В защите морской среды у России должна быть активная позиция - Морские вести России

В защите морской среды у России должна быть активная позиция

22.03.2018

Транспортная политика

В защите морской среды у России должна быть активная позиция

В октябре 2017 года в Сочи состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации. Заседание прошло под председательством вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Рогозина. В работе Коллегии приняли участие помощник президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта РФ Максим Соколов, министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский, руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин, губернаторы и др.

Алина Гурова, спецкор

Основным вопросом заседания была экологическая безопасность морской деятельности. По словам Дмитрия Рогозина, потенциальную опасность для окружающей среды и ее компонентов представляет освоение месторождений углеводородного сырья во внутренних морских водах. Любое нештатное развитие ситуации при эксплуатации объектов на таких месторождениях может привести к аварии, подобной той, что произошла на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе. Кстати, последствия этой катастрофы, по мнению ученых, приняли планетарные масштабы – произошли климатические изменения на Земле. Одновременно идет процесс разведки и освоения твердых полезных ископаемых на дне Мирового океана. Это одно из наиболее перспективных направлений морской деятельности.

Взяты за основу российские правила плавания по СМП

В. Олерский выступил с докладом по вопросу обеспечения экологической безопасности морской деятельности. Он подчеркнул, что регулирование деятельности морского транспорта должно производиться многосторонними мерами, которые призваны разрабатываться признанными международными институтами.

– Важнейшим из таких институтов является Международная морская организация (ИМО). Одним из приоритетов ИМО как специализированного учреждения ООН является разработка международных требований и процедур по защите окружающей среды от загрязнений с судов. Основным документом в части защиты окружающей среды является Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (далее – Конвенция МАРПОЛ), которая регулирует на глобальном уровне вопросы предотвращения различных видов загрязнений – нефтью, сточными водами, вредными жидкими веществами, мусором, а так же воздушной среды с судов.

По словам В. Олерского, Россия является стороной этой Конвенции, в связи с чем наши суда обязаны соблюдать экологические требования. Все суда, заходящие в наши морские порты, подлежат выборочной проверке на предмет выполнения этих требований. В случае несоблюдения установленных норм судно не сможет выйти из порта до устранения замечаний.

Он так же сообщил о других инструментах, позволяющих эффективно как предотвращать возможное загрязнение морской среды и воздуха, так и реагировать на такие загрязнения. Это различные конвенции в области страхования гражданской ответственности и финансового обеспечения рисков, связанных с судоходством. В качестве примера работы ИМО по совершенствованию международных стандартов в области защиты окружающей среды замминистра назвал вступивший в силу в январе текущего года Полярный кодекс.

– Полярный кодекс ИМО установил ограничения на выбросы в арктических водах любых загрязняющих веществ и полный запрет на сброс нефти и нефтесодержащих вод. В этом отношении, кстати, стоит отметить, что российские правила плавания по Севморпути ранее уже содержали подобный запрет, поэтому можно сказать, что в данном случае российские стандарты защиты морской среды в Артике были фактически взяты за основу при разработке глобального всеобъемлющего инструмента, – подчеркнул руководитель Росморречфлота.

В. Олерский отметил также, что дальнейшая работа по защите морской среды должна быть продолжена в тесном взаимодействии с другими государствами в рамках Международной морской организации, а также путем активного участия России в работе ИМО.

Не хватает комплексного подхода в соответствующих законах

Российское законодательство и стратегические программы в области экологии должны быть увязаны с международными документами в этой сфере. Однако нормативно-правовой привязки между этими документами нет. Об этом сообщил советник президента РФ Александр Бедрицкий.

– В предыдущих докладах отмечена важность международного сотрудничества в области экологической безопасности и, в частности, по принятой в 2015 году ООН «Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года», – отметил член Морской коллегии. – О приверженности целям устойчивого развития неоднократно говорил Президент РФ В.В. Путин. В нашей стране практически все цели данного документа, а их 13, имеют отражение в действующих или разрабатываемых стратегических документах.

По мнению А. Бедрицкого, по морской части есть некоторые проблемы с формулировкой задач. Политический документ высокого уровня, который был принят в 2015 году, четко определяет в качестве принципов целостный подход. Но если говорить о стратегии морской деятельности, которая принималась в России в 2010 году, до утверждения морских доктрин, то она содержит всего две задачи. Это задачи – в области экологической безопасности, проектирования и строительства природоохранного флота и совершенствования экологического контроля морских объектов.

Таким образом, проблема интеграции всех задач и показателей, адаптация российских актов к международным стратегическим документам затрудняется тем, что у нас нет нормативно-правовой увязки между перечисленными документами. Это создает неопределенность. Было бы целесообразно реализовать Морскую доктрину и Стратегию развития морской деятельности в увязке со Стратегией экологической безопасности на период до 2025 года. И разработать предложения по нормативно-правовому обеспечению перехода к комплексному планированию морской деятельности в области экологического развития.

Нужен комитет по экологии при Администрации Президента РФ

Глава Минприроды РФ Сергей Донской предложил сформировать комитет по экологии при Администрации Президента РФ.

– Я бы хотел предложить сформировать комитет по экологии при Администрации Президента, чтобы сохранять в дальнейшем темпы в решении многих вопросов в сфере экологии, транспорта, лесопользования, судоходства и многих других направлений, требующих координации, – сказал министр.

Донской отметил, что в рамках Года экологии в стране проводится более 6,5 тыс. мероприятий. А в рамках заключенных соглашений Росприроднадзора с компаниями и субъектами РФ завершено 46 проектов на общую сумму более 55 млрд рублей.

По его словам, для предотвращения и ликвидации разливов нефтепродуктов в Арктике будут создаваться специальные ликвидационные фонды.

– Сохранение морских водных систем и национальных ресурсов является одной из целей национальной морской политики, – считает министр.

При этом расширение деятельности по разведке и развитию нефтяных и газовых месторождений в Арктике как на побережье, так и на шельфе, строительство новых нефтяных терминалов, увеличение судоходства по Северному морскому пути неизбежно увеличат нагрузку на морские экосистемы.

Уже сегодня прогнозируется увеличение потока минерального сырья. На Севморпути грузопоток в 2030 г. составит до 41 млн тонн. А с учетом инвестиционных планов работающих там компаний эту цифру можно смело удвоить.

Как сказал министр, выделенные риски причинения вреда морской среде связаны с освоением углеродных ресурсов. На реализацию мер по снижению этих рисков направлены принятые и разрабатываемые министерством нормативные акты. Механизмы закреплены на юридическом уровне, предусмотрены механизмы финансового обеспечения и экологической экспертизы мероприятий в данной сфере. В частности, Минприроды разработало два законопроекта, устанавливающих требования к эксплуатирующей организации о необходимости проведения комплексных учений по ЛАРН, в том числе на море. Другой законопроект предусматривает ответственность за нарушения правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов. Сейчас эти законопроекты, доработанные в аппарате правительства с участием заинтересованных министерств, находятся на согласовании.

– Также важно не допустить возникновения разливов. Считаю необходимым после окончания разработки месторождения предъявлять требования к недропользователям по формированию так называемых ликвидационных фондов. Эта мера практически не повлияет на экономическую эффективность, – подчеркнул министр.

Морской флот №5 (2017)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021