Содружество в действии - Морские вести России

Содружество в действии

27.04.2017

Транспортная политика

Содружество в действии

В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и речного транспорта государств – участников Координационно-транспортного совещания СНГ (КТС СНГ) и XI заседание Исполнительного комитета КТС СНГ. В работе сессии приняли участие члены Совета четырех государств – Азербайджана, Белоруссии, Казахстана и России, а также представители администраций морских портов России, организаций и предприятий водного транспорта. Вел заседание заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский.

Главная цель мероприятия – обмен опытом в ходе проводимых реформ и внедрения новых транспортных технологий, оценка текущей ситуации, связанной с политическими событиями в мире, и выработка совместных решений. Состоялся откровенный диалог между профессионалами, от которых зависит как развитие транспортной отрасли каждой из стран СНГ, так и международные перевозки в целом.

Владимир Меланин, Новороссийск

Плоды реорганизации

Предваряя VI сессию Совета, с приветственным словом к участникам обратился председатель Исполнительного комитета КТС СНГ Александр Давыденко. Он, в частности, отметил, что нынешняя сессия проводится в непростых политических и экономических условиях, когда со стороны Запада на Россию усиливается давление, делаются попытки ослабить страну, снизить ее экономический потенциал. Сейчас, по словам А.Давыденко, особенно важно всему Содружеству противостоять внешнему натиску сообща, единым фронтом, что в полной мере относится и к транспортной отрасли.

По первому вопросу повестки дня с докладом о роли государственных органов в обеспечении безопасности мореплавания и проводимых преобразованиях в водной отрасли России выступил действующий председатель Совета государственных администраций морского и речного транспорта КТС СНГ, заместитель руководителя Росморречфлота Юрий Костин.

В числе главных итогов преобразований он назвал завершившуюся в прошлом году реорганизацию администраций морских портов (АМП). Сейчас в РФ восемь администраций, и созданы они по бассейновому принципу. В новом качестве АМП обеспечивают более высокую эффективность исполнения капитаниями портов, с которых сняли чрезмерную административную нагрузку, своих непосредственных функций. В ведении АМП находятся все организационные, материально-технические, финансовые вопросы. Капитании же всю работу сосредоточивают на главном направлении – обеспечении безопасности мореплавания. Как следствие, снизилась аварийность на морском транспорте, сократились случаи разливов нефти и нефтепродуктов, больше внимания уделяется проблемам экологии.

По словам докладчика, в настоящее время идет активное обновление аварийно-спасательного флота. За 2010-2015 годы «Морспасслужбой Росморречфлота» принято 27 новых судов – аварийно-спасательных, лоцманских, водолазных, бонопостановщиков. К примеру, отлично зарекомендовало себя многофункциональное аварийно-спасательное судно «Балтика» усиленного ледового класса и мощностью 7 мегаватт. Благодаря уникальной форме корпуса, столь же уникальному движительному комплексу судно может передвигаться во льдах почти лагом, образуя широкий канал ведомым судам. Сейчас «Балтика» несет дежурство в Обской губе в районе порта Сабетта.

Как отметил Ю. Костин, Росморречфлотом большое внимание уделяется совершенствованию систем управления движением судов (СУДС), что также способствует обеспечению безопасности мореплавания. Всего сегодня эксплуатируется 26 СУДС, обеспечивающих комплексные услуги в 31 морском порту. Однако некоторые из них запущены еще в конце прошлого века и требуют реконструкции и обновления – например, СУДС Финского залива, где скоро развернутся полномасштабные модернизационные работы. А вот на Белом море в 2015 году введена в строй новая СУДС Кандалакшская.

Ю. Костин рассказал и о преобразованиях, происходящих на внутреннем водном транспорте РФ, которые также связаны с повышением уровня безопасности судоходства.

В завершение выступления он положительно оценил проведение в марте этого года в г.Санкт-Петербурге семинара по вопросам безопасности мореплавания и информационного обмена и предложил продолжить работу по расширению сотрудничества и обмену опытом государственных администраций морского и речного транспорта в данных направлениях, а также в области поиска и спасания людей, предотвращения загрязнения морской среды.

С этой целью Совет пригласил заинтересованные стороны принять участие в международном семинаре по портовому контролю на Каспии, который планируется провести в сентябре 2016 года на базе ФГБУ «АМП Каспийского моря».

Морские порты и перевозки на Каспии

Далее на повестке дня стояли вопросы развития инфраструктуры морских портов Каспия и организации туристского сообщения в Каспийском бассейне. Соответственно, с презентациями на эти темы выступили директор АО «Морской торговый порт Оля» Александр Мельников и генеральный директор ООО «Морское инженерное бюро-СПб» Геннадий Егоров. Последний, в частности, рассказал о разработанных по заказу Росморречфлота перспективных круизных судах река-море плавания и круизных автомобильно-пассажирских паромах для Каспийского моря и Азово-Черноморского бассейна.

В ходе состоявшегося затем обмена мнениями участники Совета затронули вопросы развития инфраструктуры портов других стран на Каспии, пунктов пропуска, оформления судов и грузов, переориентации отдельных видов грузопотоков. В выступлениях звучала мысль о необходимости более тесного сотрудничества и координации в решении вопросов развития отрасли, о том, что накопленный опыт должен быть общим достоянием, использоваться всеми сторонами КТС СНГ, содействовать развитию связей и подъему экономики каждой страны.

Вот, например, что сказал один из участников сессии из Казахстана Абай Турикпенбаев, вице-президент по техническим вопросам АО «Национальная компания «Актауский международный морской торговый порт»: «Коллеги по бизнесу из разных стран еще раз в ходе нынешнего Совета убедились в полезности общения для координации наших действий. Тем более это необходимо, так как экономическое пространство у нас общее. У себя на Каспии мы тесно взаимодействуем и дополняем один другого. Например, из казахстанского порта Актау идут в соседние страны нефть и ее производные, металлы, зерно, активно развивается наливной грузопоток через порт-спутник Актау – Баутино. А вот южнее, в 60 км от Актау, строится новый порт Курык, где будет возведен мощный современный паромный комплекс, который послужит всем прикаспийским странам. С российскими портами у нас издавна дружественные партнерские связи, и из года в год они крепнут. Нас также радует оживление торговых связей с Ираном, который долгое время был закрытым исламским государством. Сегодня оттуда к нам идет цемент, стройматериалы, туда мы экспортируем зерно, металлы, нефтеналивные грузы».

В конце выступления А. Турикпенбаев отметил, что у стран СНГ много общего, и даже схожи проблемы в портах, поэтому опыт одних с полным основанием можно внедрять у всех соседей. «От этого мы все только выиграем, что, конечно, вселяет надежду на лучшие перспективы», – сказал представитель Казахстана.

По вопросу развития портовой инфраструктуры России на Каспии Совет принял решение продолжить необходимую работу в данном направлении, в том числе по привлечению дополнительных грузопотоков, а на следующем заседании рассмотреть вопрос поставок товаров с использованием инфраструктуры морских портов как России, так и Азербайджана, Казахстана и Туркменистана.

С заботой о водном туризме

Большой интерес на сессии Совета вызвало выступление заместителя руководителя ФГБУ «АМП Черного моря» Олега Зуйкова об организации туристского круизного сообщения в Черноморском бассейне. По словам докладчика, на Черном море в отличие от Каспия, где круизный туризм только пытаются организовать с нуля, этот вид пассажирских перевозок раньше был хорошо развит. Так, в Черноморском пароходстве в советское время было свыше 20 пассажирских лайнеров общей вместимостью более 12 тысяч человек. Они обслуживали 14 международных и 20 внутренних линий. Многие еще помнят такие комфортабельные суда, как «Тарас Шевченко», «Шота Руставели», «Россия», «Казахстан», «Лев Толстой» и другие, которые успешно конкурировали на международном круизном рынке. В целом же Черноморский регион всегда был привлекательным для советских и иностранных туристов.

«К сожалению, весь этот потенциал к концу XX века был утерян, и в настоящее время круизная ниша на Черном море не занята, – продолжил О. Зуйков. – Правда, в последние годы наблюдаются робкие попытки реанимации водного туризма, но исключительно за счет иностранных судоходных компаний. Из российских портов заходы лайнеров осуществлялись лишь в Сочи».

Так, по словам О. Зуйкова, с 2012 по 2015 год порт Сочи посетило 16, 40, 47 и 17 судов соответственно. Резкое снижение судозаходов в 2015 году объясняется действием западных санкций против России. Они сказываются и в нынешнем году – с января по май был лишь один судозаход, а всего заявлено пять посещений.

Как рассказал представитель АМП Черного моря, кроме Сочи из российских черноморских портов у иностранных туристов популярностью пользовался Новороссийск. Об этом можно судить по тому, что в 2013 году в этот порт зашло 25 круизных судов. Затем, как и в Сочи, произошло резкое снижение судозаходов по причине все тех же санкций. Из крымских портов наиболее посещаема была Ялта: в 2013 году – 167 заходов. В 2014 и 2015 годах посещений – лишь единичные случаи.

По убеждению докладчика, туристско-круизный потенциал всех российских черноморских портов себя не исчерпал, и пора его расцвета в самом ближайшем будущем. Залогом тому является обилие интересных объектов в регионе для посещения туристами и готовность портовой инфраструктуры к приему самых современных круизных лайнеров.

К примеру, в Сочи к Олимпиаде введена новая гавань для приема пассажирских судов всех классов с пунктом пропуска, рассчитанным на обслуживание 1200 пассажиров в час. В Новороссийске завершается модернизация пассажирских причалов, решается вопрос с перепостановкой мемориального крейсера-музея «Михаил Кутузов». Готов увеличить прием туристов и легендарный город русской морской славы Севастополь.

В развитие круизной темы выступили и другие участники сессии. Так, представители Белоруссии поделились своими соображениями относительно внутреннего речного туризма, азербайджанцы и казахстанцы – об организации водных путешествий по Каспию с посещением самого древнего города региона Дербента, подземной мечети Актау, природных заповедников Северного Каспия и других интересных районов и объектов Прикаспийского региона.

В заключение

В ходе заседания был избран новый председатель Совета государственных администраций морского и речного транспорта государств – участников КТС СНГ, им стал заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский. Подводя итоги работы Совета, он заметил: «Скажу откровенно – мне здесь было очень интересно. Образно говоря, мы сверили часы, обсудили, кто, как и в каком направлении работает и развивается».

В. Олерский также подчеркнул, что работа в едином ключе позволяет всем странам Содружества унифицировать технологические процессы, применять и внедрять опыт соседей и коллег по бизнесу, минимизировать потери и повышать эффективность тех или иных грузопотоков.

Касаясь проблем водного туризма и круизного бизнеса, В. Олерский, в частности, сказал: «Понятно, чтобы привлечь туристов, особенно иностранных, и заработать на этом, нужно активно решать вопросы и строительства флота, и организации круизных линий, и обустройства портовой инфраструктуры, и организации пунктов пропуска, а еще организации питания на борту лайнеров, отдыха туристов, бункеровки судов – да мало ли этих проблем! Тут требуется объединение усилий всех заинтересованных сторон. Только в этом случае мы будем обречены на успех. Судя по состоявшемуся разговору, активности участников Совета, могу с уверенностью сказать, что поставленной цели мы достигнем».

Морские порты №5 (2016)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

30.12.2020

Транспортная политика

29.12.2020

Транспортная политика

24.12.2020

Транспортная политика