Достойный труд – достойная зарплата - Морские вести России

Достойный труд – достойная зарплата

28.02.2017

Транспортная политика

Достойный труд – достойная зарплата

В марте 2016 года в Москве состоялся очередной, VIII съезд Профсоюза работников водного транспорта РФ. Делегаты съезда обсудили деятельность центрального комитета, отметили, что работа профсоюза в отчетном периоде проходила в стремлении обеспечить положительные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций отрасли в обстановке сложных внутренних и внешних экономических условий.

К. Фролов

Защита прав членов профсоюза

Все ключевые пункты Программы действий профсоюза на 2011-2016 годы в сфере защиты социально-экономических интересов членов профсоюза: плавсостава морского и речного флота, портовиков, судоремонтников, работников бюджетных учреждений в области заработной платы, занятости, индексации заработной платы, охраны труда, социальной защиты, коллективно-договорных отношений, гарантий и правовой защиты находились в центре внимания ЦК профсоюза и его президиума.

Основным инструментом влияния профсоюза на процесс усиления защиты социально-экономических прав работников отрасли является система условий и обязательств, зафиксированная в четырех отраслевых соглашениях, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, а также участие бассейновых организаций в трех отраслевых соглашениях регионального и территориального уровней, внесенных в 224 коллективных договора, заключенных на предприятиях и в организациях морского и речного транспорта.

Номинальная зарплата в организациях отрасли в основном сохранилась на докризисном уровне и имеет тенденцию к повышению. Среднемесячная зарплата в 2015 году составляла на флоте (морском) 30-50 тыс. рублей, в морских портах – 40-60 тыс. рублей, на предприятиях ВВТ не превышала 35,8 тыс. рублей, у работников технических ФБУ администраций бассейнов в зависимости от региона местоположения – от 23,0 тыс. до 39,5 тыс. рублей. Заметно увеличился уровень зарплаты преподавателей и научных сотрудников отраслевых вузов.

В ряде организаций, таких как обстановочные подразделения ВВП, филиалы ФГУ «Морспасслужба Росморречфлота», ФБУ «Администрация Камского бассейна ВВП», и некоторых других профсоюз не добился ощутимого увеличения дохода работников и наполнения их социального пакета.

Законопроектная деятельность

В отчетный период профсоюз активно представлял интересы работников водного транспорта в законопроектной деятельности и нормативно-правовой защите в федеральных органах законодательной и исполнительной власти при рассмотрении законопроекта о ратификации Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 г., при подготовке законопроектов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства», «О свободном порте Владивосток» и других.

Профсоюз поддержал Стратегию развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года, в которой значатся несколько крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство Багаевского и Нижегородского низконапорных гидроузлов. Реализация этих и других федеральных целевых программ обеспечивает новые рабочие места для наших членов профсоюза в ближайшей и среднесрочной перспективе.

В Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обсуждались поправки к Трудовому кодексу РФ по оптимизации процесса рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, рассматривались Правила охраны труда на судах морского и речного флота, о режиме труда лоцманов, Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха категорий работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в морских портах и многие другие проекты нормативных актов.

В области оплаты труда и социальной защиты профсоюз, руководствуясь принципом «достойному труду – достойная зарплата», настаивал совместно с другими профсоюзами ФНПР на повышении минимального уровня заработной платы в составе профсоюзной стороны в Российской трехсторонней комиссии, а также непосредственно с Министерством труда и социальной защиты решал вопросы особенностей режима труда и отдыха, охраны труда, специальной оценки условий труда и пенсионного обеспечения плавсостава.

Перед Министерством здравоохранения ЦК профсоюза поднимает вопросы медицинского обеспечения членов экипажей судов и работников организаций внутренних водных путей.

Взаимодействие с властью

На нормативно-правовом поле профсоюз сотрудничает с Министерством транспорта, Росморречфлотом, другими правительственными органами.

Ответственные работники министерства и Росморречфлота принимают участие в выездных заседаниях президиума ЦК ПРВТ и семинарах по вопросам, представляющим взаимный интерес, таких как обеспечение выполнения федеральных отраслевых соглашений по организациям морского и речного транспорта, особенно в бюджетных учреждениях. В свою очередь председатель профсоюза (В.В. Кепп) принимает участие в заседаниях коллегии Министерства транспорта, в том числе при рассмотрении итогов работы и задачах на предстоящий период.

Способствовали налаживанию взаимопонимания периодические встречи руководителей транспортных профсоюзов с министром транспорта. В ходе встреч обсуждались проблемы повышения эффективности социального партнерства, размер минимальных ставок (окладов) на путейских работах, уровень зарплаты в бюджетных учреждениях, трудности ее индексации, пополнения флота под российским флагом, деофшоризация флота, нестабильность водного режима на объектах ВВП, меры по укреплению материальной базы образовательных учебных заведений и многие другие темы.

Основы молодежной политики ПРВТ закреплены в отраслевых соглашениях по подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сфере морского и речного флота и Министерству образования. В них предусмотрены дополнительные условия, гарантии и льготы молодежи в области трудоустройства, профессионального роста, бытовых условий, культурно-спортивных возможностей и иных видов поддержки.

В отчетном периоде профсоюзом совместно с Федеральным агентством морского и речного транспорта предпринимались усилия по решению жилищной проблемы работников учреждений ВВП в нынешних экономических условиях. В списках нуждающихся – 1773 человека.

Социальное партнерство

В центре внимания ЦК профсоюза в отчетном периоде были вопросы укрепления и развития социального партнерства в организациях и учреждениях морского и речного транспорта.

Принципы социального партнерства сторонами отраслевых соглашений не нарушались. С профсоюзом успешно взаимодействовали представители работодателей – Росморречфлот и объединения работодателей: Союз «Российская палата судоходства», Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта, Ассоциация связистов морского и речного транспорта и Ассоциация судоремонтных заводов. Обеспечивались организация деятельности четырех отраслевых комиссий и контроль исполнения отраслевых соглашений.

В настоящее время принимаются меры по заключению отраслевого соглашения по морскому транспорту (коммерческий сектор), в котором должны быть предусмотрены условия и обязательства для работников флота, портов и судоремонтных предприятий. Профсоюз благодарит объединения работодателей за добросовестное выполнение взятых на себя обязательств по отраслевым соглашениям.

Особая роль первички

Ведущее место в организации и осуществлении защиты социально-трудовых и связанных с ними экономических прав работников принадлежит бассейновым и первичным профсоюзным организациям, которые поддерживают на должном уровне работу по заключению коллективных договоров, контролируют их исполнение, участвуют в региональных отраслевых, территориальных, муниципальных и иных соглашениях с учетом местных условий и обстоятельств. Неоднократно отмечалась налаженность и продуктивность коллективно-договорных отношений в Волго-Донской, Ленской, Амурской, Южной, Средне-Волжской, Енисейской, Тихоокеанской, Московской, Обской и других бассейновых организациях.

Анализ итогов коллективно-договорных кампаний показывает, что в трудовых коллективах еще не изжита социальная пассивность у значительного числа работников. Удельный вес членов профсоюза, защищаемых коллективными договорами, по сравнению с численностью контингента работников, на которых распространяется действие коллективного договора, растет и в 2015 г. в целом по ПРВТ составил 70,8%; действием коллективных договоров пользуются 79 677 человек, в том числе 42 517 членов профсоюза.

ЦК профсоюза обязал руководителей территориальных (бассейновых) профсоюзных организаций, председателей профсоюзных комитетов обеспечить общественный контроль профсоюзной организации за правильным оформлением и соблюдением трудовых и связанных с ними социально-экономических прав работника – члена профсоюза, вносить это условие в коллективный договор, проводить целевые проверки соблюдения работодателем обязательств в отношении работников, выполняющих работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также по другим вопросам, регулируемым отдельным письменным соглашением к трудовому договору, в том числе с учетом мнения профсоюзной организации.

Особое внимание необходимо уделить нормативным актам о специальной оценке условий труда, соблюдению процедуры ее проведения и оформления результатов оценки. Досрочное назначение страховой пенсии плавсоставу теперь возможно при условии проведения специальной оценки условий труда и только при установлении по результатам оценки вредного (третьего) или опасного (четвертого) классов условий труда. Занижение класса вредности при оценке условий труда влечет отказ в праве плавсостава на досрочную пенсию. Работе организаций и учреждений по проведению специальной оценки условий труда необходимо обеспечить пристальное внимание и широкую гласность.

С учетом сложившихся экономических условий VIII съезд профсоюза выработал основные направления работы ПРВТ в организациях морского и речного транспорта на предстоящий пятилетний период.

Съезд оценил работу ЦК ПРВТ удовлетворительно и вновь избрал председателем профсоюза В.В. Кеппа.

Оперативность и деловой стиль взаимоотношений министерства и крупнейшего отраслевого профсоюза, действующего на водном транспорте, в значительной мере способствуют улучшению качества проводимой министерством нормотворческой работы, нацеленной на всестороннее динамичное развитие транспортного комплекса, на создание для работников транспорта достойных условий труда и уровня социальной защищенности.

Соблюдение этих трудовых норм – залог роста производительности труда и в конечном итоге обеспечение слаженной и эффективной работы отрасли.

Желаю делегатам, всем участникам съезда, всем труженикам и ветеранам отрасли дальнейшей успешной и плодотворной работы, здоровья и благополучия.

Министр транспорта РФ М.Ю. Соколов

Необходимо отметить положительный опыт нашей совместной работы по заключению отраслевого соглашения по речному транспорту, которое обеспечивает необходимую основу для коллективных договоров в судоходных компаниях и по сей день.

В настоящее время начат переговорный процесс с профсоюзами, представляющими работников плавсостава морского флота, по разработке и заключению Отраслевого соглашения по морскому транспорту на 2016-2018 годы, и мы надеемся, что участие Профсоюза работников водного транспорта в этом процессе позволит внести весомый вклад в решение проблем защиты интересов моряков и речников совместно с судовладельцами.

Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество Российской палаты судоходства с ПРВТ во благо работников плавсостава и судовладельцев.

Президент Российской палаты судоходства А.Ю. Клявин

Морские вести России №7 (2016)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021