Актуальные задачи отрасли - Морские вести России

Актуальные задачи отрасли

16.09.2019

Транспортная политика

обсудили в преддверии профессионального праздника моряков и речников 5 июля участники совместного заседания Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте

В повестке дня – меры по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути, практической подготовке курсантов морских образовательных организаций по итогам прошлого года и задачам на будущие периоды как основы практической компетенции будущих специалистов, функционированию и перспективам развития систем обеспечения безопасности мореплавания в морских портах.

А. Сидоров

В ходе мероприятия заместитель министра транспорта – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Цветков зачитал поздравления, поступившие в адрес Росморречфлота от президента РФ Владимира Путина, премьер-министра Дмитрия Медведева, спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, председателя Госдумы Вячеслава Володина, пожелавших работникам водной отрасли новых профессиональных побед и благополучия в семьях.

Открывая заседание, глава Росморречфлота отметил, что погодные аномалии не снимают ответственности за выполнение планов и обязательств по реализации федеральных проектов Комплексного плана, обеспечение северного завоза и других плановых мероприятий с учетом требований безопасности мореплавания и судоходства, защиты окружающей среды.

– Одной из важных целей Федерального агентства морского и речного транспорта является обеспечение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. В этом году продолжается работа по реализации новых требований в этой области, которая связана с необходимостью дополнительной оценки уязвимостей и внесения изменений в ранее утвержденные планы обеспечения транспортной безопасности, – отметил Юрий Цветков.

– У нас сегодня порядка 10 законопроектов, которые долго вращаются в Госдуме от нас к вам, от вас к нам. Нам необходимо, наверное, какие-то меры принять, немножко дожать. Потому что на выходе, если посчитать, сколько мы законопроектов приняли осенью и сейчас примем до 1 августа, – единицы. Тем не менее по этим законопроектам интересы бизнеса и государства совпадают, – заявил в ходе приветствия депутат Госдумы, руководитель Секции морского и речного транспорта Экспертного совета по транспорту при Комитете Госдумы по транспорту и строительству Виктор Дерябкин.

– Морской и речной транспорт зачастую является безальтернативным видом транспорта. Особенно если мы говорим о северном завозе, о перевозке значительных объемов грузов между континентами и островами. Безопасность такого транспорта является основной задачей Ространснадзора, а развитие морского и речного транспорта – основная задача Росморречфлота. Впереди общие задачи, которые требуют от нас напряженного труда. Одна из них – внесение изменений в нормативно-правовые акты, так называемая регуляторная гильотина. Если подойти к ней не очень осторожно, это может вызвать последствия, которыми потом можно заниматься долго, – сказал, приветствуя участников заседания, Сергей Сарицкий.

– Хочу напомнить, что новым положением об Общественном совете при Росморречфлоте предусмотрено много моментов, где должны участвовать члены совета. Главная наша задача – чтобы Общественный совет непосредственно помогал Федеральному агентству решать непростые задачи дня. Возможность такая есть, опыт у людей, входящих в Общественный совет, имеется. И мы всегда стараемся это делать, – сообщил, приветствуя собравшихся в зале Коллегии Агентства председатель Общественного совета при Росморречфлоте, глава Совета ветеранских организаций морского и речного флота Юрий Михайлов.

– Главными препятствиями, по мнению Российский палаты судоходства, в повышении конкурентоспособности российского морского флота остаются доступ к грузовой базе и избыточные дополнительные дублирующие требования российского законодательства, – констатировал в приветственном выступлении президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин.

– Российское морское образование высоко котируется, и наши выпускники востребованы на мировом рынке судоходства. Сегодня 7 из 10 капитанов, проходящих по главным мировым судоходным маршрутам, например Аденский залив, – российские капитаны, получившие образование в наших вузах. Однако длительное недофинансирование государством отраслевого образования привело к неприемлемой деградации учебной базы, состояния аудиторий и тренажерного оборудования. Для достижения соответствия материально-технического образовательного потенциала всех пяти вузов Росморречфлота с их филиалами уровню современных требований необходимо порядка 20 млрд рублей, – отметил заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан 1-го ранга запаса Михаил Ненашев, обращаясь с приветствием к аудитории.

Подготовка профессиональных кадров

Выступая с основным докладом, заместитель руководителя Росморречфлота Андрей Тарасенко заявил, что подготовка профессиональных кадров является одной из главных задач обеспечения безопасности мореплавания, т.к. именно от тех решений, которые будут этими специалистами приняты, зависит сохранность груза, экология океана и самое главное – жизнь экипажа и пассажиров. При этом основой компетенции любого специалиста является практика

Сегодня подготовка членов экипажей судов осуществляется в 5 вузах и 24 филиалах Росморречфлота, расположенных в различных субъектах РФ. Вузы расположены по исторически зарекомендовавшему себя бассейновому принципу, что позволяет охватить всю территорию страны обеспечением кадров. Во всех вузах практическая подготовка членов экипажей морских судов осуществляется в строгом соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года.

В Черноморском бассейне парусное учебное судно «Херсонес» обеспечивает учебной практикой студентов Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова и Волжского государственного университета водного транспорта. В Северо-Западном бассейне парусное учебное судно «Мир» обеспечивает учебной практикой студентов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова и Волжского государственного университета водного транспорта. А в Дальневосточном регионе парусное учебное судно «Надежда» и учебное производственное судно «Профессор Хлюстин» обеспечивают учебной практикой студентов МГУ имени адмирала Г.И. Невельского и Сибирского государственного университета водного транспорта. Эти суда обеспечивают первичную учебную практику для закрепления навыков по рабочим профессиям. В дальнейшем практика проводится на судах судоходных компаний.

По словам А. Тарасенко, Минтрансом создана эффективная структура контроля соответствия морских образовательных организаций международным и национальным требованиям, состоящая из трех составляющих, которые формируют таким образом единую систему подготовки специалистов, соответствующую функциям и уровням Конвенции ПДНВ.

Это учебно-тренажерные центры, которые должны быть оснащены современным тренажерным оборудованием, соответствующим требованиям Конвенции ПДНВ.

Морские образовательные организации, осуществляющие подготовку плавсостава и получающие признание Минтранса по основным образовательным программам подготовки моряков.

Независимая оценка качества знаний выпускников квалификационными комиссиями в соответствии с порядком прохождения подготовки, учета стажа плавания, проведения квалификационных испытаний кандидатов на получение дипломов и выдачи дипломов членам экипажей судов.

Такая структура обеспечивает постоянный контроль знаний и качества подготовки со стороны Минтранса и Росморречфлота. Подготовка в морских образовательных организациях имеет уровневую систему подготовки плавсостава: профессиональное обучение, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование. Такая система подготовки позволяет готовить специалистов на все должности – от рядовой до капитанской.

Докладчик отметил, что профессиональное обучение позволяет получить необходимые знания и навыки курсантам для работы на должностях рядового состава флота. Среднее профессиональное образование позволяет работать на флоте. А у специалистов с высшим образованием есть возможность работать на флоте и берегу.

После освоения необходимых компетенций на тренажерах курсанты проходят практику на учебных судах ФГУП «Росморпорт» через три центра организации учебных практик (ЦОУП): Дальневосточный, Европейский и Южный, расположенных во Владивостоке, Санкт-Петербурге и Новороссийске.

Как акцентировал в докладе А. Тарасенко, трехлетний опыт работы ЦОУП позволяет сделать вывод о решении поставленной перед ними задачи по обеспечению качественной первичной практикой всех курсантов, в том числе из филиалов. Создано единое учебно-методическое обеспечение прохождения практики. Активно начали привлекать к прохождению практики школьников из клубов юных моряков, что является важным фактором профориентации.

В 2018 году разработан единый стандарт оснащения учебных судов для обеспечения достижения требуемого уровня практической подготовки, определяющий, каким оборудованием, инвентарем и учебно-методическим обеспечением должно быть оснащено судно. На учебных судах имеются учебные классы, позволяющие курсантам, не отрываясь от практики, получать новые знания и умения, необходимые для привития практических навыков.

На следующих этапах плавпрактики курсанты направляются на суда судоходных компаний, где курсанты при исполнении своих обязанностей в реальных судовых условиях закрепляют профессиональные навыки и компетенции более высокого командного уровня.

Докладчик обратил внимание участников Коллегии на целесообразность принятия комплекса мер по стимулированию в первую очередь российских судоходных компаний: во-первых, предусматривать практикантские места при строительстве новых судов; во-вторых, принимать на практику большее количество курсантов (в том числе в порядке отбора своих будущих работников); в-третьих, уделять большее внимание со стороны капитанов и всего командного состава судов надлежащему контролю подготовки каждого практиканта на судне; в-четвертых, предусмотреть меры экономического стимулирования компаний (например, за счет снижения портовых сборов с судов), имеющих на борту практикантов морских образовательных организаций Росморречфлота.

А. Тарасенко подчеркнул, что эти вопросы широко обсуждаются на разных уровнях в сфере российского и международного судоходства. Существует необходимость в строительстве двух новых учебно-производственных судов для обеспечения плавательной практики курсантов Северо-Западного и Черноморского бассейнов, а также Северного морского пути.

По его мнению, также необходимо предусмотреть на стадии проектирования новых и модернизации существующих судов оснащение универсальным учебным модулем, позволяющим размещать практикантов и проводить занятия на борту судна.

При этом он привлек внимание присутствующих к тому, что действующий учебный флот активно участвует в различных мероприятиях, таких как Восточный экономический форум, регаты больших парусных судов. Одной из последних новостей 2019 года стала та, что ПУС «Мир» 23 июня стало победителем и заняло первое место в международной гонке Liberty Tall Ships Regatta. Он отметил, что Росморречфлотом совместно с ФГУП «Росморпорт» проводится работа по расширению районов плавания парусников «Надежда» и «Херсонес» и учебно-производственного судна «Профессор Хлюстин».

По его словам, можно организовывать мероприятия подобные кругосветной экспедиции парусников, посвященной 200-летию открытия Антарктиды экспедицией под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, проводимой Росрыболовством в 2019-2020 годах.

В рамках межведомственного взаимодействия Росрыболовством выделена для вузов Агентства квота для прохождения плавательной практики курсантов в период проведения кругосветной экспедиции учебно-парусных судов «Паллада», «Седов» и «Крузенштерн». «В общей сложности Росрыболовством выделено на своих судах 69 мест для наших курсантов», – заявил А. Тарасенко.

При этом он отметил, что судоходные компании не стремятся брать практикантов из-за дополнительных расходов, в том числе связанных с высокой стоимостью смены экипажей в зарубежных портах.

Доставка курсантов до мест прохождения практики и, соответственно, возвращение их обратно «действительно является немаловажной задачей, а порой и существенной проблемой для вузов, отдаленных от моря. В настоящее время прорабатывается вопрос совместно с Федеральной пассажирской компанией о предоставлении скидки на перевозку курсантов», – уточнил докладчик

Для решения задачи взаимодействия с работодателями весной этого года вузами Росморречфлота были проведены ярмарки вакансий с привлечением различных судоходных компаний и отраслевых предприятий, в рамках которых было заключено свыше 130 соглашений. Результатом стало то, что из 1774 студентов и курсантов, обучающихся на 4-5-м курсах, принявших участие в мероприятии, 710 договорились с работодателями о дальнейшем трудоустройстве. В 2019/2020 учебном году необходимо продолжить практику проведения «Ярмарки вакансий» на базе вузов, однако стоит ее расширить до уровня филиалов и с привлечением наибольшего количества представителей из различных судоходных компаний и предприятий отрасли.

Кроме того, Росморречфлот совместно с вузами и федеральным учебно-методическим объединением проделал существенную работу по стандартизации обучения во всех морских образовательных организациях по плавательным специальностям. Разработаны примерные основные образовательные программы подготовки членов экипажей судов. До 1 сентября 2019 года на сайте Росморречфлота будут опубликованы учебно-методические комплексы, позволяющие реализовывать данные программы.

Другим аспектом практической подготовки курсантов является взаимодействие с другими вузами, в том числе и иностранными. В условиях жесткой международной конкуренции важно, чтобы российские морские образовательные организации занимали лидирующее место среди мировых морских образовательных организаций. Для этого необходимо, чтобы вузы отрасли регулярно принимали участие в мониторинге лучших вузов Международной ассоциации морских университетов.

А. Тарасенко также отметил, что в Росморречфлоте с 2016 года ежегодно проводят ряд мероприятий по исполнению поручений президента РФ по реализации проекта WorldSkills Russia в подведомственных морских образовательных организациях. Вместе с тем необходимо расширять взаимодействие между морскими образовательными организациями по отработке профессиональных компетенций, в том числе и на тренажерном оборудовании по принципу имитационного управления судном, – пояснил докладчик.

К примеру, – продолжил он, – две команды, по два экипажа ходовой вахты на каждую из них, отрабатывают различные расхождения в море и в узкостях, передачу звуковых, визуальных и радиосигналов, прокладку маршрутов и т.д. По результатам специальная комиссия определяет, какая из двух команд лучше справилась с поставленной задачей, и определяет победителя.

В заключение докладчик обратил внимание профессионального сообщества отрасли на необходимость проведения практической подготовки курсантов общими усилиями не только Росморречфлота и подведомственных вузов, но и судоходными компаниями и предприятиями отрасли.

Близко и безопасно

– Северный морской путь, кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, законодательством РФ определен как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России», – напомнил заместитель начальника Управления безопасности судоходства Росморречфлота Юрий Панкрашкин.

Судоходство в акватории СМП регулируется Международной конвенцией ООН по морскому праву (UNCLOS) 1982 года, Обязательными инструментами Международной морской организации, Международной гидрографической организации, Международной организации труда и нормативными актами других международных организаций.

В российском законодательстве основными нормативно-правовыми актами являются КТМ РФ, Федеральный закон «О морских портах в РФ», Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» и другие.

В 2012 г. был принят Федеральный закон № 132 ФЗ, в соответствии с которым создана Администрация Северного морского пути.

В 2017 году утверждены Правила плавания в акватории Северного морского пути и в 2014 г. Правила применения тарифов на ледокольную проводку судов, определен размер платы за ледокольную проводку судов.

С 1 января 2017 года вступил в силу Кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс), необходимость выполнения требований которого российскими судами вытекает из международных договоров РФ, а именно конвенций СОЛАС и МАРПОЛ, положения которого применяются к новым судам, построенным на эту дату и после нее. По словам докладчика, все российские суда, построенные ранее этого срока, будут освидетельствованы РМРС к концу 2019 года. При этом нормы Полярного кодекса обязательны для иностранных судов при их следовании в акватории СМП.

Правила плавания в акватории СМП содержат требование о предоставлении документов, подтверждающих выполнение на судне положений Полярного кодекса, если такие положения применимы к соответствующему судну при получении разрешения.

Выполнение требований Полярного кодекса на иностранных судах проверяют капитаны морских портов при заходе судов в российский порт в рамках портконтроля.

Администрация Севморпути осуществляет деятельность с 2013 года. Основные функции: выдача разрешений плавания судов по СМП; мониторинг движения судов; предоставление навигационной, гидрометеорологической и иной информации; организация системы радиосвязи; выдача удостоверений лоцманам на право ледовой лоцманской проводки судов. Получить разрешение на плавание в акватории СМП, в случае если судно по техническим характеристикам способно проследовать через СМП безопасно, можно из любой точки мира, где есть интернет.

Администрацией СМП в 2018 году выдано 792 разрешения (из них 91 – судам под инофлагом).

Общий объем перевозок по СМП в 2018 году составил 20 180, 2 тыс. тонн, что на 103% больше, чем в 2017 году – 9932,0 тонны, в том числе транзитных грузов – 491, 3 тыс. тонн, что на 153% больше, чем в 2017 году – 194,3 тыс. тонн.

Необходимым условием безопасного плавания судов в арктических условиях является ледокольный флот. На трассах СМП, как правило, работают 8 линейных ледоколов, из которых 4 атомных («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач») и 4 дизель-электрических («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников», «Капитан Драницын»).

До недавнего времени навигационно-гидрографическое обеспечение в акватории пути осуществлялось Росморречфлотом. Один из сдерживающих факторов плавания крупнотоннажных судов – это малые глубины на традиционных трассах. Осадка судов может превышать 15 м, и они не могут ходить по традиционным маршрутам через проливы Санникова и Дмитрия Лаптева, имеющих отличительные глубины 12,4 м и 9,0 м соответственно. Для такого флота нужны новые высокоширотные глубоководные маршруты севернее Новосибирских островов и далее до пролива Лонга. Эти районы характеризуются слабой гидрографической изученностью, на некоторых участках планируемого маршрута на картах все еще белые пятна. Многие участки высокоширотной трассы имеют глубины менее 40 метров и по международным требованиям должны быть обследованы площадной съемкой.

Для этого были установлены на специализированные суда современные промерные комплексы для площадного обследования рельефа дна, благодаря которым с 2011 года проводятся исследования глубин в целях поддержания на уровне современности морских навигационных карт, руководств и пособий.

По слова Ю. Панкрашкина, в 2018 году объем работ по гидрографическому изучению дна в акватории СМП составил около 37 тыс. приведенных километров (с 2010 по 2018 год – 285 тыс.). Создано 253 единицы различных картографических материалов, в том числе издана 21 навигационная карта (с 2010 по 2018 год – около 2077 различных картографических материалов, 116 карт).

С 2004 по 2018 год на объектах средств навигационного оборудования установлено и введено в действие 280 комплектов автономных источников питания на основе светодиодных технологий, солнечных панелей и ветрогенераторов. Россия в соответствии с международными обязательствами ведет передачу навигационных предупреждений на районы НАВАРЕА ХХ и ХХI в Арктике.

Касаясь организации и координации поиска и спасания в акватории СМП, Ю. Панкрашкин сообщил, что она обеспечивается морским спасательно-координационным центром (МСКЦ) Диксон и морскими спасательно-координационными подцентрами (МСПЦ) Тикси и Певек. Сформирован резерв аварийно-спасательного оборудования и снаряжения для проведения крупномасштабных поисково-спасательных и аварийно-спасательных операций. Наращиваются силы и средства для ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов.

При этом, по его словам, увеличение объемов перевозки нефти морем в Арктике и рост грузоподъемности танкеров создают предпосылки к увеличению случаев разлива нефти и объемов разлива. В целях компенсации возможных рисков несение аварийно-спасательной готовности здесь осуществляется судами филиалов ФГБУ «Морспасслужба».

Как отметил докладчик, на сегодня в Арктике имеется 82 судна различного типа (многофункциональные, спасательные, буксирные, водолазные, нефтесборные, вспомогательные и др.), в том числе: Северный филиал – 25, Архангельский филиал – 12, Приморский филиал – 15, Сахалинский филиал – 26, Камчатский филиал – 4 судна. В Диксоне, Тикси, Певеке и Провидения функционируют 4 пункта передового базирования, которые оснащены оборудованием первого броска для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Построены современные спасательные суда ледового класса:

– 3 многофункциональных аварийно-спасательных судна мощностью 7 МВт «Берингов пролив», «Мурман» и уникальное многофункциональное аварийно-спасательное судно ледового класса с асимметричной формой корпуса «Балтика» класса Icebreaker6;

– 4 многофункциональных аварийно-спасательных судна мощностью 4 МВт, «Спасатель Карев», «Спасатель Кавдейкин», «Спасатель Заборщиков» и «Спасатель Демидов» класса Arc5.

В настоящее время силы и средства несут вахту в районах СПБУ «Приразломная», Новопортовского месторождения в Обской губе, Варандейского морского отгрузочного терминала.

На линейных ледоколах размещается оборудование и персонал для несения аварийно-спасательной готовности, включая водолазные работы и готовность к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В 2015 г. построены два многофункциональных дизель-электрических ледокола – «Мурманск» и «Владивосток» мощностью 16 МВт, в 2016 г. – ледокол «Новороссийск», которые могут преодолевать льды толщиной до 1,5 метров и имеют неограниченный район плавания.

В начале 2019 года вступил в силу федеральный закон, закрепляющий «принцип двух ключей», которым предусмотрено перераспределение ряда полномочий и участие Госкорпорации «Росатом» в управлении развитием и устойчивым функционированием СМП. Развитие инфраструктуры СМП, включая морские порты, осуществляет «Росатом» в соответствии с планом, который он же и разрабатывает, но согласовывает с Минтрансом и утверждает правительство страны.

Правила плавания в акватории СМП утверждаются Правительством РФ, а вот организация плавания судов здесь осуществляется «Росатомом» (до этого Администрацией СМП), но навигационно-гидрографическое обеспечение в акваториях СМП и морских портов и на подходах к ним осуществляется Росморречфлотом и Госкорпорацией «Росатом» в порядке, установленном Правительством РФ.

Минтранс наделен полномочиями по принятию правил ледокольной проводки судов в акватории СМП, правил ледовой лоцманской проводки судов в акватории СМП, правил проводки судов по маршрутам в акватории СМП, положения о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории СМП по согласованию с Госкорпорацией «Росатом». Ведется работа по разработке и принятию указанных нормативно-правовых актов.

С апреля «Росатом» осуществляет полномочия собственника имущества в отношении ФГУП «Гидрографическое предприятие». Ранее предприятие было подведомственно Росморречфлоту.

По словам Ю. Панкрашкина, в рамках федерального проекта «Северный морской путь» Комплексного плана предусмотрена реализация задач по развитию СМП и увеличению грузопотока до 80 млн тонн в 2024 году.

Основные ответственные исполнители мероприятий – Госкорпорация «Росатом», Минтранс, Росморречфлот и заинтересованные инвесторы.

Куратор, руководитель и администратор проекта «Северный морской путь» – Госкорпорация «Росатом».

Для достижения грузоперевозок в объеме 80 млн тонн в 2024 году предусмотрено строительство флота:

– многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 18 МВт – 2;

– многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 7 МВт – 3;

– многофункциональное аварийно-спасательное судно ледового класса мощностью 4 МВт – 1;

– многофункциональный буксир-спасатель мощностью 2,5-3 МВт – 1;

– противопожарный буксир-спасатель ледового класса Arc4 – 4;

– буксирно-спасательное судно ледового класса Arc4 – 5;

– гидрографическое судно ледового класса Arc7 – 4;

– гидрографическое судно ледового класса Ice3 – 5;

– лоцмейстерское судно ледового класса Ice3 – 4.

Кроме того, предусмотрено строительство объектов ГМССБ в портах Диксон и Певек, а также реконструкция объектов инфраструктуры базы технического флота Северного филиала ФГБУ «Морспасслужба» в порту Мурманск.

Системы безопасности в портах

– Обеспечение безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним – одна из ключевых задач ФГУП «Росморпорт», – отметил начальник Управления систем обеспечения безопасности мореплавания и транспортной безопасности ФГУП «Росморпорт»
В. Замятин.

По его словам, для этого предусматривается создание:

системы управления движением судов (СУДС);

береговых радиостанций Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) морских районов А1, А2;

береговых радиостанций службы НАВТЕКС (подсистема ГМССБ);

контрольно-корректирующей станции (ККС) глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS.

Береговые системы обеспечения безопасности мореплавания создаются в едином комплексе с развитием морской портовой инфраструктуры.

Так, по словам докладчика, предлагаемый на рассмотрение Коллегии Росморречфлота план ФГУП «Росморпорт» по строительству, реконструкции и техническому перевооружению СОБМ на период до 2024 г. учитывает основные особенности развития морской портовой инфраструктуры и направлен на снижение рисков морских аварий и выполнение международных обязательств РФ в области обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море.

С учетом 4-летнего опыта применения на практике Требований приказа Минтранса № 226 необходимо совершенствование нормативной базы.

Например, назрела корректировка Требований в части возможности совмещения функций операторов СУДС и ГМССБ. При этом для персонала, совмещающего функции операторов СУДС и ГМССБ, требование об обязательном наличии радиотехнического образования представляется избыточным. Это особенно актуально для портов с относительно небольшим количеством судозаходов: Магадан, Де-Кастри, Феодосия и др. Проще говоря, операторы СУДС в таких портах одновременно могут быть и операторами ГМССБ.

В этой же логике есть предложение прописать в нормативной базе возможность интеграции ИТСОТБ акваторий и СОБМ. Применение в этих системах одних и тех же сенсоров (радаров, АИС, камер, тепловизоров), линий передачи данных и вспомогательного оборудования сложилось на практике еще до передачи ИТСОТБ акваторий в хозяйственное ведение РМП.

Необходимо предусмотреть возможность совмещения функций операторов СУДС и ГМССБ с функциями операторов технических средств наблюдения за акваториями. Реализация указанных предложений позволит уже на стадии подготовки проектных решений по строительству, реконструкции и техническому перевооружению СУДС и объектов ГМССБ оптимизировать затраты на создание и эксплуатацию СОБМ и ИТСОТБ акваторий.

СУДС ФГУП «Росморпорт» в 2018 году оказали услуги 968 тыс. судов (что примерно на 3% меньше 2017 года). За пять месяцев 2019 г. СУДС предоставили услуги свыше 343 тыс. судов.

С 2015 года все начинаемые мероприятия по развитию СОБМ (за исключением объектов в Крыму) выполняются в рамках программы деятельности ФГУП «Росморпорт».

В. Замятин сообщил, что в рамках реализации проекта по 2-му этапу реконструкции региональной СУДС Финского залива завершены строительные работы по созданию оснащенного по последнему слову техники Центра СУДС морского порта Усть-Луга. Инвестиции составили более 180 млн рублей. В дальнейшем в здание центра будет перенесен центральный пост наблюдения за акваторией порта. В настоящий момент ведутся проектные работы.

Еще одним важным проектом является реконструкция береговой станции НАВТЕКС в морском порту Холмск. Объем капитальных вложений около 40 млн рублей. Результатами натурных испытаний подтверждено, что информация по безопасности мореплавания, передаваемая станцией НАТВЕКС в морском порту Холмск после реконструкции, доводится до мореплавателей в радиусе 300 морских миль на акватории Татарского пролива, Японского и Охотского морей.

– И все-таки, – отметил докладчик, – наибольшее количество мероприятий приходится на плановое обновление устаревающих программно-аппаратных комплексов СОБМ, т.е. на техническое перевооружение систем.

Например, для обеспечения надежной работы СУДС предприятия в 2018 г. выполнена замена пяти береговых радиолокационных станций СУДС в морских портах Санкт-Петербург, Мурманск, Таганрог и Находка.

Затраты составили 65 млн рублей. При этом в четырех из пяти случаев были применены БРЛС отечественного производства.

С целью создания новых, реконструкции и технического перевооружения действующих СУДС и объектов ГМССБ на период до 2024 г. предусматривается выполнение более 40 крупных мероприятий. Большая часть работ будет связана с реконструкцией и техническим перевооружением существующих систем. Строительство новых объектов СОБМ в основном будет выполняться в Арктическом и Дальневосточном бассейнах.

В рамках проекта «Северный морской путь» в акваториях Карского и Восточно-Сибирского морей в 2021 г. планируется строительство радиостанций службы НАВТЕКС в морских портах Диксон и Певек. Проектирование строительства станций планируется выполнить в 2019-2020 гг. Создание станций НАВТЕКС в морских портах Диксон и Певек повысит привлекательность СМП для транзитных перевозок.

Проектирование СУДС морского порта Петропавловск-Камчатский в основном завершено. Стоимость строительства оценивается в 315 млн рублей и будет уточнена после получения заключения Главгосэкспертизы. В 2020-2021 гг. будут построены Центр управления СУДС в Петропавловске-Камчатском и автоматизированный радиотехнический пост (АРТП) на горе Маячная.

ФГУП «Росморпорт» выполнило проектирование реконструкции здания центра СУДС Махачкала и ведет строительство объекта. Инвестиции в строительство составят 105 млн рублей. Кроме службы управления движением судов в здании также будут размещены персонал и оборудование Центра управления связью морских районов А1, А2 ГМССБ и Центральный пост наблюдения за акваторией морского порта Махачкала.

От ПАО «Мурманский траловый флот» приняты и приведены в соответствие с требованиями береговая радиостанция ГМССБ морского района А2 и береговая радиостанция службы НАВТЕКС. На радиостанции получены свидетельства Росморречфлота о соответствии береговых объектов со сроком действия до мая 2023 года. Также необходимо создание единого Центра управления связью ГМССБ морских районов А1, А2 и НАВТЕКС в морском порту Мурманск.

По словам докладчика, необходима реконструкции объектов капитального строительства и техническое перевооружение программно-аппаратных средств радиостанций ГМССБ морских районов А1, А2 и НАВТЕКС. Объем инвестиций предварительно оценивается в 150 млн рублей.

Объем инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение объектов ГМССБ Южного Сахалина предварительно оценивается в 180 млн рублей.

Техническое перевооружение СУДС Новороссийск обусловлено потребностью в обновлении парка технологического оборудования радиотехнических постов (РТП) «Пенай» и «Дооб».

Мероприятия по техническому перевооружению постов планируются на 2023-2024 гг.

Морские вести России №10 (2019)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

30.12.2020

Транспортная политика

29.12.2020

Транспортная политика

24.12.2020

Транспортная политика