Морской отрасли поставили цели - Морские вести России

Морской отрасли поставили цели

04.03.2019

Транспортная политика

Морской отрасли поставили цели


В конце ноября в Москве в рамках Транспортной недели прошел XII Международный форум «Транспорт России – 2018», на котором участники обсудили основные задачи и проблемы развития транспорта, в том числе вопросы развития морской отрасли – морских и речных перевозок, портовой инфраструктуры. В ходе форума также состоялось расширенное заседание Совета потребителей ФГУП «Росморпорт», где представители транспортного ведомства и госпредприятия рассказали о его будущем акционировании и о развитии портовых мощностей в рамках плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Элеонора Григорьева

Увидеть перспективу

В рамках форума прошла отраслевая конференция «Морской и речной транспорт – системный элемент магистральной инфраструктуры», в которой приняли участие помощник Президента РФ Игорь Левитин, Министр транспорта Евгений Дитрих, представители транспортного и других ведомств, руководители государственных предприятий и учреждений, бизнеса, общественных организаций.

Министр транспорта напомнил собравшимся, что в соответствии с майским указом Президента РФ, определившим развитие страны на период до 2024 года, перед морским и речным транспортом были поставлены три ключевые задачи: на треть увеличить мощность морских портов, нарастить объем перевозок по Северному морскому пути (СМП) с 15 млн до 80 млн тонн, повысить пропускную способность внутренних водных путей (ВВП) на 55 млн тонн. Для решения задач развития транспортной системы Минтранс разработал комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Водный транспорт в нем представлен тремя федеральными проектами – «Морские порты России», «Северный морской путь» и «Внутренние водные пути».

По словам Е.Дитриха, морские перевозки сегодня являются одной из наиболее грузоемких отраслей транспортного комплекса страны. Россия обладает внушительным портовым хозяйством – 67 портов мощностью более миллиарда тонн грузов в год. Объемы перевалки в них стабильно растут под действием спроса со стороны промышленного комплекса. Для того чтобы в полной мере удовлетворить потребности бизнеса Минтрансу необходимо координировать работу по строительству новых перевалочных комплексов.

Помощник Президента РФ Игорь Левитин заострил внимание на необходимости дальнейшего развития Международного транспортного коридора «Север – Юг». Он отметил, что если на севере более или менее получилось развить инфраструктуру под контейнерные перевозки – появился новый порт Бронка, который может принимать суда большого водоизмещения, то на юге – не получилось.

«Помните, построили железную дорогу в 2004 году к порту под Астраханью, но сам порт не получился», – пояснил И.Левитин, очевидно имея в виду порт Оля на Каспии. Впереди, по его словам, предстоит работа над ошибками, требующая анализа, выявления причин – почему не получилось на юге – и соответствующих выводов.

Как сообщил помощник Президента РФ, на Каспии планируется перевозить крупные партии автомобилей, для чего нужны суда большой вместимости и глубоководный порт, способный их принимать, и та из стран, которая предложит варианты новых эффективных моделей перевозок, сможет на этом рынке доминировать. И.Левитин выразил надежду, что министерства транспорта и промышленности сов-местно смогут эти вопросы решить. Также большие надежды в связи с задачей довести перевозки в Арктике к 2025 году до 80 млн тонн он возлагает на новый порт Сабетта, который обеспечит половину этого объема.

Разговор об Арктике и проблемах портовой отрасли продолжил замминистра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков. Он отметил, что еще совсем недавно перевозки по Севморпути составляли 3-6 млн тонн в год, а сейчас это уже цифра в 15 млн тонн, в том числе транзит составляет 500 тыс. тонн. Правительством РФ и бизнесом запущен целый ряд масштабных индустриальных проектов в Арктике. В качестве примера замминистра привел наиболее важный проект «Арктик СПГ-2», который осуществляет «Новатек». Именно он должен обеспечить 50% грузов из 80 млн тонн в указе президента.

Далее Ю.Цветков сказал: «По итогам предыдущего года грузооборот морских портов России составил порядка 800 млн тонн. За шесть лет рост – 39%. Колоссальный рост. За следующие шесть планируется в соответствии с указом президента увеличить грузооборот еще на 33%. Соответственно, мощность морских портов должна вырасти на 350 млн тонн».

По словам замминистра, основные инвестиции в инфраструктуру осуществляет частный бизнес. Поэтому задача госорганов – создание максимально благоприятных условий для бизнеса, для развития портовых мощностей. Это касается и железных дорог, и согласительных процедур, и разрешительных процедур, и нормативной базы. Завершая свое выступление, Ю.Цветков, отметил, что реализация поставленных задач требует тесного взаимодействия между министерствами, ведомствами и бизнесом.

Серьезный вопрос, как эффективно доставить свою грузовую базу с Ямала на мировые рынки, как сделать это с минимальными затратами, сегодня стоит перед компанией «Новатэк» и ее партнерами. В связи с этим о важности использования инновационных технологий при осуществлении морских перевозок по СМП говорил генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк.

«Три года назад мы обсуждали, что применение газа в качестве основного топлива для судоходства дорогу себе проложит. И вот 22 октября наш танкер «Ломоносовский проспект» при поддержке ледокола «Ямал» осуществил первое плавание, используя новую технологию в Арктике. Это новшество мы использовали впервые в мире», – подчеркнул глава «Совкомфлота». Совершено уже несколько рейсов из Приморска в Роттердам, которые показали «колоссальный экологический эффект и хорошую экономику».

Помимо применения новых технологий Россия накопила богатый опыт работы в Арктике: за последние 10 лет в арктических и субарктических условиях российские моряки успешно доставили на зарубежные рынки 226 млн тонн нефти и 19 млн тонн СПГ, что в денежном выражении составляет $150 млрд, уточнил С.Франк.

О том, что в Арктике нужны мощные ледоколы, способные обеспечить высокие скоростные режимы, напомнил заместитель генерального директора – директор дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша. Он считает, что с ледоколами мощностью менее 40 МВт на СМП делать нечего, так как грузоподъемность судов здесь должна составлять свыше 70 тыс. тонн, а их коммерческая скорость – не менее 10-12 узлов. Для этого необходима новая техника.

«Под проекты таймырского угля и сырой нефти «Пайяха» без строительства четвертого и пятого по счету универсальных ледоколов, пусть и за пределами 2024 года, не обойтись. Только с ними можно обеспечить режимы круглогодичной навигации», – пояснил В.Рукша. По его словам, стоимость строительства двух ледоколов оценивается в 100 млрд рублей, из которых 45 млрд рублей – это капитальный грант федерального бюджета, порядка 10 млрд рублей – прямые инвестиции корпораций, остальные средства – заемное финансирование.

Устранить препятствия

О том, что реализации намеченных планов могут помешать административные барьеры, рассказала директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК ЕРА» Лариса Коршунова. Она напомнила, что 1 июля 2019 года на водном транспорте вступит в силу решение о введении обязательного предварительного информирования таможенных органов. Это значит, что морской перевозчик будет обязан представить таможне набор обязательных документов и сведений.

«Полагаю, что с 1 июля 2019 года мы сможем говорить об обеспечении возможности ведения судовых дел исключительно в электронном виде», – сказала Л.Коршунова, заметив, что на сегодня это камень преткновения, который вызывает много споров.

Помимо обязательных стандартных документов – общей декларации о грузе и коносаментов, морской перевозчик сможет предоставить в таможенные органы и другие виды документов, требуемые для помещения товаров под различные таможенные режимы. Речь идет о коммерческих и разрешительных документах. При этом если таможенная служба сможет заинтересовать участников экономической деятельности представлять их в электронном виде, то можно будет говорить о режиме работы в «одно окно», пояснила она. Ключевым моментом здесь станет необходимость перевода перевозки в электронный формат, возможность перевозки по электронной накладной.

«Если где-то на морском транспорте большинство перевозчиков уже используют электронные документы, то все равно стоит вопрос о выработке стандартных процедур признания электронных подписей всеми участниками процесса, государственными органами и в том числе признания электронных подписей иностранных государств. Потому что без этого механизма мы не сможем двигаться дальше. Это один вопрос для всех видов транспорта. Он звучит на всех площадках», – рассказала представитель «ОТЛК ЕРА». По ее мнению, таможня в плане цифровизации намного опередила другие госорганы, в частности ветеринарные и фитосанитарные службы, которые по-прежнему проверяют бумажные документы, что затрудняет введение формата «одного окна».

Добавить мощности

В рамках конференции состоялось расширенное заседание Совета потребителей ФГУП «Росморпорт», на котором генеральный директор «Росморпорта» Андрей Лаврищев подробно остановился на развитии портовых мощностей в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.

В магистральный план вошли более 60 объектов, которые обеспечат прирост портовых мощностей на 350 млн тонн: 65 млн тонн – в Арктическом бассейне, 130 млн тонн – в Дальневосточном, 53 млн тонн – в Северо-Западном, 105 млн тонн – в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах.

В Северо-Западном бассейне увеличение объемов перевалки будет достигнуто за счет масштабного развития морского порта Усть-Луга, в частности создания «Универсального торгового морского терминала» компании «Новотранс» мощностью 24,3 млн тонн, а также терминала для перевалки удобрений компаний «Еврохим» и «Ультрамар» мощностью 1,5 млн тонн.

В Арктике будут построены: угольный терминал «Лавна» на западном берегу Кольского залива (это первая портовая концессия в России) с объемом перевалки 18 млн тонн; два комплекса компании «Новатэк» по перевалке СПГ мощностью 25 млн тонн каждый («Утренний» и в бухте Ура Мурманской области для перевалки газа с арктических танкеров на обычные); угольный терминал «Чайка» в порту Диксон компании «Востокуголь» мощностью 10 млн тонн и нефтяной терминал «Независимой нефтегазовой компании» на полуострове Таймыр мощностью 15 млн тонн.

На Дальнем Востоке прирост мощностей произойдет за счет 3-й очереди угольного терминала в порту Восточный, где компания «Восточный порт» увеличит перевалку до 40 млн тонн, угольного комплекса «Ванинотрансуголь» ГК «Колмар» в порту Ванино с объемом перевалки до 24 млн тонн и еще двух угольных терминалов в Приморье – «Вера» УК «Востокуголь» мощностью 20 млн тонн в ЗАТО Фокино и «Суходол» холдинга «Сибирский деловой союз» мощностью 20 млн тонн в Шкотовском районе. Помимо этого планируется строительство зернового терминала в порту Зарубино «Объединенной зерновой компании» и группы «Сумма» мощностью 3 млн тонн, терминала по перевалке глинозема в порту Ванино компании «Русал» с объемом перевалки 1,5 млн тонн и контейнерного терминала в порту Владивосток компании «Пасифик Лоджистик» мощностью 200 тыс. ДФЭ.

В Азово-Черноморском бассейне основной прирост мощностей обеспечит строительство сухогрузного района порта Тамань с расчетным грузооборотом более 90 млн тонн и терминалов по перегрузке угля, серы и удобрений компании ОТЭКО с общим объемом перевалки 35 млн тонн. Кроме того, в Новороссийске планируется строительство контейнерного терминала НУТЭП мощностью до 1 млн ДФЭ и зернового комплекса КСК мощностью до 6 млн тонн.

Суммарный объем инвестиций для реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года составит свыше 900 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – более 230 млрд рублей. В частности, на федеральный проект «Морские порты России» запланировано выделить в 2019 году 20,3 млрд рублей, в 2020 году – 31,3 млрд рублей, в 2021 году – 53,5 млрд рублей. Для реализации портовых проектов ФГУП «Росморпорт» продолжит использовать инвестиционно-подрядную модель и концессию.

Росморпорт меняет формат

Помимо планов развития портовой инфраструктуры на расширенном заседании Совета потребителей ФГУП «Росморпорт» был рассмотрен вопрос акционирования крупнейшего инфраструктурного предприятия портовой отрасли. А.Лаврищев напомнил собравшимся, что вопрос акционирования предприятия стоит с 2009 года, и правительство согласилось с выводом международных консультантов о целесообразности такого шага. В настоящее время проект закона об акционировании предприятия подготовлен и уже прошел первый этап обсуждения в федеральных органах исполнительной власти.

Документ предусматривает реорганизацию ФГУП «Росморпорт» на определенных условиях, обусловленных наличием ограничений в обороте отдельных объектов инфраструктуры морского порта и закрепленных в законе о морских портах. Объекты федеральной собственности, не подлежащие отчуждению, будут иметь особый статус.

Акционирование «Росморпорта» планируется проводить в том же формате, который использовался при акционировании «Росатома» и «Почты России». «По нашему мнению, акционирование позволит «Росморпорту» стать более гибким при взаимодействии с бизнесом и повысить эффективность государства при реализации функции сохранения и развития федеральной собственности», – подчеркнул А.Лаврищев.

Однако у бизнеса по этому поводу возникли определенные сомнения, в частности, по теме перспектив ценообразования ставок арендной платы за причалы. «Если сейчас ставка аренды государственного имущества (в морском порту) определяется на основании закона об оценке и других нормативных актов, то акционерное общество, наверное, будет по-другому оценивать свои активы. И, вероятно, стоимость аренды будет измеряться по какому-то другому принципу, – высказал свои сомнения заместитель генерального директора по логистике компании «СУЭК» Денис Илатовский и задал вопрос, – Можно ли в ходе акционирования предусмотреть введение элемента стабильности для действующих договоров, например какой-то мораторий на изменение методики? Речь не об изменении самой ставки, она пусть меняется, но методика ее изменения должна быть предсказуемая и понятная».

Глава «Росморпорта» в свою очередь заверил стивидоров, что у руководства предприятия нет большого желания кардинально менять ставки арендной платы за использование федерального имущества, если только первоначально она не была занижена по каким-то причинам. Вместе с тем, он отметил, что у ФАС России по этому поводу сложилось другое мнение – «там считают, что ставки аренды занижены в десятки раз и не отвечают интересам государства». Впрочем, по словам А.Лаврищева, в проект закона можно будет внести поправки, ограничивающие изменения арендных ставок.

Помимо арендных ставок, стивидоры интересовались вопросами, касающимся заключения концессий. Например: концессия на государственное имущество понятно как распространяется, а на имущество акционерного общества – нет. По этой причине, с точки зрения инвесторов, могут возникнуть юридические ограничения.

Отвечая на эти вопросы, А. Лаврищев уточнил, что новые объекты «Росморпорта» не могут быть переданы в концессию, а в части использования госимущества – вопрос еще будет обсуждаться.

Морские порты №9 (2019)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

30.12.2020

Транспортная политика

29.12.2020

Транспортная политика

24.12.2020

Транспортная политика