Жестче условия – больше новых идей - Морские вести России

Жестче условия – больше новых идей

25.05.2017

Транспортная политика

Жестче условия – больше новых идей

8-9 сентября 2016 года в Калининграде прошел Восьмой М еждународный Балтийский транспортный форум, в работе которого приняли участие руководители и специалисты транспортных и логистических компаний, морских, автомобильных и железнодорожных перевозчиков из России, Белоруссии и Литвы, представители правительства Калининградской области.

Одной из центральных тем форума традиционно стало развитие портовой инфраструктуры самого западного региона России. По мнению участников мероприятия, текущее ухудшение макроэкономических условий – вовсе не фактор, затрудняющий развитие портов, а стимул для мобилизации отрасли, поиска и воплощения новых идей. В ближайшей и среднесрочной перспективе в Калининградской области будет расширен контейнерный терминал в Балтийске, построены угольный терминал и терминал регазификации СПГ, расширены возможности терминала ГК «Содружество», а также построен новый международный морской терминал для приема круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерском.

Татьяна Дмитриева

Курс на развитие

За восемь лет проведения Балтийского транспортного форума круг обсуждаемых на нем вопросов сложился и остается практически неизменным – это проблемы развития транспортной отрасли, использование транзитного потенциала Калининградской области в части автомобильных, железнодорожных и морских перевозок и т.д. При этом год от года меняется экономический фон, на котором проходят дискуссии.

«Сегодня под влиянием санкций и рецессии наблюдаются существенные изменения в объемах, структуре и географии международных грузоперевозок, что не может не отражаться на динамике развития транспортного комплекса Калининградской области, в значительной степени ориентированного на обслуживание транзитных импортных грузопотоков», – отметила управляющий партнер M.A.Research Людмила Симонова.

Вместе с тем, текущее ухудшение макроэкономической ситуации не следует рассматривать как фактор, который мог бы затруднить дальнейшее развитие портов и всей транспортной инфраструктуры региона, убежден начальник департамента развития транспортного комплекса и дорожной деятельности Министерства развития инфраструктуры Калининградской области Владимир Жовтун. «В нашем случае – чем жестче условия, тем больше должно возникать новых идей и способов их воплощения. Сегодня перед нами стоит задача превратить Калининградскую область в регион наибольшего благоприятствования, а для этого необходимо развитие транспортной инфраструктуры и улучшение качества транспортного обслуживания», – сказал В. Жовтун.

По информации ФГУП «Росморпорт», за 7 месяцев 2016 года грузооборот морского порта Калининград составил 6,97 млн тонн, что на 6,8% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Однако, по прогнозам Министерства развития инфраструктуры области, к 2020 году переработка грузов портовым комплексом региона должна вырасти на 9% по сравнению с уровнем 2015 года.

Расширение контейнерного терминала ООО «БСК»

По словам Алексея Павлова, генерального директора ООО «Балтийская стивидорная компания» (БСК, входит в Группу НМТП), в 2016 году спрос на морские контейнерные перевозки остается достаточно низким, но уже наметилась тенденция к восстановлению грузопотока. Так, на фоне общего сокращения контейнерооборота морских портов России на 1,3% за 6 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в портах Балтийского бассейна контейнерооборот вырос на 3,2%, при этом наибольший рост контейнерооборота (+15,8%) показал порт Калининград.

Как отметил А. Павлов, раньше внушительная часть грузов в Россию шла через зарубежные балтийские порты, однако сейчас импортеры постепенно переориентируются на отечественные терминалы. «За последнее время российский транзит через прибалтийские порты сократился на 15-20%, и есть надежда, что в дальнейшем в наши порты на Балтике удастся перенаправить и контейнерные грузопотоки российских грузов», – сказал генеральный директор ООО «БСК».

Он также обратил внимание на то, что сегодня в зарубежных портах переваливается порядка 200 тыс. TEU, ориентированных на Россию, «чужие» терминалы участники рынка выбирают из-за более привлекательных условий хранения груза и комфортности таможенных процедур. Тем не менее, по словам А. Павлова, развитию отечественных контейнерных терминалов на Балтике будут способствовать контейнеризация экспорта и рост контейнерных грузопотоков из Китая и Казахстана. «Что касается портов Калининградской области, крайне необходимо продолжать работу по организации транзитных грузопотоков с запуском контейнерного поезда», – считает эксперт.

Интересно отметить, что сегодня контейнерный терминал ООО «БСК» конкурирует за грузы не только с соседними отечественными и зарубежными терминалами Балтики, но и с железнодорожными маршрутами. Например, по словам Виктора Голомолзина, начальника Калининградской железной дороги (КЖД – филиал ОАО «РЖД»), КЖД планирует реализовать проект по переключению с морского вида транспорта на железнодорожный грузопотока крупнотоннажных контейнеров с автокомплектующими, следующими в адрес крупнейшего градообразующего предприятия области ЗАО «Автотор» из корейского порта Пусан. Перевозка будет осуществляться по маршруту Находка – Восточная – Калининград в составе ускоренного контейнерного поезда, а привлекаемый объем контейнерных грузов составит до 8 тыс. TEU в год.

Так или иначе, в расчете на будущее увеличение контейнерного грузопотока ООО «БСК» реализует инвестиционный проект по расширению контейнерного терминала. По завершении проекта к 2020 году мощность терминала увеличится с нынешних 260 тыс. до 400 тыс. TEU. Кроме того, в рамках соглашения с ФГУП «Росморпорт» ООО «БСК» ведет реконструкцию причала №82 и обустройство дополнительного причала на северной стороне третьего бассейна.

Строительство угольного терминала и терминала регазификации

В ближайшее время в составе морского порта Калининград появятся два новых специализированных терминала – угольный и регазификации сжиженного природного газа (СПГ). По словам Андрея Мошкова, заместителя директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» – начальника Калининградского управления, терминал по перевалке угля для ТЭЦ будет построен на территории пос. Взморье сразу за терминалом ГК «Содружество», и в его составе будет один причал.

Он отметил, что для реализации проекта есть необходимая инфраструктура – недалеко от выбранного места строительства проходит ЛЭП, есть возможность прокладки участка железной дороги и автодороги. Однако сегодня проект находится в стадии проектирования и говорить о конкретных мощностях и сроках ввода в эксплуатацию пока рано.

Более определенным с этой точки зрения выглядит проект терминала регазификации СПГ. Терминал морского базирования проектной мощностью 2,3 млн тонн СПГ в год планируется построить в Зеленоградском районе Калининградской области. Протяженность морского участка газопровода составит около 4,5 км, сухопутного – 8,8 км.

В качестве источника СПГ на первом этапе реализации проекта рассматривается внешний рынок, позже делается расчет на газ по проекту «Балтийский СПГ», первую очередь которого планируется ввести в эксплуатацию в конце 2018 года. «Директивный срок ввода регазификационного терминала в эксплуатацию – 2017 год. С сентября текущего года ОАО «Газпром» и подрядные организации начали реализацию этого проекта и уже готовят инфраструктуру для создания ГТС», – сказал А.Мошков.

Совершенствование подходов к терминалу ГК «Содружество»

Наиболее динамичное развитие среди терминалов морского порта Калининград в последнее время получил терминал ГК «Содружество». Владимир Козырев, президент Ассоциации стивидорных компаний порта Калининград, заметил, что если бы не положительная динамика грузооборота этого терминала, то сокращение общего грузооборота Калининградского порта было бы гораздо существенней.

Эксперт привел следующую статистику: грузооборот морского порта Калининград с 2008 года сократился на 17,5% – с 15,6 млн до 12,7 млн тонн; без терминала ГК «Содружество» грузооборот упал бы на 43,5% – до 8,17 млн тонн.

За 7 месяцев 2016 года грузооборот терминала увеличился на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и составил 2,6 млн тонн. Растет и доля терминала в грузообороте порта: если в 2015 году она не превышала 33%, то сегодня уже составляет 38%.

Такая динамика обусловлена главным образом совмещением производственной и перегрузочной деятельности в рамках одного предприятия. Сейчас в управлении ГК «Содружество» находится девять причалов длиной от 169 до 280 метров общей протяженностью более 2 км, что позволяет одновременно обрабатывать шесть судов с суточным грузооборотом до 70 тыс. тонн растительных масел и зерновых. Особенностью инфраструктуры терминала является индивидуальная направленность каждого причала под одно направление грузовых операций – импорт или экспорт, что позволяет оперативно и без дополнительных затрат обрабатывать существенные объемы грузов.

Вместе с тем, данный морской терминал, спроектированный и построенный для судов типа Panamax грузоподъемностью 60-80 тыс. тонн, пока может принимать лишь суда типа Handy грузоподъемностью до 55 тыс. тонн, причина – в ограничениях морского подходного канала. «В связи с этим разработан и в перспективе будет реализовываться план технических мероприятий для организации заводки судов типа Panamax до терминала», – сообщил А. Мошков.

Строительство морского терминала в г. Пионерском

Наконец, самым амбициозным и неоднозначным в экспертных оценках проектом по развитию портовой инфраструктуры Калининградской области является строительство международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г.Пионерском.

Напомним, этот проект реализуется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», терминал планируется ввести в эксплуатацию к 2018 году – началу мероприятий чемпионата мира по футболу. «В настоящее время ФГУП «Росморпорт» завершены проектные работы по терминалу, проектная документация получила положительное заключение государственной экологической экспертизы и передана на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Правительство Калининградской области завершило разработку проектной документации на строительство системы водоснабжения, системы газоснабжения, системы водоотведения до границ участка терминала и подъездной автомобильной дороги к терминалу», – сообщил Владимир Жовтун.

По его словам, появление терминала в Пионерском обеспечит пассажирооборот в объеме не менее 305 тыс. пассажиров в год и позволит принимать от 50 до 200 круизных судозаходов, что поставит Калининград в один ряд с такими круизными портами Балтийского моря, как Росток, Рига, Осло, Клайпеда и Гдыня. Как отметил представитель Министерства развития инфраструктуры Калининградской области, строительство терминала позволит снять существующие ограничения на заход судов в морской порт Калининград: если сейчас в порт могут заходить суда длиной до 200 метров, то новый терминал позволит принимать суда длиной до 317 метров.

«Новые причалы и оградительные сооружения, создаваемые в рамках проекта, создадут дополнительную защиту акватории существующего рыбного порта, а также значительно уменьшат естественное убывание пляжей», – добавил Александр Головизнин, директор направления «Логистика и аналитика» ООО «Морстройтехнология» – компании, выполняющей комплексные инженерные изыскания и разработку проектной документации по строительству порта в г. Пионерском.

Немаловажно и то, что планируемый к строительству терминал предназначен для обслуживания не только пассажиров, но и грузов ро-ро, следующих с основной территории России в Калининградскую область и обратно. В соответствии с проектной документацией пропускная способность терминала рассчитана на обеспечение грузооборота в объеме не менее 80 тыс. грузовых единиц в год. «Этот грузопоток сегодня существует, но он идет через литовский порт Клайпеда. Чтобы переориентировать его на Калининград, недостаточно сугубо инфраструктурных решений – для этого нужны таможенные и административные механизмы», – пояснил Андрей Мошков из «Росморпорта».

Он также напомнил, что строительство терминала в Пионерском в соответствии с ФЦП представляет собой первый этап строительства глубоководного порта в Калининградской области, новое место строительства которого в конце 2015 года определено на открытом побережье в районе пос.Янтарный.

«Решение о строительстве глубоководного порта-хаба в Калининградской области когда-то зародилось исходя из соотношения фрахтовых ставок из Шанхая в отдельные порты Балтийского моря: на момент принятия решения Калининград с этой точки зрения выглядел привлекательно. Однако, пока мы обсуждали возможности строительства порта-хаба у нас, поляки его построили в соседнем Гданьске. Конечно, вопрос о строительстве глубоководного порта полностью не закрыт, но можно сказать, что в нем поставлено многоточие», – сказал А. Мошков.

Впрочем, как считает А. Головизнин, Гданьск – не конкурент Калининграду и не станет таковым в обозримом будущем. «Это принципиально другая весовая категория. Это порт, куда идут океанские суда, другого такого хаба на Балтике нет и не будет. Всю политику Калининграду надо строить исходя из этого – не конкурировать с Гданьском, а дружить», – отметил эксперт.

Тем не менее, действительно, проект строительства глубоководного порта в Калининградской области становится с каждым годом все более призрачным. Радует только то, что другие объекты портовой инфраструктуры региона продолжают динамично развиваться в отличие от порта-хаба, задумывавшегося как один из крупных национальных транспортных проектов в центре Европы. Похоже, этому проекту для успешной реализации нужна поддержка, аналогичная поддержке строительства Керченского моста в Крым со стороны президента Владимира Путина.

Морские порты №7 (2016)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

30.12.2020

Транспортная политика

29.12.2020

Транспортная политика

24.12.2020

Транспортная политика