В условиях глобальной конкуренции - Морские вести России

В условиях глобальной конкуренции

26.03.2018

Транспортная политика

Море зовет инвестора и требует предсказуемости от законов и тарифной политики

Второй день ХI Международного форума и выставки «Транспорт России», который прошел в московском Гостином Дворе, стал ключевым для моряков, речников и портовиков России, собравшихся на отраслевую конференцию «Море зовет».

В своем приветственном слове к участникам панельной дискуссии помощник президента РФ Игорь Левитин отметил, что «транспортная отрасль в России, в том числе ее морская и речная часть, стала одной из самых инвестиционно привлекательных.

А. Сидоров, наш спецкор

Союз моря и реки

«Однако в условиях усиления глобальной конкуренции предъявляются все более жесткие требования к безопасности и экологии, качеству морских и речных транспортных услуг. Для того чтобы сделать нашу отрасль более привлекательной, сделать ее лидером не только среди наших стран, но и во всем мировом масштабе, основной задачей Росморречфлота как главного регулятора становится стимулирование, привлечение бизнеса к новым инвестиционным и инновационным технологиям», – отметил И. Левитин.

«Также многое сделано для развития речного флота. Была разработана стратегия развития внутреннего водного транспорта. Государство оказывает серьезную поддержку в деле вывода из эксплуатации морально и технически устаревших судов и строительства нового флота. И Госсовет под руководством президента России поставил новые задачи в развитии морских и речных перевозок», – подчеркнул Игорь Левитин, напомнив, что первое слово в названии конференции «Море зовет» расшифровывается как союз моря и реки.

Также с приветственным словом к собравшимся обратился министр транспорта России Максим Соколов.

«В последние годы морская отрасль и портовый бизнес развиваются очень уверенными темпами, как ни одна другая отрасль экономики страны, – сказал министр. – В этом году мы подойдем к пороговому значению по перевалке грузов в портах – около 800 млн тонн. И практически на всех морских бассейнах развиваются проекты в области портовой инфраструктуры».

«Часто задается вопрос, почему судовладельцы не идут под российский флаг. Ключевой ответ – это прежде всего вопрос стоимости. Но благодаря усилиям Правительства РФ принят закон о поддержке судоходства и судостроения, который существенным образом изменил ситуацию в деле регистрации судов под российским флагом. И я рассчитываю, что до конца года президентом и парламентом будет сделан еще один шаг в этом направлении, что раскроет новые возможности, в том числе и для Севморпути», – подвел итог М. Соколов.

Флот и флаг

Тему увеличения доли транспортных услуг, оказываемых отечественными предприятиями, развил в своем выступлении заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский. «Сегодня уже есть законодательство, которое позволяет развиваться судоходным компаниям и строить (речной) флот, есть дешевые деньги, но, наверное, не всегда есть уверенность в завтрашнем дне, потому что речь идет об инвестициях на 10-15 лет», – отметил он.

Отвечая на вопрос, что же нужно, чтобы судовладельцы сегодня шли в речные проекты, он назвал два необходимых условия:

– понимание долгосрочной тарифной политики РЖД в части предоставления сезонных скидок на перевозки по участкам, параллельным с рекой;

– соотношение спроса и предложения, выраженное в динамике вывода старого флота. «Когда судовладельцы увидят, что динамика вывода очевидна, а она год от года нарастает, то инвестиции в строительство новых судов увеличатся. Сегодня состояние значительной части речных судов таково, что уже проще строить новый флот, чем инвестировать в поддержание старого. В этой связи в ближайшие 2-3 года мы увидим картину кратного увеличения заказов (на строительство судов) в речном флоте», – подчеркнул В. Олерский.

В морском флоте ситуация обстоит несколько сложнее, отметил замглавы Минтранса. Комментируя статистику ЮНКТАД о переходе России с 20-го на 19-е место по объему грузоперевозок под национальным флагом, он предположил, что позитивные сдвиги в этом вопросе связаны с развитием российских арктических проектов и, соответственно, появлением там специализированного крупнотоннажного флота. «Для того чтобы в стране появилось больше судов, нужно, чтобы появилось больше судовладельцев. Регулятор должен буквально выращивать судовладельцев, которые при этом останутся космополитичными существами в силу характера этого бизнеса. И малейшая недоработка одного из регуляторов в законодательном или правоприменительном поле сразу отталкивает судовладельца от российского флага потому, что у него всегда есть альтернатива, то есть юрисдикция удобного флага», – отметил глава Росморречфлота.

При этом В. Олерский предостерег и от «экстремизма» в борьбе с удобными флагами. «Я думаю, ни одна великая морская держава, а их немного, не выиграла и не сможет выиграть борьбу против удобного флага. Это ложный путь. Мы не должны убеждать себя, что перегоним Панаму или Либерию по количеству флота. Вопрос в ином. В качестве этого флота, в качестве морского сервиса, всей морской бизнес-среды», – сказал он.

Замминистра пояснил, что налоговые поступления от самого флота невелики, зато в профильном сервисе, коммерческом секторе страховых, юридических, логистических услуг, судостроении и т.д. обращаются действительно большие деньги, с которых отчисляются существенные налоги.

В этой связи В. Олерский назвал четыре группы задач для закрепления позитивных тенденций в сфере российского морского транспорта:

– Доступность финансовых ресурсов и грузовая база. При этом не нужно пытаться зарезервировать за национальным флагом всю грузовую базу. Следует выбирать ниши, где российский флот наиболее конкурентен, например в Арктике, меры по регулированию судоходства в которой уже готовятся.

– Подготовка квалифицированных кадров, как моряков, так и менеджеров.

– Обеспечение стабильности законодательства, которое у нас пока еще слишком «подвижное».

– Совершенствование культуры долгосрочных отношений между судовладельцами и грузовладельцами, которой у нас пока нет.

«Должен быть здоровый протекционизм, но в нем надо соблюдать разумный нишевой подход, чтобы не впасть в такую крайность, как американский закон Джонса», – подчеркнул В. Олерский.

(Закон Джонса запрещает каботажные перевозки между американскими портами любыми судами, кроме построенных в США, несущих флаг США, с командой из граждан или резидентов США. Защищая американских судовладельцев с одной стороны, он привел к резкому удорожанию транспортных услуг для всех американских территорий, зависимых от снабжения морем, с другой. – прим. редакции).

ГЧП заинтересовало банки

Комплексный подход руководителя Росморречфлота поддержал глава Российской палаты судоходства Алексей Клявин. «Необходимо комплексное решение вопросов, связанное с совершенствованием законодательства, с устранением административных барьеров. И тогда существенного преимущества у иностранного флота перед российским не будет. Потому что сейчас у нас практически в любом документе есть отметка, что российский флот несет какую-то дополнительную нагрузку», – сказал он.

Руководитель общественной организации дополнил рецепт увеличения судоходства на реке: «Безусловно, это соблюдение параметров ВВП, как определяющий фактор эффективной работы. А также прозрачность и предсказуемость тарифной политики на 10-15 лет вперед. Сегодня судовладельцы категорически против ситуации, когда естественная монополия регулирует рынок и дает на отдельном направлении скидки. Тем самым она создает дополнительные сложности для судоходных компаний, которые уже вложились в обновление флота и несут определенную лизинговую или кредитную нагрузку. И как результат – не могут справедливо конкурировать с РЖД на этом направлении».

Вице-президент «Газпромбанка» Алексей Чичканов отметил, что нехватка судов, которую сегодня испытывает российский коммерческий флот, подталкивает к тому, чтобы рынок искал возможности пополнения флота, в том числе и за счет новостроя.

«В чем специфика проектов в портовой отрасли? Они сильно зависят от государства. Можно оценить бизнес по перевозке, но оценить независимо от государства бизнес в порту, когда от государства зависят тарифы, подводящая инфраструктура и дноуглубление, спрогнозировать бизнес-план, который можно защитить в банке, достаточно сложно. Именно поэтому в мире популярен механизм концессии, когда обязательства инвестора корреспондируют с обязательствами государства.

По старой схеме чиновник выдавал обязательства самому себе, поэтому банки не могли полагаться на такие обещания и участвовать в финансировании. А в механизме ГЧП обязательства всех сторон закрепляются в долгосрочном отношении. Низкие ставки, но на долгий срок – для банка это выгодно. И у нас на рассмотрении уже находятся несколько проектов в области портовой инфраструктуры», – сказал А. Чичканов.

$60 млрд ежегодно уплывают к иностранцам

Александр Масленников, директор Департамента развития секторов экономики Минэкономразвития, привел данные о том, что 60% транспортировки экспорта в России приходится на морской транспорт. «Объем всей внешней торговли России по 2016 году составил $470 млрд, по оценкам участников отрасли, 5% из этой цифры приходится на фрахт. То есть $15-30 млрд. Сейчас эти деньги в основном достаются иностранным перевозчикам. Если учесть мультипликатор судоходной отрасли, то получается, что российская экономика недополучает $30-60 млрд в год из-за того, что груз возят в основном иностранцы», – сказал представитель МЭР.

Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов представил участникам обширную линейку гражданских судов для моря и внутренних водных путей, строящихся на верфях ОСК.

Он отметил, что в значительной степени благодаря мерам из арсенала «здорового протекционизма» с момента принятия 305-го ФЗ о поддержке судоходства и судостроения ОСК в 4 раза нарастила производство гражданских судов.

«От чего зависит эта динамика? Прежде всего от правильной оценки, какую процентную ставку в условиях давления на рынок судоходные компании могут себе позволить при использовании заемного финансирования, либо в формате лизинга, либо в формате иных инструментов», – отметил А. Рахманов.

«Представитель Минэка сказал нам, что по их расчетам $30 млрд пропадает как фрахт. Но на самом деле вся нефть, загружаемая на условиях FOB, остается за скобками государева учета. Это деньги, которые уходят на фрахт, но которые нигде не фигурируют. Таким образом, 100 млрд рублей фрахта, которые могут появиться благодаря изменению с FOB на SIF, – это $5 млрд выручки для судостроителей, если суда будут строиться в России», – добавил глава ОСК.

Бег с барьерами. Административными

Руководитель Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса Виталий Клюев в своем выступлении остановился на преодолении административных барьеров. Он перечислил успехи в деле сокращения бюрократической волокиты, которые были достигнуты за счет усилий Минтранса за последние несколько лет.

«Сначала о правовом статусе судна, – сказал представитель министерства. – В 2004 году регистрация судна занимала 30 дней, в 2010 г. мы изменили правила и сократили срок до 3 дней. А с декабря 2017 года зафиксирован новый прорыв – срок регистрации сократился до суток. Сложности остаются только с получением разрешения на судовую радиостанцию, этот документ находится в ведении Минсвязи. Но если раньше ожидание доходило до года, сегодня есть положительные сдвиги. В Думе прошел второе чтение законопроект, в котором прямо указано, что разрешение на радиостанцию выдается не позднее чем через 3 дня и можно получать разрешение еще до того, как судно построено».

«Сегодня известно уже свыше 50 международных конвенций, из которых вытекает более 40 международных кодексов. И это все – обязательные инструменты, – продолжил В. Клюев. – Например, Полярный кодекс, который вступил в силу в этом году и породил уже три обязательных документа. Сюда же следует отнести конференцию о балластных водах и два документа, относящихся к ней. В последние 20-25 лет количество документов увеличилось в 4 раза, с 25 до 105. И это все – обязательные документы, они должны находиться на судне согласно международным требованиям.

Поэтому министр транспорта РФ выступил с предложением ввести мораторий на издание новых документов. В нашей редакции международные общества его не приняли, но предложения приняли во внимание».

«Идем далее – моряки. Они обязаны иметь квалификационные свидетельства, – продолжил В. Клюев. – В 2004 году выдача квалификационного свидетельства занимала до 40 дней. Зато с 2017 года они выдаются всего за 1 день. Да даже за 15 минут, практика показывает, что очередей в регистрирующие органы сегодня нет».

«Но есть еще одна проблема: согласно всем международным конвенциям моряку выдается до 15 различных документов. Наша задача – свести всю эту пачку в один-единственный документ. И к 2019 году мы ожидаем, что свидетельства можно будет выдавать в электронном виде», – добавил представитель Минтранса.

Подводя резюме, Виталий Клюев привел список необходимых мер в деле преодоления административных барьеров.

1. Надо радикально уменьшить количество судовых документов.

2. Требуется оптимизация процедуры выдачи документов, они должны выдаваться быстро, без проволочек.

3. Перевод документов в электронный вид.

4. Необходимо уменьшение сроков и времени выдачи.

5. Минимизация чиновников, задействованных в процессе выдачи документов.

От железа к человеку

Во второй части конференции, сосредоточенной на проблемах развития и обеспечения судоходства в Арктическом бассейне России, В. Олерский отметил, что в деле навигационно-гидрографического обеспечения в Арктике за последние 7 лет были осуществлены промеры на 250 тыс. километров акватории Севморпути. Это позволило России получить совершенно новую навигационную картинку в Арктике.

Морской транспорт – драйвер и главный инфраструктурный элемент всех новых арктических проектов России, отметил в свою очередь генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк. По его оценке, именно развитие новых ресурсно-индустриальных проектов России станет доминантой освоения Арктического бассейна в ближайшие десятилетия. Контейнерный транзит останется периферийным элементом процесса освоения Севморпути, по крайней мере до проявления серьезных устойчивых изменений климатической ситуации.

Коснувшись темы уточнения схемы управления судоходством в Арктическом бассейне, С. Франк заметил, что «в связи с публикациями о возможности появлении в регионе большого сильного оператора, сильной руки в Арктике, хотелось бы, чтобы эта сильная рука не стала бы одновременно и оператором, и регулятором, и сама себе судьей». Завершая тему, он выразил уверенность в том, что «профессиональные ответственные люди с многолетним опытом работы в Арктике будут тщательно подходить к подготовке соответствующих решений и докладывать руководству точные, выверенные предложения, которые позволят закрепить наметившиеся там позитивные тенденции».

Помимо технического потенциала, применения наилучших технологических решений для безопасности морской деятельности в Арктике, глава крупнейшей судоходной компании России важнейшим назвал человеческий фактор, уровень квалификации и полноценной подготовки специалистов на судах и морских сооружениях. Сергей Франк призвал коллег по отрасли, работающих в Арктике, сместить фокус внимания с «железа» на человека, чтобы добиться успешного продолжения качественного и безопасного развития уникальной работы России в Арктике.

Далее своим опытом работы и взаимодействия с морской администрацией и транспортными игроками поделились главы крупных компаний, ведущих производственную деятельность в арктических и субарктических районах РФ, а точку зрения иностранного бизнеса на перспективы СМП представил Феликс Чуди, глава норвежской транспортной компании Tschudi Shipping Company AS.

Морские вести России №18 (2017)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

30.12.2020

Транспортная политика

29.12.2020

Транспортная политика

24.12.2020

Транспортная политика