Курсом на национальные проекты - Морские вести России

Курсом на национальные проекты

17.02.2021

Транспортная политика

Первостепенные задачи отрасли на пути к достижению целей

Фото: Морские вести России

Предварительные итоги деятельности учреждений и организаций морской и речной отрасли в минувшем году, а также задачи 2021 года обсудили 18 декабря в ходе традиционного совместного заседания коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте под председательством руководителя агентства Александра Пошивая.

В свете введенных ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции ряд участников мероприятия приняли участие в работе коллегии в режиме видео-конференц-связи (ВКС). Прямая трансляция заседания, которая шла на сайте агентства, позволила присоединиться к участникам заседания федеральным и отраслевым СМИ, деловому сообществу, экспертам, руководству и специалистам подведомственных организаций Росморречфлота от Калининграда до Владивостока.

В работе коллегии приняли участие зампред Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, заместители главы агентства, руководители администраций морских портов и бассейнов внутренних водных путей, капитаны портов, руководство подведомственных и отраслевых организаций и учреждений.

В режиме ВКС: депутат Госдумы РФ Виктор Дерябкин, председатель Исполкома КТС СНГ Александр Давыденко, исполнительный директор АСОП Серик Жусупов, президент РПС Алексей Клявин, президент АПСРТ Александр Зайцев.

Перед обсуждением вопросов повестки дня по традиции состоялась церемония награждения сотрудников отрасли, особо отличившихся в уходящем году.

Открывая работу коллегии, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Пошивай подчеркнул, что первостепенной задачей отраслевой повестки дня является достижение запланированных показателей транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения инфраструктуры на период до 2024 года.

Ступени роста

О предварительных итогах реализации в 2020 году федеральных проектов транспортной части КПМИ на период до 2024 г., участником которых является Росморречфлот, рассказал заместитель руководителя Росморречфлота Захарий Джиоев.

Он напомнил, что в рамках действующей структуры транспортной части КПМИ агентство является ответственным исполнителем федеральных проектов «Морские порты России» и «Внутренние водные пути» и соисполнителем наряду с ГК «Росатом» федерального проекта «Северный морской путь».

– В рамках федерального проекта «Развитие морских портов» к 2024 году будет обеспечен прирост мощностей в объеме 246 млн тонн до 1,3 млрд тонн. К 2030 году мощности составят уже порядка 1,5 млрд тонн. Данные показатели обеспечат решение задач, поставленных президентом и правительством страны. В том числе по экспортному потенциалу страны, переориентации российских внешнеторговых грузов в первую очередь из портов Прибалтики и Украины. Еще одна из новых задач – это увеличение несырьевого экспорта, – пояснил замруководителя.

Он добавил, что в рамках проекта запланировано 51 мероприятие: 41 – по реконструкции или строительству объектов портовой инфраструктуры, еще 9 по строительству флота в объеме 16 единиц.

Общий объем финансирования в 2020-2024 годах – 616,4 млрд рублей (72,4 млрд рублей – бюджет и около 544 млрд рублей – инвесторы). З. Джиоев заметил, что инвестиции частных инвесторов – это «довольно большая сумма», добавив, что из-за ковида, санкций и т.д. бизнес столкнулся с определенными сложностями.

– В 2020 году плановый показатель прироста производственных мощностей морских портов составляет порядка 27 млн тонн. Этот показатель мы исполним, – сказал он, добавив, что отметка достигнута за счет трех объектов:

В первую очередь это проект ОТЭКО в Тамани по перевалке угля, руды и минеральных удобрений мощностью порядка 10 млн тонн. При этом фактическая мощность терминала выше, «это одна из сложностей, с которой мы сталкиваемся: не всегда мощности можно подтвердить документами».

Второй проект, введенный в эксплуатацию, – терминал «Ванинотрансуголь» в бухте Мучке в Хабаровском крае. Это специализированный угольный перегрузочный комплекс производственной мощностью 12 млн тонн.

И третий – перевалочный комплекс под минеральные удобрения «Ультрамар» (5 млн тонн), строительство которого, пояснил Джиоев, завершено, сейчас объект вводится в эксплуатацию. Терминал участвует в переориентации российских внешних торговых грузов из портов Прибалтики.

Но, как напомнил З. Джиоев, в части портов КПМИ был скорректирован. Так, из плана были исключены крупный проект сухогрузного района порта Тамань и ряд других объектов. Он уточнил, что ожидаемый объем финансирования развития морской инфраструктуры в 2020 году составит 83,1 млрд рублей, из которых 4 млрд рублей – это бюджетные средства.

– Изначально инвесторы планировали вложить большую сумму, но ряд объективных обстоятельств повлиял на то, что не все планы в этом году в части стройки были инвесторами выполнены, – пояснил замруководителя.

По его словам, в части федпроекта «Развитие Северного морского пути» Росморречфлот является соисполнителем по мероприятиям, которые направлены на обеспечение безопасности мореплавания. В частности, за Росморречфлотом запланировано восемь мероприятий по строительству 17 аварийно-спасательных судов ледового класса с вводом в эксплуатацию в 2021-2028 гг., в том числе мощностью 7 и 18 МВт. Строительство начнется в первом квартале 2021 года. В графике идет строительство 4 гидрографических и лоцмейстерских судов, сдача которых намечена на 2021 год. И два мероприятия по обеспечивающей инфраструктуре: строительство объектов ГМССБ с запуском в 2022 году и реконструкция объектов инфраструктуры базы техобслуживания флота Северного филиала ФГБУ «Морспасслужба», – сообщил З. Джиоев.

По проекту «Внутренние водные пути» в 2020 г. выполнены целевые показатели прироста пропускной способности водных путей на 5,3 млн тонн и сокращения лимитирующих судоходство участков на 15,99 тыс. км, объем финансирования составил 25 269 млн рублей.

В прошедшем году завершены реконструкция шести гидроузлов и два мероприятия по строительству обслуживающего флота, в том числе для Байкала. Также проведены работы по 9 инфраструктурным мероприятиям, включая реконструкцию гидроузла Белоомут.

– Отдельно хотел бы отметить, что в 2020 году удалось запустить порядка 38 проектов. Это и строительство, и проектирование будущих проектов, что позволяет сформировать хороший задел для ВВТ на следующие 5-6 лет, – уточнил замруководителя.

И, резюмируя итоги минувшего года, сказал: «До 2024 года предусматривается увеличение пропускной способности ВВП на 34,5 млн тонн и уменьшение участков, ограничивающих пропускную способность с 16 до 6 тыс. км. Финансирование предусмотрено полностью за счет федбюджета. Это порядка 228 млрд рублей».

По его словам, правительство ежегодно повышает финансирование для текущего содержания внутренних водных путей. «Сейчас преодолели планку в 82%. Напомню, еще буквально лет 5 назад было 60-70%. В 2023 году ожидаем выход на нормативные показатели», – сказал З. Джиоев.

Замруководителя перечислил ключевые для отрасли события прошедшего года.

В их числе переформатирование отраслевых федеральных проектов в рамках исполнения указа президента от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Паспорта новых федпроектов получили одобрение проектного комитета и президиума Совета при президенте. С 1 января 2021 года они вступают в силу. В частности, изменения претерпел проект «Северный морской путь», в новой редакции получивший название «Развитие Северного морского пути»: намечен более долгий горизонт планирования, утверждены основные параметры на период до 2030 года (ранее до 2024 года).

Изменения произошли и с показателями федпроекта «Морские порты России». В обновленной редакции он называется «Развитие морских портов» и из него исключены шесть инвестпроектов общей мощностью 19,7 млн тонн грузов. Причина в неготовности инвесторов к их реализации ввиду изменений конъюнктуры рынка.

По словам З. Джиоева, показатели 2020 года будут исполнены. Он разъяснил, что с учетом выявленных особенностей взаимодействия с частными инвесторами Минтрансу было поручено инициировать изменения в законодательстве, в частности в законе о морских портах. Эти изменения вызвали в профессиональном сообществе широкую дискуссию.

– Среди основных нововведений – четко регламентированный процесс взаимодействия публично-частной стороны. Это принятие финансовых обязательств по исполнению своих планов в сроках и объемах. Если, конечно, государство со своей стороны сформирует какие-то подходы железнодорожные или иные, это позволит обеспечить более ответственное взаимодействие, – отметил замруководителя.

По его словам, законопроект о повышении ответственности частных инвесторов внесен в Госдуму, а Минтрансом и агентством ведется разработка подзаконных актов.

– В этой связи приглашаем профессиональные сообщества к совместной работе. Мы знаем, что вопрос вызывает широкую дискуссию, – повторил З. Джиоев.

Также в 2020 году был разработан пакет документов по введению инвестиционного портового сбора, утвержденный соответствующим приказом ФАС. Сейчас документы находятся на регистрации в Минюсте.

Как подчеркнул замруководителя, применение инвестсбора позволит обеспечить приток инвестиций, который имеет целевое значение и может быть направлен только на проекты морской инфраструктуры, включенной в КПМИ, в 616-м постановлении это четко зафиксировано, понятно и прозрачно.

Среди основных событий прошедшего года он отметил и внесение изменений в Водный кодекс в части возможности размещения специализированных хранилищ агрохимикатов в границах водоохранных зон на территории морских портов России с соблюдением экологических требований.

– Мы полагаем, что после вступления изменений ускорится реализация большого количества проектов. Это Мурманск, Усть-Луга, Тамань, Приморск, – заявил он.

Отдельно З. Джиоев выделил проработку целей нацпроекта по развитию внутреннего водного транспорта по поручению президента РФ.

– Ведется работа над формированием целей и структуры нацпроекта, это еще более высокий уровень, нежели федеральный проект. Есть намеченный план-график, находимся в процессе. Сформирован портфель проектов на будущие годы по внутреннему водному транспорту, – подытожил З. Джиоев.

Навигация в условиях пандемии

– Начало навигации 2020 года внутренний водный транспорт встретил в самый разгар пандемии, и, как и многим другим отраслям экономики, пришлось работать в сложных экономических условиях. Об этом свидетельствует постановление правительства о признании морского и речного транспорта наиболее пострадавшими отраслями транспорта, – отметил заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов.

По его словам, в первой половине марта совместно с Роспотребнадзором были разработаны и утверждены регламенты порядка работы плавсостава в целях предупреждения распространения COVID-19. В частности, предусмотрена система мер по снижению угрозы заражения опасной инфекцией экипажей судов, установлены нормы снабжения и ответственность командного состава по обеспечению судов и экипажей защитными и дезинфекционными материалами, порядок обработки судовых помещений, закупаемого продовольствия, безопасного взаимодействия с представителями береговых служб и снабжающих организаций и другие мероприятия.

К. Анисимов сообщил, что рекомендации Минтранса и Роспотребнадзора были приняты в качестве обязательной нормы работы Росморречфлота, в подведомственных организациях, на судах и в речных портах.

– Тем не менее в условиях ограничительных мер проводилась смена экипажей судов на флоте, обеспечивающем содержание внутренних водных путей, а также организация работы речных и устьевых морских портов, – подчеркнул замруководителя. По его словам, задания по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений выполнены в полном объеме. При этом за счет оптимизации расходов удалось увеличить протяженность водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов на 164 км, с освещаемой обстановкой – на 549 км.

В связи с ранней весной и отсутствием ледостава в европейской части страны, а также в целях поддержки судоходных компаний в ряде бассейнов раньше обычного были выставлены навигационные знаки, проведены промерные и тральные работы, начался пропуск судов через шлюзы.

Как отметил замруководителя, период работы СНО в Азово-Донском и Беломорско-Онежском бассейнах была увеличена на 4,0%, в Ленском – на 2,9%, Обь-Иртышском и Печорском – на 2,5%, Волго-Балте – на 1,5%. А гарантированные габариты судовых ходов обеспечены на всех участках при проектных уровнях воды. Объем дноуглубления составил 23 млн куб. метров грунта, что на 3,4 млн больше показателя 2019 года.

Вследствие снижения уровней воды ниже проектных отметок на 1980 км вводились ограничения по осадке судов на реках Дон, Ока, Северский Донец, Обь, Вычегда, Северная Двина. Недостаточный приток в Цимлянское водохранилище и снижение навигационных попусков воды менее нормативных значений привели к уменьшению габаритов судового хода на Нижнем Дону.

– Для выработки оптимальных решений в условиях маловодности был создан Оперативный штаб Азово-Донского бассейна ВВП, – отметил докладчик. Определены и подготовлены 7 мест для паузки и дозагрузки нефтеналивного флота. На лимитирующих участках выполнялись дноуглубительные и дноочистительные работы общим объемом 1,3 млн куб. метров.

Маловодье на Нижнем Дону сказалось на перевозках грузов в границах бассейна. Так, несмотря на положительную динамику судозаходов в бассейн (выше на 8-12% в сравнении с прошлым годом), флот вынужден был грузиться на меньшие осадки, что повлекло за собой недогруз судов по меньшей мере на 10-15%.

К. Анисимов заявил, что решением вопроса нормального судоходства независимо от водности является реализация проекта Багаевского гидроузла. По его словам, за последние 150 лет наблюдения аномальными были уровни воды на Оке, что не позволило поддерживать гарантированную глубину. Запланированный в этом году ввод в эксплуатацию гидроузла Белоомут позволит на участке от гидроузла Северка до гидроузла Кузьминск обеспечивать гарантированную глубину два метра.

Кроме того, замруководителя уточнил, что по итогам декларирования после проведения реконструкции Новосибирского и Николаевского гидроузлов, ремонта шлюза № 4 Беломорско-Балтийского канала количество СГТС, имеющих нормальный уровень безопасности, увеличилось на три сооружения. В навигацию 2020 г. капремонт проводился на 43 объектах СГТС и 23 судах техфлота.

– Выполненные навигационно-гидрографические и путевые работы в условиях пандемии позволили обеспечить потребность транспортного флота в перевозках, в том числе в полном объеме жизнеобеспечивающих грузов в районы Крайнего Севера, – сообщил К. Анисимов.

Он пояснил, что благодаря гидрометеорологическим условиям и своевременному проведению межсезонных работ на ГТС судоходный сезон в южных, ряде центральных и северо-западных бассейнов европейской части страны открылся на 7-10 дней раньше.

Сроки открытия навигации были скорректированы Росморречфлотом «влево» в связи с поступившим обращением Российской палаты судоходства. По его словам, ожидается, что в прошедшую навигацию общий объем перевозок грузов практически будет на уровне 2019 г.

Он отметил существенный рост перевозок грузов в Северо-Двинском, Енисейском бассейнах. А вот в Обском, Обь-Иртышском и Амурском бассейнах они оказались значительно меньше уровня прошлого года. Удельный вес перевозок грузов в заграничном сообщении в 2020 году (экспорт и импорт) составил 28%, что на 730 тыс. тонн больше, чем в 2019 году.

К. Анисимов заметил, что увеличение объемов перевозки было в основном за счет зерновых грузов, металлов, строительных материалов, древесины. И добавил, что ограничения по осадке судов на нижнем участке Дона привели к существенному снижению перевозок нефтеналивных грузов – на 13,4%. Такое снижение также связано и с сокращением объема переработки нефти. По оценке Минэнерго, по итогам года объем добытой нефти в стране сократится на 13,8%. Уменьшение объемов произошло и по таким видам грузов, как удобрение, уголь, генеральные грузы.

По его информации, снижение объемов грузов сказалось на работе грузового флота. Особенно на ЕГС, в Обском и Обь-Иртышском бассейнах. Общий грузооборот за 10 месяцев снизился к уровню 2019 года на 2,7%, или на 1,5 млрд тонно-километров. При этом около 52% грузооборота было в заграничном сообщении.

К. Анисимов сообщил, что в период сложной эпидемиологической обстановки операторы в портах сконцентрировались на обеспечении безопасности, сохранении здоровья сотрудников и поддержании стабильного производства. И все же в ряде бассейнов – Ленском, Амурском, Обском и Обь-Иртышском – произошло снижение объемов погрузо-разгрузочных работ. Это связано с уменьшением предъявленных к перевозке грузов вследствие снижения объемов производства и потребления в условиях пандемии. В целом по году ожидается снижение объемов в портах на 3,6%.

– В пассажирском секторе падение объемов перевозок произошло на 28,8%. Это коснулось всех бассейнов внутренних водных путей, – подчеркнул К. Анисимов.

Снижение перевозок пассажиров произошло на всех видах сообщения. Наиболее существенным – на транспортных маршрутах, на 21,2%, из них на пригородных сообщениях – на 40,2%.

Замруководителя сообщил, что особенно критично в этом году было в секторе круизного и экскурсионно-прогулочного судоходства. Несмотря на значительные трудности, с 26 июня круизное судоходство было возобновлено, за исключением обслуживания иностранных туристов. Навигация для экскурсионно-прогулочного флота в Москве открылась с 14 июня, в Санкт-Петербурге началась с 28 июня, а на скоростных линиях – с 15 июля.

– В итоге, – констатировал К. Анисимов, – снижение на туристских маршрутах произошло на 75%, на экскурсионно-прогулочных – на 59% к уровню прошлого года.

– Необходимо отметить, что организации водного транспорта были включены в перечень пострадавших отраслей экономики, что позволило им воспользоваться общесистемными мерами поддержки. В качестве секторальных мер выделено 320 млн рублей на субсидирование пассажирских компаний, построивших новые суда по программе лизинга, – сообщил докладчик.

Он добавил, что, несмотря на широкомасштабные ограничительные меры, связанные со снижением заболеваемости коронавирусом во всех областях экономики и передвижения людей, в уходящем году были достигнуты определенные положительные результаты.

«Можно сказать, открылась новая эра круизных путешествий. Так, впервые построенное на российских верфях круизное судно смешанного «река-море» плавания «Мустай Карим» совершило 13 рейсов, в том числе первый в истории круиз по Волге и Дону, а также по Азовскому и Черному морям до Новороссийска. Это уникальное событие для отечественного судостроения и пассажирского флота России», – подчеркнул замруководителя.

По его словам, также появились новые круизные маршруты на реках Волхов и Енисей.

В Татарстане спущен на воду первый речной пассажирский теплоход «Чайка СПГ» на газомоторном топливе, в Санкт-Петербурге запущено прогулочное судно на электрическом ходу.

«Развитие строительства подобных судов имеет большую перспективу. Однако для этого необходимо сделать много работы как в области нормативной базы, так и создать инфраструктуру», – отметил К. Анисимов.

Помимо транспортного флота обновляется и технический флот для содержания внутренних водных путей. Так, в 2020 году сдан многочерпаковый земснаряд для ФГБУ «Канал имени Москвы», построенный в порту Коломна, на судостроительном заводе «Лотос» заложены четыре инновационных роторно-ковшевых земснаряда производительностью по 900 м3/ч (2 земснаряда в сентябре, 2 земснаряда в декабре).

С целью улучшения экологической ситуации на Байкале построен и передан в эксплуатацию танкер-бункеровщик – экологическое судно «Георгий Москалев» (проект RT37).

Обновления касались не только флота. Так, принят в эксплуатацию реконструированный шлюз № 2 Северо-Двинской шлюзованной системы, который до этого находился в аварийном состоянии. По завершении реконструкции всех объектов гарантированная глубина на водных путях 127-километровой шлюзованной системы увеличится до 2,5 метров.

– В 2021 году предусматривается дальнейшее поэтапное улучшение качественных показателей ВВП и судоходных гидротехнических характеристик, – сообщил К. Анисимов.

В программе обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов и сроков действия СНО предусматривается увеличение протяженности ВВП:

– на 190 км с гарантированными габаритами судовых ходов;

– на 192 км, оборудованных СНО.

Повышение категории ВВП планируется на 90 участках протяженностью 550 км. На 211 км будут увеличены глубины.

Он резюмировал, что в результате реализации мероприятий по улучшению качественных показателей ВВП прогнозируется увеличение пропускной способности на 1,5 млн тонн (за счет увеличения гарантированных габаритов судовых ходов на 0,82 млн тонн, повышения категорий СНО на 0,65 млн тонн).

В 2021 году запланировано проведение капремонта на 44 объектах инфраструктуры ВВП и на 16 судах техфлота. На 6 судоходных гидротехнических сооружениях предусматривается повысить техсостояние до нормального уровня безопасности.

В 2020 г. заключено 5 контрактов на строительство судов техфлота, в 2021-м еще 4.

В соответствии с подписанными контрактами в 2021 г. предусматривается построить 17 судов техфлота для содержания ВВП. Из них: несамоходный землесос производительностью 700 м3/ч для ФБУ «Администрация «Камводпуть», 12 обстановочных и 4 промерных судна.

– Дальнейшее улучшение инфраструктуры ВВТ с ликвидацией всех «узких мест» и лимитирующих участков предусматривается при реализации нацпроекта в соответствии с поручением президента страны. В настоящее время сформирована рабочая группа по выработке подходов и этапов формирования концепции программы развития внутренних водных путей, – подытожил К. Анисимов.

Цифровое «МоРе» стало «ближе» к портам

Заместитель руководителя Федерального агентства Денис Ушаков представил мероприятия, проводимые Росморречфлотом для развития информационных систем ГПК, цифровизации функций капитанов морских портов, а также совершенствования КИИС «МоРе».

Он пояснил, что основным документом в отношении развития российских информационных систем служит План обеспечения безопасности мореплавания. Одним из пунктов стало введение в 2020 году в эксплуатацию системы формирования суточного графика движения судов в электронном виде.

– Эта система создана внутри модуля заходов-отходов судов. Система позволяет капитанам морских портов автоматически формировать суточный график, исходя из очередности поданных заявок судовыми агентами и приоритетов движения и стоянки судов в акваториях портов. Опытная эксплуатация системы пройдена, сейчас суточный график полноценно составляется в электронном виде, – сообщил замруководителя.

Он добавил, что в настоящее время ведется наполнение системы сведениями о параметрах причалов. Это позволит автоматически, еще на стадии планирования агентом постановки судов в порт подбирать причал соответствующих параметров.

– Суточный график автоматически формируется, но он выгружается, подписывается капитаном морского порта пока еще вручную. В дальнейшем к системе будет добавлена возможность подписания суточного графика электронно-цифровой подписью и, соответственно, добавлена функция автоматической выгрузки уже подписанного суточного графика на сайт АМП, – пояснил замруководителя. По его словам, система может выступать как инструмент планирования внутрипортовых перестановок, бункеровочных, буксирных операций.

Еще одним пунктом плана является внедрение системы электронных судовых документов. Он напомнил, что такая возможность заложена в КТМ РФ еще с 2017 года и сегодня система разработана и проходит опытную эксплуатацию.

– Пока система работает только с документами, которые выдают капитаны морских портов. Это свидетельства о праве плавания под флагом РФ, о праве собственности, о минимальном составе экипажа, о страховании гражданской ответственности за загрязнение нефтью и бункерным топливом и судовой билет, – сказал заместитель руководителя.

Однако, добавил он, для полноценной работы и запуска системы необходим выход двух приказов Минтранса. Проекты этих приказов уже разработаны, направлены в департамент и сейчас проходят внешнее согласование.

– Первый проект приказа – это перечень документов, которые могут выдаваться в электронном виде, второй – порядок выдачи электронных судовых документов. Надеюсь, в следующем году они уже выйдут в свет. Тогда как раз закончится опытная эксплуатация системы и можно будет объявить о переходе к выдаче части судовых документов в электронном виде, правда, пока без документов класса, – уточнил Д. Ушаков.

Параллельно идет поэтапное внедрение системы QR-кодов для форм квалификационных документов. Пока это сделано для разработанных нами по поручению Минтранса свидетельств полярного плавания и для судов, использующих газомоторное топливо.

«Добавленный в форму документа QR-код автоматически позволяет проверить его подлинность, то есть наведением камеры (смартфона. – Ред.) инспектор может сразу обратиться к базе данных свидетельства и получить сведения по фамилии, имени, отчеству и так далее», – сообщил он.

В дальнейшем QR-код планируется наносить на дипломы как командного состава, так и квалификационные свидетельства рядового.

– Поскольку диплом связан с Международной конвенцией по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (ПДНВ), заканчиваем разработку формы, направим ее в Минтранс. Затем, если возражений не будет, в Международную морскую организацию (ИMO) для информации. Нам видится безболезненным переход на дипломы с QR-кодом в течение пяти лет, так как принципиально никаких различий нет в их старой и новой форме, – уточнил Д. Ушаков.

Также в 2020 году запущена в опытную эксплуатацию система квалификационных испытаний на море, разработанная по заказу Росморречфлота ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова.

– Система развернута на серверных мощностях информационно-координационного центра госпортконтроля. Службам капитанов морских портов обеспечен доступ, и сейчас моряки проходят квалификационные испытания в этой системе, а вся информация собирается в одной базе данных, – сообщил замруководителя.

По его словам, в дальнейшем можно ожидать перехода на данную систему при аттестации и ее использовании в учебно-тренажерных центрах. Однако для этого необходимы нормативные изменения в части освидетельствования тренажерных центров.

– Моряк в учебно-тренажерном центре отучился в одной системе, сдал тесты по всем видам своих дополнительных подготовок: это борьба за живучесть, с пожарами, задания по шлюпкам, спасплотам, медицине. После этого пришел на дипломирование, а здесь уже видны выданные ему свидетельства и как он проходил аттестацию. И в этой же системе он пройдет и дипломирование. Но здесь потребуется, конечно же, нормативное регулирование, поэтому пока в этой системе только дипломирование, – пояснил Д. Ушаков. И добавил, что систему квалификационных испытаний планируют также использовать для аттестации лоцманов, операторов СУДС и ГМССБ, соответствующие задания разрабатываются.

Замруководителя также рассказал о сопряжении информационных систем. До 2018 года системы работали разрозненно, из-за чего суда могли дублироваться. Особенно острой проблема была в системе судозаходов, где вероятность ошибки зависела от того, как агент введет данные судна.

– Поэтому было принято решение взаимоувязать информационные системы. Теперь сведения о судне добавляются автоматически из системы регистрации судов и прав на них. Либо из базы данных Lloyd. Если это иностранное судно, агенту достаточно ввести его номер либо позывной, и судно автоматически подгружается, тем самым исключено возможное дублирование одних и тех же судов в системе, – уточнил Д. Ушаков. Он добавил, что также эта система увязана с системой проверки судов государственным флагом, и в модуле уже сразу виден риск судна, требуется ли проверка инспекцией госпортконтроля.

Система также увязана с системой дипломирования, при введении номера судна в роль автоматически выводятся номера дипломов, идет их сопоставление с базой данных выданных дипломов.

– В 2020 году уже были случаи выявления поддельных дипломов именно с помощью этого инструмента. Когда вбивается номер диплома, а его нет в базе данных, он сразу вылетает «красным». Для службы капитана морского порта повод более пристально посмотреть на этот диплом, запросить данные того порта, который указан как порт выдачи документа. Таким образом, выявляются поддельные дипломы, и дальше уже сведения об этом передаются в правоохранительные органы, – информировал участников заседания Д. Ушаков.

Он также рассказал о развитии КИИС «МоРе». Система была создана в рамках госконтрактов в 2014 году. В 2016-2017 гг. подверглась двум модернизациям. В настоящее время все еще базируется на уже несколько устаревших модулях.

– Видится необходимость доработки и самой системы, и реального ресурса, замены серверной базы. Основные моменты по усовершенствованию связаны с сопряжением с модулем заходов и отходов судов, – подчеркнул он.

По его словам, это позволит уже впоследствии усовершенствовать блок статистики, аналитики, проводить углубленный анализ развития отрасли в части портов по параметрам: судозаходы, количество перевезенных грузов, экспорт-импорт, каботаж, потребление топлива.

– Это те шаги, которые намечены по развитию наших информационных систем, – подытожил Д. Ушаков.

Доклад своего заместителя прокомментировал руководитель Росморречфлота Александр Пошивай, подчеркнувший высокую приоритетность энергичного и комплексного осуществления цифровизации в отрасли для выполнения государственных стратегических задач.

Мнение отраслевого сообщества по некоторым вопросам в сфере морского и речного транспорта высказал председатель Общероссийского движения поддержки флота, заместитель председателя Общественного совета Росморречфлота Михаил Ненашев.

Позицию Российской палаты судоходства по итогам непростого года представил президент РПС Алексей Клявин, который высоко оценил эффективность взаимодействия Росморречфлота с судоходными и круизными компаниями.

В целях повышения эффективности деятельности коллегии агентства руководителем Росморречфлота было предложено в протоколе заседания по каждому вопросу кратко формулировать проблему и обозначать предлагаемые пути ее решения.

Достижение результатов в непростых условиях

В ходе пресс-подхода по итогам заседания коллегии и Общественного совета Росморречфлота Александр Пошивай рассказал о создании единого оператора инфраструктуры внутренних водных путей, строительстве аварийно-спасательного флота для Арктики, реализации инвестпроекта «Порт Лавна» и основных задачах отрасли на 2021 год.

Идея создания единого оператора инфраструктуры ВВП обсуждается в рамках будущего профильного нацпроекта. В настоящее время формируется концепция работы новой организации.

– Сейчас формируется сама концепция, сам подход к единому оператору, здесь форма может быть самая разная. Это может быть государственное предприятие, коммерческое предприятие. Форма не определена, она прорабатывается, – сказал руководитель агентства.

Он добавил, что идею создания оператора в Росморречфлоте оценивают положительно.

«Это будет шаг в развитии наших ВВП. В свое время у нас было создано ФГУП «Росморпорт», которое взяло на себя содержание госимущества в морских портах. Но на реке, к сожалению, этого не произошло в связи с особенностями имущества, которое там находится. Поэтому сейчас Андрей Рэмович (Белоусов) и предложил решить этот вопрос с помощью единого оператора, который будет призван повысить уровень (технического состояния), существующий в настоящее время у наших гидротехнических сооружений. И конечно же, привлечь инвесторов», – отметил А. Пошивай.

В числе положений концепции нацпроекта «Внутренние водные пути» рассматривается введение платы за пользование инфраструктурой ВВП на участках с существенным увеличением пропускной способности. В рамках концепции данную функцию могут возложить на нового оператора.

Александр Пошивай не подтвердил данный факт, однако отметил, что введение платы не станет дополнительной нагрузкой для судовладельцев.

– Будет дана возможность перевезти дополнительное количество грузов. Мы претендуем только на часть того дополнительного дохода, который получит грузоперевозчик, грузоотправитель. Мы понимаем всю сложность финансовой модели на ВВП, всю загруженность судоходных компаний, поэтому ни в коем случае это (решение) не станет дополнительной соломинкой, которая переломит спину верблюда», – заявил глава агентства.

Говоря о реализации инвестпроекта «Лавна», А. Пошивай сообщил, что порт на западном берегу Кольского залива будет достроен. Ранее планировалось, что инфраструктура первой очереди будет запущена уже в этом году и выйдет на проектную мощность 9 млн тонн в 2021 году. К 2023 году должна была быть закончена вторая очередь с сопутствующим выходом на 18 млн тонн. Однако падение цен на уголь негативно сказалось на темпах строительства.

В настоящее время график реализации проекта был пересмотрен.

– Статус проекта изменен. Не будет этапности 9 и 18 млн, о чем мы говорили ранее, будет 18 млн сразу на 2023 год. Это связано с изменением руководства морского порта Лавна, – сказал руководитель Росморречфлота.

Подытоживая заседание коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте, Александр Пошивай подчеркнул, что основными задачами отрасли на 2021 год будут исполнение поручений правительства и достижение показателей КПМИ в непростых условиях действующих санитарно-эпидемиологических ограничений.

Морские вести России №1 (2021)

Баннер
Газпромбанк
Советская Гавань
Тенденции в управлении портовым бизнесом
Конференция ПОРТООРИЕНТИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021

19.04.2021

Транспортная политика

15.03.2021

Транспортная политика

12.03.2021

Транспортная политика