполнения административно-властных полномочий в портах Крыма распоряжением Росморречфлота в марте 2014 года в составе Администрации портов Черного моря было создано 5 филиалов.
«Прошлым летом для многих основным связующим звеном с Республикой Крым стала Керченская паромная переправа. В перевозках пассажиров и грузов между морскими портами Кавказ и Крым было задействовано 7 паромов. Для удвоения ее пропускной способности ведутся работы по реконструкции причалов в портах Кавказ, Крым, Керчь», – проинформировал глава Агентства.
«Не могу не остановиться на работе по подготовке к одному из самых важных для нашей страны событий – празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, – продолжил А. Давыденко. – Федеральное агентство морского и речного транспорта во взаимодействии с Советом ветеранов осуществляет подготовку празднования Дня Победы в рамках рабочей группы Минтранса России. На сегодня выполняются все ее протокольные решения: созданы оперативные штабы на пассажирских вокзалах и предприятиях водного транспорта, в городах, где будут проходить самые масштабные мероприятия – Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Новороссийске, Ялте, Севастополе, Мурманске и Владивостоке. Проведена работа по отбору и подготовке судов, которые могут быть привлечены к транспортному обеспечению. Ведется обучение волонтеров из числа курсантов и студентов отраслевых ВУЗов для работы в штабах и на самих мероприятиях. В этой связи прошу наших ректоров взять этот вопрос на особый контроль».
Как подчеркнул руководитель Агентства, представители руководства Росморречфлота посетят каждого ветерана, проживающего в Москве, на местах это сделают руководители подведомственных предприятий, чтобы поздравить их с 70-летием Победы и оказать необходимую помощь. Ко Дню Победы будут отреставрированы мемориальные доски в зданиях Минтранса России и Росморречфлота, а также памятник в пансионате «Моряк».
К этой знаменательной дате приурочен выпуск книги «Люди нашей отрасли. 70 лет Победы». В издании будут опубликованы биографические очерки обо всех ныне живущих ветеранах Великой Отечественной войны, трудившихся в отрасли, и краткие исторические очерки о вкладе предприятий водного транспорта в Великую Победу.
Уже сейчас во всех отраслевых ВУЗах и на предприятиях, на базе их музеев, проводятся различные мероприятия, посвященные Дню Победы.
Говоря о планах на будущее, А. Давыденко отметил, что морская отрасль, как и вся экономика, испытывает влияние кризисных явлений. Во исполнение поручений президента РФ правительство разработало и 16 марта внесло в Государственную Думу законопроект антикризисного плана, который предусматривает сокращение в 2015 году расходов федерального бюджета на 10%. Поэтому инвестиционные ресурсы бюджета в отрасли в этих условиях будут сконцентрированы на:
- развитии портовой инфраструктуры и завершении мероприятий по строительству портов Сабетта и Бронка;
- строительстве аварийно-спаса-тельного и ледокольного флота;
- реконструкции ГТС на ВВП и ликвидации узких мест;
- реконструкции учебных городков и общежитий в ВУЗах Росморречфлота.
В свою очередь Росморречфлот, формулируя задачи на 2015 год, наметил ряд мероприятий по реализации антикризисного плана правительства РФ, которые нацелены на обеспечение устойчивого состояния и социальной стабильности в отрасли. Разработанные Росморречфлотом мероприятия предлагается использовать как набор базовых мер. Их перечень при необходимости будет корректироваться.
Как заметил А. Давыденко, кризисные явления могут проявляться в течение нескольких лет, поэтому особое внимание уделено мерам по обеспечению стабильности в 2016 и 2017 годах.
На основании приведенных в докладе данных руководитель Росморречфлота предложил оценить работу Федерального агентства морского и речного транспорта за отчетный период как удовлетворительную.
«В заключение хочу отметить, – подчеркнул А. Давыденко, – что мы должны использовать кризисный период для перегруппировки своих сил, подготовки новых мероприятий по развитию отрасли и принятию мер по дальнейшему наращиванию потенциала морского и речного транспорта нашей страны».
Слово бизнесу
На расширенном заседании Коллегии Росморречфлота выступили руководители общественных организаций и коммерческих предприятий отрасли, которые в своих выступлениях проинформировали о своей деятельности и развитии в ближайшей перспективе и положительно оценили работу Федерального агентства морского и речного транспорта за отчетный период.
От Ассоциации морских торговых портов выступил исполнительный директор АСОП Серик Жусупов. Он остановился на двух вопросах. Первый – вопрос арендной платы, второй – о трактовке законов о водопользовании.
По первому вопросу С. Жусупов отметил, что в части аренды федерального имущества с Росморпортом была проведена сложнейшая работа, принят закон, определены объекты, которые являются исключительной федеральной собственностью, частной собственностью, определены условия долгосрочных арендных взаимоотношений на 15 лет, на 49 лет, заключены договоры и т.д. По словам С. Жусупова, это огромное достояние – отрасль имеет стабильные устойчивые условия, которые позволяют уверенно двигаться вперед, уверенно инвестировать. И понятно, что нужно как-то развивать эти взаимоотношения, изменять арендную ставку.
Вместе с тем исполнительный директор АСОП обратился к руководителям отрасли с просьбой от бизнеса: «В сложный период, в котором мы сейчас находимся, в рамках антикризисных мер просим рассмотреть возможность моратория на размер арендных ставок за портовые и гидротехнические сооружения».
По второму вопросу С. Жусупов сказал, что на верхнем уровне есть понимание, как надо трактовать законы о водопользовании, но при этом, как ни странно, на территориях иногда такого понимания нет.
«Речь идет о проведении аукционов на право пользования отдельным участком акватории морских портов и водных участков речных бассейнов, – сказал исполнительный директор АСОП. – В настоящий момент, вероятно, желая повысить доходность работы территориальных управлений водных ресурсов, некоторые управления объявляют аукционы на часть акватории, которая находится в границах морских портов. Часто в этих аукционах участвуют компании, которые никакого отношения ни к судоходству, ни к погрузочно-разгрузочной деятельности, ни к безопасности не имеют. Фактически аукцион нужен им только для спекуляции и получения дополнительных платежей.
В то же время есть общее понимание, что аукцион не является следствием нормативно-правовых актов, которые регламентируют водопользование, и не отвечает целям водопользования. Надо дать соответствующие объяснения и провести разъяснительные беседы с использованием ресурса администрации морских портов и, вероятно, бассейновых управлений».
Слова руководителя АСОП прокомментировал присутствовавший на Коллегии заместитель министра транспорта Виктор Олерский.
«Действительно стояла такая проблема, – сказал замглавы Минтранса. – Законодательство РФ достаточно точно говорит о том, что перевалка – это тоже судоходство, часть этого процесса. А судоходство не предполагает обязательство или необходимость заключения договоров на водопользование. Надо сказать, что руководство Росводресурсов точно так же считает, но, как вы справедливо отметили, на местах территориальные управления Росводресурсов в некоторых случаях действуют по-своему.
Исходя из этой ситуации, мы готовим сейчас поправки в закон, хотя в моем понимании все и так очевидно. Тем не менее, мы решили поправить законодательство, из которого четко бы следовало, что заключение договоров на водопользование от стивидоров не требуется».
В ходе своего выступления С. Жусупов сделал еще одно замечание о том, что в ведомстве отсутствует статистика по деятельности пассажирских портов, в которых сегодня имеются крупные инфраструктурные объекты и проводится большой объем работы. «Есть понятие перевозки пассажиров водным транспортом, но понятия работы береговых объектов инфраструктуры морских и речных пассажирских портов нет, – сказал С. Жусупов. – А только в Санкт-Петербурге пассажирооборот составляет порядка 2 млн пассажиров в год, из них большая часть – это транзит. По реками и каналам перевозится порядка 1,5 млн человек. Нужно ввести такую статистику, она будет очень полезна и показательна для анализа состояния отрасли».
Из протокола постановления коллегии
В соответствии с постановлением расширенного итогового заседания Коллегии Росморречфлота были приняты следующие решения (приводится в сокращении):
1. Признать работу Федерального агентства морского и речного транспорта в 2014 году удовлетворительной.
2. В соответствии с основными программными документами РФ считать приоритетными задачами:
- увеличение пропускной способности морских портов, строительство специализированных терминалов;
- обеспечение надежности и безопасности функционирования объектов инфраструктуры на морском и внутреннем водном транспорте;
- подготовку квалифицированных специалистов и членов экипажей судов на предприятиях отрасли;
- пополнение транспортного, ледокольного, обслуживающего и аварийно-спасательного флота;
- выполнение мероприятий по развитию Северного морского пути, навигационно-гидрографическому обеспечению, ГМССБ, развитию пунктов передового базирования сил и средств в Арктике;
- устранение лимитирующих участков на ВВП РФ;
- проведение реформирования системы управления ВВП РФ;
- выполнение мероприятий по реализации первоочередных мероприятий антикризисного плана;
- подготовку и проведение мероприятий, посвященных 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
- совершенствование административных процедур и дальнейший переход на электронный формат оказания государственных услуг и электронного межведомственного взаимодействия;
- поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на водном транспорте и снижение административного давления на бизнес.
3. Продолжить работу по установлению и корректировке границ морских портов, в том числе при их расширении, в рамках реализации инвестиционных проектов по развитию морской портовой инфраструктуры России.
4. Продолжить работы по:
- обеспечению безопасности судоходства;
- внесению изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие использование электронных навигационных карт;
- аварийно-спасательному обеспечению, предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
5. Обеспечить приведение договоров аренды федерального имущества в морских портах РФ в соответствие с действующим законодательством и организовать контроль за работой подведомственных организаций по учету федерального имущества и регистрации прав на объекты федерального имущества. Продолжить проведение мониторинга применения портовых сборов в морских портах РФ.
Морские порты №2 (2015)