Нужны усилия, чтобы наращивать конкурентоспособность, развиваться и расти - Морские вести России

Нужны усилия, чтобы наращивать конкурентоспособность, развиваться и расти

05.06.2018

Транспортная политика

Нужны усилия, чтобы наращивать конкурентоспособность, развиваться и расти

Итоги работы морского и внутреннего водного транспорта в 2017 году, задачи на 2018 год и среднесрочную перспективу до 2020 года стали главной темой совместного расширенного заседании Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте, которое состоялось в конце марта этого года в Москве под председательством заместителя министра транспорта РФ руководителя Росморречфлота Виктора Олерского.

Алина Гурова, спецкор

В заседании приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, депутат Государственной Думы, председатель Общественного совета при Росморречфлоте Артур Чилингаров, заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, представители Администрации Президента РФ, государственных ведомств, руководители морских и речных бассейновых администраций, капитаны портов, руководители отраслевых союзов, предприятий, компаний и учебных заведений.

Ключевые цели

Обеспечение безопасности судоходства и надежности перевозок, реализация стратегически важных для страны инфраструктурных проектов, обновление аварийно-спасательного, ледокольного и обслуживающего флота – ключевые цели работы отрасли морского и речного транспорта. О них сказал в приветственном слове М. Соколов.

– В прошлом году совокупная мощность портов России преодолела отметку в 1 млрд тонн. Одной из важнейших целей является создание новых мощностей морских портов, в том числе в Мурманске и Тамани, с применением механизмов ГЧП, что позволит переориентировать на них дополнительные грузы, перерабатываемые в зарубежных портах, – сказал глава Минтранса.

Другим позитивным показателем работы отрасли по итогам прошлого года является объем перевозок по СМП, который в навигацию 2017 года оставил 10 млн тонн, что является абсолютным рекордом. Министр подчеркнул, что необходимо активизировать работу по навигационно-гидрографическому и аварийно-спасательному обеспечению в акватории Севморпути, завершить строительство ледокола мощностью 25 МВт, расширить полномочия Администрации СМП.

– Севморпуть должен стать глобальной, конкурентной транспортной артерией, благодаря которой будут развиваться территории Арктической зоны России, – отметил М. Соколов.

Новые законы

Анализ работы отрасли в 2017 году сделал в основном докладе заседания Коллегии В. Олерский. Он проинформировал о производственных показателях работы морского и внутреннего водного транспорта, состоянии флота, развитии внутренних водных путей, обеспечении комплексной безопасности на объектах транспорта, развитии отраслевого образования и других направлениях деятельности Росморречфлота.

– В 2017 году принято более 100 нормативных правовых актов в области морского и внутреннего водного транспорта, из них 6 федеральных законов, – сообщил он.

В. Олерский перечислил практически все нововведения. Среди них, к примеру, существенные поправки в закон о морских портах и сопряженные законодательные акты в части регулирования имущественных и земельных отношений, порядка создания морского порта, формирования и изменения его границ. Законом также предусматривается система инфраструктурного сбора для внебюджетного развития морских портов.

Внесены поправки в КТМ, закрепляющие за российским флагом право на перевозку определенных видов грузов на Северном морском пути, а также расширяющие понятие каботажа – теперь любая перевозка или буксировка из любой юрисдикции России в любую юрисдикцию России является каботажем (а не только между портами, как это было ранее) с приоритетным правом российского флага на такие перевозки.

Изменены требования к капитанам в морских портах с большим акцентом на стаж работы в службе капитана порта (общий стаж 24 месяца, из которых только 7 месяцев надо работать капитаном судна – остальное можно в службе капитана порта). Законодательно закреплена возможность выдачи судовых документов и квалификационных свидетельств членов экипажей в форме электронных документов.

Вступили в силу новые правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними. В Кодексе торгового мореплавания явным образом дано поручение капитанам морских портов осуществлять проверки судов на соответствие международным нормам в области труда в морском судоходстве. Это реализация Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года.

Для тех, кто собирается строить новые суда, значимым является утверждение правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию.

ГЧП будет расширяться

Немало положительных моментов в международной деятельности. Так, Россия избрана в Совет ИМО на следующий двухлетний период. По результатам выборов наша страна показала седьмой результат (по количеству голосов) из 43 претендовавших в Совет стран, обогнав США и Великобританию.

Что касается производственных показателей работы морского транспорта, то объем перевозок грузов морским транспортом под государственным флагом составил почти 25 млн тонн, что примерно соответствует уровню прошлого года. При этом морским транспортом перевезено 11,7 млн пассажиров. Наибольшее количество пассажиров перевезено в 2017 году через Керченскую паромную переправу – 6,16 млн человек. Положительные сдвиги произошли в развитии внутреннего водного транспорта и деятельности морских портов.

– В 2018 году мы ставим перед собой задачу увеличить мощности морских портов России на 28 млн тонн, в том числе за счет ввода в эксплуатацию второй очереди морского порта Сабетта (+6 млн тонн), реконструкции объектов второго грузового района порта Мурманск (+2 млн тонн), а также развития портовых мощностей в Азово-Черноморском (Новороссийск, Азов, Тамань) (+6,5 млн тонн) и Балтийском бассейнах (+3,5 млн тонн), – поделился планами В.Олерский.

Информируя о приросте портовых мощностей и реализации в связи с этим инвестиционных проектов, замминистра констатировал, что в ближайшие годы с привлечением средств федерального бюджета планируется реализовать только 3 инвестиционных проекта: строительство угольного терминала в бухте Мучке Хабаровского края, строительство терминала для обслуживания круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерском Калининградской области и строительство комплекса береговой инфраструктуры в морском порту Геленджик.

Такое расширение использования механизмов государственно-частного партнерства, по мнению В. Олерского, приведет к тому, что примерное соотношение государственных и частных средств изменится с 1/8 (1 рубль государственных на 8 рублей частных) на 1/50 (1 рубль государственных на 50 рублей частных). Одной из форм государственно-частного партнерства, реализуемой Росморпортом, является применение инвестиционно-подрядной модели, которая предусматривает, что подрядчик одновременно является также и инвестором в объекты федеральной собственности. При этом понесенные подрядчиком затраты впоследствии компенсируются Росморпортом в рассрочку после ввода объектов в эксплуатацию за счет дополнительных доходов от портовых сборов.

Внимание – СМП

По словам замминистра, сегодня наращивается транспортный потенциал на северном и дальневосточном направлениях. В декабре осуществлена первая отгрузка сжиженного газа и газового конденсата в танкер-газовоз «Кристоф де Маржери».

По итогам навигации 2017 года объем перевозки грузов в акватории Северного морского пути увеличился в 1,3 раза и составил 9,9 млн тонн, в том числе порядка 194,4 тыс. тонн – это транзитные грузы. По экспертным оценкам, к 2025 году грузопоток достигнет 70-80 млн тонн.

В акватории СМП действует разрешительный порядок плавания судов. В 2017 году выдано 662 разрешения на плавание в акватории Северного морского пути, из них судам под иностранным флагом выдано 107 разрешений. На смену ледоколу «Ермак» в 2019 году войдет в строй многофункциональный линейный дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт.

В этом году произойдет реорганизация ФГУП «Гидрографическое предприятие» и будет создано объединенное ФГБУ «Администрация Северного морского пути», способное решать весь спектр задач по обеспечению безопасности мореплавания в акватории СМП.

Флот и его безопасность

Характеризуя состояние флота, В. Олерский привел следующие цифры: на конец 2017 г. в российских морских реестрах зарегистрировано 7783 судна, из них 1141 – в Российском международном реестре. Суммарный дедвейт флота, зарегистрированного под российским флагом, составляет более 10 млн, из них половина – в международном реестре. За пять прошедших лет количество судов в Российском морском международном реестре стабильно растет. В 2017 году в реестрах под флагом РФ вновь зарегистрировано 580 судов, из них 200 судов – в международном реестре. Также за последнее пятилетие наблюдается незначительный рост количества судов обеспечивающего и обслуживающего флота. Однако есть и отрицательный факт: крупнотоннажный флот, контролируемый российскими компаниями, зарегистрирован под иностранными флагами. Так, 248 судов под иностранными флагами, контролируемые российскими компаниями, насчитывают примерно 14 млн тонн дедвейта, что превышает весь совокупный флот под российским флагом.

В целях безопасности судоходства проведен ряд мероприятий, среди которых, к примеру, введение в эксплуатацию 15 контрольно-корректирующих станций для передачи дифференциальных поправок к спутниковой навигационной системе ГЛОНАСС (7 на внутренних водных путях и 8 в морских портах). В нынешнем году работа по обеспечению безопасности судоходства будет продолжена, в частности, планируются: внедрение инновационных технологий для промеров глубин, мониторинга гидротехнических сооружений и акваторий с применением беспилотных аппаратов; подготовка к переходу на выдачу электронных судовых документов в части государственной регистрации судов, а также дипломов и квалификационных свидетельств морякам.

Абитуриентов стало больше

По словам замминистра, в морском образовании основной упор делается на обеспечение выполнения требований Конвенции ПДНВ.

Отраслевыми образовательными организациями выпущено порядка 9 тыс. специалистов. В настоящее время в вузах обучается около 55 тыс. человек, из которых более 30 тыс. – по плавательным специальностям. В 2017 году возросло количество заявлений абитуриентов для обучения по плавательным и береговым специальностям.

В рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» в вузах создаются современные учебно-тренажерные центры и реконструируются существующие учебно-лабораторные корпуса. В отчетном году существенно улучшена материально-техническая база учебных заведений: закуплено оборудование на сумму 331 млн рублей за счет внебюджетных источников. Создан Морской федеральный ресурсный центр дополнительного образования детей (МФРЦ).

Выполнены показатели по повышению заработной платы преподавателей. В 2017 году средние значения по заработной плате составляли 95% для преподавателей среднего профессионального образования и 180% для преподавателей высшего образования от средней по региону. В 2018 году значения по заработной плате для преподавателей среднего профессионального образования соответствуют средней зарплате по региону (100%), а для преподавателей высшего образования превышают в 2 раза (200% к средней по региону).

Среди образовательных задач на 2018 год:

– сопровождение и разработка отраслевых профстандартов;

– разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов, учебно-методической документации в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами;

– совершенствование деятельности Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей (МФРЦ) и другие.

– Считаю, – отметил В. Олерский, – что все мы при поддержке Минтранса РФ, коллег из других федеральных органов, Правительства России проделали большую работу. Вместе с тем морской флот всегда существовал в конкурентной среде, мы видим тренд обострения конкуренции на внутреннем водном транспорте, тоже самое вскоре будет происходить в портах. Для того, чтобы морской и внутренний водный транспорт не просто выжил, а победил, все мы в Росморречфлоте должны приложить немало усилий, создавать условия, чтобы отрасль наращивала конкурентоспособность, развивалась и росла. Думаю, что у нас это должно получиться.

Выступивший с содокладом заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев отметил как достижение действующего руководства агентства то, что между регулятором и отраслью удалось выстроить отношения позитивного и содержательного диалога, когда отраслевая общественность, в том числе в рамках общественного совета ведомства, имеет возможность в ряде случаев не соглашаться с предлагаемыми решениями и предлагать корректировать их с учетом накопленного на местах опыта и мнения широкого профессионального сообщества.

Морской флот №2 (2018)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021