Безопасность мореплавания как приоритетная цель - Морские вести России

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

24.09.2019

Транспортная политика

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморречфлоте, на котором состоялось обсуждение актуальных задач, стоящих перед отраслью. В рамках заседания было подписано федеральное отраслевое соглашение о финансировании из федерального бюджета подведомственных организаций в сфере внутреннего водного транспорта и образовательных организаций на 2019-2022 гг. Подписанное отраслевое соглашение является фундаментом для заключения коллективных договоров. Свои подписи под отраслевым соглашением поставили заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков и председатель Профсоюза работников водного транспорта Олег Яковенко.

Одной из обсуждаемых тем заседания стала безопасность мореплавания, которую рассматривали с разных точек зрения и под разным углом.

Юлия Орлова, спецкор

Безопасность мореплавания в акватории СМП

Юрий Панкрашкин, заместитель начальника Управления обеспечения судоходства Росморречфлота, обратил внимание участников заседания на безопасность мореплавания в Арктическом регионе, который сегодня является зоной интересов не только арктических государств, но и Европейского союза и стран Юго-Восточной Азии. А СМП – кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком. Законодательством РФ он определен как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ». Судоходство в акватории СМП регулируется Международной конвенцией ООН по морскому праву (UNCLOS) 1982 года.

Статья 234 Конвенции по морскому праву дает прибрежному государству право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его.

В российском законодательстве основными нормативно-правовыми актами являются Кодекс торгового мореплавания РФ, AP «О морских портах в РФ», Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» и другие.

В порядке реализации предоставленного Конвенцией права Российской Федерацией 28 июля 2012 г. был принят Федеральный закон № 132 ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути»), в соответствии с которым создана Администрация СМП.

Утверждены Правила плавания в акватории Северного морского пути и Правила применения тарифов на ледокольную проводку судов, определен размер платы за ледокольную проводку судов.

Докладчик также напомнил, что с 1 января 2017 года вступил в силу Кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс), необходимость выполнения требований которого российскими судами вытекает из международных договоров РФ, а именно конвенций СОЛАС и МАРПОЛ (международные конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года), положения которого применяются к новым судам, построенным на эту дату и после нее.

Все российские суда, построенные ранее этого срока, будут освидетельствованы Российским морским регистром судоходства к концу 2019 года (такая отсрочка предусмотрена Кодексом).

Так как в Конвенцию СОЛАС заложен специфичный для международного права принцип – обязательность требований документа для всех, даже для тех государств, которые не являются сторонами соглашения, то нормы Полярного кодекса обязательны для иностранных судов при их следовании в акватории СМП.

Правила плавания в акватории СМП содержат требование о предоставлении документов, подтверждающих выполнение на судне положений Полярного кодекса, если такие положения применимы к соответствующему судну при получении разрешения.

Выполнение требований Полярного кодекса на иностранных судах проверяют капитаны морских портов при заходе таких судов в российский порт в рамках осуществления государственного портового контроля.

Получить разрешение на плавание в акватории СМП, в случае если судно по техническим характеристикам способно проследовать через СМП безопасно, можно в Администрации Севморпути из любой точки мира, где есть интернет. Администрацией СМП в 2018 году выдано 792 разрешения (из них 91 разрешение выдано судам, плавающим под флагом иностранных государств).

По данным Администрации СМП, общий объем перевозок в акватории Северного морского пути в 2018 году составил 20 180, 2 тыс. тонн, что на 103% больше, чем в 2017 году, в том числе транзитных грузов 491,3 тыс. тонн, что на 153% больше, чем в 2017 году.

Необходимым условием обеспечения безопасности плавания судов в ледовых условиях Северного морского пути является наличие ледокольного флота. В акватории Северного морского пути, как правило, работают 8 линейных ледоколов, из которых 4 атомных и 4 дизель-электрических.

Выполнение гидрографических исследований и работ относится к одной из важнейших долгосрочных задач, связанных с созданием условий для безопасного и эффективного судоходства и хозяйственной деятельности в Арктическом бассейне.

До недавнего времени с пунктом 4 статьи 5 Кодекса торгового мореплавания РФ навигационно-гидрографическое обеспечение в акватории СМП осуществлялось Росморречфлотом.

Одним из сдерживающих факторов плавания по Северному морскому пути крупнотоннажных судов являются малые глубины на существующих традиционных трассах. Осадка таких судов может превышать 15 м, и они не могут ходить по традиционным маршрутам через проливы Санникова и Дмитрия Лаптева, имеющие отличительные глубины 12,4 м и 9,0 м соответственно. Для крупнотоннажных судов нужны новые высокоширотные глубоководные маршруты – севернее Новосибирских островов и далее до пролива Лонга. Эти районы характеризуются слабой гидрографической изученностью, на некоторых участках планируемого маршрута на картах существуют белые пятна.

В 2018 году объем работ по гидрографическому изучению дна в акватории СМП составил около 37 тыс. приведенных километров. Создано 253 единицы различных картографических материалов, в том числе издана 21 навигационная карта.

– Организация и координация поиска и спасания в акватории СМП обеспечивается морским спасательно-координационным центром (МСКЦ) Диксон и морскими спасательно-координационными подцентрами (МСПЦ) Тикси и Певек. Сформирован резерв аварийно-спасательного оборудования и снаряжения для проведения крупномасштабных поисково-спасательных и аварийно-спасательных операций. Наращиваются силы и средства для ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов – информировал Юрий Панкрашин.

Увеличение объемов перевозки нефти морем в Арктическом регионе и рост грузоподъемности танкеров создают предпосылки к росту количества случаев разлива нефти и объемов разлива. В целях компенсации возможных рисков в Арктической зоне несение аварийно-спасательной готовности осуществляется судами филиалов ФГБУ «Морспасслужба».

В составе филиалов ФГБУ «Морспасслужба» на морских бассейнах в Арктике имеется 82 судна различного типа. В Диксоне, Тикси, Певеке и Провидения созданы и функционируют четыре пункта передового базирования, которые оснащены оборудованием первого броска для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

В связи с увеличившимися объемами перевозок для решения задач поисково-спасательного обеспечения в Арктическом и Дальневосточном регионах для ФГБУ «Морспасслужба» построены новые современные спасательные суда ледового класса:

– 3 многофункциональных аварийно-спасательных судна мощностью 7 МВт «Берингов пролив», «Мурман» и уникальное многофункциональное аварийно-спасательное судно ледового класса с асимметричной формой корпуса «Балтика» класса Icebreaker6;

– 4 многофункциональных аварийно-спасательных судна мощностью 4 МВт «Спасатель Карев», «Спасатель Кавдейкин», «Спасатель Заборщиков» и «Спасатель Демидов» класса Arc5.

В настоящее время силы и средства осуществляют несение дежурства в районах СПБУ «Приразломная», Новопортовского месторождения в Обской губе, Варандейского морского отгрузочного терминала.

В 2015 г. построены два многофункциональных дизель-электрических ледокола «Мурманск» и «Владивосток» мощностью 16 МВт, в 2016 г. – ледокол «Новороссийск», которые могут преодолевать льды толщиной до 1,5 метров и имеют неограниченный район плавания.

В настоящее время ведется строительство дизель-электрического многофункционального ледокола «Виктор Черномырдин» (мощность 25 МВт), который будет построен к концу 2019 года.

В начале 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 525-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»), закрепляющий «принцип двух ключей», которым предусмотрено перераспределение ряда полномочий и участие Госкорпорации «Росатом» в области государственного управления развитием и устойчивым функционированием СМП.

В соответствии с Федеральным законом № 525-ФЗ развитие инфраструктуры СМП, включая развитие инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории СМП, осуществляется Госкорпорацией «Росатом» по плану развития инфраструктуры СМП.

Согласно Федеральному закону № 525-ФЗ правила плавания в акватории СМП утверждаются Правительством РФ, организация плавания судов в акватории СМП осуществляется Госкорпорацией «Росатом» (до этого Администрацией СМП), навигационно-гидрографическое обеспечение в акватории СМП, в акваториях морских портов, расположенных на побережье акватории СМП, и на подходах к ним осуществляется Росморречфлотом и Госкорпорацией «Росатом» в порядке, установленном Правительством РФ.

В рамках реализации Федерального закона № 525-ФЗ Минтранс России наделен полномочиями по принятию правил ледокольной проводки судов в акватории СМП, правил ледовой лоцманской проводки судов в акватории СМП, правил проводки судов по маршрутам в акватории СМП, положения о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории СМП по согласованию с Госкорпорацией «Росатом» (постановление Правительства РФ от 14 марта 2019 г. № 268 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»).

Сегодня ведется работа по разработке и принятию указанных нормативно-правовых актов.

В начале апреля подписан Указ президента № 141 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 20 марта 2008 г. № 369 «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»), в соответствии с которым федеральное государственное унитарное гидрографическое предприятие (г. Санкт-Петербург) включено в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых Госкорпорация «Росатом» осуществляет от имени РФ полномочия собственника имущества. Ранее предприятие было подведомственно Росморречфлоту.

В соответствии с майским указом президента от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» распоряжением Правительства РФ (от 30 сентября 2018 г. № 2101-р) утвержден Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. В его рамках предусмотрена реализация задач по развитию СМП и увеличению грузопотока по нему до 80 млн тонн в 2024 г.

В целях развития СМП и увеличения грузопотока по нему до 80 млн тонн в рамках федерального проекта «Северный морской путь» предусмотрена реализация мероприятий по строительству многофункциональных аварийно-спасательных судов мощностью 18 МВт (2 ед.) и мощностью 7 МВт (3 ед.); многофункционального аварийно-спасательного судна ледового класса мощностью 4 МВт (1 ед.); многофункционального буксира-спасателя мощностью 2,5-3 МВт (1 ед.); противопожарного буксира-спасателя ледового класса Arc4 (4 ед.); буксирно-спасательного судна ледового класса Arc4 (5 ед.); гидрографических судов ледового класса Arc7 (4 ед.) и Ice3 (5 ед.); лоцмейстерского судна ледового класса Ice3 (4 ед.).

Кроме того, предусмотрено строительство объектов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности в портах Диксон и Певек, а также реконструкция объектов инфраструктуры базы технического флота Северного филиала ФГБУ «Морспасслужба» в порту Мурманск.

– Считаю, что перечисленные принятые и планируемые к принятию документы, применяемые в комплексе, создадут достаточные меры по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути – заключил Юрий Панкрашин.

Развитие СОБМ в морских портах

С докладом «Функционирование и перспективы развития систем обеспечения безопасности мореплавания в морских портах РФ» выступил начальник управления систем обеспечения безопасности мореплавания и транспортной безопасности ФГУП «Росморпорт» Виктор Замятин. Он рассказал о деятельности ФГУП «Росморпорт» в 35 морских портах, где за 15 лет в 14 раз уменьшилась относительная аварийность судов (количество аварий на 100 тыс. судов) с причастностью операторов СУДС; более чем в 4 раза (с 218 до 968 тыс.) увеличилось количество судов под контролем СУДС; в 8 раз снизилось количество нарушений судами правил судоходства в зонах действия СУДС. Сегодня функционирование СУДС и ГМССБ здесь обеспечивают 1400 специалистов, включая 389 операторов СУДС и 149 операторов ГМССБ.

Береговые системы обеспечения безопасности мореплавания создаются в едином комплексе с развитием морской портовой инфраструктуры. Так, предлагаемый на рассмотрение Коллегии Росморречфлота план ФГУП «Росморпорт» по строительству, реконструкции и техническому перевооружению систем обеспечения безопасности мореплавания на период до 2024 г. учитывает основные особенности развития морской портовой инфраструктуры и направлен на снижение рисков морских аварий и выполнение международных обязательств РФ в области обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море.

На развитие систем обеспечения безопасности мореплавания оказывают влияние немало факторов, в том числе развитие портовой инфраструктуры и рост количества судозаходов; разработка Международной морской организацией (IMO) стратегии электронной навигации (Е-навигации); планомерное обновление технических средств и программно-аппаратных комплексов береговых СОБМ, введенных в эксплуатацию до 2009 года, и другие.

По мнению докладчика, необходимо рассмотреть вопрос о совершенствовании нормативной базы, опираясь на четырехлетний опыт применения на практике Требований приказа Минтранса России № 226, а также учитывая указанные выше факторы.

– Так, например, назрела корректировка Требований в части возможности совмещения функций операторов СУДС и ГМССБ – считает Виктор Замятин. – При этом для персонала, совмещающего функции операторов СУДС и ГМССБ, требование об обязательном наличии радиотехнического образования представляется избыточным. Это особенно актуально для портов с относительно небольшим количеством судозаходов (Магадан, Де-Кастри, Феодосия и др.) Проще говоря, операторы СУДС в таких портах одновременно могут быть и операторами ГМССБ.

Есть предложение прописать в нормативной базе возможность интеграции ИТСОТБ акваторий и СОБМ. Применение в этих системах одних и тех же сенсоров (радаров, АИС, камер, тепловизоров), линий передачи данных и вспомогательного оборудования сложилось на практике еще до передачи ИТСОТБ акваторий в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт».

Также необходимо предусмотреть возможность совмещения функций операторов СУДС и ГМССБ с функциями операторов технических средств наблюдения за акваториями.

Реализация указанных предложений позволит уже на стадии подготовки проектных решений по строительству, реконструкции и техническому перевооружению СУДС и объектов ГМССБ оптимизировать затраты на создание и эксплуатацию СОБМ и ИТСОТБ акваторий.

В целом тенденция развития систем обеспечения безопасности мореплавания такова: если до 2014 г. оно осуществлялось в основном за счет строительства новых СУДС и объектов ГМССБ, реконструкции действующих систем с целью расширения зон их действия, то начиная с 2015 г. акцент смещается в сторону технического перевооружения существующих систем.

Докладчик выразил мнение, что мероприятия по поддержанию и развитию СОБМ должны носить непрерывный характер.

В соответствии с решением Росморречфлота об оптимизации бюджетных ассигнований начиная с 2015 года все мероприятия по развитию СОБМ (за исключением объектов в Крыму) выполняются не за счет средств федерального бюджета, а в рамках программы деятельности ФГУП «Росморпорт».

Выступающий остановился на наиболее значимых проектах, связанных с развитием систем обеспечения безопасности мореплавания. С целью создания новых, реконструкции и технического перевооружения действующих СУДС и объектов ГМССБ на период до 2024 г. в соответствии с планом развития предусматривается выполнение более 40 крупных мероприятий. Строительство новых объектов СОБМ в основном будет выполняться в Арктическом и Дальневосточном бассейнах.

В целом план ФГУП «Росморпорт» по развитию систем обеспечения безопасности мореплавания на предстоящие пять лет представляет из себя программу конкретных мероприятий с целью обеспечения должного уровня охраны человеческой жизни на море и обеспечения безопасности мореплавания в акваториях и на подходах к морским портам РФ.

Кадры обеспечат безопасность

Подготовка квалифицированных молодых специалистов является одной из главных задач обеспечения безопасности мореплавания, т.к. именно от тех решений, которые будут ими приняты, зависит сохранность груза, экология океана и самое главное – жизнь экипажа и пассажиров. Основой компетенции любого специалиста является практика.

– Сегодня подготовка членов экипажей судов осуществляется в 5 вузах и 24 филиалах Росморречфлота в строгом соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года – информировал присутствующих Андрей Тарасенко, заместитель руководителя Росморречфлота. – Первичную учебную практику для закрепления навыков по рабочим профессиям курсанты проходят в Черноморском бассейне на ПУС «Херсонес», в Северо-Западном бассейне на ПУС «Мир», в Дальневосточном регионе на ПУС «Надежда» и УПС «Профессор Хлюстин». В дальнейшем практика проводится на судах судоходных компаний.

Минтрансом России создана эффективная структура контроля соответствия морских образовательных организаций международным и национальным требованиям, включающая:

1) учебно-тренажерные центры; 2) морские образовательные организации; 3) независимую оценку качества знаний выпускников квалификационными комиссиями.

Подготовка в морских образовательных организациях имеет уровневую систему: профессиональное обучение, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование. Это позволяет готовить специалистов на все должности от рядовой до капитанской.

В ходе тренажерной подготовки обучающиеся комплексно закрепляют навыки, которые позволяют отработать элементы самостоятельной практической деятельности в конкретной области.

После освоения необходимых компетенций на тренажерах курсанты проходят практику на учебных судах ФГУП «Росморпорт» через три центра организации учебных практик (ЦОУП): Дальневосточный, Европейский и Южный, расположенных соответственно в городах Владивостоке, Санкт-Петербурге и Новороссийске.

В 2018 году разработан единый стандарт оснащения учебных судов для обеспечения достижения требуемого уровня практической подготовки, определяющий, каким оборудованием, инвентарем и учебно-методическим обеспечением должно быть оснащено судно.

– Целесообразно, во-первых, предусматривать практикантские места при строительстве новых судов; во-вторых, принимать на практику большее количество курсантов (в том числе в порядке отбора своих будущих работников); в-третьих, уделять большее внимание со стороны капитанов и всего командного состава судов надлежащему контролю подготовки каждого практиканта на судне; в-четвертых, предусмотреть меры экономического стимулирования компаний (например, за счет снижения портовых сборов с судов), имеющих на борту практикантов морских образовательных организаций Росморречфлота – сказал Андрей Тарасенко.

Эти вопросы широко обсуждаются на разных уровнях в сфере российского и международного судоходства.

Существует необходимость в строительстве двух новых учебно-производственных судов для обеспечения плавательной практики курсантов Северо-Западного и Черноморского бассейнов, а также Северного морского пути.

Также необходимо предусмотреть на стадии проектирования новых и модернизации существующих судов оснащение их универсальным учебным модулем, позволяющим размещать практикантов и проводить занятия на борту судна.

В рамках межведомственного взаимодействия Росрыболовством выделена для вузов Росморречфлота квота для прохождения плавательной практики курсантов в период проведения кругосветной экспедиции учебно-парусных судов «Паллада», «Седов» и «Крузенштерн». В общей сложности Росрыболовством выделено 69 мест для курсантов вузов Росморречфлота на своих судах. Большинство курсантов проходят плавательную практику сразу на судах судоходных компаний.

Докладчик отметил проблемы, над которыми сегодня предстоит работать. Так, компании часто не стремятся брать практикантов из-за дополнительных расходов, в том числе связанных с высокой стоимостью смены экипажей в зарубежных портах.

Доставка курсантов до мест прохождения практики и, соответственно, возвращение их обратно является немаловажной задачей, а порой и существенной проблемой для вузов, отдаленных от моря.

В настоящее время прорабатывается вопрос совместно с Федеральной пассажирской компанией о предоставлении скидки на перевозку курсантов.

Для решения задачи взаимодействия с работодателями весной этого года вузами Росморречфлота были проведены ярмарки вакансий с привлечением различных судоходных компаний и отраслевых предприятий, в рамках которых было заключено свыше 130 соглашений о взаимодействии по обеспечению производственных, плавательных, учебных и преддипломных практик. В мероприятии приняло участие более 200 представителей работодателей из более чем 150 предприятий и организаций, которые смогли не только продемонстрировать свои организации, но и заинтересовать обучающихся вузов. В результате из 1774 студентов и курсантов, обучающихся на 4-5-м курсах и принявших участие в мероприятии, 710 договорились с работодателями о трудоустройстве.

По мнению А. Тарасенко, в 2019/2020 учебном году необходимо продолжить практику проведения «Ярмарки вакансий» на базе вузов, однако стоит ее расширить до уровня филиалов и с привлечением наибольшего количества представителей из различных судоходных компаний и предприятий отрасли.

Росморречфлот совместно с подведомственными вузами и федеральным учебно-методическим объединением проделал существенную работу по стандартизации обучения во всех морских образовательных организациях России по плавательным специальностям. Разработаны и опубликованы на официальном сайте Росморречфлота примерные основные образовательные программы подготовки членов экипажей судов. До 1 сентября 2019 года на этом же сайте будут опубликованы учебно-методические комплексы, позволяющие реализовывать данные программы.

Еще одним аспектом практической подготовки курсантов является взаимодействие с другими вузами, в том числе и иностранными. В условиях жесткой международной конкуренции важно, чтобы российские морские образовательные организации занимали лидирующее место среди мировых морских образовательных организаций. Необходимо, чтобы вузы Росморречфлота регулярно принимали участие в мониторинге лучших вузов Международной ассоциации морских университетов.

Важно расширять взаимодействие между морскими образовательными организациями по отработке профессиональных компетенций, в том числе и на тренажерном оборудовании по принципу имитационного управления судном.

Докладчик отметил, что проведение практической подготовки курсантов должно осуществляться общими усилиями не только Росморречфлота и подведомственных вузов, но также судоходными компаниями, администрациями морских портов и предприятий отрасли.

Морской флот №4 (2019)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

30.12.2020

Транспортная политика

29.12.2020

Транспортная политика

24.12.2020

Транспортная политика