Итоги и задачи - Морские вести России

Итоги и задачи

21.03.2019

Транспортная политика

Итоги и задачи

В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта прошло совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте под председательством заместителя министра транспорта – руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрия Цветкова.

А. Сидоров

В работе Коллегии приняли участие депутат Госдумы, спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров, директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Юрий Костин, замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Сарицкий, председатель Исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ Александр Давыденко, первый заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Совета организаций ветеранов морского и речного флота Юрий Михайлов, заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Общественного движения поддержки флота Михаил Ненашев, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, руководители подведомственных Росморречфлоту организаций, бизнес-структур, общественных организаций, ассоциаций морского и речного транспорта.

Открывая заседание, Юрий Цветков отметил, что уходящий отраслевой год при всех сложностях оказался насыщен крупными, значимыми для водного транспорта и всей страны событиями, и предложил перейти к обсуждению работы отрасли и основных стоящих перед ней задач.

О предварительных итогах навигации 2018 года на внутренних водных путях рассказал заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк. А доклад об особенностях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры водного транспорта, в том числе судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях, сделал замруководителя Росморречфлота Андрей Тарасенко.

Цифры и факты навигации

По фактическим погодным условиям раньше установленных (расчетных) сроков навигация началась на Дону, Амуре, Байкале, на отдельных реках Северо-Двинского, Московского, Обь-Иртышского, Енисейского и Ленского бассейнов. Из-за ледовых условий навигация позже обычного открылась на Цимлянском водохранилище, а также на отдельных участках Волго-Балтийского, Волжского и Камского бассейнов.

В восьми бассейнах на условия судоходства повлияло снижение уровней воды ниже проектных значений. Ограничения по осадке судов вводились на более чем 4 тыс. км (4150 км).

Наши специалисты рассчитали, что в зоне риска находится около 10 тыс. километров пути, где при наступлении маловодности обеспеченность проектных уровней воды снижается ниже нормативных значений. Нельзя не отметить, что в этом году приток воды в верхневолжские водохранилища, в т.ч. в Рыбинское водохранилище, был ниже нормы. Но благодаря согласованной работе с коллегами из Росводресурсов установленный режим этих водохранилищ позволил обеспечить прохождение судов через Городецкие шлюзы.

Техническая возможность и благоприятные погодные условия позволили также увеличить сроки работы шлюзов по заявкам судоходных компаний и обеспечить безопасный пропуск более чем 370 (377) судов сверх установленных сроков работы. Выполненные объемы путевых работ позволили обеспечить выполнение государственных заданий.

Объем дноуглубительных работ составил почти 23 млн куб. м. При этом необходимо отметить, что дополнительное проведение дноуглубления на р. Зее обеспечило доставку крупнотоннажного оборудования на строящийся Амурский газоперерабатывающий завод. Кроме того, были увеличены гарантированные габариты судовых ходов на р. Волхов, Онежском канале, на верхнем участке р. Камы.

Объемы траления судовых ходов составили почти 4 (3,8) млн кв. км. Выправительные работы проводились на отдельных участках Волго-Балта, Камы, Енисея, Лены.

В этом году продолжилась совместная работа с Алтайским краем и Республикой Тыва по улучшению параметров внутренних водных путей, в том числе за счет средств субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения надлежащего технического состояния проводился капитальный ремонт судоходных гидротехнических сооружений и судов технического флота. На эти цели было направлено 713,7 млн руб. (4,5% от всего объема средств федерального бюджета на содержание инфраструктуры внутренних водных путей).

Кроме того, после завершения работ по капитальному ремонту и реконструкции в этом году на трех сооружениях (водоспуск 134 и шлюз № 9, канал № 154 гидроузла № 3 ББК) был повышен уровень безопасности.

В прошедшую навигацию количество транспортных происшествий и аварий увеличилось. Значительный рост инцидентов на внутренних водных путях произошел в Волжском (+9 случаев), Волго-Балтийском (+6 случаев), Енисейском (+6 случаев) и Северо-Двинском (+4 случая) бассейнах.

Необходимо констатировать, что, как и в прошлом году, из-за ненадлежащего содержания внутренних водных путей два транспортных происшествия произошли в Ленском бассейне.

Нами даны поручения администрациям бассейнов внутренних водных путей провести анализ причин роста транспортных происшествий и аварий и подготовить соответствующие предложения, обратив особое внимание на необходимость усиления работы с судоходными компаниями в части обеспечения безопасной работы.

В этом году проведено максимальное количество за последние пять лет инспекций государственного портового контроля. Зарегистрировано более 35 тыс. нарушений, из которых 15% послужили причиной временного задержания судов. Максимальное количество нарушений зарегистрировано в категориях «судовые свидетельства и документы», «безопасность в целом», «средства борьбы с пожаром», «иные недостатки», «спасательные средства». Эти нарушения составили 66% от общего количества выявленных нарушений.

Задержания судов в основном осуществлялись по нарушениям из категории «судовые свидетельства и документы». Необходимо отметить, что в ретроспективе пятилетнего периода этот показатель незначительно снизился. Наибольшее количество задержаний зарегистрировано в отношении «Свидетельства о классификации, иных свидетельств и документов», «Свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна», «Свидетельства о годности к плаванию», «Свидетельства о праве плавания под флагом РФ», «Свидетельства о праве собственности на судно», «Мерительного свидетельства», «Судового санитарного свидетельства».

Динамика перевозки грузов за 11 месяцев по бассейнам. Значительное уменьшение объемов перевозок грузов наблюдается в Обском и Северо-Двинском бассейнах. И это связано с ограничением осадки судов вследствие низких уровней воды. Кроме того, уменьшилось количество заявок на отправку грузов в Ленском бассейне. Необходимо отметить, что отправление грузов в заграничном сообщении увеличилось на 1%. В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности было перевезено почти 18 (17,9) млн т грузов, что на 3% больше объемов прошлого года.

Из общего объема перевозок грузов в районы Крайнего Севера объем жизнеобеспечивающих грузов практически остался на уровне прошлого года и составил 1,7 млн т. В соответствии с предварительными данными объем перевозок грузов по итогам года составит 115,4 млн т, это 97% к уровню прошлого года.

Транспортная безопасность

В соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средствах (ТС) водного транспорта выполнены следующие работы:

– категорировано 1149 ОТИ и 10399 ТС;

– утверждено 811 отчетов об оценке уязвимости ОТИ (70,5% от всех категорированных ОТИ);

– утверждено 3829 отчетов об оценке уязвимости ТС (37% от всех категорированных ТС);

– утверждено 211 планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ (11% от всех категорированных ОТИ);

– утверждено 922 плана обеспечения транспортной безопасности ТС (9% от всех категорированных ТС).

На данный момент аттестовано около 8000 представителей сил обеспечения транспортной безопасности (далее – Силы). Всего в 2018 году около 11 тыс. заявлений на проведение аттестаций, из них 2200 заявителям было отказано в допуске к аттестации. 9000 заявителей допущены к сдаче экзаменов и присвоены уникальные идентификационные номера. Из них около 5000 заявителей аттестовано. Примерно 500 отказано в подтверждении навыков, знаний и умений.

В качестве подразделения транспортной безопасности (далее – ПТБ) аккредитовано 45 юридических лиц, из них 37 ПТБ в 2018 году, в составе которых аттестовано 2054 работника.

Количество аттестованных Сил в составе ПТБ – 2054 работника, из которых в 2018 г. было аттестовано 543 работника. Всего в 2018 году поступило 10 690 заявлений на проведение аттестации, из них 2259 заявителям было отказано.

Вместе с тем в процессе реализации Федерального закона «О транспортной безопасности» от общественных объединений и субъектов транспортной инфраструктуры водного транспорта поступает значительное количество обращений о проблемах, возникающих при выполнении на отдельных объектах транспортной инфраструктуры нормативно установленных требований по обеспечению транспортной безопасности.

В частности, такие обращения поступают в отношении дебаркадеров, плавучих причалов, понтонов, стоечных судов и других технических сооружений подобного рода, в деятельности которых используется малочисленный персонал.

Практика категорирования перечисленных ОТИ указывает на то, что по количественным показателям критериев категорирования они находятся в нижних пределах показателей, предусмотренных для 4-й категории объектов. С учетом этого обстоятельства на данные ОТИ в полной мере распространяется действие требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678.

Кроме того, выполнение полного комплекса организационных и технических мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Требований (обязанности субъекта транспортной инфраструктуры), затруднено из-за конструктивных особенностей данных ОТИ, полного отсутствия или крайней малочисленности их персонала. Исчерпывающая реализация требований в отношении ОТИ, на которых отсутствует персонал, потребует привлечения дополнительных людских ресурсов, что негативно скажется на финансовом положении юридических лиц, эксплуатирующих данные малогабаритные и несамоходные объекты.

Привлечение подразделений транспортной безопасности для защиты данных ОТИ от актов незаконного вмешательства и выполнение ими своих функций также затруднено в связи с их значительной удаленностью друг от друга, а также отсутствия возможности размещения работников подразделений транспортной безопасности на ОТИ без дополнительных материальных вложений.

В целях решения данной проблемы Росморречфлотом совместно с общественными объединениями водного транспорта были подготовлены и направлены в Минтранс соответствующие предложения. В настоящее время министерством подготовлен проект приказа, согласно которому для таких объектов будет введена дополнительная пятая категория. В последующем для этой категории объектов будут разработаны и приняты отдельные Требования, соответствующие степени потенциальной опасности совершения на них актов незаконного вмешательства.

Кроме того, в настоящее время одним из самых существенных проблемных вопросов является вопрос гармонизации российского и международного законодательства в области транспортной безопасности и охраны на море. Законодательством РФ установлено, что оценка уязвимости морских терминалов, акваторий морских портов и морских судов является оценкой охраны соответствующих портовых средств и судов, участвующих в международных морских перевозках. В свою очередь, планы обеспечения транспортной безопасности таких ОТИ и ТС являются соответствующими планами охраны.

Реализация международных требований в области охраны портовых и транспортных средств предусмотрена положениями Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 № 746 «О реализации положений главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств». Однако в связи с развитием законодательства о транспортной безопасности, внесением большого количества изменений данное постановление требует переработки. Одновременно таких же изменений требуют порядки, регламентирующие работу по реализации Федерального закона «О транспортной безопасности». В частности, приказы Минтранса № 87 (Порядок разработки планов ОТБ) и 34 (Порядок проведения оценки уязвимости).

Первые шаги в этом направлении сделаны. Новые Требования по обеспечению транспортной безопасности содержат в себе отдельные вопросы реализации положений международных документов.

Полагаю, что необходимо активизировать работу, направленную на формирование единых подходов по определению необходимых механизмов реализации международных норм и национального законодательства в области транспортной безопасности, путем издания Минтрансом России гармонизированных нормативных правовых актов.

В настоящее время нами также решается непростой вопрос, связанный с необходимостью одновременного выполнения на объектах водного транспорта, в частности на судоходных гидротехнических сооружениях (далее – СГТС), законодательства о транспортной безопасности и законодательства о ведомственной охране.

В соответствии с Положением об охране СГТС, утвержденным постановлением правительства от 21.11.2005 № 690, основной задачей по охране СГТС является их защита от противоправных посягательств. Защита от противоправных посягательств должна осуществляться в порядке, предусмотренном для защиты СГТС в рамках обеспечения их транспортной безопасности в соответствии с законодательством о транспортной безопасности.

Федеральным законом «О транспортной безопасности» определено, что подразделения транспортной безопасности – это осуществляющие защиту объектов от актов незаконного вмешательства подразделения ведомственной охраны и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица. Таким образом, законодатель определил необходимость и защиты СГТС, и возможность привлечения к этой задаче подразделения транспортной безопасности, включая ведомственную охрану Министерства транспорта Российской Федерации.

Данная правовая позиция подтверждена Счетной палатой (от 25.05.2018 № ПР 10-138/10-03), согласно представлению которой Росморречфлоту необходимо даже при закупке услуг по охране административного здания соблюдать положения законодательства о закупочной деятельности в части проведения конкурентных процедур, что усложняет процедуру по времени и не позволяет считать ФГУП «УВО Минтранса России» единственным поставщиком.

Разъяснительными письмами Министерства экономики (от 12.11.2018 № 24-05-09/81203) и Федеральной антимонопольной службы (от 13.10.2017 № ИА/70852) поступившие жалобы в УФАС, в том числе на проведение конкурсных процедур, были ими рассмотрены и признаны необоснованными.

В настоящее время подведомственными Росморречфлоту администрациями внутренних водных путей проводятся мероприятия по закупке на конкурентной основе услуг по защите СГТС от актов незаконного вмешательства. Таким образом, проводится одновременная закупка услуг по их защите от противоправных посягательств и по охране.

За рамками основной повестки

За рамками основной повестки к присутствующим обратился заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Общественного движения поддержки флота Михаил Ненашев. Его выступление не изобиловало цифрами и было лишено налета официальности – скорее это была эмоциональная речь о проблемах отрасли и чаяниях людей, двигающих ее вперед.

«Перемены в руководстве Министерства транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта, думаю, идут по усиливающей траектории. Я бы хотел, чтобы вы, Юрий Александрович, активнее использовали общественные и экспертные ресурсы, потому что без этого в войне лоббистских группировок нам не добиться полезных для отрасли решений, – так начал свое выступление М. Ненашев, обращаясь и ко всем присутствующим в целом и главе Росморречфлота в частности. – Это естественно. Во всех странах те или иные лоббистские группировки сколачиваются для тех или иных задач. Решают. Поэтому мне импонирует ваша позиция, когда вы недавно в Петербурге выступили с тем, чтобы правительство и экономический блок подумали, как возмещать по бюджету морской отрасли те деньги, которые у нас забрала более сильная группировка. Имею в виду на арктическом направлении. Рано или поздно, конечно, многие перекосы, которые происходят на наших глазах, будут исправлены. Потому что без сохранения потенциала морского и речного транспортного комплекса ни у каких новых структур, которые приходят в новую для них морскую и речную коммуникационную сферу, ничего не получится».

Далее Михаил Ненашев коснулся другой больной темы – топливной, акцентировав недостаточное внимание к проблемам реального сектора.

«К сожалению, цена на дизельное топливо для наших судов никаким образом не компенсируется со стороны финансово-экономического блока правительства страны. Почему-то банкам находят субвенции, другие финансовые рычаги поддержки, а реальному сектору – морскому и речному транспорту – к сожалению, не получить. Поэтому хотел бы призвать и Коллегию, и Общественный совет на этих направлениях добиваться знаковых подвижек. Что толку от наших заседаний, наших обсуждений, если мы не можем это остановить».

В связи с этим Михаил Ненашев отдельно обратился к присутствовавшему на заседании депутату Госдумы, полярнику А. Чилингарову, предложив в феврале 2019 года вынести эти вопросы на межфракционное собрание депутатов, работающих в профильных комитетах, а также представляющих морские и речные субъекты Федерации.

«Конечно, много задач и у Коллегии, и у Совета по отстаиванию позиций вузов. Морское и речное образование – вопрос номер один. Все говорят об этом. Думаю, наш разговор конвертируется в проекты, в дела. Сейчас надо активно работать с Минобразования. Думаю, вопрос образования будет позитивно разрешен. А это именно вопрос спасения в некоторых случаях наших вузов, которые в других случаях надо активнее развивать», – заключил Михаил Ненашев.

Поддержав идею привлечь к обсуждению актуальных для отрасли тем общественность и федеральных законодателей, заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков поблагодарил А.Н. Чилингарова за многолетнюю добросовестную работу на посту председателя Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта, который он покидает в этом году в связи с изменением федерального законодательства.

Закрывая заседание Коллегии, Юрий Цветков тепло поздравил участников с наступающими новогодними и рождественскими праздниками, поблагодарил всех моряков, речников и портовиков страны за значительный трудовой вклад в успешную работу и развитие отрасли в уходящем году.

Морские вести России №18 (2018)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

30.12.2020

Транспортная политика

29.12.2020

Транспортная политика

24.12.2020

Транспортная политика