Будущее, которое надо создать - Морские вести России

Будущее, которое надо создать

11.03.2020

Транспортная политика

Будущее, которое надо создать

В декабре в Московском политехническом университете состоялся Всероссийский круглый стол, посвященный вопросам развития цифровизации и кибербезопасности на российском флоте. Его цель – содействие выработке эффективной государственно-общественной политики по вопросам цифровизации, кибербезопасности, технологий искусственного интеллекта, учитывающей наряду с большими перспективами и присущие им потенциальные угрозы.

Сергей Алексеев

Для этого требуется решить задачи привлечения кадров, создания отечественного программного обеспечения и нормативной базы, изменения технологических процессов и внедрения нового оборудования и многое другое. Представители отрасли объединяют усилия для поиска путей развития.

Организатором мероприятия выступило Общероссийское движение поддержки флота. В ходе заседания с анализом сложившейся в отрасли ситуации выступили представители ДПФ, ВМФ, ОАО «ОСК», Росморречфлота, научно-исследовательских институтов, судостроительных предприятий, IT-разработки и образования.

Открывая заседание участников круглого стола, председатель ДПФ капитан 1-го ранга в отставке Михаил Ненашев заметил, что цифровизация становится стратегически важной темой для всех отраслей российского флота. К сожалению, слышим много спекуляций на эту тему, но бывают случаи, когда накладную из цеха несут 3 дня… И сейчас мы во многом обсуждаем, что мир дает нам в вопросах диджитализации. Надеюсь, благодаря нашему круглому столу лет через 10 мир будет обсуждать наши предложения», – сказал М. Ненашев.

В свою очередь, проректор по научной и инновационной работе МПУ Юрий Боровин отметил, что в вузе сегодня критически мало защит выпускных работ по вопросам цифровизации на флоте. И обратился к представителям отрасли с призывом выступить руководителями студентов в их научной работе.

Острая необходимость

На Военно-морском флоте проблема цифровизации в боевой и повседневной деятельности стоит особо остро. Об этом заявил заместитель начальника отдела НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ России капитан 3-го ранга Александр Щукин. По его словам, «множества технических проблем, возникающих при строительстве кораблей и судов ВМФ, можно бы избежать на этапе проектирования 3D-моделей. В настоящее время созданы только две 3D-модели кораблей, причем с переносом данных с печатных материалов. Это очень трудозатратный процесс», – отметил Александр Щукин.

Он уточнил, что основной проблемой для продвижения цифровизации на флоте является отсутствие отечественного сертифицированного программного обеспечения, способного решать необходимый спектр конструкторских задач.

Также необходимо выстроить цепочку связи конструкторского бюро, завода-строителя, научно-исследовательских организаций между собой для передачи информации закрытого сегмента.

«Цифровизация должна носить сквозной характер и базироваться на данных в электронной форме в единой киберфизической среде», – подчеркнул представитель ВМФ.

Таким образом, подытожил он, необходимо:

1. Создать программное обеспечение отечественного производства, которое бы решало весь спектр задач.

2. Внедрить единый электронный макет для конструкторской документации.

3. Перейти на электронные подлинники с последующим уходом от чертежей на бумажной основе.

4. Создать единое информационное пространство для конструкторских, технологических и производственных подразделений.

Судостроителям – российский софт

Важность необходимости создания современных отечественных программ для отечественного кораблестроения и судоремонта подчеркнул и главный специалист по информационным технологиям компании «Винт» АО «Центр судоремонта «Звездочка» Степан Гаврилов.

«Мы не имеем доступа к самым продвинутым программам. Многие софтверные компании не продают нам свою продукцию. К примеру, такую как SolidWorks, программы Siemens и другие. В нашем КБ сейчас используется система «Компас-3D». Однако многие вещи в ней выполнить невозможно, а большинство задач решается сложнее и дольше», – поделился С. Гаврилов. И добавил, что в начале 2019 года компания столкнулась с отказами продаж серверов от HP и «Интел». Пришлось переориентироваться на китайские компьютеры, такие как Huawei. Также на отечественном рынке нет подходящих современных программ для расчета гидрогазодинамики и прочности.

«Производители софта говорят, что не ждут большого спроса на продукцию под наши требования», – с горечью констатирует эксперт.

Проблема усугубляется тем, что на рынке софта нет единой, принятой всеми операционной отечественной системы. На сегодняшний день существует порядка десятка разновидностей.

«Государство должно наконец решить, на чем конкретно нам работать: какая операционная система и софт будут использоваться», – говорит представитель промышленности.

По его словам, в отрасли назрела и кадровая проблема. Будущих инженеров учат работать на том же SolidWorks, в то время как с российским «Компасом» многие из них знакомятся уже на производстве. В то же время нельзя не заметить, что опытные корабелы тяжело переходят с бумаги на «цифру». «Тяжело проходит процесс перехода с бумажных на компьютерные носители. Вся документация передается на бумаге. 3D-чертежи только по запросам отдельных заводов передаются. В основном все чертежи», – отметил С. Гаврилов.

Освоено три уровня цифрового производства из пяти

Руководитель направления жизненного цикла Департамента гособоронзаказа ОСК Яков Бережной в свою очередь развил тему технологии создания судов и кораблей посредством цифрового производства.

В 2013 году Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ была утверждена концепция разработки, внедрения и развития системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники. Был произведен анализ и выделены пять уровней развития цифрового производства.

«Наши КБ находятся на третьем уровне развития. Они создают свободно 3D-модель, умеют с ней работать, передают информацию на заводы. Заводы на втором уровне, они немножко отстают, потому что это требует изменений технических процессов. Станки с ЧПУ, которые были 20 лет назад, сегодня уже не годятся, нужны новые решения», – сказал представитель ОСК.

Впереди два более сложных уровня. Для них требуется создание интегральных систем управления – цифровых платформ, которые, в свою очередь, требуют выполнения еще трех условий.

«Первое, для их внедрения требуются современные высокоскоростные отечественные технические средства, так называемые системы автоматизированного проектирования (САПР). Они как раз предназначены для переноса данных в «цифру» с последующим подключением к ним всех участников производственного процесса. Второе, нужно отечественное программное обеспечение, которое нас бы защитило и обеспечило кибербезопасность. Третье, говорить о кибербезопасности, не имея защищенных систем связи, невозможно. Естественно, что сегодня это главный вопрос. И здесь требуется помощь от федеральных органов исполнительной власти», – подытожил Яков Бережной.

Уровень

Чем характеризуется

1. Электронный чертеж

Замена кульмана на компьютер. Носитель информации – плоский чертеж

2. Цифровая 3D-модель и чертеж

Создается 3D-модель и выпускаются чертежи. Информация в производственные службы передается в виде чертежа и ведомостей

3. 3D-модель и технология

3D-модель – первоисточник конструкторской и технологической информации. Подготовка производства и строительство осуществляются по 3D-модели

4. 3D-модель с набором данных для жизненного цикла (ЖЦ)

Цифровая модель применяется во всех производственных службах, в т.ч. руководство по техническому обслуживанию. Достигается сокращение ошибок при производстве и экономия времени и затрат до 25-30%

5. Цифровая модель – первоисточник

Цифровая модель содержит физические свойства и позволяет моделировать процессы производства. ЦМК – первоисточник информации о корабле для всех стадий ЖЦ

Цифровизация безопасности

Замначальника отдела ледокольного обеспечения, гидрографии и связи Управления безопасности судоходства Росморречфлота Максим Данилкин сообщил, что Федеральное агентство морского и речного транспорта уже внедряет цифровые технологии. Прежде всего для обеспечения безопасности на российском морском и речном транспорте.

Так, в рамках поручения правительства с прошлого года ведомство активно внедряет блокчейн-платформу.

«Под эгидой Минтранса на базе Большого порта Санкт-Петербург агентство проводит работу по созданию российского сегмента международной блокчейн-платформы Tradelens. Проект реализуется совместно с компанией Maersk и ФТС», – отметил М. Данилкин.

Он добавил, что система нацелена на повышение прозрачности логистики морских перевозок и позволит дать возможность всем участникам процесса получать информацию о передвижении контейнеров, прохождении таможенных и других логистических процедур в режиме онлайн. Для нашей страны предлагается использовать комплекс программных средств – портал «Морской порт» ФТС РФ в качестве единого окна для обмена информацией с платформой TradeLens и государственными контролирующими органами.

Замначальника отдела рассказал также о масштабной работе по цифровизации гидрографических карт внутренних водных путей.

Так, с 2011 по 2019 год создано картографическое покрытие около 70 000 км ВВП. В 2020 г. к ним планируют добавить еще более 9000 км. Все карты поступают в отраслевой фонд пространственных данных на базе ФБУ «Служба морской безопасности».

«В 2019 году апробирована сквозная трехуровневая технология создания электронных навигационных карт в картографических подразделениях администраций бассейнов, камеральной проверки данных в региональном картографическом центре ФБУ «Администрация «Волго-Балт». Материалы проверяются и поступают в отраслевой картографический центр ФГБУ «Канал имени Москвы», – добавил М. Данилкин.

Он добавил, что карты постоянно актуализируются. А при создании обязательно учитывается возможность работы с ними с большинства установленных на судах систем.

Необходима правовая база

В России, как и во всем мире, активно готовятся к появлению автономных судов, «роботизированных» в той или иной мере. Об этом говорят многочисленные нормативные документы, которые могут вступить в силу уже в следующем году, заявил главный инженер ЦНИИ «Курс» Дмитрий Вавилов.

Институт входит в российский концерн «Моринформсистема-Агат», который создает корабельную аппаратуру, автоматизированные системы и комплексы управления боевой деятельностью и прочее высокотехнологичное оборудование.

Д. Вавилов отметил, что за последние годы мировые классификационные общества по всему миру приняли управляющие документы по созданию, испытанию и даже частичной эксплуатации роботизированных средств. Россия тоже не осталась в стороне.

«В ноябре Российский морской регистр судоходства рассматривал проект нормативного документа по разработке и вводу в действие роботизированных средств, судов. Защита прошла успешно, в 2020 году планируется принятие документа. Ведь важно создать не только систему, но и нормативную базу для того, чтобы ее было законно применять», – отметил главный инженер.

Он добавил, что первые «роботы» создаются по военному назначению, а также в рамках программы по освоению нефтяных шельфов. Группа компаний под руководством АО «Кронштадт Технологии» разрабатывает роботизированные средства судовождения. В настоящее время уже прошел технический этап, в 2020 году начнутся испытания на судах.

В свою очередь, Международная морская организация (IMO) уже приняла документы о создании «уровней» судов с различной степенью автоматизации либо роботизации. Также в этом году было принято промежуточное постановление по проведению испытаний подобных систем.

«Но поскольку применение роботизированных судов требует кардинального изменения всего международного законодательства, то в 2020 году Комитет по безопасности мореплавания IMO планирует завершить обзор изменений в законах, которые позволили бы применять «роботов», – сказал Д. Вавилов.

Тем не менее внедрение подобных систем пока происходит лишь на уровне отдельных КБ. Для масштабной роботизации нужно создание единой системы, управляемой и регулируемой совместно Минтрансом, Минпромторгом и ВМФ страны. «Это некое будущее, которое мы должны создать», – подытожил эксперт.

Заключение

Участники круглого стола в ходе дискуссии выработали перечень практических рекомендаций, которые будут направлены в Правительство РФ – Минобороны, Минпромторг, Минприроды, Миннауки, Рыбсельхоз, ФСБ и другие ведомства, экономические организации, объединения судовладельцев и судостроителей, отраслевые профсоюзы и организации.

Всего была представлена 21 рекомендация, в том числе:

руководителям морских и речных структур в ближайшие месяцы провести координационные совещания для организации межведомственного диалога по вопросам цифровизации и кибербезопасности;

судовладельцам, судостроителям и IT-компаниям включаться в работу образовательных учреждений, выдвигать своих представителей в качестве наставников, у себя предоставлять учащимся возможность пройти производственную практику;

госорганам включить цифровизацию на флоте и в судостроении в число важнейших направлений работы;

внести в государственную программу «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» дополнения, касающиеся работ по цифровизации, роботизации и кибербезопасности;

Российскому речному регистру и Российскому морскому регистру судоходства создать рабочую группу по разработке нормативных мер обеспечения кибербезопасности;

всем связанным организациям способствовать активному внедрению электронных навигационных карт. В частности, на речном транспорте. Рекомендовать госведомствам определить разработку электронных навигационных карт как отдельную категорию работ. И предоставить необходимое организационное и кадровое обеспечение, научное обоснование.

Подводя итоги круглого стола, председатель ДПФ Михаил Ненашев оценил его работу как плодотворную и поблагодарил за это всех присутствующих. Участники согласились с необходимостью повторного проведения подобного мероприятия. Его планируется провести осенью 2020 года.

Морские вести России №18 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ