Лоцманский сектор – время преобразований - Морские вести России

Лоцманский сектор – время преобразований

20.09.2018

Транспортная политика

Необходимо исключить возможность приватизации частными лицами функций безопасности мореплавания и национальной безопасности на море

Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращения происшествий с судами, защиты морской среды. Находясь на борту судна и осуществляя лоцманскую проводку, лоцман управляет движением и маневрированием судна в сложных условиях, а также выполняет обязанности публично-правового характера – в соответствующие инстанции он обязан докладывать о любых изменениях на фарватерах, которые могут создать угрозу безопасности мореплавания, любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет или с другими судами в обслуживаемом районе, невыполнении капитаном судна правил плавания, либо, правил предотвращения загрязнения с судов.

Анна Горнова, координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов

Лоцманское обслуживание по своим базовым основам и принципам, целям, задачам и содержанию – это государственная услуга для судовладельцев. В настоящее время, в российском законодательстве существуют значительные пробелы в регулировании лоцманской деятельности как государственной обязанности. Дальнейшая правовая неопределенность в данном вопросе может привести к потере в России основных приоритетов и компетенций лоцманского обеспечения, которые должны находиться исключительно в ведении государства.

История вопроса

После распада СССР, когда принадлежавший государству флот распродавался и уходил под чужой флаг, страна теряла свои пароходства, судостроение и судоремонт, порты влачили жалкое существование, экспорт широким потоком уходил в порты Украины, Прибалтики, Финляндии, было «разрешено все, что не запрещено». Вначале 2000-х государство отпустило контроль во многих стратегически важных сферах, в т.ч. и в лоцманском секторе, в котором, безусловно, присутствует государственный приоритет и многие стратегические аспекты.

В итоге лоцманы были отстранены от управления лоцманскими организациями. Этим был нанесен удар по морской элите страны.

Если проследить всю историю лоцманского дела в России со времен Петра Первого, мы видим, что именно в те периоды, когда вопросами управления в лоцманских службах и организациях (артели, общества, товарищества и пр.) занимались непосредственно сами лоцманы, лоцманское дело в России развивалось успешно и гармонично. И, напротив, когда дело уходило из рук самих лоцманов, лоцманский сектор стагнировал и приносил убытки. За рубежом именно сами лоцманы заняты в управлении, и эта традиция не прерывалась. Испокон веков лоцманское сообщество немногочисленно и составляет элиту мореплавания. За несколько десятилетий ведущие морские страны пришли к двум наиболее эффективным формам организации лоцманского обеспечения:

1. Государственные лоцманские организации, когда государство получает лоцманский сбор, объединяет лоцманов и обеспечивает функцию лоцманской проводки в порту. В данном случае лоцманы являются наемными работниками порта или государственными служащими (пример – Финляндия, Швеция, Норвегия);

2. Негосударственные лоцманские организации и индивидуальные предприниматели, когда лоцманы сами получают лоцманский сбор, сами объединяются в хозяйствующие субъекты и сами, под контролем государства, обеспечивают функцию лоцманской проводки в порту. В этом случае их деятельность во всех аспектах строго регламентирована специальным законом страны и осуществляется на некоммерческих принципах в формате единой системы (пример – Франция, Испания, Нидерланды, Бельгия, Германия).

Конкуренция в одном районе обязательной лоцманской проводки не допускается сегодня в абсолютном большинстве стран ЕС, Японии и в США, которые являются колыбелью капитализма и конкуренции.

В России в 2004 году по Решению Конституционного Суда РФ (от 06/04-2004 года № 7-П) как это есть в большинстве стран, была разрешена деятельность некоммерческих лоцманских организаций. Однако, законодательно эта деятельность не была урегулирована и не урегулирована до сих пор, т.е. Решение Конституционного Суда не выполнено. Этой лазейкой воспользовался бизнес. В прибыльных и в наиболее доходных «нефтяных» портах появились коммерческие организации, владельцами которых не являются лоцманы. Эти частные компании обращают в свой доход почти половину лоцманского сбора страны, и не прекращают попытки перевести лоцманскую деятельность в категорию бизнеса и свободного рынка. Образовалась прослойка «рантье», которые фактически сдают в аренду лоцманов, получая на этом свою прибыль. Большинство частных компаний не имеет на балансе капиталоемкого недвижимого имущества, флот, как правило, арендуется. Следовательно, налог на имущество не оплачивается либо он минимальный.

Пытаясь перевести на себя большую часть лоцманских проводок и взять под свой контроль лоцманский сектор, частные компании создают конкуренцию в одном районе лоцманской проводки, что недопустимо в соответствии с базовыми основами лоцманской деятельности и международными рекомендациями IMO, EMPA и IMPA. По своей сути коммерческие организации работают на принципах бизнеса и конкуренции, прибыль ставится на 1-ое место, лишь затем безопасность мореплавания и социальное положение лоцманов. Расходы покрываются за счет более интенсивного труда лоцманов и уменьшения его оплаты (путем увеличения количества тоннажа на одного лоцмана).

Последствия Решения Конституционного суда РФ:

1. Организаций, которые обратились в КС с жалобой, на сегодняшний день нет;

2. Законодательно деятельность негосударственных лоцманских организаций не урегулирована, что предписано Решением КС. Соответствующий закон не принят. Критерии и особенности негосударственных организаций не определены;

3. Вышло все ровно наоборот – в выгодных доходных портах обосновались частные компании, а все остальное невыгодное и обязанности оставили государству;

4. В тексте Решения КС, где особые мнения судей, подчеркивается недопустимая степень неопределенности и неясности деятельности негосударственных организаций, которая до сих пор не урегулирована законодательно;

5. Очевидны намеренные затруднения в определении сути «особенностей» негосударственных лоцманских организаций;

6. Целевое использование лоцманского сбора никем не контролируется;

7. Налицо недостаточность правовой юридической ответственности лоцмана и лоцманских организаций, что следует обновить в законодательстве и прописать Национальном стандарте. В стратегической перспективе нужно законодательно закрепить передачу управления судном на время проводки лоцману (как это есть в Англии) и максимально увеличить ответственность лоцмана за происшествия. Это позволит оправданно использовать часть лоцманского сбора для страхования ответственности лоцмана. Будет убрана двусмысленность ситуации, когда лоцман практически управляет судном, а отвечает за это управление капитан.

8. Тема обсуждается на различных уровнях более 20 лет, затрачивается немалый административный ресурс на предмет как организовать работу 800-1000 лоцманов в стране, проблемы не решены.

В итоге результат получили прямо противоположный:

– Исказили базовые основы лоцманской деятельности;

– Не учли передовой опыт ведущих морских стран, в т.ч. успешный опыт СССР, а также России до 2001 года;

Лоцманское обеспечение сегодня

На сегодняшний день в Российской Федерации лоцманское обслуживание предоставляют ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Гидрографическое предприятие», а также более 20-и частных лоцманских компаний, абсолютное большинство из которых не имеет собственного флота, средств доставки лоцманов и страхового денежного фонда для покрытия ущерба в случае аварийного происшествия. С 2017 г. лоцманские тарифы не регулируются, при этом часть лоцманских компаний являются субъектами естественной монополии, а часть не является. В России насчитывается порядка 800-1000 лоцманов, более половины из которых, работают в составе ФГУП Росморпорт.

На текущий момент не сформирована единая по стране система лоцманского обслуживания в портах и акваториях. Не сформирована Компетентная лоцманская власть, наличие которой требует Резолюция IMO А.960(23). Лоцманское сообщество нашей страны не участвует в международном сотрудничестве в рамках Европейской и Международной ассоциаций лоцманов. В стране нет единого профессионального объединения, в которое бы входили все лоцманы, способного эффективно работать с государством и международным сообществом по развитию лоцманского сектора, как это есть по другим направлениям морской деятельности и в международной практике. Прервана традиция лоцманского братства, веками существующая в морских странах мира. Ситуация с кадровым вопросом на сегодняшний день неутешительна – среди лоцманов мало молодежи, средний возраст лоцманов сегодня – это 60 лет. В лице ФГУП «Росморпорт» за последние несколько лет государство ежегодно несет сотни миллионов рублей убытков по лоцманской деятельности (Таблица №1).

Таблица №1

Отчетный период

Доходы

Расходы

Убыток

2013 год

1 199 900,00

1 582 875,00

382 975,00

2014 год

1 350 265,00

1 834 329,00

484 064,00

2015 год

1 418 926,00

2 334 222,00

915 296,00

2016 год

1 410 906, 00

2 049 538, 00

638 632,00

2017 год

1 607 712, 00

2 088 580,00

480 868,00

Открытые данные отчетности ФГУП Росморпорт по предоставлению лоцманской услуги

Рассмотрим причины этих убытков. С одной стороны, в ряде акваторий есть обязательная лоцманская проводка т.е. капитан обязан иметь лоцмана на борту. С другой стороны, обязанность государства предоставить лоцмана для любого типа судна не закреплена нормативно применительно ни к одной организации. В результате на рынке идет борьба между организациями за дорогие лоцманские проводки крупнотоннажного флота (в частности – газовозов и нефтеналивных танкеров), которые приносят основную прибыль хозяевам частных лоцманских организаций и поддерживают существование таких организаций в «нефтяных» портах и портах с большим количеством судозаходов. Проводка остальных судов не приносит значительного дохода, а в сезонных портах она убыточна. Частные лоцманские компании работают исключительно в тех портах, где есть прибыль. ФГУП «Росморпорт» гарантирует и предоставляет лоцманское обеспечение от лица государства всем типам судов и во всех, в т.ч. сезонных убыточных портах. РМП выполняет все малобюджетные работы, необходимые для строительства и развития порта, проводки технического, каботажного и малотоннажного флота, лоцманские операции по перестановке судов в порту, проводки судов с внутренних водных путей, обеспечение дноуглубительных работ по проектам государственного значения. Получается, что частные компании, вкладывая кратно меньше затрат получают в разы больше прибыли на высокодоходных проводках. По стране имеется дисбаланс по тарифам от себестоимости проводки – в одних портах тариф явно завышен на сумму прибыли для хозяина частной компании, в других – недостаточен для безубыточной работы лоцманской службы и ее развития.

Проявился парадокс, когда государство обеспечивает спрос и прибыль (рыночный результат) частным лоцманским компаниям. Лоцманский сбор гарантируется государством обязательством проводки. Лоцманские кадры готовит государство, ответственность лоцманской организации перед третьими лицами ограничена ст. 103,104, 105 КТМ.

До сих пор нет методики расчета лоцманского тарифа с учетом типа судна, сложности его проводки и опасности груза. Хотя именно правильным расчетом тарифа и его распределением по всем портам достигается безубыточность и развитие лоцманского сектора в целом. Нормативно-правовое обеспечение лоцманского сектора в России допускает в нем конкуренцию организаций в одном районе обязательной лоцманской проводки, что запрещено в большинстве ведущих морских стран, не рекомендовано резолюциями IMO, EMPA, IMPA. Лоцманские организации в России не сертифицируются, не лицензируются, нет Национального стандарта. Во все сферы экономики приходит электронный документооборот и цифровизация. Однако, ныне действующая модель лоцманского обслуживания не позволяет применить в портах РФ принцип электронной очереди, т.к. не представляет собой единую систему.

Пути выхода из тупика и предлагаемое решение

На основании Резолюции IMO А.960(23), рекомендаций EMPA, IMPA, базовых основ и принципов лоцманской деятельности, мониторинга международной практики, геополитических задач и интересов национальной безопасности РФ как одной из ведущих морских стран мира, предлагается провести преобразования в секторе лоцманского обеспечения и создать Федеральную лоцманскую службу (ФЛС), принятием соответствующего Федерального закона «О Федеральной лоцманской службе».

Базовые принципы. Лоцманское обеспечение – это не бизнес. Лоцманское обслуживание гарантируется государством. Оно должно быть на непрерывной основе организовано во всех портах без исключения. Национальная безопасность страны в значительной степени зависит от бесперебойной, безопасной работы портов.

Лоцманский сбор является государственным обязательным портовым сбором. Для судовладельца – это обязательный целевой платеж за обеспечение государством безопасного захода судна в порт. Величина лоцманского сбора должна рассчитываться, исходя исключительно из величины необходимых расходов на содержание лоцманских служб.

Лоцманское обеспечение в России должно быть организовано как единая самодостаточная система. География страны требует эффективного распределения и баланса в части размера портовых сборов. Величина лоцманского сбора не всегда является прямым отражением реальной стоимости лоцманской проводки в конкретном порту. Учитывая множество факторов как внутригосударственных, так и международных, доходы от прибыльных портов и судов должны покрывать убытки от убыточных портов и судов, которым предоставляются льготы. Это является следствием реализации государственных приоритетов таких как: обеспечение национальной безопасности и экономической эффективности для государства, конкурентоспособности на мировых рынках, увеличения судозаходов в российские порты, развития линейного судоходства и др. Введение электронной очереди лоцпроводок обязательно, как исключение посреднического звена и коррупционного фактора работы лоцманских организаций через агентов, которым за привлечение клиентов уходит процент от лоцманского сбора.

Следует рассмотреть возможность отказа от убыточных лоцпроводок. Минимальный тариф – себестоимость проводки, убытки дотирует государство либо убыток перекрывается Службой за счет сверхприбыльных судов и портов. В России есть особенность: существует большое количество северных портов с замерзающей акваторией. Лоцманское обслуживание судов в них может быть сезонным. Эта проблема решается получением лицензий (допусков) на проводку судов лоцманом в разных районах и организацией вахтового метода работы.

ФЛС создается как орган исполнительной власти (форма, исключающая приватизацию функций обеспечения безопасности мореплавания и функций обеспечения национальной безопасности частными лицами). Возможно, рассмотреть вопрос в формате создания Единой службы по обеспечению безопасности на морском транспорте, которая помимо лоцманской составляющей интегрирует в себя СУДС и морскую кибербезопасность. Так мы ответим на вызовы времени. В такой Службе мы получаем централизацию обучения, подготовки и распределения кадрового состава. Включаем сюда и дополнительную подготовку лоцманов по морской кибербезопасности (это должна быть общая система подготовки с СУДС на основе партнерства со специальными службами). Логично, что любой вопрос касательно безопасности и противодействия терроризму не может быть в частных руках. Соответственно такая организация не может быть приватизирована.

ФЛС может быть учреждена прямым Указом президента РФ либо постановлением или распоряжением Правительства РФ. Обеспечение безопасности мореплавания, интересов национальной безопасности на море, возрождение морской лоцманской традиции в России – предмет национальных интересов морского государства. Центральный аппарат Службы предполагает – 30-50 человек, в составе службы находятся все действующие реестровые лоцманы (800-1000 человек), которые работают в портах, лоцманских организациях или их подразделениях на местах. Таким образом, регулирование и администрирование в настоящее время стихийного рынка лоцманского обеспечения в России возвращается государству.

В результате анализа сложившейся ситуации, выявлено три базовых варианта дальнейшего развития лоцманской деятельности в стране, основанных на интересах государства, лоцманов и частного бизнеса:

Вариант №1. Лоцманская деятельность полностью осуществляется ФЛС. Служба, управляется на всех ответственных руководящих должностях по основной деятельности лоцманами высшей квалификации (Компетентная лоцманская власть), в которой все действующие лоцманы распределены по портам и работают в составе лоцманских организаций-подразделений Службы, что в наибольшей мере отвечает интересам национальной безопасности и государства.

Вариант №2. Лоцманская деятельность осуществляется объединениями лоцманов. В портах, работают по госконтрактам с ФЛС только некоммерческие лоцманские организации, управляемые самими лоцманами.

Вариант №3. В некоторых портах, остаются работать частные коммерческие организации, как это есть и сейчас, но работают они строго по госконтракту с ФЛС и с учетом их многолетнего положительного опыта работы в этих портах. В данном случае государство четко определяет и закрепляет долю коммерческих организаций в секторе. Такие частные компании могут быть интегрированы в единую государственную систему лоцманского обеспечения (либо единую государственную систему обеспечения безопасности на море) соответствующим постановлением (распоряжением) Регулятора. Однако, надо иметь ввиду, что в данном случае сбор остается практически полностью весь у частных собственников и теряется государством, за исключением налогов, которые являются обязанностью и платятся они фактически из средств госуслуги. Безопасность судоходства может вступать в конфликт с извлечением прибыли. Коммерческие компании могут быть только под частичным контролем со стороны государства, т.к., либо частный капитал с интересом в виде прибыли, либо – интересы государства в сфере безопасности и получении дохода от лоцманского сбора. Частично эти риски могут быть сняты условиями, прописанными в госкнтракте.

Во втором и третьем варианте может быть учтен исторический фактор работы организации в конкретном порту. Там, где в порту организаций несколько, объявляется конкурс, выигрывает и остается одна лучшая организация по сумме обязательных критериев конкурса в соответствии с разработанным впоследствии Национальным Стандартом и планами развития отрасли.

В первом варианте 100% лоцманского сбора с мест поступает в Службу, во втором и третьем варианте – процент отчислений от финансовой выручки организации в Службу может оговариваться условиями госконтракта (ориентир – 10%). ФЛС может дотировать убыточные организации за счет сверхприбыльных. Служба может быть учредителем лоцманских организаций. Такие организации становятся ее подразделениями. Во второй и третий варианты вписываются частные лоцманские организации, формирующиеся в последние годы в составе крупных компаний: Лукойл, Роснефть, СКФ, стивидоров и пр., т.к. такой тренд уже наметился.

Госконтракты с организациями Служба заключает на определенный срок (3-5 лет) с возможностью его продления, в случае отсутствия выявленных нарушений и обстоятельств форс-мажора.

Если прописать, что единственным получателем лоцманского сбора является государство в лице ФЛС, то три варианта превращаются по существу в один, и мы приходим фактически к единому варианту организации лоцманской службы в России. То есть, в тех портах, где ни лоцманы, ни коммерсанты не желают заниматься созданием лоцманской службы, такая служба создается самой ФЛС. В тех портах, где лоцманы готовы создать собственную лоцманскую службу и заключить госконтракт с ФЛС, будут работать лоцманские организации, созданные самими лоцманами. А в тех портах, где лоцманы считают, что им лучше работать в лоцманской организации, созданной коммерсантами, ФЛС заключает госконтракт с такой коммерческой лоцманской организацией. При этом решается главная проблема, существующая в лоцманской деятельности сегодня в России – ликвидируется «конкуренция», то есть, в каждом порту будет работать только та одна лоцманская организация, с которой ФЛС заключит госконтракт.

Служба издает и развивает Национальный стандарт лоцманского обеспечения в РФ (в него преобразуется нынешнее Положение о лоцманах), выдает лицензии на осуществление деятельности лоцманским организациям (что связано с предъявляемым к организациям требованиям по кадровому и материально-техническому обеспечению, а также требованиями по работе с информацией, связанной с национальной безопасностью). Сертификация обучения лоцманов, их подготовки, стажировки и материально-технической базы приводится к международным стандартам. Таким образом, с рынка уходят «рантье».

Флот и материально-техническое обеспечение в основной своей части находится на балансе Службы в ее управлении. Службой по специальной серийной лизинговой госпрограмме ведется строительство специализированного для лоцманской деятельности флота (ориентир – 60 портов по 6 катеров в год).

Средства из бюджета требуются на первоначальный этап создания Службы (ориентировочно – в течение 1,5-2-х лет). В дальнейшем Служба содержится на средства лоцманского сбора. Порядка 5 (пяти) миллионов рублей в месяц на постоянные и переменные затраты аппарата Службы (заработная плата, офисные помещения и др.). Программа по созданию специального флота и обеспечения средств доставки и учебной базы – отдельное финансирование.

Предмет администрирования – целевой лоцманский сбор, предоставление государственных услуг по безопасному лоцманскому обслуживанию (лоцманской проводке судов, маневрированию, швартовке, постановке на якорь и пр.). Также – страхование и перестрахование рисков для обеспечения финансовой устойчивости в случае форс-мажорных обстоятельств. Контроль от Финансового Управления Службы, чтобы риски лоцманских компаний были застрахованы на минимально допустимый уровень.

Основной функционал Службы – расчет, регулирование, перераспределение между высокодоходными и прибыльными портами лоцманского сбора в целях обеспечения безопасности мореплавания и развития лоцманского обеспечения. А также контроль его целевого использования.

Кадровый принцип: подавляющая доля в управлении Службы и лоцманских организаций – лоцманы. Таким образом, происходит формирование компетентной лоцманской власти в соответствии с требованиями Резолюции IMO А.960(23). Компетентная лоцманская власть должна формироваться только из действующих лоцманов высшей квалификации, имеющих опыт работы лоцманом не менее 10 лет с обязательным условием ротации, примерно 4-5 лет.

МПСЛ (Межрегиональный профессиональный союз лоцманов) преобразуется во Всероссийскую лигу лоцманов (аналог профсоюза). Инициатором может выступить МПСЛ. Соответственно лига объединяет лоцманов всех организаций, защищает их интересы, не допускает ухудшения условий труда лоцманов, обеспечивает их социальную защиту. Возможно заключение дополнительного соглашения между работниками и работодателем в виде Коллективного договора. Лоцманы могут создавать свои некоммерческие организации в портах на местах с целью получения госконтракта. Всероссийская лига лоцманов осуществляет функции контроля «снизу».

Достижение целей

Получаем единую эффективную современную систему безопасного лоцманского обеспечения в РФ на уровне передовых морских стран.

Возвращаем лоцманов в управление сектором;

Утверждаем Национальный стандарт, выходим на международную сертификацию лоцманов;

Приводим национальную систему лоцманского обеспечения в соответствие с Резолюцией IMO.А960(23), рекомендациями IMPA и EMPA. Исключаем конкуренцию в районе одной обязательной лоцманской проводки;

Устраняем дисбаланс тарифа;

Уточняем ответственность – вопросы страхования ответственности и наличие компенсационного фонда у организаций;

Организуем электронный сервис (электронная очередь).

Лигой устраняем разделение лоцманов, повышаем уровень социальной защиты.

Возобновляем международное сотрудничество российских лоцманов в составе IMPA и EMPA;

Возрождаем и развиваем в России традицию лоцманского братства.

Федеральная лоцманская служба

I. Общие положения

1. Федеральная лоцманская служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере лоцманской деятельности, а также специальные функции в области государственной безопасности, защиты и охраны морской и окружающей среды и портовой инфраструктуры в Российской Федерации.

2. Федеральная лоцманская служба подчиняется (подведомственна) Министерству транспорта.

3. Федеральную лоцманскую службу возглавляет Руководитель.

4. Руководитель Федеральной лоцманской службы и его заместители назначаются Министром транспорта по представлению Всероссийской лиги лоцманов.

5. Полномочия руководителя как у руководителя Федеральной службы соответствующего подчинения.

6. Наличие территориальных подразделений Службы по бассейнам.

II. Функции

1. Контроль и надзор:

a) проведение проверок предприятий, учреждений и организаций, находящихся в функциональной подчиненности от Федеральной лоцманской службы;

б) лицензионно-разрешительная деятельность – выдача разрешений, допусков и лицензий лоцманам и компаниям, осуществляющим лоцманскую и учебную деятельность;

в) ведение учетных систем – реестров (реестр лоцманов и лицензированных компаний);

г) регистрация, сертификация, подтверждение соответствия лоцманского состава необходимой квалификации и установленным требованиям;

д) издание внутренних актов, касающихся лоцманской деятельности в Российской Федерации.

2. Обеспечение национальной безопасности, защиты и охраны окружающей среды и портовой инфраструктуры:

а) выявление и пресечение правонарушений административных, финансовых, налоговых, и уголовных (обязательный ежегодный и инициативный аудит, антикоррупционные мероприятия);

б) инициация привлечения виновных лиц к соответствующим видам публично-правовой ответственности: уголовной, административной, налоговой, финансовой;

в) применение иных мер принуждения, не связанных с совершением правонарушения, как правило, в целях обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, человеческого фактора (разрыв государственного контракта с исполнителем, например, из-за фактических характеристик управления предприятием, создающих угрозу возникновения чрезвычайной ситуации или нарушения режима сохранения информации); 

3. Оказание государственных услуг и осуществление нормативного регулирования и стандартизации (соответствующие полномочия должны быть прямо закреплены в положении о Федеральной лоцманской службе):

а) разработка и внедрение Национального стандарта лоцманской деятельности в Российской Федерации;

б) регулирование лоцманского сбора и стандартизация методик его расчета;

г) организация обновления флота, средств доставки и пр. материально-технического обеспечения в соответствии с отдельной государственной программой и их предоставление в аренду исполнителям государственного контракта.

III. Основная деятельность

Основная деятельность Федеральной лоцманской Службы направлена на качественную подготовку лоцманов и безаварийное осуществление лоцманских проводок в акваториях, находящихся под юрисдикцией РФ.

Основная деятельность Федеральной лоцманской службы может осуществляться по принципу государственного контракта, заключаемого на определенный срок с организацией-исполнителем на осуществление лоцманской или учебной деятельности.

Исполнителем государственного контракта на осуществление лоцманской деятельности может быть некоммерческая организация, созданная Всероссийской лигой лоцманов, соответствующая требованиям Национального Стандарта и имеющая лицензию на право осуществления лоцманской деятельности и обучения лоцманов в РФ.

4. Исполнителем государственного контракта на осуществление учебной деятельности может быть любая организация или предприятие любой формы собственности, соответствующее требованиям Национального Стандарта и имеющее лицензию на право осуществления обучения лоцманов в Российской Федерации. (Речь идет в т.ч. и об информационной кибербезопасности, о соответствующем режиме допуска).

IV. Финансирование основной деятельности

Финансирование основной деятельности Федеральной лоцманской службы осуществляется на первоначальном этапе за счет государственных средств, в дальнейшем – за счет средств лоцманского сбора, поступающего с судов, лоцманская проводка которых осуществляется (части лоцманского сбора, перечисляемого организациями-исполнителями государственных контрактов по осуществлению лоцманской деятельности в Российской Федерации, лицензионных и арендных сборов от средств лоцманской доставки).

V. Организационная структура

1. Структура Федеральной лоцманской службы по основным функциональным направлениям деятельности именуются Управлениями, в состав которых могут входить функциональные отделы. 

2. В Федеральную лоцманскую службу, входят территориальные органы – территориальные Управления, распределенные по морским бассейнам Российской Федерации и районам лоцманской проводки.

Руководство (Руководитель, заместители руководителя).

Аппарат при руководстве (секретариат, советники, канцелярия).

Компетентная лоцманская власть. Осуществляет общее администрирование всей лоцманской деятельности на акваториях РФ, в частности, распределение лоцманов и организаций по портам и районам обязательных проводок.

Управление стандартизации и лицензирования. Разрабатывает и внедряет Национальный стандарт лоцманской деятельности в РФ. Ведет реестр лоцманских организаций. Осуществляет лицензирование и сертификацию организаций.

Финансовое управление (бухгалтерия Службы, планово-экономический отдел, контрольно-ревизионный отдел). Обеспечивает функции бухгалтерии Федеральной лоцманской службы. Осуществляет финансовое планирование, разрабатывает методику расчета тарифа на услуги, регулирование тарифов с учетом государственных интересов. Организует инициативный и обязательный аудит компаний, осуществляющих лоцманскую деятельность. Контролирует застрахованность и перестрахование (при необходимости, т.к. страховые суммы в случае наступления страхового события значительны и должны быть рассчитаны, исходя из практики возмещения) рисков лоцманской деятельности.

Управление материально-технического обеспечения. Отвечает за организацию и сопровождение государственной программы по материально-техническому обеспечению лоцманской деятельности (флот, транспорт, тренажерные центры и пр. имущество).

Управление кадров. Обеспечивает полное кадровое сопровождение Федеральной лоцманской службы. Ведет реестр лоцманов. Отвечает за обучение и стажировку, сертификацию личного состава лоцманов.

Юридическое управление. Обеспечивает полное юридическое сопровождение лоцманской деятельности на территории РФ и Федеральной лоцманской службы, проводит антикоррупционную экспертизу законодательства, подзаконных актов, нормативных и иных актов и документов по лоцманской деятельности, организаций, осуществляющих лоцманскую деятельность в РФ.

Управление по связям с общественностью. Обеспечивает информационное взаимодействие Службы с внешней средой (включая международное сотрудничество).

Морские вести России №8 (2018)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

30.12.2020

Транспортная политика

29.12.2020

Транспортная политика

24.12.2020

Транспортная политика