Критерии важности - Морские вести России

Критерии важности

09.06.2018

Транспортная политика

Критерии важности

Приходится вновь констатировать, что административный прессинг в сфере так называемой транспортной безопасности продолжает усиливаться. Для этого достаточно изучить новейшие изменения в нормативной базе данного направления1. Однако полагаю, что актуальность любой проблемы должна, прежде всего, определяться числом погибших и пострадавших. В этом смысле главными террористами на сегодня являются предприятия газораспределительных сетей (еженедельно взлетают на воздух многоквартирные дома), лоббисты производителей одноразовой посуды и убийственных мусорных свалок, продажные чиновники госинспекций (люди с ужасающей регулярностью горят заживо на предприятиях, объектах «соцкультбыта» типа кемеровской «Зимней вишни» и пермской «Хромой лошади», в автобусах, маршрутках и т.п.). Да, сказанное не лезет ни в какие ворота юридической квалификации! Однако, как говорится, хоть горшком назови…

Сергей Дмитриев, д.ю.н.

Безопасность за свой счет

За прошедший год в России от террористических актов погибли 34 человека. А с момента развала СССР ни в одном из морских портов России не было зарегистрировано ни единого теракта, чего, к сожалению, нельзя сказать о десятках тысяч аварий и несчастных случаев, происшедших вследствие «прозаических» эксплуатационных правонарушений и многочисленных дефектов производственной инфраструктуры. Были теракты на железнодорожном транспорте, но в сотни раз больше аварий с тяжкими последствиями здесь происходило и происходит вследствие низкого качества новых вагонов и неквалифицированных действий персонала, обслуживающего пути. Причем это сопровождается существенным сокращением объема грузооборота. И немудрено, поскольку, работая в большинстве случаев на пределе рентабельности, транспортные предприятия вынуждены расходовать триллионы рублей на обеспечение транспортной безопасности (далее ТБ) которая, строго говоря, имеет лишь косвенное отношение к собственно транспортной безопасности, являясь, по сути, одним из направлений борьбы с терроризмом. И это, к сожалению, не преувеличение – в России не найдется и сотни хозяйствующих субъектов, способных выполнить все утвержденные в настоящее время требования транспортной безопасности в полном объеме и без ущерба для безопасной технической эксплуатации транспортных средств.

Да, с терроризмом надо бороться. Да, террористические акты порождают так называемый общественный резонанс, необходимый для достижения политических целей. Но настало время понять, что подобный резонанс от преступной халатности, повсеместного пренебрежения правилами движения, мерами пожарной безопасности, охраны труда и еже с ними не менее, а более разрушителен для любой социально-политической системы, которая не предпринимает своевременных адекватных реакций на происходящее. Как известно, при благополучной жизни люди забывают о политике и даже религии (см. Финляндия, Норвегия, Люксембург…, включая недавние ортодоксии типа ОАЕ, Катара и т.п.). А нищета и социальное неравенство порождают мракобесие и терроризм. И только там, где имеется полновесная система просвещения и формируется гражданское общество, можно избежать указанных крайностей. В этом деле занимаемое нами первое место среди крупных стран по удельной численности полиции и других представителей силового блока нам не помогает.

А что поможет? Во-первых, создание условий, обеспечивающих корреляцию деятельности органов управления страной от представления граждан о безопасности вообще и терроризме в частности. Во-вторых, понимание того, что в большинстве сфер жизнедеятельности (транспорт, образование, торговля, шоу-бизнес и т.п.) гарантировать полноценную защиту людей от террористических проявлений невозможно, поскольку речь идет об общедоступных объектах сверхвысокой социализации.

Не забудем и о достижениях «руферов» и «сталкеров», регулярно проникающих на сотни охраняемых объектов, включая аэропорты, и выкладывающих видеоотчеты о своих похождениях в Интернет. Попробуйте, например, защитить от возможных нападений обычную школу или детский сад. Первое, что придется сделать, – установить мощные решетки на окнах всех этажей и перекрыть все возможные входы усиленной круглосуточно действующей вооруженной охраной (хотя в школе не постреляешь, но и без оружия и спецсредств охрана и с хулиганами не справится); построить многометровые заборы вокруг спортплощадок. Ну а далее – видеокамеры во всех классах и коридорах, ПЗРК на крыше для борьбы с дронами, аппаратура для защиты от электромагнитных воздействий, дистанционных поджогов и проч. и проч. В противном случае мощные стены и запертые на шесть замков железные двери – привычный нам символ безопасности – превращаются в свой антипод. А ведь гораздо важнее учесть, что в тысячах школ России до сих пор нет теплых туалетов, достаточного отопления, наглядных пособий и учителей с нормальной зарплатой. «Войны выигрывают учителя», – говаривал незабвенный О. Бисмарк. Но «сорок воспитателей с зарплатой 40 рублей способны угробить любого воспитуемого», – говорил А.С. Макаренко.

Но даже если уже затрачены гигантские средства, система безопасности на публичных объектах неизбежно «захлебывается» по объективным причинам – из-за недостаточной пропускной способности, сбоев в работе аппаратуры, падения концентрации внимания наблюдателей и др. Например, всем памятен недавний взрыв в метро Санкт-Петербурга, где не сработали многочисленные контролеры и приборы обнаружения взрывчатых устройств. В этот же день корреспондент П. Лобков, взяв в дорожные сумки крупные металлические предметы (кувалду, разводные ключи и т.д.), спустился в Московский метрополитен и передвигался на поездах несколько часов, переходя через турникеты и переходы по различным станциям. Но ни в одном случае сотрудники зон контроля и аппаратура бесконтактного досмотра не реагировали, хотя в этот день в Московском метрополитене работали более тысячи инспекторов досмотра и все «рамки».

Разумеется, следует заниматься вопросами профилактики террористических проявлений в общественном транспорте, но только не за счет собственно транспортной (транспортировочной!) составляющей. В этой области должны действовать исключительно правоохранительные органы, главная задача которых в данном случае состоит в своевременном выявлении лиц, готовящих террористические акты либо способствующих их реализации, используя входящие в их компетенцию методы ОРД. К сожалению, со стороны представителей МВД, ФСБ и других силовых структур продолжают поступать заявления о необходимости дальнейшего расширения сложившейся системы обеспечения ТБ – одобряется всемерное участие сугубо гражданских структур в предупреждении преступлений наивысшей категории сложности. Более того, судя по содержанию нормативно-правовой базы ТБ, делать это транспортники обязаны «профессионально» и, что немаловажно, за свой счет. Неизбежен отрыв немалых людских, материальных и финансовых ресурсов из сектора реальной экономики и других сфер, в тысячи раз более весомых с точки зрения сохранения жизни и здоровья людей, таких как обеспечение безопасности дорожного движения, полетов, мореплавания; защита окружающей среды и т.п.

«Научный» дилетантизм

Проблема не только в недостаточном финансировании системы защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Важно понимать, что дефекты данной системы проистекают из сложившейся идеологии данного процесса, не имеющей достаточного научного обоснования. Разрастание системы ТБ обусловливает стремление госучреждений, привлекаемых в качестве разработчиков, исполнителей, экспертов и координаторов тех или иных мероприятий, предусмотренных федеральными либо региональными программами, решать под эгидой ТБ лишь те задачи, которые в наибольшей мере отвечают их собственным потребностям и позволяют получить дополнительные кадровые, материально-технические ресурсы, а также укрепить свой административно-правовой статус. Например, в ряду органов, обеспечивающих ТБ транспортных предприятий, мы видим подразделения ФГУП УВО Минтранса РФ, линейные органы полиции, вневедомственную охрану и т.п. На пассажирских терминалах вы обязательно встретитесь с группами досмотра, работу которых сопровождают сотрудники полиции, ведомственной охраны, частных охранных предприятий и даже… казачьих формирований.

Вытесняя из сознания управленческого аппарата такие качества, как здравомыслие и рационализм, мы получаем взамен демагогические прокламации и «научный» дилетантизм. Чтобы убедиться в этом, достаточно изучить созданный за последнее десятилетие нормативно-правовой массив ТБ, общий объем которого уже превысил полторы сотни документов федерального уровня. Мало того, что многие нормы ТБ заведомо невыполнимы – их противоречивость и необоснованная сложность сдерживают нормальную работу транспортной системы страны и, конечно же, не соответствуют современным стандартам организации производительного труда. Бумага все стерпит, но как реализовать на практике многочисленные «заоблачные» требования, если речь идет не о местах базирования ракет стратегического назначения, а о транспортных предприятиях, через КПП которых транспортные средства и люди нередко идут потоком? Искусственное расширение номенклатуры мер обеспечения ТБ немедленно провоцирует всевозможные организационно-штатные выводы паразитарного толка и возрастание активности ведомств – инициаторов создания объемных пакетов подзаконных нормативов, в том числе игнорирующих такие конвенционные условия, как запреты на избрание вариантов наихудшего развития событий при возникновении так называемых актов незаконного воздействия и использование лиц, занятых эксплуатацией источников повышенной опасности, в качестве сил ТБ2.

В условиях стагнации экономики страны это отрицательно сказывается на способности системы безопасности оказывать предписанное управляющее воздействие на транспортный процесс, обеспечение функционирования связанной с ним инфраструктуры, комплексное финансирование которой представляет собой сложнейшую проблему вследствие высокой стоимости и относительно низкой рентабельности, длительности периода окупаемости, неопределенности перспектив развития различных видов транспорта, нестабильности цен на углеводородное топливо, эксплуатационные материалы и т.д. Не случайно ни одна страна в мире не позволяет себе ничего подобного, за исключением весьма локализованных систем (например, как в некоторых городах Синьцзянь-Уйгурского автономного района Китая), хотя уровень соответствующих угроз здесь нередко значительно выше, чем в России.

Серьезные сомнения вызывает стремление автономизировать техническое обеспечение системы ТБ в связи с некими «современными террористическими угрозами». На самом деле технические средства обеспечения наблюдения, контроля доступа, досмотра и осмотра успешно разрабатываются и используются уже не один десяток лет (вплоть до аппаратов подводного мониторинга морских портов) и по большому счету являются универсальными. Тем не менее формируется некая «специфическая» нормативная база, которая определяет, например, такие частности, как «требования МВД к средствам видео- и звукозаписи», которые должны обеспечить «качество аудиоинформации и ее пригодности для проведения идентификационных исследований по голосу и речи», причем их использование допускается только «после обязательной сертификации соответствующими органами МВД» и т.п. Но в XXI веке подобные процедуры – не что иное, как обыкновение, устоявшийся и обязательный алгоритм, основанный на законодательстве о техническом регулировании.

Заключение

Проще и логичнее бы было без обиняков снять с процесса обеспечения ТБ громоздкую маску бюрократических согласований и вернуть все это «богатство» в сферу деятельности правоохранительных органов, поскольку задачи, поставленные в ФЗ «О транспортной безопасности», можно решить в рамках действующих ФЗ «О безопасности», «О противодействии терроризму», «О Федеральной службе безопасности», «О полиции», «О войсках национальной гвардии РФ, а не создавать сугубо гражданские «подразделения ТБ», к обязательным качествам которых сейчас отнесены интеллектуальное развитие, способность к логическим суждениям и умозаключениям, к четкому изложению информации в устной и письменной формах; эмоциональная устойчивость, уравновешенность, самоконтроль поведения и внешних проявлений эмоций и многие другие доблести, свойственные только идеальным образцам офицеров спецназа. Однако где объективные оценки реальных возможностей повсеместного выполнения указанных требований? Где найти таких достойных кандидатов и, главное, какую зарплату и за чей счет им предложить? На практике в подавляющем большинстве случаев реализация подобных мероприятий носит сугубо имитационный характер – на объектах разработаны и утверждены соответствующие планы обеспечения ТБ, сформирован и направлен на длительное и дорогостоящее обучение персонал, имеются соответствующие системы дистанционного наблюдения.

Мы обязаны считаться с тем, что в отличие от «силовиков», в основном пребывающих в режиме «ожидания возможных эксцессов», транспортникам приходится ежечасно заниматься не только обеспечением экономической эффективности собственного труда, но и выполнять огромное количество предписаний по вопросам обеспечения безопасности стивидорных операций, перевозок грузов и пассажиров, соблюдению экологических требований, а также охране собственности. И это способствует укреплению обороноспособности страны, спасению жизни и здоровья людей не меньше, чем массированная борьба с терроризмом в традиционном ее понимании. Необходимо считаться с тем, что любой бизнес не может быть ни «благородным», ни «патриотичным». Если он теряет экономическую эффективность, то без посторонней подпитки обязательно становится банкротом или поглощается. Только в условиях процветания экономики страна получает весомых налогоплательщиков, в том числе способных на определенные проявления столь желаемой «пассионарности». Простое множество законов и подзаконных актов в сфере ТБ само по себе не может являться неким объективным индикатором соответствия РФ мировым образцам организации труда в транспортной сфере.

1. См.: Постановление Правительства РФ от 19.12.2017 № 1586 «О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации и Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности»; Постановление Правительства РФ от 04.10.2013 № 880 (ред. от 19.12.2017) «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности»; Приказ Минтранса России от 01.04.2015 № 145 (ред. от 02.03.2017) «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним»; Приказ Росморречфлота от 14.09.2016 № 90/3 «Об утверждении Положения об Управлении транспортной безопасности» и т.п.

2. ОСПС.

Морские вести России №5 (2018)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021