Каспийское море в новом статусе - Морские вести России

Каспийское море в новом статусе

31.10.2018

Транспортная политика

Каспийское море в новом статусе

Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием последних лет на Каспии. Главы всех прикаспийских государств – Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана – подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря.

Юлия Орлова, спецкор

Новый партнерский уровень

Каспийское море вполне можно назвать уникальным хотя бы потому, что до сих пор ведутся споры, а действительно ли это море? Считается, что это бессточное озеро, но с «морскими» признаками: и вода в нем соленая, и дно морское, и шторма с ветрами и волнами, как на самом настоящем море. И вопрос этот отнюдь не праздный. Дело в том, что все страны Каспийского моря имеют в регионе собственные интересы. И поделить этот огромный водоем правительства пяти государств не могли долгое время. Одни хотели провести границы по озерному принципу, и тогда все поделить поровну. Другие настаивали на морском праве: каждому по прибрежному сектору шириной два десятка километров, а остальное – общее. Работа над конвенцией продолжалась более 20 лет вследствие спорных вопросов в правовом статусе Каспийского моря, из-за чего страны не могли наладить взаимодействие в разведке ископаемых, экономике, экологии, транспортных вопросах и других сферах.

После долгих споров, в мае 2003 года Россия, Азербайджан и Казахстан все-таки поделили северные акватории Каспия. Казахстану досталось 27%, России – 19%, Азербайджану – 18%. Разделить же южную часть моря не удавалось. Но теперь дело наконец сдвинулось с мертвой точки: после многолетних споров – Каспийское море поделили.

– Урегулирование правового статуса Каспия создает условия для вывода сотрудничества между странами на качественно новый партнерский уровень, для развития тесной кооперации по самым разным направлениям. Россия нацелена на совместную энергичную работу по реализации шести профильных соглашений со всеми каспийскими государствами, – отметил президент РФ Владимир Путин.

Что дает конвенция?

Конвенция вступит в силу после ратификации всеми странами-участницами. Она определяет государственные границы на море, права на коммерческое судоходство, грузовой транзит, рыболовный промысел и передвижение военных кораблей.

– Она является своего рода конституцией Каспийского моря и призвана урегулировать весь комплекс вопросов, связанных с правами и обязательствами прибрежных стран, а также стать гарантом безопасности, стабильности и процветания региона в целом, – сказал президент Казахстана Н. Назарбаев.

Если конкретней, то конвенция в первую очередь упростит поиск, добычу и транспортировку нефти и газа, а также рыбный промысел. По оценкам экспертов, Каспий – это 19% мировых запасов нефти, 45% мировых запасов газа, 90% запасов осетровых, а значит, ценного экспортного товара – икры. Все вместе – огромная сумма в любой валюте. А по подсчетам американского агентства Energy Information Administration, в недрах Каспия содержится до 6,5 миллиарда тонн доказанных и вероятных запасов нефти и газа. Это около восьми триллионов долларов.

До сих пор неурегулированный статус Каспия был препятствием и для подводного транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан, который позволил бы двум странам поставлять до 100 миллиардов кубометров газа в год на ключевой для «Газпрома» европейский рынок, что составляет примерно четверть нынешнего импорта Евросоюза. Теперь этот вопрос решится.

– Определение правового статуса Каспия будет способствовать разделению дна и поверхности в соответствии с нормами международного права, – подчеркнул президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Однако в документе нет правил раздела дна: разграничивать свои сектора на каспийском шельфе странам придется друг с другом на отдельных переговорах.

Запрет на военное присутствие

В документе серьезно проработана часть о военном присутствии на Каспии – в первую очередь условия, на которых военные корабли могут заходить в чужие территориальные воды. Также присутствует одно критически важное положение. В нем закладывается условие о недопущении военного присутствия в Каспийском регионе внешних сил. «С точки зрения безопасности Россия выиграла», – считает эксперт компании Verisk Maplecroft Камилла Хагелунд.

«Запрет на военное присутствие третьих стран в регионе – большая победа для Москвы, он фактически блокирует попытки и НАТО, и Китая углубить отношения с каспийскими странами», – отмечает FT.

Как пишет турецкое издание Yeni Safak, президент России Владимир Путин, отметив, что конвенция по Каспийскому морю, подготовленная в результате проводившихся многолетних переговоров, гарантирует неприсутствие на Каспии внерегиональных держав, неявно сделал отсылку к политике США в отношении региона. «Сегодняшний саммит действительно имеет неординарное, если не сказать поистине эпохальное значение… конвенция о правовом статусе Каспия закрепляет исключительное право и ответственность наших государств за судьбу Каспийского моря, устанавливает четкие правила его коллективного использования», – сказал он.

Накануне саммита министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов заявил, что Казахстан не планирует размещать американские военные базы в регионе Каспийского моря. По его словам, через территорию Казахстана будет проходить транзит исключительно невоенных грузов из США в Афганистан.

Другие важные соглашения

Несмотря на значимость конвенции, лидеры прикаспийских стран подчеркнули актуальность и других подписанных на встрече пятисторонних соглашений. Соглашение между правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве и Соглашение между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области транспорта будут способствовать дальнейшему укреплению и развитию взаимодействия прибрежных государств в промышленной, торговой, энергетической, транспортно-логистической, инновационной, туристической, информационной и других сферах, представляющих интерес. Для реализации этих соглашений на регулярной основе будут проводиться встречи компетентных ведомств прикаспийских государств. С целью развития контактов между предпринимателями и бизнес-структурами пяти стран предложено провести первый Каспийский экономический форум в 2019 году в Туркменистане. Подписание в ходе саммита межправительственного соглашения о предотвращении инцидентов на Каспийском море нацелено на реализацию базовых принципов взаимодействия государств – уважения суверенитета, территориальной целостности, ненанесения ущерба безопасности друг друга, соблюдения согласованных мер доверия в сфере военной деятельности в духе предсказуемости и транспарентности в соответствии с общими усилиями по упрочению региональной безопасности и стабильности.

Не менее важными итогами Пятого Каспийского саммита следует считать достигнутые сторонами договоренности о дальнейших направлениях пятистороннего сотрудничества. По результатам саммита сторонами определен перечень новых пятисторонних документов, над которыми в ближайшие несколько лет будет проводиться основная работа. Так, для организации регулярного пятистороннего взаимодействия морских администраций прибрежных государств будет подготовлено пятистороннее соглашение о сотрудничестве в сфере морского транспорта на Каспии с целью эффективного и взаимовыгодного сотрудничества государств в этой области.

В целях реализации Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море от 18 ноября 2010 года президенты отметили необходимость завершить согласование протокола о сотрудничестве в области борьбы с незаконным промыслом биологических ресурсов, призванного содействовать сохранению рыбных запасов Каспия и противодействовать браконьерству, а также протокола о сотрудничестве в области обеспечения безопасности мореплавания. Также дано поручение доработать протокол о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

Результаты Пятого Каспийского саммита свидетельствуют, что страны региона не планируют снижать заданный темп решения ключевых каспийских проблем.

Морской флот №4 (2018)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021