Отечественное судоходство развивается - Морские вести России

Отечественное судоходство развивается

23.06.2017

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктора Олерского. В этот же день прошло заседание Экспертного совета при Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта.

А. Сидоров, Москва

В заседании Коллегии приняли участие и.о. руководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий, депутаты ГД РФ Артур Чилингаров и Виктор Дерябкин, президент Союза «Российская палата судоходства» Алексей Клявин, председатель исполкома КТС СНГ Александр Давыденко, представители Министерства транспорта России, Федерального агентства морского и речного транспорта, руководители подведомственных Росморречфлоту организаций, бизнес-структур, общественных организаций и ассоциаций морского и речного транспорта.

Росморречфлот: итоги года

Виктор Олерский, открывая заседание, коротко остановился на итогах работы отрасли в уходящем году. Он отметил, что в 2016 году в области внутреннего водного транспорта произошло несколько знаковых событий: утверждена Стратегия развития внутреннего водного транспорта РФ до 2030 года; в августе прошло заседание Госсовета страны по вопросу развития ВВП; принято решение о переходе на нормативное финансирование содержания ВВП с 2018 года и принят закон о возможности со-финансирования содержания ВВП заинтересованными регионами. «В этом году принят федеральный закон, устанавливающий возможность субъектов РФ участвовать в софинансировании водных путей генерального значения и содержании внутренних водных путей регионального значения. Полагаем, что такая мера расширит географию использования внутреннего водного транспорта», – подчеркнул замминистра.

По итогам Госсовета, продолжил глава Росморречфлота, получено поручение президента РФ В.В. Путина по строительству двух низконапорных гидроузлов на Волге в районе Городца и на Дону в районе Багаевки. Все подготовительные мероприятия строительства Городецкого и Багаевского гидроузлов уже начались, добавил он.

С правительством Москвы достигнута договоренность о комбинированном финансировании инфраструктуры канала имени Москвы. «Мы практически выходим на договоренность с правительством Москвы о софинансировании и субсидировании реконструкции насосного и электротехнического хозяйства канала имени Москвы. Общий объем финансовых средств – 6,4 млрд рублей. И это деньги, выделяемые не в рамках ФЦП, а прямая субсидия. Точнее, в 2017 году это будет субсидия, а в 2018-2020 гг. будет использована комбинированная схема, в которую будет включена инвестиционная составляющая. Очень своевременное решение, поскольку сегодня состояние насосного и электротехнического хозяйства канала оставляют желать лучшего. В большинстве своем это объекты постройки 1937 года», – сказал В. Олерский.

Динамично развивается портовое хозяйство, продолжил подведение итогов замминистра транспорта. «Перевалка грузов в морских портах России в 2016 году ожидается в объеме 715-720 млн тонн. Началась переадресация грузов в российские порты из Прибалтики и Белоруссии. Возможно, скоро мы столкнемся с нехваткой нефтеперевалочных мощностей», – сказал он.

Строится флот, продолжил глава агентства. В конце декабря будет введен в строй ледокол «Новороссийск». ФГУП «Росморпорт» построено несколько дноуглубительных судов нового поколения, а также другой обеспечивающий флот.

«Завершено строительство морских вокзалов в Мурманске и Петропавловске-Камчатском. В следующем году будут завершены работы в порту Сабетта. Постановлением Правительства РФ расширены границы морского порта Калининград, что позволит получить положительное заключение Главгосэкспертизы на строительство терминала в Пионерском и начать реализацию проекта», – привел факты замминистра.

Вместе с тем, по оценке В. Олерского, качество портового контроля, особенно в южном бассейне, находится на недостаточном уровне.

«Продолжается работа по реструктуризации подведомственных вузов. Также ведется реконструкция, ремонт и переоборудование учебных и бытовых корпусов учебных заведений. Например, в Сахалинском филиале МГУ им. адм. Невельского полностью завершен ремонт после урагана. Большое внимание уделяется обновлению и совершенствованию тренажерной базы учебных заведений», – сообщил В. Олерский.

Заслон на пути коррупции

По вопросу организации работы по предупреждению и профилактике коррупционных правонарушений в Росморречфлоте выступил заместитель руководителя Александр Пошивай. «Борьба с коррупцией признана приоритетным направлением наряду с безопасностью и обороной государства, – сообщил он. – Функции по искоренению коррупции наложены на все без исключения органы государственной исполнительной власти, в том числе и на Федеральное агентство морского и речного транспорта.

«Профилактика коррупции в Росморречфлоте проводится в виде комплекса мероприятий. В целях управления коррупционными рисками в агентстве сформирована и совершенствуется нормативная правовая база, разработанная в соответствии с требованиями федерального законодательства. В настоящее время в Росморречфлоте действуют 27 нормативных актов по данной теме, 14 из них прошли регистрацию в Минюсте, в их числе 9 НПА касаются вопросов реализации антикоррупционного законодательства в отношении работников подведомственных организаций. Для обеспечения добросовестного и эффективного исполнения должностных обязанностей служащими Росморречфлота учрежден кодекс этики и служебного поведения гражданских служащих. Также утвержден порядок уведомления представителя нанимателя гражданского служащего и порядок уведомления работодателя о фактах попытки совершения коррупционных нарушений», – сказал А. Пошивай.

«В текущем году в Росморречфлоте совершенствовалась и развивалась антикоррупционная нормативно-правовая база. К примеру, приказом Росморречфлота утверждены порядок уведомления гражданскими служащими возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которые приводят или могут привести к конфликту интересов, и положение о порядке сообщения гражданскими служащими о получении подарков», – продолжил замглавы агентства.

«В целях противодействия коррупции по запросу Росморречфлота в 2016 году ФНС предоставила агентству доступ для получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В соответствии с планом противодействия коррупции ежегодно анализируется порядка 1300 функций, реализуемых структурными подразделениями, и проводится выявление дополнительных коррупционных рисков. Подготовлен перечень должностей, для замещения которых государственные служащие обязаны предоставлять сведения о доходах и расходах», – сказал докладчик.

Подводя итог обсуждения вопроса, Виктор Олерский заявил, что, по его мнению, коррупция – это снижение конкуренции. «Коррупция и конкуренция – взаимосвязанные вещи. Мое личное мнение – с коррупцией можно бороться только через технологии. То есть математика, программное обеспечение. И в наш век это возможно. Никакие увещевания, попытки схватить за руку должного эффекта иметь не будут», – подчеркнул он.

СУДС предупреждают аварии

С докладом о комплексном плане развития систем обеспечения безопасности мореплавания выступил заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт» по безопасности Виктор Ванюков. «Обеспечение безопасности мореплавания в акватории морских портов и на подходах к ним – приоритетная задача государства в сфере развития торгового флота, – отметил он. – Строительство и реконструкция береговых систем обеспечения безопасности (СОБМ) определяется развитием портовых мощностей, объемом перевалки грузов и структурой».

«Основными экспортными грузами, перевалка которых осуществляется в морских портах, являются опасные грузы. Это увеличивает степень риска в случае возникновения аварий. Для снижения риска аварий и выполнения международных обязательств России предусматривается комплекс мероприятий по эксплуатации и развитию береговых систем обеспечения безопасности мореплавания», – подчеркнул В. Ванюков.

«В период до 2014 года развитие береговых СОБМ в основном шло по пути строительства новых объектов СУДС, ГМССБ. С 2015 года их развитие сместилось в сторону технического перевооружения, – добавил замгендиректора «Росморпорта». – Кроме того, в соответствии с решением Росморречфлота об оптимизации бюджетных ассигнований, начиная с 2015 года все вновь начинаемые мероприятия по развитию СОБМ (за исключением объектов в Крыму) выполняются не за счет средств федерального бюджета, а в рамках программы деятельности ФГУП «Росморпорт».

По данным В. Ванюкова, общий объем капитальных вложений в развитие СОБМ в 2015 году составил:

– за счет средств федерального бюджета финансирование не осуществлялось;

– 278 млн рублей за счет собственных средств ФГУП «Росморпорт».

Для сравнения: в 2014 году соотношение капитальных вложений в развитие СОБМ было следующим:

– 231,4 млн рублей за счет средств федерального бюджета;

– 210,2 млн рублей за счет собственных средств ФГУП «Росморпорт».

Запланированный объем капитальных вложений в развитие СОБМ в 2016 году составляет 486 млн рублей.

Привел представитель «Росморпорта» и статистику по результативности работы СУДС. Так, в 2015 году операторами системы было предотвращено 5 аварийных случаев. За 9 месяцев 2016 года удалось предотвратить еще 4 аварийных случая.

«Анализ аварийных ситуаций в зоне действия СОБМ показывает, что причиной аварийности во многом является человеческий фактор. Для обеспечения роста безопасности судоходства нужны новые технологии, исключающие или минимизирующие влияние человеческого фактора», – отметил он.

«С учетом обширной географии нашей страны и той инфраструктурой, которая существует в России, прежде всего очень важно оценивать целесообразность создания, строительства и реконструкции тех или иных СУДС, особенно в новых строящихся портах. Для этого есть методика, разработанная «Росморпортом», – сказал В. Ванюков.

«Рост количества судозаходов в российские порты и одновременное снижение количества морских аварий подтверждает международную практику об эффективности СУДС как инструмента снижения рисков вероятных негативных последствий морского судоходства», – подвел итог замгендиректора «Росморпорта».

Обращения граждан: никто не забыт

О рассмотрении обращений граждан сообщил Сергей Курбатов, начальник административного управления Росморречфлота. По его словам, в 2016 году в Федеральное агентство поступило 1030 обращений, что на 6% больше, чем за аналогичный период 2015 года (968 писем). Самыми популярными темами обращений стали улучшение работы предприятий водного транспорта, строительство новых портов и терминалов, развитие транспортного комплекса, функционирование морских паромных линий, безопасное плавание на судах морского и речного транспорта.

В. Олерский подчеркнул, что Росморречфлотом принимаются все меры по совершенствованию работы в этой части. По его мнению, с применением современных технологий можно уменьшить их количество, осветив самые популярные и часто задаваемые вопросы на официальном сайте агентства. Также на официальном сайте будет создан личный кабинет, через который, как планируется, будут отправляться ответы заявителям.

«Как показывает практика, значительная часть обращений похожа и является системными, – сказал он. – Процесс ответа на обращения тоже можно решить за счет технологий, потому что человеческие возможности ограничены и не позволяют обрабатывать такой поток. Из анализа видно, что много обращений приходит из-за того, что люди не читают законов, не читают документы. Было бы гораздо меньше обращений, если бы мы через технологии доводили информацию до сведения всех, кому это нужно. Чтобы мы заранее отвечали на потенциальные, наиболее распространенные вопросы.

Также участники заседания обсудили план работы Коллегии Росморречфлота на следующий год. Заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте Михаил Ненашев, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, президент АПСРТ Александр Зайцев внесли свои предложения.

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота В. Олерский вручил награды работникам отрасли. В заключение он поблагодарил работников отрасли за плодотворную работу и поздравил всех с наступающим Новым годом.

Морские вести России №18 (2016)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021