Создавая экономику доверия - Морские вести России

Создавая экономику доверия

30.07.2018

Транспортная политика

Создавая экономику доверия

В конце мая в Санкт-Петербурге состоялся Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). По своему масштабу и результатам он вышел на новый уровень, ознаменовался новыми достижениями, и его справедливо можно назвать прорывным, новаторским и технологическим. Форум посетили более 17 тысяч участников из 143 стран.

Алина Гурова, спецкор

Центральным событием Форума стало пленарное заседание с участием Президента России Владимира Путина. Глава государства отметил:

– Сегодня нам нужны не торговые войны, и даже не временные торговые перемирия, а полноценный торговый мир. Девиз нынешнего Петербургского форума – «Создавая экономику доверия». Убежден, сама жизнь говорит о том, что роль доверия как фактора развития будет возрастать.

В течение четырех дней более 1000 модераторов и докладчиков, в том числе иностранных экспертов, выступали по вопросам социально-экономического развития, МСП, транспорта, экологии, здравоохранения, культуры и туризма, образования и науки.

Развитие судостроения и судоходства в Евразии

Одним из заметных мероприятий в рамках форума стал круглый стол «Россия. Евразия. Европа: стратегия сотрудничества в новых реалиях», затрагивающий вопросы развития судостроения и судоходства в Евразии. Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Виктор Олерский изложил подходы транспортного ведомства к развитию сектора водных перевозок, а также круизного рынка в России и в рамках Евразийского экономического союза, сообщив о возможном уже в текущем году подписании соглашения о судоходстве и судостроении в ЕАЭС.

– В моем понимании соглашение практически готово и ничто не мешает принять его уже в этом году, – отметил он.

Документ призван упростить доступ судов под флагами государств-участников Союза на внутренние водные пути друг друга, снизив административные издержки бизнеса при перевозках водным транспортом. Отметив, что по законодательной части для судоходства и судостроения в России уже многое сделано, докладчик назвал в числе важных инструментов, способных закрепить положительные тенденции в отрасли, развитие конкуренции в сфере судостроительного лизинга.

Также он высказал позицию ведомства по дальнейшему поэтапному развитию механизмов локализации производства, снижению административных барьеров, улучшению инвестиционного климата в отрасли, в том числе в интересах достижения оптимального транспортного баланса. В сфере судостроительной промышленности В.Олерский прогнозирует в ближайшие годы «определенный дефицит хороших производственных мощностей» и увеличение доли проектов, опирающихся на дешевое финансирование при сокращении удельного веса государственного субсидирования кредитных и лизинговых ставок.

Сенсацией стало для участников круглого стола заявление президента ОСК Алексея Рахманова о возможном в ближайшее время получении корпорацией беспрецедентного в ее 10-летней истории отечественного заказа на строительство 50 сухогрузов. Профессионалы и эксперты, правда, были осторожны с оценкой этого заявления, поскольку такой крупный заказ на строительство флота требует как наличия некоего мегазаказчика, так и гарантированной грузовой базы на длительный срок, что вряд ли возможно.

Алексей Рахманов указал на то, что уже не первый год происходит быстрая перестройка рынков и подобные времена, при всей их сложности, часто оказываются перспективными для развития отдельных направлений экономики. Судостроение сегодня – одно из таких направлений, особенно учитывая то, что во всем мире наращиваются объемы перевозок по воде и стремительно развивается портовая инфраструктура.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев выразил уверенность в том, что судостроители смогут выполнить указание президента добиться повышения доли гражданского судостроения к 2025 году до 30% и к 2030 – до 50%, поскольку этому способствуют государственные механизмы, и в том числе работа Фонда развития промышленности.

В ходе круглого стола ОСК подписала два соглашения с иностранными компаниями. В присутствии Алексея Рахманова подписи под соглашением поставили исполнительный директор KRISO ATEC РЮ Хан Сон и и.о. вице-президента по гражданскому судостроению АО «ОСК» Игорь Шакало. Документ закрепил намерения KRISO ATEC и ОСК участвовать в процессах интеграции евразийских и европейских корабелов, производителей речной и морской техники в рамках взаимовыгодного сотрудничества. Затем глава ОСК и представитель греческой компании Salamis Shipyardsand Engineering Ltd (SSY) поставили подписи под меморандумом о сотрудничестве.

– Считаю, что в нынешней политической и экономической ситуации в мире, нет никакого смысла замыкаться на самих себе. Корпорация открыта к взаимовыгодному сотрудничеству. Общение с коллегами из Германии, Греции и Италии позволило нам понять, что, к сожалению, имеет место тенденция к разрушению кооперации, разрыву связей, которые налаживались десятилетиями между судостроителями Восточной и Западной Европы, Европы и России. Думаю, самое время их укреплять, а не разрушать. И мы готовы к этому, – отметил глава ОСК Алексей Рахманов.

Роль судостроения в освоении Мирового океана

Впервые на ПМЭФ в рамках панельной дискуссии «Ресурсы и экономика Мирового океана» участники обсудили роль судостроения и судоходства в освоении Мирового океана. Инициатором дискуссии выступила ОСК.

В обсуждении приняли участие: президент Корпорации Алексей Рахманов; генеральный директор АО «Росгеология» Роман Панов; главный исполнительный директор, управляющий директор Aker Arctic Technology Inc Реко – Анти Суоянен; вице-президент, Nautilus Minerals Джон Парианос; президент-учредитель, главный исполнительный директор Совета по вопросам Мирового океана Пол Холтус и другие эксперты.

Алексей Рахманов затронул такие важные вопросы как общие тренды экономики мирового океана, роль судостроения и судоходства в мировой экономической интеграции, а также рассказал о текущем положении дел в грузовых и пассажирских морских перевозках.

– ОСК открыта для сотрудничества по всем основным направлениям освоения Мирового океана: от морских сооружений, морской энергетики до круизных судов арктического класса, – подчеркнул президент ОСК. – Верфями корпорации накоплен уникальный опыт строительства военного и гражданского флота, а также сложной морской техники.

В свою очередь эксперты говорили об эффективности освоения ресурсов, перспективных технологиях, производимом оборудовании, обеспечении безопасных и безубыточных пассажирских и грузовых перевозок, строительстве современного коммерческого флота. В завершение дискуссии модератор Сергей Брилев, президент Института Беринга – Беллинсгаузена по изучению обеих Америк, отметил важность и многогранность обсуждаемой темы, а также напомнил о предстоящем 200-летии первой русской антарктической экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и предложил в будущем году вернуться к обсуждаемой тематике.

Севморпуть как драйвер экономического роста

Как будет развиваться инфраструктура и система управления коммуникациями Северного морского пути? Каковы новые аспекты нормативно-правового регулирования судоходства в полярных морях? Как обеспечить безопасность судоходства и не нанести вред окружающей среде? Об этом шла речь на дискуссии форума «Северный морской путь как драйвер экономического роста».

Участники дискуссии были единодушны во мнении, что от качественного развития СМП зависит успешное освоение Арктики, поскольку он является связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, между Азией и Европой. Он объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири, формирует условия для инфраструктуры морских портов, железнодорожных и речных меридиональных коммуникаций. Он обеспечивает нормальные условия жизни на северных территориях России, добычу полезных ископаемых, их транспортировку и экспорт, каботажное и транзитное судоходство.

– Освоение Арктики для нас – это некий вызов, как был космос в 1960-е годы, и то, насколько эффективно мы сможем работать в Арктике, во многом определит, насколько успешной будет наша страна, – сказал Игорь Павловский, заместитель главного редактора REGNUM.

Однако, признавая этот стратегический вызов, невозможно не видеть глобальных проблем, в первую очередь, отсутствия законодательной базы для освоения Арктики.

– Закон об Арктике должен быть. Это основной документ, на основании которого была бы сформирована долгосрочная программа, – считает Дмитрий Кобылкин, министр природных ресурсов и экологии РФ.

– Законопроект должен быть предметом широкой общественной дискуссии, – отметил Алексей Лихачев, генеральный директор госкорпорации «Росатом».

– Без широкого общественного обсуждения законопроект устойчивым не будет, – подчеркнул Дмитрий Мезенцев, член Совета Федерации РФ.

Как следствие отсутствия соответствующего закона – отсутствие комплексного плана развития Северного морского пути. А это значит: существующая неразвитость портовой инфраструктуры, высокий уровень экологических рисков, практическое отсутствие инфраструктуры для круглогодичного использования СМП…

– Государство в стратегии развития Северного морского пути не предусмотрело те вехи, в которых должно быть создано нормативное регулирование. Стратегия 2017 года не доработана. У нас не предусмотрены комплексные планы развития Северного морского пути. Закон об Арктике нужен, потому что у нас Севморпуть обеспечивает доставку грузов не только предприятям, но и обеспечивает жизнедеятельность сотен тысяч жителей арктических регионов. То самое качественное освоение Севера, о котором мы говорим, обеспечивается Северным морским путем. И политика в этой области тоже пока не доработана: у нас экологическая политика находится в одном ведомстве, транспорт – в другом. При таком подходе не будет комплексного развития Севморпути и освоения Арктики в целом, – сказала Елена Безденежных, вице-президент – статс-секретарь ПАО «ГМК «Норильский никель».

Для того, чтобы объединить сегодняшних партнеров в освоении СМП (правительство, добывающие и судоходные компании), требуется создание единого оператора Северного морского пути. По мнению Алексея Лихачева, единый оператор Севморпути – это платформа для объединения ресурсов:

– Мы просчитали потребность в ледокольном флоте до 2030 года, на ее покрытие необходимо около половины триллиона рублей. Я уверен, что государство нам эту сумму в чистом виде не даст, поэтому мы вышли с предложением использовать смешанные виды финансирования: часть государственных денег, часть возвратных, часть – госкорпорации «Росатом» и еще часть – привлеченный частный капитал. Формируя сейчас экономическую модель, мы должны заранее договориться с грузоотправителями и перевозчиками о тарифе атомного ледокольного флота – именно он будет основанием возвратности инвестиций. Мы не боимся конкуренции – она нам нужна, и на этом рынке не получится монополии.

Участники дискуссии выразили мнение, что государство должно развивать ту инфраструктуру, которая будет способствовать коммерчески выгодному круглогодичному использованию Северного морского пути как на запад, так и на восток. Нужен ледокольный флот и качественная проводка судов по СМП. Тогда, словами Дениса Храмова, заместителя председателя правления «НОВАТЭК», «мы не только вывезем тот груз, который добывается и производится, но и перехватим то, что идет через юг, через Суэцкий канал».

Единым было мнение участников и в том, что в решении задач развития СМП нужно слышать голос регионов. Так, Марина Ковтун, губернатор Мурманской области, считает, что чем интенсивнее будет развиваться Арктика, тем более развитыми станут приарктические регионы, «но чем более развиты будут регионы, тем быстрее станет развиваться Арктика».

– Мы не сидим сложа руки, регионы делают все, что от них зависит, – отметила она. – К приходу большой Арктики нужны три вещи: управление, полномочия для этого органа управления и нормативно-законодательная база. Что касается финансирования: государство, конечно, свою часть работ выполнит, но также в это выгодное и прибыльное дело вложатся и крупные компании, и другие участники проекта.

Генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк сообщил о безопасных и эффективных транспортных решениях для арктических энергетических проектов. Он отметил, что группа СКФ на сегодняшний день является крупнейшим в мире оператором флота с ледовым классом и располагает уникальным опытом работы в высоких широтах. Флот компании безопасно обеспечивает транспортную составляющую крупных индустриальных проектов, которые реализуются в Арктическом и Дальневосточном морском бассейнах: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новый порт» и «Ямал СПГ». С 2006 года по настоящее время в Арктике и Субарктике с использованием судов «Совкомфлота» с морских и береговых терминалов совершено более 4 тыс. отгрузок углеводородов, безопасно перевезено более 226 млн тонн сырой нефти и 19 млн тонн СПГ.

Сергей Франк подчеркнул, что благодаря крупным проектам по добыче полезных ископаемых в Арктике и Субарктике роль Севморпути как одного из ключевых российских и международных транспортных коридоров будет последовательно возрастать. По оценкам экспертов, к 2030 году грузопоток минерального сырья в Арктическом морском бассейне может достигнуть 80 млн тонн, причем основной его объем придется на нефть, конденсат и СПГ.

По словам Сергея Франка, в условиях растущей интенсивности грузоперевозок эффективная и успешная работа судоходных компаний в Арктическом и Дальневосточном морском бассейнах напрямую связана с такими факторами, как постоянное совершенствование применяемых технологий, подготовка высококлассных кадров с опорой на российскую школу ледового плавания, активное внедрение цифровых технологий и др.

Сергей Франк отметил, что c учетом опыта зимней навигации 2017-2018 гг., оказавшейся более сложной, чем в предыдущие годы, особое значение при работе флота в высоких широтах играет неукоснительное соблюдение самых строгих норм безопасности судоходства и защиты окружающей среды. Он подчеркнул, что дальнейшее освоение природных ресурсов региона требует полного исключения субстандартного судоходства, полномасштабного развития навигационно-гидрографического обеспечения региона, дальнейшего совершенствования системы организации аварийно-спасательных работ, внедрения новых инженерных решений, а также более экологически чистых видов топлива, в первую очередь, газомоторного (СПГ).

Факторы долгосрочной устойчивости рыболовства

В рамках деловой программы Петербургского международного экономического форума – 2018 по инициативе Федерального агентства по рыболовству состоялась панельная сессия «Золотая» рыба: факторы долгосрочной устойчивости рыболовства».

По прогнозам специалистов, в ближайшие годы потребление рыбы и морепродуктов значительно возрастет, особенно в азиатских странах. Ценность биологических ресурсов Мирового океана в качестве составляющей пищевого рациона повышается, что сопровождается ростом цен на мировом рынке рыбной продукции.

Участники тематической сессии обсудили возможности и условия создания благоприятной инвестиционной среды для масштабной модернизации российского промыслового и транспортного флота, увеличения производства продукции глубокой переработки, внедрения современных логистических технологий, меры повышения доступности рыбной продукции для всех категорий потребителей на внутреннем рынке и перспективы перехода рыбы в сегмент деликатесов. Были отмечены проблемы рыбной отрасли. По словам Ильи Шестакова, замминистра сельского хозяйства РФ – руководителя Росрыболовства, мы до сих пор не распределили ключи по важным объектам в Северной Атлантике, и разные страны по-разному осуществляют вылов, исходя из своих оценок запаса.

Среди других проблем отрасли: низкое качество продукции, нестабильность законодательства, фактическое отсутствие в России оптового звена, необходимость модернизации технологии добычи.

– Огромный вызов и большая проблема – программа по освоению глубоководных объектов промысла. Добывать ресурсы на такой глубине существующими орудиями лова невозможно, – констатировал Илья Шестаков.

– Чрезвычайно важно, чтобы отрасль могла использовать новейшие технологии, – это сделает её устойчивой и конкурентной, – поддержал Финнбоги Йонссон, председатель совета директоров Knarr Maritime Consortium.

Чтобы добиться долгосрочного устойчивого рыболовства, требуется господдержка отрасли (топливные субсидии, льготы по налогу на добавленную стоимость), улучшение качества оценки ресурсов, долгосрочное планирование. Что касается международного взаимодействия, то, как сказала председатель совета директоров Норвежско-Российской торговой палаты Лив Моника Стубхольт «изолированно работать невозможно, необходимо учитывать ситуацию в глобальном масштабе и рассматривать другие рынки. Мы должны сотрудничать с другими странами, особенно в плане создания общих стандартов».

Морской флот №3 (2018)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021