Цифровая трансформация - Морские вести России

Цифровая трансформация

13.01.2020

Транспортная политика

Цифровая трансформация

В Москве в стенах РГУ им. Губкина 7 ноября состоялось VII ежегодное заседание Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике (IECCA) «Информационные технологии в Арктике: навигация, связь, управление». Модерировал пленарное заседание председатель Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике, декан ФКБ ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) им. Губкина Сергей Гриняев.

Анна Горнова, координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов

В мероприятии приняли участие ученые РГУ нефти и газа (НИУ) имени Губкина. Института Европы РАН, ИМЭМО РАН, МГИМО(У) МИД РФ, МИФИ, Финансового университета при Правительстве РФ, Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, Международной академии транспорта, Экспертного центра «Национальная безопасность», Северо-Евразийского климатического центра, сотрудники ПАО «Газпром», НПО «СТРИМ», ГК «АДВАНТУМ», ГК «Инжиниринговые технологии», ПАО «Ростелеком-Солар», ФГБУ «Администрация Северного морского пути», Торгово-промышленной палаты РФ, а также дипломатические работники посольств Китая, Сингапура, Великобритании, Индии, Швеции, Норвегии, Дании, США, Финляндии, Испании и Исландии, аккредитованные в Москве. В ходе работы IECCA работала студенческая секция «Инновационные технологии в развитии Арктики».

Организатором заседания IECCA выступило АНО «Центр стратегических оценок и прогнозов». Мероприятие было проведено с участием Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова. Форум вызвал большой интерес, собрав в Москве российских и иностранных экспертов, представителей общественных организаций и СМИ.

Открывая заседание, ректор РГУ им. Губкина Виктор Мартынов отметил, что цифровизация призвана снизить издержки, связанные с разведкой/добычей углеводородов, а также производством специальной техники. Информационные технологии позволяют отслеживать показатели производства в реальном времени, своевременно предупреждать поломки и аварии. Развитие информационной инфраструктуры в Арктике позволит обеспечить контроль и управляемость транспортных процессов, осуществлять эффективный мониторинг безопасности перевозок. 

«Применение информационных технологий и решений позволит повысить надежность и эффективность технологических процессов на арктических месторождениях. Развитая информационная телекоммуникационная система необходима для бесперебойного и в перспективе круглогодичного функционирования СМП», – подчеркнул Виктор Мартынов.

В рамках пленарного заседания IECCA состоялось подписание соглашения о партнерстве РГУ им. Губкина с концерном «Моринформсистема-Агат».

Сенатор от Архангельской области, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Виктор Павленко отметил: «Мировая экономика вступила в эпоху четвертой промышленной революции. Информационные технологии, как следствие, охватывают все большие сферы деятельности. В России этим вопросам уделяют особое внимание, понимая, что без них добиться высоких темпов экономического роста и взять лидерство в мировой экономике невозможно», – сообщил он. 

Виктор Павленко призвал выводить экспертную дискуссию на законодательные решения и пообещал поддержку и активное участие парламентариев. «Наша главная задача – поддержать конструктивные инициативы и проекты. Президент РФ поставил задачу – разработать Стратегию развития Арктической зоны до 2035 года. Документ объединит мероприятия национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. При этом должен быть соблюден баланс между экономическим ростом, экологической безопасностью и развитием социальной инфраструктуры», – сказал сенатор.

По его словам, Архангельская область обладает необходимым научным, производственным и кадровым потенциалом, возможности которого должны быть задействованы в рамках государственной программы развития Арктической зоны России. «Вопросы развития в Архангельске судостроения, морского порта и арктического судоходства необходимо решать комплексно. В Совете Федерации разрабатывается для этого необходимая законодательная база», – резюмировал Виктор Павленко.

От Комитета Госдумы по транспорту и строительству участников IECCA приветствовал и пожелал им плодотворной работы заместитель председателя Комитета по транспорту и строительству Павел Федяев.

«Сегодня успех государства и общества напрямую зависит от того, насколько быстро и эффективно мы включимся в глобальные процессы применения информационных технологий. Арктика – точка роста, которая будет влиять на будущее нашей страны. Но здесь огромный риск для экологии. На данном направлении нам нужны технологии, кадры, молодежь. И то, насколько эффективно будем использовать арктический ресурс, преимущество Севморпути зависит от будущих поколений, от тех студентов, которые сейчас учатся в этих стенах», – отметил Павел Федяев.

С приветственным словом к участникам обратились заместитель исполнительного директора Фонда поддержки публичной дипломатии им. Горчакова Роман Гришенин, руководство Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, посол Республики Сингапур Премджит Садасиван. С докладами на пленарном заседании выступили российские и зарубежные эксперты, среди которых:

– директор Института арктических нефтегазовых технологий РГУ нефти и газа (НИУ) им. Губкина Анатолий Золотухин – доклад «Инновационные технологии и задачи безопасного освоения Арктики»;

– директор Центра энергетического права Абердинского университета (Великобритания) Тина Хантер – доклад «Роль информационных технологий в предупреждении, обеспечении готовности и ликвидации разливов нефти в Арктике».

На заседание IECCA приехал руководитель Отдела эксплуатационной безопасности Международной морской организации при ООН (ИMO) Хавьер Ясникоуски. Его доклад «Навигационное и коммуникационное оборудование, предназначенное для использования на судах, работающих в полярных водах» вызвал практический интерес у аудитории. С докладами также выступили: генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, директор Центра исследования России Харбинского инженерного университета (КНР) Гао Тяньмин, научный координатор Centre for Study and Research (Индия) Джавед Зафар.

Инициатива Маринет

Высокотехнологичная морская отрасль России сегодня представлена научно-технологической инициативой Маринет. Стратегический подход к морской составляющей государственной политики отразил генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ» Александр Пинский.

«Мировой океан – это новый малоизученный мир, который находится на расстоянии вытянутой руки от нас и за освоение которого сейчас идет мировая гонка, сопоставимая с космической гонкой XX века. Океан занимает больше 70% поверхности Земли, это в два и более раза больше, чем Марс, и в 10 раз больше, чем Луна, причем находится он значительно ближе, чем эти небесные тела, и является источником всех востребованных человечеством сейчас и в ближайшем будущем ресурсов. Результаты этой гонки определят экономическую и политическую картину мира на ближайшие столетия. Фокус мировой экономики все больше будет смещаться в сторону голубой экономики Мирового океана, а значит, тех стран, которые его контролируют» – такой прогноз озвучил эксперт.

Александр Пинский подчеркнул, что свыше 1/3 территории России – это моря. Моря являются одними из ключевых природных ресурсов России, что стало результатом труда и инвестиций десятков поколений людей – инженеров, исследователей. Если Россия хочет сохранить свое место среди ведущих мировых держав, мы должны фокусировать усилия на освоении океана и развитии морской отрасли. Уже сегодня в Арктическом регионе производится продукция, обеспечивающая порядка 11% национального дохода России и до 22% общероссийского экспорта.

«Освоение Арктики невозможно без опережающего освоения арктических морей, внедрения высоких морских технологий. Необходимо сфокусировать внимание государства, науки и бизнеса на развитии морских технологий для Арктики и в целом морской отрасли, сделать его приоритетом государственной политики. Без этого Россия рискует утратить реальный суверенитет в Арктике и не получить необходимого эффекта от инвестиций в развитие региона», – резюмировал Александр Пинский.

mvr-16-19-0001-001.jpg

В ходе круглого стола «Информационные технологии в освоении Арктики: направления развития, перспективы, риски» участники обсудили:

– прогнозирование климатической изменчивости в Арктике;

– инфраструктурную поддержку создания дата-центров в Арктической зоне РФ;

– вопросы морской кибербезопасности, защиту акваторий стран от кибератак.

Российское научно-производственное объединение «СТРИМ» продемонстрировало новейшие разработки для укрепления грунтов на оттаивающих территориях вечной мерзлоты вследствие происходящих климатичеcких изменений, инновационные технологии по связыванию шламовых амбаров.

Российская IT-компания «Адвантум» заявила свои разработки по IT-сервису доставки и хранению рыбной продукции на основе контроля холодовой цепи, что для потребителя является ключевым фактором качества продукции из водных биоресурсов и может интегрироваться как один из основных элементов в систему прослеживаемости рыбной продукции. Именно температурный режим доставки и хранения рыбы в итоге сказывается на конечном продукте как для массового потребителя в магазине, так и для переработчика. Техрегламент ЕАЭС «О безопасности рыбной продукции» содержит прямые указания, что транспортные средства и контейнеры, холодильные камеры необходимо оборудовать средствами автоматического контроля и записи температуры. Следует подчеркнуть проблему, что на сегодняшний день есть не одна система контроля продукции, при этом система прослеживаемости фрагментарна и по-прежнему с высоким уровнем человеческого фактора, от чего необходимо избавляться и переходить на online-решения отечественных IT. 

Напомним, что 31 октября по итогам консультативного совета по иностранным инвестициям в России председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу, Минсельхозу и Минфину проработать вопрос оптимизации и интеграции систем прослеживаемости пищевой продукции и в срок до 5 декабря представить доклад в правительство.

«Экогавань»

В рамках доклада вице-президента НАСЭО (Национальной ассоциации спасательных и экологических организаций) Даниила Кофнера по комплексному экологическому мониторингу хозяйственной деятельности в Арктической зоне была освещена методика разделения опорных зон развития Арктики на отдельные локации с формированием решений экологической безопасности, сфокусированных под специфику такой локации. Так, для внутренних акваторий морских портов набор экологических решений объединен под эгидой НАСЭО в технологическую инициативу «Экогавань», предлагающую следующий комплексный подход:

mvr-16-19-0001-002.jpg

– Технология мониторинга «Агродрон» позволяет оперативно фиксировать с малых летательных аппаратов аварийные выбросы в окружающую среду, включая разливы нефти в порту, используя при этом снимки как в видимом, так и в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах. В результате в реальном времени обновляется геокарта загрязнений портовой акватории.

– Технология виртуального ситуационного центра «Телепроводник» обеспечивает максимально быстрое реагирование на выявленные чрезвычайные ситуации и обеспечивает эффективную навигацию аварийно-спасательного транспорта к месту аварии. Также обеспечивается привязка передвижения всех плавсредств к карте аварийной ситуации и оперативно осуществляется координация всех портовых служб на время ликвидации ЧС.

Таким образом, все технологии «Экогавани» привязаны к единой системе геоданных и взаимодействуют на основе общего «Озера данных».

Такую единую увязку обеспечивает симуляционная аналитическая платформа «Экопромпроект», накапливающая информацию со всех источников мониторинга, выявляющая экоугрозы на основе интеллектуальной обработки и наглядно их визуализирующая для оперативного принятия решений. За счет симуляционного моделирования появляется возможность оценки эффективности инвестиций в инфраструктуру экопрофилактики и оперативной ликвидации экологически опасных аварийных ситуаций. Минимизирует последствия нефтяных разливов технология «Гриноушен» на основе всплывающих за 15 минут боновых заграждений, изготовленных из высоковпитывающего сорбента GO из экологически чистого природного базальта.

И, наконец, средства ликивидации аварийного выброса в акваторию с последующей переработкой собранных замазученных вод и нефтепродуктов обеспечивает технология «Экоспас», успешно апробированная в морских портах России, где присутствуют его региональные филиалы.

В ходе круглого стола «Арктическая стратегия и политика государств – участниц и стран – наблюдателей Арктического совета» участники обсудили международные аспекты государственной политики в Арктическом регионе, перспективы российской заявки на расширение шельфа Арктики. Модерировал заседание секции руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН Валерий Журавель. Доклад «Арктика как объект геополитики гибридных войн» представил генеральный директор Экспертного центра «Национальная безопасность» Николай Литвинов. Участники рассмотрели:

– вопросы международного сотрудничества в области развития транспортных коммуникаций в Арктике;

– перспективы сопряжения проекта ЕАЭС и инициативы «Один пояс – один путь» как основы формирования транспортно-логистического коридора между Европой и Азией в Арктическом регионе;

– перспективы перехода председательства в Арктическом совете от Финляндии к Исландии;

– арктическую стратегию Великобритании в условиях Brexit, политику зарубежных стран (Франции, Швеции и др.) в Арктике;

– актуальные проблемы коренных малочисленных народов Российской Арктики.

Регламент для ледовых лоцманов

В силу особой уязвимости природы Арктики увеличение транспортного потока по Севморпути без принятия всех возможных мер защиты и организации максимально возможного контроля за судами, в части безопасности мореплавания и экологических аспектов (что является основным в работе лоцмана), несет в себе огромные риски и может привести к пагубным последствиям. Особое значение в этой связи приобретает организация качественной ледовой лоцманской проводки и выполнение лоцманами обязанностей публичного характера.

Сегодня накопилось много вопросов, которые касаются регламентации деятельности лоцманских организаций в России. На протяжении уже многих лет основная причина лоцманской проблемы в России кроется в противоречии коммерческих целей (извлечение прибыли) частных лоцманских компаний, работающих по Гражданскому кодексу, и некоммерческих публичных обязанностей лоцманов, закрепленных в Кодексе торгового мореплавания РФ. По своей сути лоцманская обязанность – это публичная служба, а не коммерческая деятельность. Такая практика характерна для абсолютного большинства зарубежных морских стран, где лоцманские службы некоммерческие – государственные или негосударственные. В России «бизнес на лоцманах» в прибыльных портах и нефтяных терминалах – явление постперестроечного периода, которое отрицательно сказывается на развитии всей системы лоцманского обеспечения в стране и приводит к вынужденному дотированию государством лоцманских служб в убыточных северных портах. Огромной по своим последствиям проблемой может оказаться недостаточность правового регулирования ледовой лоцманской проводки в акватории Севморпути, обладающего правовым статусом национальной транспортной коммуникации. Участникам были представлены результаты анализа нормативно-правового обеспечения ледовой лоцманской проводки в акватории Севморпути и в Балтийском море, проведенного Центром стратегических оценок и прогнозов.

Так, вступивший в силу с 1 января 2017 г. Полярный кодекс, принятый Международной морской организацией (ИМО) требует «обеспечения судов, эксплуатирующихся в полярных водах, надлежащим образом квалифицированным персоналом» (ст. 12.1) и разрешает администрации судна привлечение «иных лиц» (ст. 12.3.2.2, т.е. ледовых лоцманов), которые должны соответствовать определенным требованиям. В российской правовой базе, регламентирующей судоходство в акватории Севморпути, мы обязаны учесть требования этой нормы международного права.

Однако в «Правилах ледовой лоцманской проводки судов в акватории СМП» (Приказ МТ РФ от 17.01.2013 № 7) требования Полярного кодекса не учтены так же, как и требования 6-й главы КТМ РФ (статьи 85, 87, 88, 92, 93 и др.), и нет даже ссылки на них. В этих Правилах отражена лишь небольшая часть требований «Положения о морских лоцманах РФ» и вообще никак не отражены требования в отношении здоровья, образования, подготовки и повышения квалификации, аттестации, получения удостоверений, прав и обязанностей морских лоцманов при осуществлении лоцманской проводки, что противоречит КТМ РФ. Такая правовая неопределенность в случае любой аварии с участием ледового лоцмана неизбежно создаст международно-правовую коллизию.

Услуги по ледовой лоцманской проводке в акватории СМП сегодня могут оказывать любые организации (в том числе коммерческие и, возможно, под контролем иностранного бенефициара). Здесь явный нормативный пробел, который необходимо своевременно регламентировать в соответствии с национальными интересами нашего государства.

Такие же проблемы возникают в зимний период и в акватории Балтийского моря, которое, как и Арктика, представляет собой уникальную в мировых масштабах уязвимую водную экосистему, подверженную воздействию со стороны международного судоходства. Уже много лет услуги лоцманов открытого моря (ледовых лоцманов – так называемых айс-эдвайзеров) в наших территориальных водах и нашей экономзоне на Балтике без какой-либо существенной регламентации предоставляются любыми организациями и гражданами, российскими и даже не российскими.

В данном вопросе нужно ясно осознавать, что работа лоцманов относится к системе навигационной безопасности мореплавания. Цель лоцманской проводки не является коммерческой, а лоцманская проводка судна относится к публичным функциям государства. Лоцманское обеспечение как госуслуга более эффективна в отсутствие конкуренции. Это подтверждается монополией в лоцманском обеспечении, закрепленной в законодательстве подавляющего большинства ведущих морских стран мира, и отражено в документах как Европейской, так и Международной ассоциаций морских лоцманов. К этому пришел мировой практический опыт.

Ближайшее будущее за освоением Мирового океана, а следовательно, за странами – лидерами в морской экономике. На современном этапе России нужна единая лоцманская служба, полностью подконтрольная государству, технически оснащенная на уровне передовых стран мира, укомплектованная современными лоцманскими катерами, вертолетами и качественно оборудованными лоцманскими станциями с учетом всех рисков кибербезопасности и преимуществ развития цифровой индустрии.

Прибрежное население
и рыболовство

Одним из концептуальных вопросов для рыбохозяйственной отрасли сегодня является вопрос трансформации исторического принципа, инициируемый ФАС. И здесь важно, чтобы эта трансформация не привела к оттоку населения с наших окраинных северных и дальневосточных территорий, основой занятости которого является рыбный промысел. Этот стратегический аспект необходимо интегрировать в законодательстве для небольших прибрежных хозяйств, возможно прописав отдельный регламент для таких организаций в т.ч. и в части наделения их ресурсом. Основная цель – сохранить занятость населения на прибрежных территориях. В морских странах за рубежом регулирование организаций, занятых в малом рыболовстве, в отличие от крупных рыбодобывающих предприятий имеет свои особенности. Здесь всячески стимулируют малое рыболовство прибрежного населения. Для морской экономики этот социальный фактор имеет существенное значение как один из аспектов устойчивого развития отрасли и территорий. В Арктической зоне у нас проживает порядка 2,4 млн человек, среди них и рыбохозяйственные организации, ведущие добычу рыбы на Северном и Дальневосточном морских бассейнах. В основном улов сдается на береговые перерабатывающие мощности.

На экспертном совете IECCA заместитель председателя правления Рыбакколхозсоюза Петр Джунковский обозначил проблемные вопросы прибрежного населения, занятого на небольших рыбохозяйственных предприятиях, расположенных на прибрежных арктических территориях, а также рассказал об основных этапах государственной информатизации рыбопромысловой отрасли.

«Развитие отраслевой системы мониторинга идет у нас с 1999 года. А ее основы были заложены еще в Советском Союзе. В течение продолжительного периода технологии менялись, поэтому информатизация носит фрагментный характер. Отраслевая система мониторинга является стержнем рыбопромысловой отрасти с точки зрения информатизации, сбора отчетов, предоставления аналитических материалов, межведомственного и международного взаимодействия. Идет работа по интеграции электронной площадки для торговли водными биоресурсами, где рыбаки смогут продавать рыбопродукцию напрямую с судна, которая исключает посредников из цепочки купли-продажи и позволяет пользователям выставлять рыбопродукцию на торги еще до ее доставки в порт.

Это позволит дать возможность напрямую отслеживать электронные торги, что положительно отразится на цене и доступности рыбопродукции для граждан. Конечной целью развития ОСМ является создание межведомственной информационно-аналитической системы «Рыболовство». Ведомства смогут пользоваться отчетными данными, формировать запросы с системой мониторинга и вести обмен аналитическими данными в автоматическом режиме», – уточнил представитель рыбацкого сообщества.

Х    Х    Х

В целом, подводя итоги, можно отметить, что в нынешнем году на IECCA приехало намного больше зарубежных экспертов и гостей, что свидетельствует о росте интереса к промышленному освоению Арктики. Однако международное сообщество не менее интересуют и экологические вопросы. Экология является сегодня для стран консолидирующим фактором в Арктике. Ледовые покровы таят, а это значит, что в скором времени появятся новые водные маршруты, изменения климата уже ощутимы. И сейчас главная задача – найти баланс между планами промышленного освоения Арктики и сохранением ее экологии. От этого зависит климат и качество жизни на планете. И, безусловно, мир и нас меняют информационные технологии. Цифровая трансформация идет полным ходом.

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

30.12.2020

Транспортная политика

29.12.2020

Транспортная политика

24.12.2020

Транспортная политика