Итоги и планы Росморречфлота - Морские вести России

Итоги и планы Росморречфлота

10.07.2019

Транспортная политика

Итоги и планы Росморречфлота

27 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрия Цветкова прошло расширенное совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) и Общественного совета при Росморречфлоте, приуроченное к 15-летию образования Федерального Агентства. Главной темой повестки дня Коллегии стали итоги работы Росморречфлота, морской и речной отраслей за 2018 год и задачи на год 2019-й.

Владимир Михайлов

15 лет на благо отрасли!

В расширенном заседании Коллегии Росморречфлота приняли участие председатель исполкома Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ Александр Давыденко, депутат и член Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Виктор Дерябкин, заместитель руководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий, председатель Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Совета ветеранских организаций морского и речного флота Юрий Михайлов, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, а также представители администрации президента, правительства, Федерального собрания РФ, Министерства транспорта и других служб и ведомств, предприятий и организаций отрасли, общественных союзов и ассоциаций, средств массовой информации.

В начале повестки дня прозвучали приветствия и поздравления Федеральному Агентству с 15-летием образования и состоялась торжественная церемония награждения наиболее отличившихся сотрудников, а также представителей предприятий и организаций – победителей ежегодного конкурса Росморречфлота «Лидер отрасли».

Победителями по итогам 2018 года стали: в номинации «Администрация морских портов» – ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки», в номинации «Морская стивидорная компания» – АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад», в номинации «Судоходная компания, осуществляющая грузовые перевозки (сухогрузы)» – ПАО «Северо-Западное пароходство», в номинации «Судоходная компания, осуществляющая грузовые перевозки (наливные)» – ЗАО «Судоходная компания «БашВолготанкер», в номинации «Организация, оказывающая услуги в области обеспечения судоходства» – ФГБУ «Морспасслужба» и другие. Также ряд организаций и предприятий был отмечен дипломами конкурса.

Выступая с докладом, глава Росморречфлота Юрий Цветков отметил положительные результаты работы Агентства за прошедшие 15 лет. Так, в предыдущие годы были сформированы условия для повышения конкурентоспособности российского флота, развития портовой инфраструктуры, решения вопросов обеспечения безопасности судоходства и бесперебойного функционирования инфраструктуры внутренних водных путей. Показатели работы на морском транспорте демонстрировали устойчивую тенденцию роста.

За счет средств федерального бюджета построено 6 ледоколов, один из которых атомный, построено и принято в эксплуатацию 60 судов технического флота. Улучшение качественных параметров судовых ходов позволило увеличить протяженность путей с гарантированными габаритами и с круглосуточным движением.

Росморречфлот сохранил и энергично развивает разветвленную систему обучения и воспитания специалистов морского и речного транспорта. Реализация поставленных задач стала возможна благодаря тесному сотрудничеству с бизнес-сообществом и общественными организациями, такими как Российская палата судоходства, Ассоциация морских торговых портов, Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта.

Подводим итоги года

Говоря об итогах работы отрасли в 2018 году и планах на 2019 год, руководитель Агентства представил информацию о нормативно-правовых новациях, производственных показателях работы морского и внутреннего водного транспорта, о развитии морских портов и внутренних водных путей, реализации приоритетных инфраструктурных проектов и строительстве флота, о решении вопросов обеспечения транспортной безопасности, развития отраслевого образования и других направлениях деятельности Агентства.

На протяжении последних двух десятилетий сохраняется рост грузооборота морских портов. Эта положительная тенденция стала возможной благодаря развитию инфраструктуры морских портов. В 2018 году грузооборот морских портов РФ прирос почти на 4% и составил 816,5 млн тонн (в 2017 г. – 786,4 млн тонн).

Развитие портовых мощностей способствует повышению независимости транспортного обеспечения внешней торговли от услуг иностранных портов. На протяжении десятка лет планомерно проводилась работа по переориентации российских грузов в отечественные морские порты из портов сопредельных государств. В 2018 году объем перевалки внешнеторговых грузов в портах РФ составил 94,1%, в то время как через порты Балтии и Украины было перевалено 5,9% (в 2008 году соотношение было 82% и 18% соответственно).

За 15 лет мощность российских морских портов увеличилась почти в 2,5 раза – с 452 млн тонн в 2004 году до 1089 млн тонн (оценочно) в 2018 году.

Ввод в эксплуатацию объектов в порту Сабетта (+11,5 млн т), 3-й очереди угольного терминала в порту Восточный (+7 млн т), а также реконструкция и ввод мощностей в портах Балтийского (+14,8 млн т) и Азово-Черноморского бассейнов (+3 млн т) обеспечили в 2018 году прирост портовых мощностей в размере 36,3 млн тонн.

На реализацию инвестиционных проектов развития морской портовой инфраструктуры в 2018 году из федерального бюджета было направлено около 8,5 млрд рублей.

С прошлого года выполняются работы по строительству комплекса береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик. С применением механизма «частной концессионной инициативы» в ноябре 2018 года заключено концессионное соглашение с ООО «Морской торговый порт «Лавна» на строительство угольного терминала в морском порту Мурманск. ФГУП «Росморпорт» ведет разработку рабочей документации по строительству угольного терминала в бухте Мучке на Дальнем Востоке.

«В связи с ограниченным бюджетным финансированием дополнительным источником инвестиций в портовую инфраструктуру считаем портовый инвестиционный сбор. В настоящее время согласовывается порядок, регламентирующий взимание и применение этого сбора в морских портах. Планируем в 2019 году утверждение этого документа», – сообщил Ю. Цветков.

Планы на ближайшее будущее

Перейдя к планам на 2019 год, руководитель Агентства отметил, что в этом году на реализацию мероприятий федерального проекта «Морские порты России» в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года будут направлены основные усилия: «Мы ставим перед собой задачу увеличить мощности морских портов России в 2019 году на 35,5 млн тонн за счет реализации инвестиционных проектов Комплексного плана – ввода в эксплуатацию первого этапа специализированного угольного перегрузочного комплекса в порту Ванино (+12 млн т), 3-й очереди угольного терминала в порту Восточный (+10 млн т), а также развития портовых мощностей в Азово-Черноморском (Новороссийск, Тамань: +5,5 млн т) и Балтийском бассейнах (+6 млн т)».

Ю.Цветков также сообщил, что в плановом режиме ведутся работы по созданию условий для безопасного судоходства и эффективной хозяйственной деятельности в Арктическом бассейне. Реализуются проекты по развитию инфраструктуры в портах Мурманск, Сабетта. По итогам навигации 2018 года объем перевозки грузов в акватории Северного морского пути увеличился в 2 раза и составил 20,2 млн тонн (в 2017 г. – 9,93 млн т), из них порядка 500 тыс. тонн – транзитные грузы.

В акватории Северного морского пути действует разрешительный порядок плавания судов. В 2018 году было выдано 792 разрешения на плавание в акватории Севморпути, из них судам под иностранным флагом – 91 разрешение (в 2017 году – 662 и 107 соответственно). В этом году заканчивается строительство многофункционального линейного дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт.

Реализация мероприятий федерального проекта «Северный морской путь» также остается основной задачей Росморречфлота на 2019 год и на последующие годы.

Все для обеспечения безопасности судоходства

Как отметил в своем выступлении глава Росморречфлота, в настоящее время осуществляется поэтапное оснащение морского и внутреннего водного транспорта, а также акваторий морских портов и внутренних водных путей аппаратурой спутниковой навигации глобальной навигационной спутниковой системы. В подведомственные организации поставлен 31 комплекс аппаратуры: 5 автоматизированных промерно-изыскательских комплексов, 16 судовых обстановочных комплексов, 3 автоматизированных технологических комплекса – автоматизированных систем координированного управления позиционированием, 4 комплекса оборудования контрольно-корректирующих станций и 3 комплекса оборудования контрольно-корректирующих станций – базовых станций автоматической идентификационной системы.

Выполнены работы по техническому перевооружению СУДС порта Керчь, объектов ГМССБ порта Севастополь, объектов региональной СУДС Финского залива (2-й этап); завершены работы по реконструкции береговой радиостанции НАВТЕКС порта Холмск, по реконструкции СУДС порта Сочи.

На 2019 год запланированы: организация передачи на суда внутреннего водного транспорта актуализированных электронных навигационных карт внутренних водных путей РФ; внедрение инновационных технологий для промеров глубин, мониторинга гидротехнических сооружений и акваторий с применением беспилотных аппаратов; подготовка к переходу на выдачу электронных судовых документов в части государственной регистрации судов, а также дипломов и квалификационных свидетельств морякам.

Продолжена работа по подготовке и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также по аккредитации подразделений транспортной безопасности – работа началась с нуля в 2017 году. Уполномоченным органом аттестации – Службой морской безопасности аттестовано около 6 тыс. работников различных категорий сил обеспечения транспортной безопасности. Организована работа 11 центров аттестации. Аккредитовано 13 аттестующих организаций и 71 юридическое лицо в качестве подразделений транспортной безопасности.

Работу признать удовлетворительной

Завершая выступление, Ю. Цветков подчеркнул, что в 2019 году продолжится работа по достижению ключевых целей, обозначенных в проекте Публичной декларации Росморречфлота. Основным инструментом здесь являются государственные программы и Комплексный план. По итогам доклада заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта предложил признать работу Росморречфлота за отчетный период удовлетворительной.

Председатель Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Совета ветеранских организаций морского и речного флота Юрий Михайлов, выступая на Коллегии, также отметил положительную работу отрасли и Росморречфлота, особенно в части развития портов и объемов перевалки грузов, что несопоставимо с советскими временами.

Вместе с тем, он поднял ряд острых вопросов, касающихся строительства флота и его принадлежности флагу, акционирования таких предприятий, как «Совкомфлот», «Росморпорт» и «Морсвязьспутник», а также принадлежности отраслевых вузов Минтрансу, на которые претендует Минобразования.

«Одна из главных проблем, о которой мы должны не просто все время говорить, а предпринимать меры и действовать, чтобы сдвинуть с места, – это строительство флота. В бытность Министерства морского флота мы перевозили 60% внешнеторговых грузов [своими судами] под национальным флагом, на сегодняшний день – 1-1,5%. Это сравнение о чем-то говорит… У нас нет своего флота под российским флагом. Это очень серьезный вопрос», – подчеркнул председатель Общественного совета.

В отношении акционирования названных государственных системообразующих предприятий у Ю.Михайлова тоже свой, особый подход – он считает, что это может привести к их разрушению и потере.

Очень серьезно стоит вопрос, по мнению главы ветеранских организаций, о «замечательных учебных заведениях отрасли» – по оценке IMO, это одни из лучших учебных заведений. «Но на наши учебные заведения идет покушение со стороны Министерства высшего образования, изъявившего желание приобрести их себе, взять под свою опеку. Я много говорил на эту тему: нельзя разрушать то, что работает и дает положительный результат», – сказал председатель Общественного совета при Росморречфлоте.

Он сообщил, что за его подписью направлены письма президенту, председателю правительства, министру высшего образования и отовсюду получен ответ: «Спасибо за беспокойство, мы учтем ваши замечания». «К счастью, пока все на месте, но останавливаться нельзя. Мы не можем загубить наше морское и речное образование. Это наша гордость, наше достояние. Мы должны бороться», – заключил Ю.Михайлов.

Вниманию участников заседания аудитором Счетной палаты РФ Валерием Богомоловым был высказан ряд замечаний по некоторым мероприятиям отчетного периода, однако в целом отмечены большие успехи Агентства за последние годы в развитии отрасли морского и речного транспорта.

Противоположностью аудиторскому подходу стал яркий обзор деятельности Росморречфлота, ее оценки по наиболее актуальным проблемам отрасли и путям их решения, с которым выступил заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев.

Начал зампред Общественного совета с главного, что не удалось в 2018 году, – вывести работу с институтами общества на достойный уровень, хотя достижения в отрасли серьезные – решен ряд стратегических задач и есть что показать. Например: Керченская переправа в интересах страны в течение 5 лет решала жизненно важные вопросы для жителей Крымского полуострова; решен вопрос перевозки российских грузов через российские порты – теперь перевозится почти 95%; серьезно повысилось качество работы «Морспасслужбы» и т.д.

«На другой уровень вышла работа «Морспасслужбы» и наших бассейновых администраций морских портов. Мы спасли турецких граждан, и два президента начинают свой разговор с того, что один благодарит за то, что мы спасли людей. Когда за пределами наших территориальных вод случилась эта страшная беда с моряками, действия нашей «Морспасслужбы», Администрации морских портов Черного моря сыграли ту позитивную роль, которую мы раньше с вами не могли даже представить», – констатировал М.Ненашев.

Также он отметил, что отраслевые учебные заведения высшего образования, «несмотря на атаки со стороны бюрократии, по-прежнему из всех отраслевых вузов находятся в десятке лидирующих вузов страны». «Вот это все можно отнести к итогам 2018 года и сказать: с точки зрения Общественного совета, работа 52-тысячного коллектива Росморречфлота успешна», – заключил зампред Общественного совета Росморречфлота.

Свои оценки различных сторон деятельности морского и речного транспорта в прошедшем году и предложения по решению существующих проблем также высказали депутат Госдумы РФ, член думского Комитета по транспорту и строительству Виктор Дерябкин, заместитель руководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» – директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша, руководитель ФГБУ «Морспасслужба» Андрей Хаустов, ректор ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников и другие. Выступающие поддержали предложение считать работу Росморречфлота в 2018 году удовлетворительной.

Все предложения, поступившие в ходе заседания, будут тщательно рассмотрены для включения в итоговый протокол и вынесения на оценку отраслевого сообщества и возможного учета при выработке управленческих решений.

Морские порты №3 (2019)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021