Высокая инициативность дает результаты - Морские вести России

Высокая инициативность дает результаты

22.06.2017

Транспортная политика

Высокая инициативность дает результаты

В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) с участием представителей Минтранса и других федеральных органов исполнительной власти, на котором были подведены итоги совместной деятельности транспортного ведомства и Ассоциации в области нормативно-правового регулирования портовой отрасли.

На совете была отмечена высокая результативность проделанной работы и ее объем, что отразилось в большом количестве инициатив, вошедших как в ключевые законодательные акты портовой отрасли, так и во многие связанные с ними федеральные законы, регулирующие другие отрасли и сферы деятельности.

Владимир Михайлов

Основные итоги

В начале заседания Совета директоров АСОП с отчетом о проделанной работе выступил исполнительный директор Ассоциации Серик Жусупов. Он кратко доложил о работе портов за 10 месяцев текущего года.

По статистике, грузооборот морских портов России за данный период показал положительную динамику и рост почти на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, грузооборот составил практически 595 млн тонн, из них сухогрузов – почти 280 млн тонн (+7,5%), наливных грузов – 317 млн тонн (+4%).

При этом увеличились объемы перевалки угля на 12%, черных металлов – на 7%, руды – на 30%, лесных грузов – на 3%, накатных грузов – на 85%, грузов в контейнерах – на 6%. На том же уровне осталась перевалка зерна, минеральных удобрений, цветных металлов. Незначительно снизились объемы перевалки металлолома и рефгрузов. Увеличились объемы перевалки наливных грузов: сырая нефть – на 12%, сжиженный газ – на 4,5%, пищевые грузы наливом – на 8%. Перевалка нефтепродуктов сократилась на 6%.

По направлениям грузопотоков экспортных грузов перегружено практически 470 млн тонн (+5%), импортных – 26 млн тонн (-6%), транзитных – 42 млн тонн (+5%), каботажных – 59 млн тонн (+23%). По бассейнам наблюдался рост грузооборота на всех бассейнах, за исключением Каспийского, где продолжается падение грузооборота: в Арктическом бассейне прирост составил 36%, в Балтийском – 2%, в Азово-Черноморском – 3%, в Дальневосточном – 8,6%, в Каспийском бассейне снижение составило 13%.

Далее С. Жусупов отметил, что текущая деятельность рабочих органов АСОП осуществлялась в соответствии с годовой программой работы Ассоциации, а также планом мероприятий по основным направлениям взаимодействия Ассоциации и Минтранса России на 2016 год.

За период с марта по ноябрь текущего года Ассоциацией была проведена большая работа по формированию предложений, связанных с нормативно-правовым регулированием деятельности в портовой отрасли. В результате от Ассоциации много новых инициатив поступило в федеральные органы исполнительной власти, и большинство из них были учтены при подготовке целого ряда законопроектов, и не только в сфере транспорта.

Так, наряду с разработкой законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон о морских портах в РФ, много инициатив как со стороны Минтранса, так и со стороны АСОП было внесено в такие законы, как Кодекс торгового мореплавания, Земельный и Лесной кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, в законы о внутренних морских водах, о территориальном море, о концессионных соглашениях, об особых экономических зонах, искусственных земельных участках, о кадастре недвижимости и другие.

Как подчеркнул исполнительный директор АСОП, не все предложения и инициативы Ассоциации были учтены, однако главные моменты для портовиков нашли свое отражение. В частности, была достигнута договоренность с РЖД по законодательному закреплению типовой формы договора между железнодорожным оператором и оператором морского терминала. Сейчас от РЖД получен ответ на законопроект, который требует внимательного изучения стивидорными компаниями, поскольку этот документ на долгие годы определит взаимоотношения операторов морских терминалов со своим главным партнером – железной дорогой.

Также учтены инициативы АСОП в законопроекте о внесении изменений в Налоговый кодекс, касающиеся учета затрат операторов морских терминалов на строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов инфраструктуры для органов государственного контроля морских портов при условии их безвозмездной передачи для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Проект закона находится в Правительстве РФ, и, хотя есть разногласия с Минфином, предполагается, что до марта 2017 года закон будет внесен в Госдуму.

Есть надежда на урегулирование одного из самых актуальных вопросов для портовой отрасли – тарифного дерегулирования. Ассоциации удалось на различных уровнях доказать правильность предыдущих решений об отмене ценового регулирования в морских портах.

Как отметил С. Жусупов, Ассоциацию в данном вопросе поддерживает Минтранс, а вот предложения ФАС вернуть регулирование в прежнее русло, отменить ранее принятые решения в области тарифного регулирования не нашли поддержки в Правительстве РФ и не были приняты.

«Полагаю, что мы сможем убедить ФАС изменить свою позицию, – заметил исполнительный директор АСОП. – Портовая отрасль – одна из наиболее успешных. Даже в кризис она показывала положительную динамику, потому что были четко сформированы правовые условия для развития текущей деятельности и созданы условия для привлечения инвестиций».

В развитие свободного порта

С более подробной информацией о работе Ассоциации по разным направлениям деятельности выступили председатели рабочих комитетов АСОП.

О работе Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов рассказал его председатель Дмитрий Морозов. Он, в частности, отметил, что комитетом в целях защиты интересов стивидорных компаний – членов Ассоциации было организовано широкое обсуждение инициатив ФТС России по существенному изменению и сокращению полномочий таможенных постов, работающих на территории Большого порта Санкт-Петербург, при внедрении технологий электронного и удаленного декларирования товаров. Была обеспечена подготовка обращений и публичное обсуждение вопроса с участием АСОП на экспертных площадках полпреда Президента РФ, Правительства Санкт-Петербурга, аппарата Правительства РФ, Минтранса, ФАС и ФТС России, что позволило добиться принятия решения о сохранении полномочий действующих таможенных органов в полном объеме.

Совместно с Комитетом по экономическим и социальным вопросам Комитет инвестиционных программ участвовал в организации широкого публичного обсуждения и подготовке аргументированной позиции бизнес-сообщества в отношении инициатив ФАС России по исполнению поручения Президента РФ «…по недопущению установления цен (тарифов) на погрузо-разгрузочные работы (ПРР) и хранение грузов в морских портах РФ в иностранной валюте или в условных единицах» и иных инициативных нормативных актов ФАС.

В целях минимизации риска возврата к государственному регулированию тарифов на услуги стивидоров, а также риска перехода на обязательное установление таких тарифов в рублях представители Ассоциации приняли активное участие в обсуждении данных инициатив на площадках Открытого правительства, правительственных комиссий, в совещательных и экспертных органах при Правительстве РФ.

Как сообщил Д. Морозов, Комитетом также обеспечивалось участие представителей в обсуждении планов государственных органов по реализации протокола IMO в части «Руководящих принципов в отношении проверок веса брутто контейнеров, используемых для перевозки груза», вступившего в силу в июле 2016 года. По состоянию на 30 сентября 2016 года в списке организаций, сертифицированных ФАУ «Российский морской регистр судоходства» на проверку массы брутто контейнера в соответствии с требованиями МК СОЛАС, значатся 320 организаций и индивидуальных предпринимателей, из них 60 операторов морских терминалов.

Также Комитет в текущем году продолжил участие в работе на площадке Минвостокразвития, связанной с дальнейшей разработкой подзаконных актов во исполнение и в развитие Федерального закона о свободном порте Владивосток, с совершенствованием механизмов свободного порта, требований и критериев для резидентов. Д. Морозов отметил, что по состоянию на ноябрь 2016 года действующие нормативные документы содержат серьезные внутренние противоречия, которые в дальнейшем могут привести к ситуации, когда на территории одного порта рядом будут работать стивидорные компании, перегружающие одну и ту же номенклатуру грузов практически в одних и тех же условиях, на похожем оборудовании, но имеющие различные налоговые режимы, – к ситуации дискриминации «старых» стивидоров по отношению к вновь образованным юридическим лицам. Пока ни действующее законодательство, ни находящиеся в обсуждении законопроекты не позволяют действующим стивидорам воспользоваться льготами резидентов СПВ.

«Вот эта ситуация за прошедший год не получила, к сожалению, никакого разрешения. Инициативы, которые сегодня предлагают Минвостокразвития со своей стороны и Минфин – со своей, не позволяют пока ее разрешить. Мы активно принимаем участие в данной работе, стремясь защитить интересы стивидорного сообщества – прежде всего действующих стивидоров», – сказал Д. Морозов.

В заключение он отметил, что, помимо перечисленного, на площадке экспертного совета и совета потребителей достаточно много проходит обсуждений инвестиционных проектов, связанных с развитием портовой, железнодорожной инфраструктуры, дальних и ближних подходов к порту. Ассоциация силами своих экспертов принимает в них самое активное участие и будет продолжать это делать, а также информировать членов Ассоциации о сделанных предложениях и тех решениях, которые появляются в этой сфере.

В интересах стивидоров

О работе Комитета по экономическим и социальным вопросам рассказал его председатель Александр Алексеенко. Он, в частности, отметил, что основным вопросом, которым в течение года занимался комитет, был вопрос, инициированный Федеральной антимонопольной службой (ФАС), о возврате к государственному регулированию тарифов на услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морских портах.

В рамках выполнения поручения Президента РФ о прекращении установления цен (тарифов) на услуги по перевалке и хранению грузов в морских портах в иностранной валюте ФАС России предложила отменить приказы бывшего ФСТ России о прекращении ценового регулирования в морских портах и ввести госрегулирование тарифов путем введения методических указаний по установлению тарифов на услуги по погрузке, выгрузке, хранению грузов, услуги буксиров.

Комитетом по экономическим и социальным вопросам была подготовлена позиция АСОП по этим предложениям. Ассоциация исходит из того, что само по себе ценовое регулирование не имеет отношения к поручению Президента РФ. Таким образом, инициативу ФАС следует рассматривать отдельно от него в контексте анализа конкурентной среды и защиты прав потребителей.

Но с этим в портовой отрасли все нормально – создание в России большого количества современных терминалов позволило не только получить конкурентные преимущества в борьбе за грузы перед портами сопредельных стран, но и создать конкурентную среду на основных значимых рынках перевалки, что и легло в основу принятых Правительством РФ несколько лет назад решений о поэтапном дерегулировании портовой сферы деятельности.

Если все же рассмотреть предложенные ФАС меры регулирования, то они, по словам А. Алексеенко, представляются неэффективными и влекут ряд негативных экономических и фискальных последствий. Введением Методических указаний со стоимостными критериями формирования тарифов (по величине нормативной прибыли, нормам рентабельности, срокам окупаемости) ФАС в худшую сторону меняет сложившуюся в отрасли систему формирования доходов, прибыли, расчетов с бюджетом, источников инвестиций, а также реализации социальных программ. Сделано это без расчета последствий такого шага для портовой отрасли и экономики в целом, в том числе и для развития экспортного потенциала страны.

Ассоциация считает, что на данный момент нет очевидных оснований для возврата к государственному ценовому регулированию стивидорной деятельности. Именно эту позицию АСОП отстаивает сегодня на всех уровнях и уверена, что обсуждение вопроса тарифообразования на услуги стивидоров не закончено и решения будут приняты с учетом интересов портовиков.

Помимо этого вопроса, Комитетом была подготовлена позиция Ассоциации по проекту Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах и транспортных терминалах, проведена большая работа по доведению до федеральных органов исполнительной власти замечаний по данному проекту, обращено внимание на существенные недоработки проекта Правил недискриминационного доступа. Как отметил А. Алексеенко, принятие Правил в предлагаемой ФАС России редакции, содержащей ряд законодательных коллизий и противоречий, создаст существенные проблемы в исполнении установленного порядка доступа к услугам субъектов естественных монополий.

Следующее направление, которому уделялось внимание, – это вопросы транспортной безопасности. Комитет принял активное участие в обсуждении проектов нормативных актов по транспортной безопасности, в частности Требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах морского и речного транспорта. В настоящее время постановление Правительства РФ о введении Требований подписано и вступило в законную силу.

Кроме того, подписано постановление Правительства РФ №969 «Об утверждении требований к функциональным устройствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности». Данный документ вступает в силу 26 марта 2017 года.

«Считаем, что реализация требований постановления Правительства РФ №969 будет затруднительна и может повлечь негативные последствия для предприятий портовой отрасли, – отметил председатель Комитета. – Постановление предусматривает обязательную сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности, уже установленных на объектах транспортной инфраструктуры, путем проведения сертификационных испытаний непосредственно на объекте. Проведение испытаний проводится на договорной основе, соответственно, уже сейчас можно прогнозировать рост затрат стивидорных компаний... При этом нельзя исключать факты несоответствия установленных технических средств требованиям к функциональным устройствам, предусмотренным постановлением, и того, что не потребуется их замена».

А. Алексеенко в заключение выразил надежду, что Минтранс России примет меры к тому, чтобы при реализации данного постановления учитывались интересы операторов морских терминалов и уже проделанная ими работа по установке технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Оценка Минтранса

В ходе заседания выступил директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев. Он высоко оценил работу АСОП, проводимую в течение года совместно с Минтрансом России. Отметив, что основные вопросы совместной деятельности в отчетах выступающих были достаточно полно отражены, он выборочно остановился на наиболее важных.

Прежде всего В. Клюев подтвердил последовательность позиции Министерства транспорта в области нормотворчества в отношении ценового регулирования.

В вопросах транспортной безопасности, по его словам, достигнут определенный прогресс – «наиболее спорные подходы, которые присутствовали в проекте, к требованиям по транспортной безопасности как в отношении морских судов, так и в отношении портовой инфраструктуры были изъяты или переформулированы таким образом, чтобы их можно было применять». Тем не менее, большое количество противоречий остается.

Как отметил директор департамента, сегодня Федеральное агентство морского и речного транспорта в полной мере озаботилось проблемами транспортной безопасности и совместно с Департаментом государственной политики в области морского и речного транспорта разрабатывает меры, которые позволили бы минимизировать возможные потери в данной сфере деятельности. При этом данные меры «должны быть адекватными и экономически доступными, а деятельность морских портов – «безопасной, прозрачной, понятной и экономически эффективной».

Касаясь работы над законопроектом о морских портах, В. Клюев сказал, что законопроект о внесении изменений в Федеральный закон о морских портах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части регулирования градостроительных, земельных, водных, гражданско-правовых и иных отношений) рассмотрен Госдумой РФ во втором чтении. Третье чтение запланировано в осеннюю сессию, в связи с чем в Минтрансе России идет активная работа по подготовке 14 проектов подзаконных актов к указанному законопроекту. Он призвал специалистов АСОП активно включаться в эту работу.

Далее В. Клюев отметил, что Минтранс периодически вносит изменения в Обязательные постановления по морским портам в РФ, и также призвал Ассоциацию активнее подключаться и к работе по данному направлению. «Мы берем на себя обязательство оповещать Ассоциацию о проводимых департаментом совещаниях по Обязательным постановлениям в той части, которая касается терминалов, механизмов работы административных органов с терминалами, приглашать ваших представителей на эти совещания и учитывать ваше мнение», – пообещал директор департамента.

В завершение выступления он упомянул еще один проект, который находится в плане Минтранса, – это законопроект с рабочим названием «Об оптимизации контрольно-надзорной деятельности в области морского и внутреннего водного транспорта», а по сути – законопроект о ликвидации института лицензирования в отрасли. «Мы предлагаем отменить лицензирование по всем видам деятельности, за исключением пассажирских перевозок. Но при этом не просто прекратить, а взамен лицензирования ввести более прогрессивные способы регулирования соответствующих правоотношений», – пояснил В. Клюев.

Сейчас документ находится в правовом департаменте Минтранса. В ближайшее время ведомству и Ассоциации предстоит большая и кропотливая совместная работа над ним.

Морские порты №9 (2016)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021