Морская коллегия отправилась в Крым - Морские вести России

Морская коллегия отправилась в Крым

13.03.2017

Транспортная политика

Морская коллегия отправилась в Крым

В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ под председательством вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина. Обсуждаемыми темами были морская политика региона, а также поиск путей решения проблем предприятий крымского оборонно-промышленного комплекса. Среди участников мероприятия были помощник Президента РФ Игорь Левитин, глава Республики Крым Сергей Аксенов, губернатор Севастополя Сергей Меняйло, командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко, заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, заместитель министра сельского хозяйства РФ – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков и др.

Алина Гурова, спецкор

Главные вопросы

– Впервые за 15-летнюю историю Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации мы проводим совещание в городе русской морской славы – в Севастополе. Хочу подчеркнуть, что это стало возможно только благодаря волеизъявлению крымчан, практически единодушно поддержавших два года назад воссоединение Севастополя и Крыма со своей исторической родиной – Россией, – отметил в начале работы Морской коллегии Дмитрий Рогозин. Он подчеркнул, что «принятые в 1995-1997 годах энергичные меры по сохранению пребывания российского Черноморского флота в Крыму и Севастополе фактически препятствовали насильственной украинизации Севастополя и Крыма в целом и сдержали проявления национализма».

В свою очередь Олег Белавенцев, полномочный представитель президента РФ в Крымском федеральном округе, отметил, что мероприятие «является знаковым событием и имеет важное политическое значение, показывая, какое внимание руководство России и вся страна уделяют региону. Мы видим реальные результаты работы, усилия Морской коллегии». При этом он добавил, что «за последнее время серьезно увеличен боевой потенциал всей группировки войск и Вооруженных сил РФ, дислоцированной на территории Крымского федерального округа».

– На вооружение Черноморского флота, других соединений и частей поступают новейшие образцы вооружения и боевой техники – подводные лодки, надводные корабли, боевые самолеты и вертолеты, беспилотные летательные аппараты, современные образцы вооружения для береговых войск, – подчеркнул О. Белавенцев и напомнил, что высокая боевая готовность Черноморского флота была подтверждена в феврале в ходе внезапной проверки, проведенной министром обороны РФ по поручению Верховного главнокомандующего.

Вопросы безопасности стали для крымчан и севастопольцев одними из главных в повседневной жизни. При этом О. Белавенцев заметил, что «каждый год количество посещающих полуостров увеличивается, несмотря на сложности. Мы пережили и переживаем водную, транспортную, продовольственную блокаду. Все вы знаете об энергетической блокаде и той титанической работе, которую сделала вся наша страна, жители полуострова для стабилизации ситуации». Он обратил внимание на то, что есть проблемы с безопасностью энергоперехода с Тамани в Крым, транспортного перехода в Керченском проливе, и привел в пример ЧП, произошедшее 16 марта, когда турецкий теплоход «Лира» «задел две и уничтожил одну опору моста».

– Ожидаем, что с помощью президента РФ до 1 мая будет закончена вторая очередь энергомоста и практически все потребности Крыма в летний период будут обеспечены», – сказал Белавенцев, добавив, что строительство двух ТЭС по 470 МВт каждая решит проблему окончательно в течение 2,5 лет.

В ходе совещания В. Олерский выступил с докладами «О реализации национальной морской политики в Черном и Азовском морях» и «О формировании международного правового режима Черного и Азовского морей, порядка использования водных биологических ресурсов, разведки и эксплуатации месторождений углеводородов, прокладки и эксплуатации трубопроводов». На эту же тему выступил руководитель Росгидромета А. Фролов.

Илья Шестаков, говоря о национальной безопасности, поднял вопрос относительно необходимости решения проблемы нынешнего статуса Азовского моря, который определен договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (от 24 декабря 2003 г.). В соответствии с ним Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами РФ и Украины, что позволяет как российским, так и украинским рыбодобывающим компаниям осуществлять рыболовство на всей акватории Азовского моря и Керченского пролива, включая Азово-Кубанские лиманы. При этом украинские рыбаки, осуществляя рыболовство в лиманах, беспрепятственно заходят на значительные расстояния фактически вглубь акватории России. Данное обстоятельство, с учетом нынешнего состояния двусторонних отношений с Украиной, является серьезным фактором, создающим угрозу национальной безопасности Российской Федерации в этом.

Выступающие обращали внимание на необходимость усиления и развития работ по проведению комплексных научных исследований, прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений, представляющих угрозу для населения побережий и береговой зоны Крыма, а также осуществления государственного мониторинга загрязнения морской среды Черного и Азовского морей. Были предложены соответствующие дополнения и изменения в протокол совещания, в том числе поручение, касающееся утверждения в текущем году федеральной целевой программы «Мировой океан» на 2017-2032 годы. О выполнении решений Морской коллегии при Правительстве РФ по обеспечению транспортной доступности полуострова Крым рассказал заместитель руководителя Росморречфлота К. Стасюк.

Возрождение ОПК

Приоритетным для Крымского федерального округа Морская коллегия назвала вопрос развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Сегодня потенциал ОПК в Крымском федеральном округе представлен 30 предприятиями. Они существенно влияют на рост экономики, однако за предыдущие 20 лет были доведены до состояния развала. Так, говоря о посещении судостроительного завода «Море» в Феодосии, заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин назвал свои впечатления удручающими.

По его словам, крымский и севастопольский оборонно-промышленные комплексы требуют глубокой модернизации, системного подхода и средств. По мнению Рогозина, первый этап модернизации на заводе «Море» пройдет до осени, предприятие получит и военные, и гражданские заказы. Вице-премьер добавил, что завод уже обеспечен военными заказами, но не стал раскрывать, какими именно. Он сделал особый акцент на том, что для того, чтобы предприятие получило действительно крупные заказы, необходимо привести в надлежащее состояние заводскую инфраструктуру. «Нам надо нормальный слип, который пока не готов для того, чтобы большая тяжелая техника под 800 тонн могла бы с этого слипа сходить в воду». Поэтому необходимо в течение года увеличить мощность до максимума. Весь оставшийся на заводе от украинских заказов хлам и металлолом будет разобран и использован для нужд Черноморского флота.

Напомним, что «Море» – не единственное судостроительное предприятие Крыма, которому оказывается поддержка. Не так давно в Министерстве промышленности и торговли РФ заявили о намерении возобновить с 2016 года строительство круизных лайнеров вместимостью до 300 пассажиров, и в том числе на керченском заводе «Залив», попавшем в список предприятий, которые могут использоваться для этого. Строительство каждого лайнера займет до трех лет и будет проходить в рамках реализации государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2015-2030 годы».

Морская коллегия отметила, что будет и в дальнейшем всячески способствовать выполнению намеченных планов, выполняя поручение президента РФ по загрузке судостроительных предприятий Крыма.

– Президент неоднократно и абсолютно однозначно указывал на необходимость поддержки отечественных судостроителей и формирования консолидированного, полноценного заказа на все предприятия отрасли. Особенно актуальна эта задача после 2020 года, когда будут выполнены основные задачи государственной программы вооружения, когда флот пополнится по индикаторам, установленным президентом, необходимым количеством кораблей и судов, морской техники. И после этого раскрученные военные кораблестроительные мощности надо будет задействовать для производства гражданской морской техники и судов. Мне поручено контролировать и координировать связанные с этим процессы, – сказал Дмитрий Рогозин. – Для решения стоящей задачи принимаются системные меры. Принято решение, что закупка техники за рубежом возможна после получения соответствующего одобрения Правительства Российской Федерации.

Выгодные заказы должны оставаться в России

Нормативно-правовая база в части согласования с правительственной комиссией по импортозамещению будет уточнена по разделу части размещения заказов на строительство судов и морской техники стоимостью более 1 млрд рублей на иностранных верфях.

– Подчеркну, что по остальным позициям эта цифра 10 млрд рублей. Специально сделаны изменения для судостроения – 1 млрд, – сделал акцент Дмитрий Рогозин. – По сути дела, комиссия по импортозамещению должна контролировать любые попытки вывода заказов за пределы Российской Федерации.

Председатель Морской коллегии сообщил и о других изменениях, которые планируется внести в законодательство в интересах поддержки отечественных судостроителей и отраслей морской деятельности:

– Вопрос загрузки отечественных судостроительных предприятий носит стратегически важный характер. Мы формируем новую программу вооружения, при этом достигаем предусмотренных плановых показателей по обновлению морского флота и вооружений. После 2020 года, напоминаю, будут высвобождаться производственные мощности крупнейших военных верфей, и уже сейчас необходимо знать, как будет идти загрузка производством гражданской морской и речной техники.

– Я прямо запрещаю выводить из страны выгодные судостроительные заказы. Больше предупреждать не буду, – продолжил заместитель председателя правительства.

По его словам, не все крупные заказчики осознали всю серьезность момента, в том числе и политическую ситуацию вокруг России. На доклад президенту попал информационный материал китайского подразделения Российского морского регистра судоходства, в котором приводятся блестящие достижения регистра по техническому наблюдению за строительством судов в промежуток с 2013 по 2015 год на семи китайских верфях, а также по изготовлению материалов и изделий для морских судов на 118 заводах в 48 городах Китая. Дмитрий Рогозин обратился к куратору Российского морского регистра судоходства с просьбой доложить, кто выступает заказчиком судов на указанных китайских верфях и есть ли среди них российские компании.

– Если таковые компании имеются, прошу их представителей доложить, с какой стати они нарушают принятые правительством требования, – сказал Рогозин.

Крымчане остались довольны визитом московских гостей. По мнению главы Республики Крым Сергея Аксенова, подобные совещания способствуют ускорению работы многих должностных лиц и скорейшему поиску решения возникающих проблем.

– Благодарю Дмитрия Олеговича за конструктивные решения, которые он принимает. Хорошо, что есть федеральные чиновники, осознающие наличие определенных крымских особенностей, и чтобы их понять, необходимо побывать непосредственно на месте, – отметил Аксенов.

После совещания Морской коллегии В. Олерский и К. Стасюк посетили Севастопольский филиал Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. Помимо этого В. Олерский провел совещание в Севастопольском филиале ФГБУ «АМП Черного моря» по проблемным вопросам функционирования портов Крыма и Керченской паромной переправы с участием руководителя учреждения В. Ерыгина, генерального директора ФГУП «Росморпорт» А. Тарасенко, капитанов портов Севастополь, Керчь и Кавказ.

Морской флот №2 (2016)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

30.12.2020

Транспортная политика

29.12.2020

Транспортная политика

24.12.2020

Транспортная политика