Особенности правоотношений - Морские вести России

Особенности правоотношений

28.02.2018

Транспортная политика

Рекомендации субъектам транспортной инфраструктуры по организации работы с подразделениями транспортной безопасности

По состоянию на 22 сентября 2017 г. в сфере ведения Федерального агентства морского и речного транспорта осуществляют свою деятельность 6 подразделений транспортной безопасности (ФГУП «УВО Минтранса России» – в силу закона, 5 – аккредитованы Росморречфлотом). Кроме того, ФБУ «Служба морской безопасности» рассмотрело документы на проведение аттестации работников 33 организаций, претендующих на статус подразделения транспортной безопасности.

Сергей Семенов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»

Вопросы внимания

Можно говорить о том, что рынок оказания услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – ОТИ) от актов незаконного вмешательства (далее – АНВ) стремительно формируется.

Однако в настоящее время большинство субъектов транспортной инфраструктуры (далее – СТИ) не имеют опыта работы с подразделениями транспортной безопасности. Анализ законодательства о транспортной безопасности и практической работы с подразделениями транспортной безопасности (далее – ПТБ) позволяет выделить ряд вопросов, на которые субъектам транспортной инфраструктуры целесообразно обратить внимание.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон) «обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим федеральным законом и иными федеральными законами».

На ПТБ ни Законом, ни требованиями по обеспечению транспортной безопасности такая обязанность не возложена.

Это означает, что полную юридическую ответственность за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры несет исключительно СТИ, включая качество исполнения ПТБ своих обязанностей.

В рамках договорных отношений СТИ не может в полном объеме возложить обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на ПТБ, так как это противоречит Закону. ПТБ создается (привлекается) только для решения отдельных задач по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Вместе с тем ПТБ может быть привлечено к юридической ответственности за отдельные нарушения законодательства о транспортной безопасности в части, касающейся выполнения им конкретных задач по обеспечению транспортной безопасности ОТИ. Также ПТБ может быть привлечено к ответственности за неисполнение договорных обязательств самим субъектом транспортной инфраструктуры.

Исходя из вышеизложенного, к выбору и привлечению ПТБ, организации работы с ним необходимо подойти ответственно и вдумчиво.

2. Организацию работы с ПТБ нельзя автоматически копировать с организации работы с частными охранными организациями и ведомственной охраной. Во всех случаях правоотношения регулируются разными законами.

Если между СТИ и частной охранной организацией или ведомственной охраной допущены нарушения договорных обязательств и не была обеспечена защита от противоправных посягательств, пропускной и внутриобъектовый режим, то это проблемы взаимоотношений заказчика и подрядчика.

Если ОТИ не был защищен от АНВ, юридическая ответственность наступает в первую очередь для СТИ. Еще раз акцентирую внимание на том, что за невыполнение ПТБ своих обязанностей всегда несет юридическую ответственность СТИ!

3. Многие СТИ привлечение ПТБ будут осуществлять по результатам проведения конкурсных процедур. На что при этом необходимо обратить внимание.

3.1. На мой взгляд, наличие у ПТБ свидетельства об аккредитации как единственного условия для участия в конкурсе на защиту ОТИ от АНВ недостаточно.

Это связано с тем, что свидетельство об аккредитации не гарантирует способность ПТБ осуществлять защиту от АНВ конкретного ОТИ.

С учетом этого в техническое задание к конкурсной процедуре целесообразно включить существенные для конкретного ОТИ условия. К их числу необходимо отнести количество аттестованных по каждой категории работников ПТБ. Если необходимы работники, аттестованные по нескольким категориям, это также целесообразно указать в техническом задании.

3.2. Если ПТБ сформировано на базе ЧОП, целесообразно уточнить, сохранило ли оно статус ЧОП или нет. Если сохранило, возможны следующие риски.

В соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная организация… не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной (см. статью 15.1). Осуществление защиты ОТИ от АНВ к видам охранных услуг не отнесено (см. статью 3).

С учетом положений ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» Росгвардия считает, что ЧОП не может быть одновременно и ПТБ. Соответственно, есть риски привлечения Росгвардией или прокуратурой ЧОП к ответственности, что может негативно повлиять на деятельность такого ПТБ.

3.3. Необходимо учитывать, что при проведении конкурсных процедур в строгом соответствии с принципами открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции подавляющее большинство ПТБ на момент проведения конкурса не смогут иметь в наличии достаточное для выполнения контракта (договора) количество работников, аттестованных по необходимым СТИ категориям. Это связано прежде всего с экономическими вопросами. Содержать за свой счет подготовленных и аттестованных работников, но не обеспеченных реальной работой, ПТБ невыгодно.

Если провести конкурсную процедуру несвоевременно, может сложиться ситуация, при которой на момент начала исполнения договорных обязательств ПТБ не будет иметь в своем составе необходимого количества подготовленных и аттестованных работников. То есть ПТБ либо не сможет сформировать смену необходимой численности, либо включит в ее состав лиц, не прошедших подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

В последнем случае необходимо помнить, что обязанность не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, не прошедших в порядке, установленном настоящим федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности, возложена на СТИ (подпункт 11 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.

Время конкурса

Как правильно рассчитать время проведения конкурсных процедур?

Исходя из Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 № 172), на проведение аттестации работников ПТБ отводится 67 дней (3 дня – п. 10; 45 дней – п.п. 11, 13; 3 дня – п. 14; 10 дней – п. 20; 3 дня – п. 28; 3 дня – п. 31).

В соответствии с учебными планами типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (утв. Приказом Минтранса России от 08.09.2014 № 243) на освоение программ работников ПТБ отводится 80 часов, т.е. 10 рабочих дней (итого 14 дней).

В соответствии с Перечнем документов, представляемых в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в орган аттестации субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности (утв. Приказом Минтранса России от 03.11.2015 г. № 325) документ, подтверждающий повышение квалификации в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, для допуска к аттестации не требуется. Однако, без дополнительной профессиональной подготовки, есть риск не прохождения работниками аттестации.

Также необходимо учитывать время, необходимое ПТБ для подбора работников, с учетом сбора ими необходимых документов. Здесь целесообразно ориентироваться на срок не менее 30 дней.

В частности, пункт 11 Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утв. Приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121) определяет, что ответ заявителю направляется в течение 30 дней со дня получения обращения.

Вывод. ПТБ требуется не менее 111 дней с момента оглашения результатов конкурсных процедур и до начала осуществления защиты ОТИ от АНВ в строгом соответствии с законодательством о транспортной безопасности.

Морской вести России №15 (2017)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021