Экономику транспорта – в пользу клиента - Морские вести России

Экономику транспорта – в пользу клиента

10.02.2016

Транспортная политика

Экономику транспорта – в пользу клиента

В декабре в Москве, в Гостином Дворе, уже традиционно прошел форум «Транспорт России», организованный в рамках «Транспортной недели – 2015». На второй день работы форума состоялось пленарное заседание «Транспорт и экономика: формула взаимозависимости», в котором приняли участие министр транспорта Максим Соколов, президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров, генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк и другие руководители транспортной отрасли.

А. Сидоров

С основным докладом на пленарном заседании выступил министр транспорта Максим Соколов. Глава Минтранса напомнил очевидный факт, что транспорт наряду с другими базовыми отраслями экономики составляет каркас производственной и социальной инфраструктуры страны. «Предсказуемая и устойчивая работа всех видов транспорта и ее поступательное развитие являются обязательными условиями конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни граждан, – отметил министр. – Транспорт – это один из основных элементов экономической и социальной стабильности, и особенно это заметно в периоды сильного влияния неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

 

Итоги работы отрасли

Министр огласил предварительные итоги работы транспорта в уходящем году. Данные по водному транспорту, по оценкам Минтранса, выглядят следующим образом.

С января по октябрь объем перевалки грузов в морских портах страны увеличился более чем на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил отметку 495 млн тонн. Прирост перегрузочных мощностей морских портов составил почти 20 млн тонн. Одна только Керченская паромная переправа за 9 месяцев обеспечила перевозку на паромах более 3 млн пассажиров в обе стороны. Для сравнения: столько же пассажиров перевезено по результатам всего 2014 года.

Объем перевозок пассажиров на внутреннем водном транспорте увеличился по сравнению с прошлогодним периодом более чем на 6% и составил около 12 млн человек. В то же время из-за маловодности рек европейской части страны, а также бассейнов рек Лена и Индигирка, уменьшения объемов потребления нерудных строительных материалов и ряду других причин в целом по стране грузооборот внутреннего водного транспорта снизился на 16%, а объемы перевозок грузов – на 1,2% по отношению к соответствующим показателям прошлого года.

Уверенными темпами продолжается обновление российского флота. В сентябре государственный флаг страны поднят на дизель-электрическом ледоколе «Владивосток», который построен на Выборгском судостроительном заводе. Это ледокол нового поколения с неограниченным районом плавания, высокой степенью автоматизации, способный преодолевать льды толщиной до 1,5 м. Еще один линейный дизель-электрический ледокол мощностью 16 МВт «Мурманск» будет введен в эксплуатацию до конца года и станет хорошим пополнением ледокольного флота. Помимо этого будут введены в эксплуатацию еще три аварийно-спасательных судна.

Продолжается работа по расширению мощностей транспортного узла Восточный – Находка – Приморск, комплексному развитию Мурманского транспортного узла, строительство арктического порта Сабетта. В этом году с частными инвесторами подписаны соглашения, направленные на развитие морского порта Тамань. В середине декабря будет готов к открытию новый морской многофункциональный перегрузочный комплекс «Бронка» общей мощностью 7,5 млн тонн, и это будет крупнейший терминальный комплекс на Балтике.

В июне в правительстве утвержден комплексный проект развития Северного морского пути. Реализация запланированных мероприятий к 2030 году обеспечит надежность транзитных перевозок с мест добычи углеводородного сырья, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе. За 9 месяцев текущего года Администрацией Северного морского пути выдано 662 разрешения на плавание в акватории СМП, в том числе 114 судам под иностранным флагом.

«Развитие транспортной системы имеет множество эффектов, – подчеркнул глава Минтранса. – Снятие инфраструктурных ограничений в первую очередь дает выход российских товаров к новым рынкам. Создание запаса пропускных способностей обеспечивает возможность нашим предприятиям оперативно реагировать на динамичные изменения мировой конъюнктуры и дает возможность переключить поставки в рамках целого континента или даже земного шара. Возможности по повышению мобильности населения повышают его экономическую активность. И также рождают дополнительный потребительский спрос, что является стимулом и условием для роста экономики в целом». «Таким образом, проекты по развитию инфраструктуры сами по себе являются драйверами развития, создавая новые рабочие места и формируя спрос на строительную и машиностроительную продукцию, то есть они являются антикризисными мероприятиями», – заключил министр.

 

Будущее – в IT и энергетике

Глава «Совкомфлота» Сергей Франк в своем кратком выступлении дал ответ на вопрос, как оценить преобразования и развитие морской инфраструктуры в России за последнее время.

«При всех сложностях и трудностях, которые еще имеются, проделан колоссальный объем работы. Сегодня у нас совершенно иная ситуация, чем была в 90-х годах, – сказал Сергей Франк. – В результате развития уникальных транспортных комплексов на Балтике и Черном море гибкости у транспортной системы стало существенно больше. Особенно продуктивным в деле создания инфраструктурных мощностей было последнее десятилетие».

«Сейчас много вызовов связано с тем, что перед нами стоят новые задачи и осваиваются новые морские районы. Прежде всего это Арктика, в последнее время о ней не говорил только ленивый. В Арктике уже осуществлены колоссальные объемы грузовой работы, поддержаны уникальные национальные проекты, а материальная отдача от этих проектов оценивается в десятки миллиардов долларов. При этом львиная доля работы сделана руками российских судостроителей и поддерживается системой уникального российского морского образования», – подчеркнул глава «Совкомфлота».

«Прогресс достигнут большой. Но в дальнейшем задачи будут усложняться, потому что нужно обеспечить компенсацию отставания, набранного в 80-е и 90-е годы. Потребуется больше качественных, точечных, аккуратных решений, ценность объективных и грамотных решений и ответственность будут возрастать», – сказал С. Франк.

Отвечая на другой вопрос, где следует в ближайшие десятилетия ожидать главных технологических прорывов, гендиректор судоходной компании сказал, что новые технологии в сфере транспорта появятся в первую очередь в области информатики и энергетических установок.

«Чтобы представить, насколько серьезные изменения в технологическом смысле нас ждут через 15 лет, надо заглянуть не на 15, а на 30-35 лет назад. Время сжимается, развитие технологий ускоряется», – отметил глава «Совкомфлота».

«В каких областях мы не сможем избежать необходимости менять технологии? Во-первых, это все, что связано с транспортной информатикой. Во-вторых, это энергетика транспорта. Сегодня у нас сохраняется сильная зависимость от fossil fuel (ископаемого топлива. – прим. ред.). Но энергетика транспорта будет радикально меняться. Не могу сказать большего, чтобы не дать пищу конкурентам, но уже в самое ближайшее время мы осуществим внедрение целого ряда решений, которые связаны с радикальной революцией в области энергопотребления. И этот шаг изменит экономику транспорта в пользу клиента», – подчеркнул Сергей Франк.

 

Плата с большегрузов – мера сомнительная

Плата за проход большегрузных автомобилей по федеральным трассам – это скорее исключение, чем правило в финансировании инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры – такое мнение высказал в своем выступлении Михаил Дмитриев, президент партнерства «Новый экономический рост».

«На 2016-2020 гг. все транспортные инвестиции в России за исключением трубопроводного транспорта оценивались примерно в 2 трлн рублей. Эта сумма составляет менее 3% ВВП за указанный период, – сказал эксперт. – Чтобы оптимально развивать российскую транспортную инфраструктуру, к этому надо добавить совсем немного, еще 1% ВВП. То есть в сумме инвестиции должны составить около 4% от ВВП или менее 3 трлн рублей в год. Более того, размер суммы, которую надо добавить, находится в пределах статистических колебаний нормы накопления, поэтому эти деньги не сильно меняют ситуацию и уж точно не разгоняют инфляцию».

«Если мы говорим о том, за счет чего должны погашаться инвестиции в транспортную инфраструктуру, то плата за проход большегрузных автомобилей по федеральным трассам – это скорее исключение, чем правило в финансировании такого рода проектов», – подчеркнул Дмитриев.

«При нынешнем дефиците инфраструктуры большинство транспортных проектов дает очень большие внешние эффекты. Они ускоряют рост экономики в других отраслях, и этот рост ведет к росту налоговой базы бюджета. Поэтому многие проекты на транспорте могут финансироваться без всякой дополнительной платы с пользователей. Они могут финансироваться прежде всего за счет будущей налоговой базы. А для того чтобы воспользоваться такими механизмами, нужно развитие tax increment financing (финансирование публичных инвестиционных проектов за счет роста местных налоговых доходов. – прим. ред.), то есть в бюджетах разных уровней делать инвестиционные займы на долгосрочной основе, которые в дальнейшем будут погашаться за счет прироста доходов, возникающих благодаря улучшению транспортной инфраструктуры. Для этого в России нужен полноценный рынок длинных денег. Ну а создание такого рынка ни в коем случае не приведет к инфляции, наоборот, снизит ее благодаря снижению транспортной наценки в структуре затрат производителей товаров и услуг», – заключил руководитель «Нового экономического роста».

 

Заглянуть за горизонт 2020 года

Итог пленарного заседания подвел министр транспорта. «Министерство всегда прислушивается к мнению коллег по отрасли, поэтому мы имплементируем все сказанное на заседании в задачи, которые будут поставлены по итогам транспортного форума, – сказал он. – Но я бы не снимал с Минтранса роли гаранта стабильности работы транспортной системы. Потому что, если она будет работать нестабильно, все остальные экономические задачи достигнуть будет невозможно».

«На пленарном заседании было сделано правильное замечание о том, что надо заглядывать в нашем программном бюджетировании за горизонт 2020 года. Такую задачу нужно поставить уже на следующий календарный год. Чтобы наша целевая федеральная программа перешагнула рубеж 2020 года, и горизонт среднесрочного планирования был значительно шире. Это позволит закладывать основу, в том числе инвестиционную, тех проектов, которые должны формировать российскую транспортную отрасль в будущем», – подчеркнул министр.

«И еще один важный момент, который будет присутствовать в повестке нашего дня. Это интеграция. При этом имею в виду интеграционные процессы не только на евразийском пространстве, но и в целом мире, несмотря на те вызовы, с которыми мы сейчас сталкиваемся. Замкнутости с точки зрения транспорта не существует. Именно это обеспечивает его высокую конкуренцию», – заключил глава Минтранса.

 

Морские вести России №18 (2015)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

17.09.2020

Транспортная политика

14.09.2020

Транспортная политика

27.08.2020

Транспортная политика