Без пандемии и коронавируса - Морские вести России

Без пандемии и коронавируса

20.02.2021

Транспортная политика

Без пандемии и коронавируса

Фото: kremlin.ru

Провожая 2020 год, трудный, в какой-то мере знаковый, стоит отметить, что наша отрасль развивается. Меняется нормативная база, принимаются программные документы и стратегии, строится флот и возводится инфраструктура. В течение года было дано много интервью, сделан ряд больших заявлений на различных аналитических и информационных площадках, церемониях и онлайн-конференциях. Некоторые из них можно было прочесть на нашем сайте морвести.ру и в наших изданиях, иные прошли не особо заметно, однако для развития отрасли имели не меньшее значение.

«МФ» приглашает читателей еще раз окунутся в 2020 год и вспомнить высказывания руководителей предприятий и компаний, первых лиц регионов и государства. Без пандемии и коронавируса.

Владислав Букин

Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов на встрече с Владимиром Путиным о росте доли гражданской продукции в объеме продукции ОСК, 27 июля 2020 года.

«После того как мы получили Ваше поручение увеличивать долю гражданской продукции, каждый год в среднем росли на 30 процентов по производству гражданской техники. Объем производства в 2019 году уже достиг 58 миллиардов рублей. В 2020 рассчитываем, что выручка достигнет 92 миллиардов, что представляет из себя уже тот процент с опережением на два, который Вы поставили нам как задачу роста в паритете гражданской продукции к военной к 2030 году.

Самое главное другое: мы видим огромный рынок, и то, что общий объем заказов, который видим у российских потребителей, существенно превышает наши текущие планы и достигает суммы 511 миллиардов рублей».

Президент России Владимир Путин о поддержке беспилотного судоходства на пленарном заседании форума Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени», 13 ноября 2020 года.

«Беспилотный транспорт вообще, Вы, наверное, как никто другой, знаете, в том числе морской, автомобильный, авиационный, какой угодно, в том числе морской, а морской, может быть, даже наиболее перспективный, потому что там очень трудно судам столкнуться друг с другом в океане <…>.

Еще раз, пожалуйста, мне скажите, чего Вы бы хотели от Правительства (обращаясь к Александру Пинскому, руководителю отраслевого центра «Маринет». – Прим. МФ). <…>

Итак, нормативная база на уровне закона и подзаконных актов. Подключить Минтранс, и я думаю, что в данном случае и МИД, для продвижения ваших идей (инициативы отраслевого центра «Маринет». – Прим. МФ) с партнерами. Внести в повестку дня, это понятно, нашего общения с инопартнерами. Это важно, но, честно говоря, не самое главное, на мой взгляд, так же как информационная кампания в зарубежных СМИ. <…>

И по поводу возвратных инвестиций, Вы сказали, инвестиций возвратных. Вы понимаете, что, когда есть инвестиции, туда инвестор на разных условиях, как правило, приходит и берет там долю в бизнесе. Но мне кажется, в данном случае это должна быть так называемая венчурная инвестиция, когда инвестор приходит, потом может выйти, даже с небольшой прибылью, но здесь я хотел бы обратиться к Шувалову Игорю Ивановичу, к ВЭБу, это как раз то направление, которым Вы, безусловно, должны заниматься как институт развития».

Заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков в интервью ТАСС об итогах 2020 года.

«Подводя предварительные итоги года, хочется сказать, что нам удалось обеспечить выполнение ключевых показателей и реализацию значимых для водного транспорта проектов развития, сосредоточенных в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ).

Так в 2020 году введена в эксплуатацию электронная очередь во всех порта, началось тестирование электронной системы дипломирования моряков.

В сфере судостроения стоит отметить ввод в эксплуатацию самого мощного неатомного ледокола мощностью 25 МВт «Виктор Черномырдин», многофункционального буксира-спасателя мощностью 3 МВт проекта MPSV12, передачу на Байкал экологического судна.

Большая работа в 2020 году была проведена Минтрансом в части нормотворчества. Разработано и принято более 90 нормативно-правовых и ведомственных актов, регулирующих правоотношения в области морского и речного транспорта. В рамках исполнения плана законопроектной деятельности правительства РФ в Госдуму внесено три законопроекта.

Отдельно нужно отметить проведенную масштабную работу по пересмотру и отмене нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.

В рамках так называемой регуляторной гильотины разработано и принято 13 нормативных документов. Каждый документ прошел процедуру согласования с бизнес-сообществом.

Кроме того, практически завершена работа по выпуску нормативных актов, которые принимаются в развитие норм федеральных законов. Таких документов было 14. Все разработанные и принятые нормативно-правовые документы направлены на повышение уровня безопасности и устраняют избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности».

Руководитель Росморречфлота Александр Пошивай о создании единого оператора инфраструктуры внутренних водных путей на пресс-подходе по итогам заседания Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта 18 декабря 2020 года.

«Сейчас формируется сама концепция, сам подход к единому оператору, здесь форма может быть самая разная. Это может быть государственное предприятие, коммерческое предприятие. Форма не определена, она прорабатывается. Это будет шаг в развитии наших ВВП. В свое время у нас был создан Росморпорт, который взял на себя содержание госимущества в морских портах.

Но на реке, к сожалению, этого не произошло, в связи с особенностями имущества, которое там находится. Поэтому сейчас Андрей Рэмович (Белоусов) и предложил решить этот вопрос с помощью единого оператора, который будет призван повысить уровень (технического состояния), существующий в настоящее время у наших гидротехнических сооружений. И, конечно же, привлечь инвесторов».

Министр транспорта и дорожного строительства Камчатского края Владимир Каюмов в интервью ТАСС о необходимости поднять со дна Авачинской бухты десятки затонувших судов, которые портят внешний вид акваторий и оказывают негативное влияние на окружающую среду, 21 октября 2020 года.

«Проблема утилизации затонувших судов крайне актуальна для Камчатки: по нашим данным, в Авачинской бухте уже несколько десятилетий находится более 80 старых кораблей. Михаил Мишустин дал поручение нашему федеральному коллеге, министру транспорта России Евгению Дитриху (с 9 ноября с.г. экс-министр. – Прим. МФ) проработать решения по очистке акваторий Дальнего Востока. Для этого глава Росморречфлота Александр Пошивай проехал по регионам ДФО и попросил региональные власти сформировать перечь судов, которые необходимо убрать в первую очередь. На Камчатке в этот список попали 83 из 84 судов в наших акваториях. Мы уже сформировали предложения по очистке вод и направили их федеральным коллегам. <…> Но это не очень просто – взять и утилизировать суда. У многих из них есть собственники, некоторые принадлежат Министерству обороны, и мы по закону не можем делать что-то с ними. Федеральные власти предлагают решить этот вопрос по-другому: утилизировать суда за счет бюджетных средств, а потом взыскивать деньги с собственников».

Напомним, в середине августа в ходе рабочей поездки на Дальний Восток премьер-министр РФ Михаил Мишустин призвал расчистить акватории от «кладбищ» кораблей.

Генеральный директор – председатель Правления ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов о плане ИМО по снижению выбросов CO2 на конференции «Водный транспорт. Приоритеты развития» форума «Транспорт России», 1 декабря 2020 года.

«Особенностью текущего момента является возникновение новых международных и региональных законодательств, направленных на защиту окружающей среды. Регуляторное давление на отрасль растет, это очевидный фактор. Мы должны быть реалистами и обеспечить режим соответствия прежде всего в плане прозрачности нашей собственной политики в России, обозначить, где лежат национальные приоритеты. Иначе каждая российская компания будет вынуждена выбирать свой собственный курс развития».

Министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов (по 10 октября с.г. министр по развитию Дальнего Востока и Арктики) на совещании о развитии Северного морского пути в Мурманске, 21 октября 2020 года.

«Как мы на сегодняшний день видим формирование грузовой базы на предстоящие четыре года? Пять направлений.

Первое. 35,5 млн т – к 2024 году от проектов компании «НОВАТЭК». «Ямал СПГ» на базе Южно-Тамбейского месторождения – 20 млн т. «Арктик СПГ – 2» на базе Утреннего месторождения – 14,7 млн т. «Обский СПГ» в Обской губе – 0,8 млн т. <…>

Вторая составляющая – 80 млн т. Проект по освоению новой нефтяной провинции на Таймыре «Восток Ойл», который реализует компания «Роснефть» с привлечением инвесторов. Он даст до 30 млн т грузовой базы Севморпути, о чем нас проинформировала компания письменно. <…>

Третья группа – это уже давно реализующиеся проекты: Новопортовское месторождение нефти –
6,7 млн т в 2024 году, «Газпром нефти» и проекты «Норильского никеля», полиметаллические месторождения Октябрьское, Талнахское, Норильск-1, которые дадут 1,7 млн т. <…>

Четвертое. Проект – Сырадасайское месторождение коксующихся углей на Таймыре корпорации АЕОN может дать к 2024 году 3,8 млн т. Буквально на прошлой неделе Госкомиссией по вопросам развития Арктики проект согласован для предоставления федеральной поддержки на строительство портовой инфраструктуры. Средства в проекте федерального бюджета предусмотрены. <…>

И пятое, последнее, касается грузовой базы, связанной с северным завозом, завозом импортных грузов, транзитом грузов из Европы в Азию. Она оценивается в 2,3 млн т.

Итого: 35,5 млн т – «НОВАТЭК»; до 30 – «Роснефть»; 8,4 – «Газпром нефть» и «Норникель»; 3,8 – AEON; 2,3 – иные грузы. Всего – 80 млн т».

Председатель Российской палаты судоходства Алексей Клявин об изменениях в Законе «О транспортной безопасности» на общем собрании членов РПС, 5 марта 2020 года.

«Более трех лет мы ждали серьезных изменений в законе о транспортной безопасности. Но сегодняшний закон предполагает упрощение процедур только для речного транспорта. Ситуация вокруг морского транспорта на том же уровне. Тем не менее отменено категорирование, что упрощает процедуры для получения плана охраны и плана оценки недвижимости».

Глава ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев об инвестпрограмме ведомства и о программе строительства ледокольного флота в интервью газете «Коммерсант», 19 ноября 2020 года.

«Мы сторонники того, чтобы инвестпрограмму выполнять. Она растет, в этом году более 9 млрд руб. за счет собственных средств, а в 2021 году планируется потратить более 11 млрд рублей – самый высокий показатель за историю «Росморпорта». <…>

Мы не отказались ни от одного проекта по строительству ледоколов. Перенесли ледоколы 6-8 МВт на более поздний период и попросили включить два из четырех мелкосидящих в федеральный проект. Остальные суда остались в проекте. Предварительно у нас есть согласие на выделение средств на их строительство. В частности, объявлен конкурс на еще один ледокол 18 МВт. В январе-феврале будем объявлять конкурс на инновационные ледоколы 12-14 МВт, работающие на двух видах топлива, включая СПГ. Ледокольную программу мы никоим образом не режем».

Генеральный директор СК «Звезда» Сергей Целуйко о перспективах предприятия в интервью ТАСС, 23 января 2020 года.

«Не сомневаюсь, что к своему десятилетию «Звезда» подойдет самым крупным предприятием отрасли, которое будет перерабатывать 330 тысяч тонн металла в год с опытом сдачи десятков судов».

Генеральный директор «Северной верфи» Игорь Орлов о сдвигах сроков строительства рыболовных судов и о перспективах расширения гражданских заказов на верфи в интервью «Коммерсанту», 19 августа 2020 года.

«Мне кажется, что в процессе строительства головного судна нужно закладывать год на подготовку производства. Этого года в контракте с «рыбаками» не было. <…>

Я готов приниматься за новое строительство со второй половины 2024 года – начала 2025 года».

Директор департамента морской транспортировки компании «НОВАТЭК» Александр Семенов в ходе конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы» о перспективах по транспортировке ресурсов по Северному морскому пути, 28 октября 2020 года.

«Мы видим, что и погода нам в этом деле тоже позволяет, климат тоже меняется, и наши газовозы себя тоже очень хорошо там показывают, в плане того, что когда эти ранние рейсы делались в мае, практически весь путь по Севморпути они прошли самостоятельно. Были трудные участки, где требовалась поддержка атомных ледоколов, но вот эти два рейса нам дали уникальный опыт, который сейчас нас заставляет вместе с «Атомфлотом» пересматривать концепцию ледокольного обеспечения наших СПГ-проектов».

Глава «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон о планах по строительству новых газовозов в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе, 23 января 2020 года.

«Получили положительный ответ (по разрешению строить на зарубежных верфях. – Прим. МФ). В связи с увеличением проектной мощности «Ямал СПГ» и вводом «Обского СПГ» на 5 [судов] уже подписали, в марте ВЭБ подпишет со «Звездой» еще на 15 газовозов – в 2023–2025 годах должны их получить. Нам нужно еще 10, которые будут размещены на зарубежных верфях. До ввода первой очереди примем инвестрешение уже по следующему проекту («Арктик СПГ – 1»), до 2030 года будет размещено еще 15–17.

Морской флот №6 (2020)

Баннер
Газпромбанк
Советская Гавань
Тенденции в управлении портовым бизнесом
Конференция ПОРТООРИЕНТИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021

19.04.2021

Транспортная политика

15.03.2021

Транспортная политика

12.03.2021

Транспортная политика