В непростом году достигнуты неплохие результаты - Морские вести России

В непростом году достигнуты неплохие результаты

11.02.2016

Транспортная политика

В непростом году достигнуты неплохие результаты

18 декабря 2015 года состоялось совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте под председательством и.о. руководителя Росморречфлота Сергея Горелика.

А. Сидоров

В заседании приняли участие председатель Общественного совета при Росморречфлоте, президент Межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» Артур Чилингаров; заместитель директора административного департамента Правительства РФ, ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве РФ Александр Балыбердин; и.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Сарицкий;  и.о. директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев; помощник генерального прокурора России Наталья Ростовцева; заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев; президент Союза «Российская палата судоходства» Алексей Клявин; представители Администрации Президента России, Генеральной прокуратуры РФ, Общественной палаты РФ, министерств транспорта и экономического развития, Федерального агентства морского и речного транспорта, руководители подведомственных Росморречфлоту организаций, бизнес-структур, общественных организаций и ассоциаций морского и речного транспорта.

Артур Чилингаров приветствовал участников заседания, отметив хорошую работу отрасли в уходящем году. Александр Балы­бердин отметил, что уходящий год был для отрасли непростым, особенно для внутреннего водного транспорта. Вместе с тем благодаря отлаженной системе управления отраслью к концу года достигнуты неплохие результаты.

Виталий Клюев ознакомил присутствующих с нормотворческой работой, проводимой в уходящем году подотчетным ему департаментом. В частности, в целях повышения уровня безопасности судоходства на внутренних водных путях России и повышения эффективности государственного регулирования в сфере внутреннего водного транспорта в КВВТ были внесены изменения, в соответствии с которыми Росморречфлоту переданы полномочия по определению срока действия ограничения движения судов.

 

Контроль безопасности на реке нарастает

Заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк в докладе «Об итогах навигации 2015 года на внутренних водных путях» проинформировал собравшихся, что в связи с маловодностью навигация проходила в очень сложных условиях. Отсутствие достаточных глубин на внутренних водных путях привело к снижению объемов перевозок грузов на 3,7%, до 117,8 млн тонн. Перевозки пассажиров возросли на 6,7%, до 13,4 млн человек. В районы Крайнего Севера завезено 17 млн тонн грузов, при этом перевозки в рамках северного завоза выполнены полностью.

«В навигацию текущего года протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов по сравнению с 2014 годом увеличилась на 183 км и составила 49 тыс. км, с освещаемой и светоотражающей обстановкой увеличилась на 222 км и составила около 37 тыс. км», – привел данные замглавы Росморречфлота.

Представитель федерального агентства также рассказал о результатах работы портового контроля и о ходе обеспечения безопасности водного транспорта в целом. «За 2015 год инспекторами госпортконтроля на внутренних водных путях проведено свыше 16 тыс. проверок судов, выявлено около 43 тыс. нарушений обязательных требований, временно задержано 1651 судно», – сообщил В. Вовк.

«При этом следует отметить, что в 2015 году при примерно равном количестве инспекций судов по сравнению с 2014 годом и примерно равном количестве инспекций с замечаниями наблюдается снижение общего количества замечаний, выявленных при проверках, что может свидетельствовать об улучшении общего состояния судов», – добавил замглавы федерального агентства.

«Вместе с тем на пассажирских судах при примерно равном общем количестве замечаний в сравнении с 2014 годом зафиксирован рост замечаний в категориях: судовые документы, безопасность в целом, средства борьбы с пожаром, грузовая марка, экипаж и жилые помещения, сигналы тревоги», – заметил выступающий.

«Хочу отметить, что созданная и функционирующая система портового контроля на реке, несомненно, способствует улучшению состояния судов, стимулированию судовладельцев к выполнению обязательных требований безопасности судоходства и повышению их внимания к техническому состоянию судов», – подвел итог В. Вовк.

И.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Сарицкий, оценивая навигацию уходящего года, отметил качественное улучшение совместной работы Росморречфлота и Ространснадзора в рамках осуществления государственного портового контроля на ВВП России.

«В 2015 году количество транспортных происшествий по сравнению с 2014 годом уменьшилось на 17%, а по сравнению с 2013 годом – на 15%. По-прежнему основные причины возникновения таких аварий – невыполнение командным составом требований нормативных документов (порядка 70% случаев), судоводительские ошибки (18%) и невыполнение судовладельцами и береговыми работниками требований нормативных документов в области безопасности судоходства (8%)», – отметил он.

«Административных протоколов о нарушениях в 2014 году было представлено 965, а в 2015 году – на 26% больше. Это говорит о том, что администрации бассейновых управлений ВВП активно работают в направлении выявления нарушений. И налицо тенденция к улучшению ситуации. Однако необходимо отметить, что протоколы в отдельных случаях возвращаются по причинам неправильного оформления, отсутствия состава нарушения или отсутствия доказательной базы. И таких случаев в общем количестве составленных протоколов насчитывается порядка 21%. Чтобы решить проблему, мы провели совместное совещание с руководителями бассейновых управлений и проговорили все эти моменты. Думаю, на следующий год ситуация будет лучше», – подчеркнул представитель Ространснадзора.

Сергей Сарицкий добавил, что необходимо активизировать работу по введению систем управления безопасностью (СУБ) на судах внутренних водных путей. «Работа по внедрению СУБ проводилась в 2014 году крайне медленно. В 2014 году доля судов, не получивших документы СУБ, составляла 68%, а сейчас этот показатель уменьшился до 39%. Таким образом, в 2015 году количество судов, которые получили документы на СУБ, выросло на 52%. В настоящее время готовится приказ, по которому отсутствие документов СУБ служит поводом для задержания судна. Значит, судовладельцам необходимо поторопиться», – заключил представитель Ространснадзора.

 

Коррупция не пройдет

Заместитель руководителя Росморречфлота Александр Пошивай сделал доклад по организации работы по предупреждению и профилактике коррупционных правонарушений в Федеральном агентстве морского и речного транспорта и в подведомственных организациях Росморречфлота.

«Просьба донести до всего персонала федерального агентства, сотрудников подведомственных организаций, что борьба с коррупцией является не набором скучных мероприятий, которые исполняют скучные люди, а является живым делом, и ее проведение диктуют директивы нашего времени», – сказал он.

«В целях управления коррупционными рисками в Росморречфлоте сформирована и совершенствуется нормативно-правовая база, разработанная с учетом требований федерального законодательства о противодействии коррупции. Сейчас в федеральном агентстве действуют 22 нормативных акта, в том числе 11 из них прошли государственную регистрацию в Минюсте России. Эти акты обеспечивают комплексный подход к профилактике коррупционной деятельности», – добавил А. Пошивай.

С содокладом по вопросу профилактики коррупции выступила прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Управления по надзору за исполнением законодательства по противодействию коррупции Генеральной прокуратуры России Евгения Умпелева. Она обратила внимание присутствующих на то, что в ближайшее время будет расширен круг должностей, на которых занимающие их лица будут обязаны предоставлять сведения о своих доходах и имуществе. В 2015 году в Росморречфлоте была проведена проверка на предмет правильности поданных сведений о доходах и расходах государственных служащих и работников подведомственных предприятий. Е. Умпелева подчеркнула, что такие проверки будут проводиться регулярно и в этой связи необходимо внимательно и ответственно подходить к заполнению указанных документов, поскольку подача ложных сведений влечет за собой ответственность, вплоть до увольнения по формулировке «в связи с утратой доверия». «Институт утраты доверия сегодня применяется достаточно активно. В том числе и в прокурорской практике», – подчеркнула прокурор.

 

Планы на будущее определены

Начальник управления экономики и финансов Росморречфлота Захарий Джиоев доложил о ходе работы по достижению показателей плана деятельности Росморречфлота на период до 2018 года. План деятельности федерального агентства формируется на основе Транспортной стратегии РФ до 2030 года, Стратегии развития внутреннего водного транспорта РФ до 2030 года, указов президента РФ от 7 мая 2012 года, «Основных направлений деятельности Правительства РФ». Инструментами достижения целей плана деятельности являются федеральные целевые программы, и в первую очередь программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)».

Всего в плане деятельности Росморречфлота на период до 2018 года имеется 11 целей. В соответствии с первой целью прирост портовых мощностей в 2015 году составит 19,5 млн тонн. Для достижения цели обеспечения безопасности на транспорте в уходящем году вводятся в строй два дизель-электрических ледокола мощностью 16 МВт, два многофункциональных аварийно-спасательных судна мощностью 7 МВт и одно мощностью 4 МВт. Проведено оснащение арктических и дальневосточных портов средствами ИТСОТБ. Для повышения качественных характеристик внутренних водных путей проводится капитальный ремонт и реконструкция СГТС, ведется работа по ликвидации мест, ограничивающих пропускную способность ЕГС европейской части России, снижается количество СГТС, имеющих неудовлетворительный и опасный уровни безопасности (по состоянию на декабрь 2015 года имеется только один такой объект). Ведется строительство и реконструкция систем обеспечения безопасности мореплавания в  морских портах Кандалакша, Астрахань и Оля и на подходах к ним. Выполнено проектирование реконструкции СУДС Финского залива и порта Новороссийск. В соответствии с майскими указами президента РФ повышается уровень зарплат педагогических работников: сегодня в вузах она составляет 44,7 тыс. рублей, в средних учебных заведениях отрасли – 25,6 тыс. рублей. Осуществляется переход на нормативно-подушевое финансирование. Ведется разработка и утверждение профстандартов: Минтруд России утвердил профстандарт «судоводитель-механик», разработаны проекты профстандартов «гидротехник», рабочих специальностей матроса и моториста. Ведется мониторинг деятельности государственных учебных заведений. В целях создания эффективного управления федеральным имуществом морского и речного транспорта преобразованы в ФГБУ два ФГУП: «Канал имени Москвы» и ГЦСС; включен в план приватизации ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт».

 

Реакция на разливы станет оперативнее

Начальник управления обеспечения судоходства Росморречфлота Денис Ушаков доложил о разработке требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне России. Как сообщил представитель федерального агентства, разработан проект требований к составу сил и средств постоянной готовности, который позволит повысить скорость и качество реагирования в случае разлива. Аттестация сил и средств должна проводиться только силами компетентного органа в этой сфере – Росморречфлота.

«На Сахалине, где потерпел аварию танкер «Надежда», еще работают, убирают загрязнение. Судовладелец известен, собственник тоже найден. Они, насколько знаю, на связь вышли и больше не пропадали», – добавил Ушаков.

«Чтобы навести порядок в этой сфере, требуется работа в том числе и над проектом требований, которые позволят усилить и ускорить реагирование на подобные инциденты», – сказал начальник управления.

Ситуацию прокомментировал и.о. руководителя Росморречфлота Сергей Горелик. «Есть много вопросов (связанных с работами по ликвидации загрязнения нефтью. – Ред.), которые сейчас активно обсуждаются и решаются. Вопрос с аварией на Сахалине находится под личным контролем замминистра В. Олерского. Определенные выводы будут сделаны, и изменения в системе тоже увидим», – сказал он.

Начальник административного управления Росморречфлота С. Курбатов доложил об итогах работы Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта в 2015 году и о плане работы на 2016 год. В уходящем году проведено 5 заседаний Коллегии, в том числе одно выездное в Новосибирске совместно с показными учениями. В следующем году планируются 4 заседания Коллегии, в том числе одно выездное в Мурманске, также с показными учениями.

В ходе обсуждения плана работы А. Чилингаров предложил выездное заседание в Мурманске провести совместно с заседанием Общественного совета при Росморречфлоте. Председатель совета директоров ЗАО «Морцентр-ТЭК» Н. Цах предложил включить в план на IV квартал 2016 года обсуждение работы свободного порта Владивосток. Председатель ЦК ПРВТ В. Кепп предложил включить в план обсуждение вопроса о проведении проверок соблюдения Конвенции МОТ в части, касающейся коллективных договоров.

По традиции на заседании Коллегии были вручены благодарственные письма Росморречфлота.

По окончании заседания и.о. руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Сергей Горелик и заместитель руководителя Росморречфлота Юрий Костин вручили служебные знаки первым заместителям руководителя – капитанам бассейнов внутренних водных путей. Данные знаки вручаются в соответствии с Положением о служебном нагрудном знаке, утвержденным распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 18.02.2015.

 

Морские вести России №1 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ