Масштабные преобразования не за горами - Морские вести России

Масштабные преобразования не за горами

04.07.2018

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в 2017 году и задачам на 2018 год. В нем приняли участие министр сельского хозяйства России Александр Ткачев, заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, руководители территориальных управлений и подведомственных Росрыболовству учреждений, представители Правительства РФ, Совета Федерации, Общественной палаты, региональных органов управления АПК, а также научных и образовательных учреждений, рыбохозяйственных ассоциаций и организаций.

Юлия Орлова, спецкор

Поддержка обновления флота не ограничится инвестквотами

Александр Ткачев отметил высокие результаты работы отрасли:вылов рыбы в прошлом году вырос на 3% и достиг рекордных за последние 25 лет 4,9 млн тонн. Рост по сравнению с прошлым годом составил свыше 120 тыс. тонн, или 2%, а прирост к уровню 2013 года – около 15%.

Многое изменилось в нормативном регулировании. Внесены изменения по развитию прибрежного рыболовства, рыбопереработки и аквакультуры, обновлению рыбопромыслового флота. Вместе с этим министр обозначил ряд серьезных задач, требующих скорейшего решения, среди которых, к примеру, вопрос по распределению остатка инвестиционных квот так называемой «разнорыбицы» (треска, камбала, терпуг, кальмар, навага, палтус) на строительство рыбопромысловых судов для Дальнего Востока. Александр Ткачев подчеркнул, что важно завершить отбор заявок на нераспределенный объем квот в этом году (порядка 43%). Кроме того, он рассказал о планах доработать и до 1 июня внести в правительство проект о закреплении инвестиционных квот на строительство судов для добычи крабов на Дальнем Востоке и северных рубежах России.

– По нашим оценкам, под эти квоты будет построено еще около 40 среднетоннажных судов.

Глава Минсельхоза еще раз напомнил о запуске нового механизма распределения инвестиционных квот:

– Планируется построить 33 судна и 23 новых перерабатывающих завода. Это позволит привлечь в ближайшие 5 лет инвестиции в размере 140 млрд рублей, а значит будет способствовать выполнению поставленных президентом задач по обновлению рыбопромыслового флота и развитию современной переработки. Рассчитываю, что в течение 3-5 лет мы станем свидетелями масштабных преобразований в отрасли.

Тема строительства рыбопромыслового флота прозвучала и в выступлении Ильи Шестакова, который отметил, что Росрыболовство работает над иными механизмами господдержки строительства новых судов на тех рыбохозяйственных бассейнах, где нет возможности использовать инвестиционные квоты. Речь идет о малотоннажном флоте и пресноводных водоемах, где недоосваивается около 75% промысловых объектов.

– Мощность флота все отчетливее становится узким местом для опережающего развития. Высокая потребность в обновлении малотоннажного флота есть практически повсеместно на всех бассейнах, в том числе и на пресноводных. По нашим оценкам, это не менее 50-70 судов, – сказал Илья Шестаков.

Руководитель Росрыболовства пояснил, что актуальность в строительстве маломерных судов возрастает в связи с включением в отраслевое законодательство стимулирующего коэффициента в 20% при доставке уловов на берег, рост сырьевой базы на отдельных бассейнах, где большие суда не столь эффективны.

–К сожалению, в рамках первого этапа заявочной кампании на инвестквоты мы получили всего 4 заявки на строительство малого флота. При этом остаток инвестиционных квот на Дальнем Востоке позволяет поддержать строительство не менее 30 судов, – констатировал Илья Шестаков.

Учитывая высокую актуальность вопроса, Росрыболовство намерено инициировать совместно с Министерством промышленности и торговли комплексную программу поддержки строительства малого рыбопромыслового флота, в том числе с учетом внесений корректировок по поддержке данных проектов в соответствующие госпрограммы.

Первые договоры

В рамках мероприятия состоялось заключение первых договоров о предоставлении квот на инвестиционные цели. Сразу три договора были подписаны между Росрыболовством и рыболовецким колхозом им. Ленина. Объекты инвестиций – три среднетоннажных рыбопромысловых судна для Дальневосточного бассейна. Строительство серии траулеров-сейнеров уже идет на верфи ПАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде. Первое судно спущено на воду в ноябре 2017 года в присутствии руководителя Росрыболовства, а поставка всей серии заказчику должна состояться в 2019 году. Объем инвестиций более 4 млрд рублей.

1 марта 2018 года начался второй этап заявочной кампании «Инвестквоты-2018», прием заявок продлится до 30 июня.

Безопасность мореплавания

С обновлением рыбопромыслового флота тесно связана задача обеспечения безопасности мореплавания. Об этом шла речь на состоявшемся в рамках программы итоговой Коллегии Росрыболовства круглом столе, в котором приняли участие представители территориальных управлений Росрыболовства.

В 2017 году на промысле произошло 94 аварийных случая, существенно увеличилось количество пожаров и задымлений, намоток на винторулевую группу, поломок главного двигателя, механизмов и агрегатов судна, навалов на судно, берег, конструкции, а также выросло количество случаев травмирования и гибели членов экипажа. По оценке специалистов, на ухудшение аварийной обстановки повлияли не только низкий уровень подготовки к ЧС членов экипажей, а также несоблюдение требований безопасности, но и изношенность рыбопромысловых судов.

Решать задачу обеспечения безопасности поможет помимо обновления флота реформа контрольно-надзорной деятельности, где автоматизация процессов является одной из главных задач. Автоматизация этого направления в рыбной отрасли будет происходить за счет использования портала отраслевой системы мониторинга (ОСМ), который разрабатывают сейчас в ФГБУ «ЦСМС».

Задачи на 2018 год

Росрыболовство приступит к разработке новой госпрограммы с учетом актуализированной Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года. Соответствующее поручение дал заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, подводя итоги расширенного заседания Коллегии агентства.

– Мы должны с учетом актуализированной долгосрочной стратегии разработать понятную госпрограмму, даже имея сложности с обеспечением финансирования, – сказал Илья Шестаков.

Руководитель Росрыболовства подчеркнул, что речь идет не о корректировках в действующих документах, а о новой программе, где будут заложены цели стратегии. В основном докладе ранее глава агентства отметил, что в проекте долгосрочной стратегии развития рыбохозяйственного комплекса упор сделан на экономические показатели. Илья Шестаков обратил отдельное внимание руководителей территориальных управлений на реформу контрольно-надзорной деятельности.

– Задачи и перспективы понятны – повышение прозрачности и эффективности. Многие из элементов реформы мы уже делали и делаем. Но сейчас все это будет обличено в программные документы, – пояснил руководитель Росрыболовства.

В новом документе формируется единая миссия, которая должна быть у территориальных подразделений и центрального аппарата, единые цели и задачи, новые подходы во взаимодействии.

– По сути дела, государственный аппарат переходит на бизнес-управление. Думаю, мы найдем здесь баланс интересов, и всех прошу внимательно к этому отнестись. Работа не только очень важная, но и очень интересная, – сказал И. Шестаков.

Морской флот №2 (2018)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

30.12.2020

Транспортная политика

29.12.2020

Транспортная политика

24.12.2020

Транспортная политика