Масштабные задачи отрасли - Морские вести России

Масштабные задачи отрасли

13.09.2021

Транспортная политика

Масштабные задачи отрасли

Фото: «Морские вести России»

Навигация-2021 на внутренних водных путях, цифровая трансформация и стратегические проекты развития отрасли стали главными темами совместного заседания коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте.

А. Сидоров

Открыл работу коллегии в преддверии Дня работника морского и речного транспорта приветственным словом в режиме ВКС министр транспорта РФ Виталий Савельев. Он акцентировал внимание на задачах, стоящих сегодня перед отраслью.

Среди них – повышение темпов масштабной реконструкции и создание объектов инфраструктуры, устранение «узких» мест на Дону путем строительства нового Багаевского гидроузла и реконструкция Городецкого шлюза на Волге, строительство современного флота, внедрение передовых логистических и управленческих схем, обеспечение безопасности судоходства, содействие развитию водного туризма.

– Важным вопросом также является цифровая трансформация на морском и внутреннем водном транспорте. Вопросы цифровой зрелости отраслей экономики находятся на особом контроле у руководства страны, и уверен, что морская и речная отрасль должны занять в этом процессе достойное место, – сообщил министр.

По его словам, Росморречфлот должен приложить максимум усилий по переводу своих услуг в электронный вид и запустить возможность их получения через единый портал госуслуг.

Также министр поздравил работников отрасли с профессиональным праздником. «Желаю морякам и речникам успехов в нелегкой, но очень востребованной работе. Здоровья вам и благополучия!» – сказал он.

На реках ждут роста транспортных услуг

С докладом о ходе навигации 2021 г. на внутренних водных путях (ВВП) РФ выступил заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов. Он доложил, что общая протяженность ВВП со средствами навигационной обстановки (СНО) в эту навигацию составляет 53 706 км, из них с гарантированными габаритами судовых ходов – 50 442, а с круглосуточным движением судов – 38 890 км.

По сравнению с прошлым годом протяженность с СНО увеличилась на 202 км. С гарантированными габаритами – на 200 км, большей частью в Волжском бассейне – на 128 км соответственно.

Вскрытие рек ото льда происходило в средние многолетние сроки, за исключением Средней Волги в районе Саратова.

По состоянию на 1 июля СНО, согласно установленным срокам, выставлены в полном объеме по принятым схемам установки на 51 000 км. На участках малых рек Кас и Сым, Подкаменная Тунгуска Енисейского бассейна, Анга в Ленском бассейне и на семи реках Северодвинского бассейна общей протяженностью 3371 км в установленные сроки обстановка снята.

Кроме того, на 164 км в быстромелеющих реках Мезень и Ивашка Северодвинского бассейна вследствие непроходимых глубин навигационная обстановка была снята раньше на 20 суток, но это не повлияло на доставку груза в отдаленные районы.

С учетом перечисленного на 1 июля обстановка действовала на 48,4 тыс. км. С того момента предстояло выставить обстановку на еще 1870 км рек, которые освободятся ото льда в течение июля. Безопасные условия плавания судов обеспечивают навигационные гидрографические работы.

Гарантированные габариты обеспечиваются дноуглубительными работами и тралениями. В этом году объем дноуглубления планируется порядка 22-23 млн кубометров, задействуют 109 земснарядов. По состоянию на 29 июня в паводковый период дноуглубление составило более 7 млн м3, в меженный период объем работ будет увеличиваться.

Капитальный ремонт объектов инфраструктуры ВВП и судов технического флота осуществляется в сроки, установленные контрактами: запланированы работы по 55 сооружениям и 27 судам.

В целом открытие навигации и соблюдение гарантированных габаритов судовых ходов обеспечивают безопасные условия судоходства на нынешнем этапе. Однако вследствие низких уровней воды вводились ограничения по осадке судов на 1333 км.

На загрузке судов и в целом на перевозках сказались малые глубины на Дону ниже Цимлянского водохранилища. Несмотря на снятые со 2 июня ограничения по осадке судов, в целом ситуация там оставалась напряженной вследствие низкого наполнения водохранилища.

– Сегодня ситуация несколько улучшилась и уровень воды здесь вырос, мы обеспечиваем гарантированные глубины для прохода судов, – сообщил замруководителя агентства.

Он также сообщил о ситуации на лимитирующем участке в районе Нижнего Новгорода. Здесь судоходные условия в летне-осенний период зависят от водных ресурсов Рыбинского водохранилища. Их сработка в целях обеспечения повышенных навигационных попусков через Городецкие шлюзы началась уже с 24 мая.

В июне Рыбинский и Горьковский гидроузлы смогли обеспечить установленный среднесуточный расход для прохода судов с осадкой 3,2 м в течение всего лишь двух часов. При этом Единая глубоководная система предусматривает осадку судов 3,6 м на всем протяжении.

– Именно на этом узком участке у нас на протяжении порядка 40 лет существуют проблемы с прохождением, – пояснил он. И добавил, что в дальнейшем в условиях снижения притока ожидается уменьшение навигационных расходов. При этом проходные осадки будут снижаться до 2,6-3 м. «В этом случае для обеспечения прохода пассажирских судов придется снижать попуски в определенные дни и пропускать суда по графику раз в 3 дня, потом, возможно, и раз в 5 дней», – подчеркнул К. Анисимов.

Маловодность наблюдалась и на реке Белой в Башкирии, где возникла угроза потери грузопотока нефтепродуктов, перевозимых с уфимских нефтеперерабатывающих заводов. С 19 июня там установилась аномальная за последние 20 лет межень – совершенно нет осадков и притока воды, нет запасов и в Павловском водохранилище. «На сегодня уровень воды ниже проектных отметок в среднем на 30 см», – отметил докладчик.

Он добавил, что Администрацией Камского бассейна ВВП прилагаются все меры для решения проблемы. В частности, новый земснаряд с Городецкого судоремонтного завода приступает к дополнительным дноуглубительным работам на реке.

В этом году раньше установленных сроков на 4 суток начался судопропуск через шлюзы Волго-Донского водного пути и на Волго-Балте. В то же время затяжные ледовые условия задержали пропуск судов в Московском бассейне на трое суток. На Средней Волге – на 6 суток.

В целом динамика шлюзования показывает, что в начальный период навигации по сравнению с прошлым годом интенсивность движения судов увеличилась в Волжском, Московском, Беломорско-Онежском бассейнах. Но в Волго-Балтийском, Азово-Донском и Волго-Донском снижалась до 1 июня. Хотя на 1 июля объемы перевозок и шлюзований начали увеличиваться.

Объем грузоперевозок за 5 месяцев 2021 года составил 21 264 тыс. тонн, что на 14,9% меньше, чем в прошлом году, и на 3,9% меньше показателя 2019 г.

– Это связано с достаточно холодной зимой, ведь в прошлом году мы значительно раньше открыли навигацию, – сказал замруководителя. «Впрочем, по статистике на конец июня мы видим прирост объемов перевозок. И практически уверены, что по итогам навигации превысим показатели прошлого года».

В пассажирском секторе на 1 июня объем перевозок составил 1593 тыс. человек. Это, конечно, больше, чем в прошлом, «ковидном» году, на 24%, но на 20,5% ниже уровня 2019 года.

К. Анисимов констатировал, что «пассажироперевозки в этом году восстанавливаются тяжело. Работают порядка 70% судов круизного флота, и ситуация с загрузкой судов достаточно сложная в связи с санитарно-эпидемиологическими ограничениями.

В качестве основных в навигацию докладчик назвал три задачи путейцев: не допустить срывов установленных гарантированных габаритов судовых ходов; обеспечить безопасность судоходства и улучшить техническое состояние гидросооружений. При этом, подчеркнул К. Анисимов, от судоходных компаний ждут роста объемов транспортных услуг.

Волго-Балт расширяет возможности

Достаточно детальную картину судоходства в подконтрольном бассейне представил руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Федор Шишлаков.

Он напомнил, что утверждены изменения в перечне ВВП РФ, касающиеся Малой Невы, а также Большой, Средней и Малой Невки. Всего к границам Санкт-Петербурга было добавлено 8,6 км водных путей. Новые границы бассейна проходят также по нижней кромке Западного скоростного диаметра и Яхтенного моста.

Другое нововведение – работа речников зимой. На участке реки Вуоксы, судоходной трассы Ладожского озера, впервые в зимний период и вплоть до 31 марта действовала неосвещаемая судоходная обстановка, обслуживаемая теплоходом «Ладожский» класса «лед 30» РРР. В этот период по договору с Валаамским монастырем осуществлялись перевозки по маршруту Приозерск – остров Валаам.

В рамках развития судоходства на Волхове по обращению губернатора Новгородской области на участке деревня Пчева – нижний бьеф Волховского шлюза протяженностью 45 км до 2,4 м была увеличена гарантированная глубина. Ранее она составляла 1,95 м.

На 67 километрах Онежского канала произошло увеличение гарантированных габаритов: глубины до 1,8 м ширины до 18 м. Ранее глубина составляла 1,6 м, а ширина – 16 м. За счет этого к допущенным к проходу по Онежскому озеру судам класса «О» и «М» добавится транспорт класса «Р».

Количество шлюзований в бассейне ВВП на 15 июня практически совпадает с прошлым годом, при этом на 1% выросло число пропущенных судов.

На основной трассе Волго-Балтийского водного пути гарантированная глубина составляет 4 м. Средства навигационной обстановки были установлены в плановые сроки, практически с самого начала навигации обеспечивается проходная осадка судов 3,75 м.

Динамика объемов пассажирских перевозок в бассейне специфическая. На 15 июня в прошлом году в связи с ковидными ограничениями в бассейне действовал полный запрет пассажирских перевозок.

В 2019 году в отчетный период перевезли 87 007 человек. «Ситуация остается сложной, судоходные компании, которые работают с иностранными туристами, в основном не вводили свои теплоходы в эксплуатацию, поэтому ожидается снижение уровня перевозок к уровню 2019 г.», – доложил Ф. Шишлаков.

Он добавил, что с 2017 по 2020 год на Волго-Балте без привлечения средств федерального бюджета за счет инвесторов было построено восемь причалов. Еще два планируется построить в 2021-2022 гг.: у прорыва блокады у диорамы в истоке Невы и в Великом Новгороде для приема круизных судов.

Объем грузоперевозок по состоянию на 15 июня сократился на 5%, но с 1 июня начал расти. Основным грузом для бассейна является щебень из Карелии. Однако из производимых 20 млн тонн в год внутренним водным транспортом перевозится только 7 млн тонн. Основным конкурентом выступает железная дорога, которая использует конкурентное преимущество в виде изменения тарифных ставок в течение года.

– Сильнее всего сократились объемы перевозок нефтепродуктов и металлов – на 10%. В плюсе флюсы, которые доставляют на комбинат «Северстали» в Череповец с месторождения в Вологодской области. Мы ожидаем дальнейшего увеличения грузопотока, – сообщил руководитель Администрации.

С надеждой на Багаевский гидроузел

Руководитель ФБУ «Администрация «Азово-Донского бассейна ВВП» Сергей Гайдаев рассказал о работе в условиях маловодности.

Общая протяженность ВВП Азово-Донского бассейна составляет 691 км, граница деятельности Администрации включает в себя водный путь реки Дон от отходного подканала шлюза № 15 Донского водохранилища до границ Ростова-на-Дону, а также притоки Дона – реки Сельский Донец, Маныч. На балансе учреждения находятся 10 судоходных гидротехнических сооружений, включая Кочетовский гидроузел и строящийся Багаевский гидроузел.

Весенний приток воды Цимлянского водохранилища в текущую навигацию составил всего 46%, при этом общий объем составил 6,2 куб. км при норме 12 куб. км.

По просьбе судоходных компаний о проходе порожнего флота из Азовского моря на Волгу и в связи с ранней очисткой Дона ото льда навигация в бассейне была открыта 28 марта, на четверо суток раньше установленного срока.

Однако в связи с низкой приточностью из Цимлянского водохранилища были определены попуски в объеме всего 210 кубометров в секунду, что гораздо ниже установленных правилами использования судоходных попусков 340 кубометров в секунду.

– В связи с этим нам пришлось ввести в апреле и мае ограничения, в том числе на участке водного пути на Дону. Со 2 июня ограничения по осадке судов были сняты в связи с тем, что попуски Цимлянского водохранилища увеличили до 250 кбм/сек. Дождливая погода в июне также помогла выдержать гарантированные габариты судовых ходов, – отметил руководитель.

Уровень грузоперевозок в бассейне на 30 июня составил 3,151 млн тонн, что на 3,2% больше в сравнении с уровнем 2020 года. Однако в начале навигации показатели составляли порядка 91% к прошлогодним индикаторам в связи с ограничениями по осадке.

Ситуацию помогла сгладить работа двух земснарядов, запущенных до навигации. Это позволило провести дноуглубление на лимитирующих перекатах, на которых из-за переформирования реки в зимний период менялась глубина.

Однако докладчик не исключил введения очередного снижения попуска с Цимлянского водохранилища и сопутствующих ограничений в августе. В этот период планируется выполнить дноуглубительные работы в объеме 1,4 млн кубометров грунта.

Для решения проблемы маловодности реализуется проект строительства Багаевского гидроузла, который должен будет обеспечить судоходные глубины не менее 4 м. В настоящее время завершен I этап проекта, все объекты приняты, введены в эксплуатацию и подготовлены для передачи подрядчику II этапа. Ведется подготовка конкурсных процедур по основному периоду работ.

Докладчик добавил, что строительные и дноуглубительные работы согласовываются с местным органом рыбного хозяйства. Так, в нерестовый период с 1 апреля по 1 июня останавливается работа на Нижнем Дону.

С. Гайдаев также отметил, что завершение строительства Багаевского гидроузла позволит увеличить срок навигации в бассейне приблизительно на месяц.

– Проводился анализ в среднем в два года, за 12-летний цикл освобождение Нижнего Дона происходит где-то в середине – конце февраля. Тогда же можно набрать бьефы на гидроузлах и начинать работать. Но сейчас достаточное количество воды для судоходства у нас только с 1 апреля. Ну а после ввода Багаевского мы сможем работать 9 месяцев смело, – сказал руководитель бассейновой Администрации.

С. Гайдаев также оценил возможность запуска в бассейне круглогодичной навигации. Данная инициатива обсуждается в рамках разработки концепции нового национального проекта «Внутренний водный транспорт».

– Чтобы говорить об эффективности, нужно выполнить научно-исследовательскую работу, техзадание для этого мы уже подготовили, – уточнил он.

По его словам, для зимней работы потребуется масштабная реконструкция практически всех гидротехнических сооружений бассейна. К примеру, Кочетовский и Николаевский гидроузлы оборудованы плотинами Пуаре, которые в зимний период укладываются под порог и в случае паводка не поднимаются. Их придется реконструировать для обеспечения судоходного пролета.

– Все зависит от экономической целесообразности: будут грузы и надобность в их перевозке – речники перевезут, – резюмировал С. Гайдаев.

Цифровая трансформация

Об этапах и целях цифровой трансформации Росморречфлота рассказал заместитель руководителя агентства Денис Ушаков. Он напомнил, что стартовавшая и планомерно развивающаяся цифровая трансформация отрасли должна обеспечить качественный скачок от автоматизации к цифровому управлению процессами и услугами, основанный на использовании новых высокотехнологичных инструментов.

Среди ключевых результатов реализации проекта он назвал перевод в электронный вид всех 13 оказываемых Росморречфлотом услуг с удобным алгоритмом доступа и пользования через единый портал госуслуг. В текущем году, – отметил он, – на единый портал ГУ будет выведено 9 услуг, в 2022-м – еще четыре. При этом две специализированные госуслуги будут предоставляться через Единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности.

– Считаю необходимым вынести на обсуждение вопрос целесообразности перевода в электронный вид функций подведомственных Росморречфлоту организаций. В первую очередь речь о функциях, предоставляемых администрациями морских портов и бассейнов ВВП в отношении моряков, речников и судоходных компаний, таких как дипломирование, регистрация, выдача свидетельств о страховании и прочих», – сказал замруководителя. Он добавил, что нововведение потребует соответствующих изменений в нормативных актах. И Минтранс уже ведет данную работу в части морского дипломирования.

– Отработав этот вопрос на базе информационной системы по дипломированию моряков, в дальнейшем можно будет уже переносить этот опыт на внутренние водные пути. И на другие функции, реализуемые администрациями морских портов, как регистрация, выдача страховых свидетельств, судовых документов и других функций, – пояснил Д. Ушаков.

Но говорить только о переводе этих услуг в электронный вид недостаточно, считает представитель агентства. По его мнению, «целесообразно совершенствовать работу с данными, содержащимися в информационных системах Росморречфлота и подведомственных ему организаций согласно задачам национальной программы «Цифровая экономика».

Данные могут использоваться для принятия решения, оценки позитивных и негативных последствий таких решений, определения ранее скрытых зависимостей и т.д.

Однако в настоящее время они в основном хранятся и предоставляются по запросу в качестве справочной информации для различных органов власти и организаций. По сути, идет ручная и полуавтоматическая обработка этих данных, весь потенциал не реализуется.

Он отметил, что при правильном подходе в будущем большие данные могут стать фундаментом для аналитики на базе нейронных систем. В настоящее время для этого можно использовать уже функционирующие ситуационные центры ФГУП «Росморпорт», в которых используется технология больших данных на основе распределенной структурированной и неструктурированной информации из различных источников для формирования аналитики.

В завершение замруководителя напомнил о трех масштабных проектах по цифровизации, реализуемых Минтрансом и одобренных правительством страны.

Первая – проект «Маяк: автономное судовождение», в рамках которого будут разрабатываться современные отечественные образцы судовой радиоэлектроники для морского и речного транспорта. Также к 2024 г. на линии Усть-Луга – Балтийск планируется эксплуатация двух судов в автономном режиме.

Второй инициативой Минтранса является «Зеленый цифровой коридор для пассажиров». Он подразумевает использование биометрических данных, которые позволят упростить оформление и проход пассажиров на транспортное средство. Это коснется пассажирских, экскурсионных, туристических и круизных перевозок.

Третий проект – «Бесшовная грузовая логистика при мультимодальных перевозках». От Росморречфлота в нем принимает активное участие ФГУП «Морсвязьспутник», которое совместно с компанией Maersk запускает в Санкт-Петербурге пилотный проект на базе платформы TradeLens по электронному оформлению грузов на базе смарт-контрактов с использованием технологии блокчейн.

– Уверен, что перечисленные подходы к реализации задач по цифровой трансформации позволят достичь поставленных целей, облегчат взаимодействие граждан и организаций с Росморречфлотом и подведомственными ему организациями, – завершил Д. Ушаков.

Продолжая тему цифровизации, замминистра транспорта РФ Кирилл Богданов по ВКС напомнил о подписании президентом России закона об электронной транспортной накладной. И пригласил представителей агентства совместно с Федеральной таможенной службой обсудить формат электронного сопроводительного листа и других электронных перевозочных документов.

– Это во многом облегчит и удешевит работу грузоперевозчиков. Достаточно сказать, что в прошлом году мы напечатали более 3 млрд накладных. И при стоимости одной товарной накладной, например, 100 рублей переход на электронную форму позволит сэкономить грузоперевозчикам более 300 млрд рублей, – отметил замминистра.

Он также напомнил о постановлении правительства от 5 марта 2021 года № 331, согласно которому с января 2022 года при заключении договоров о подготовке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, его финансировании с привлечением бюджетных средств обязательно формирование информационной модели объектов – «цифровых двойников».


Музей Морского фота

Председатель Общественного совета при Росморречфлоте Юрий Михайлов проинформировал участников о деятельности Общественного совета, а также от имени ветеранского отраслевого сообщества призвал обратить особое внимание на обеспечение необходимого ремонта и поступательного развития Музея морского флота, находящегося в ведении Федерального агентства.

С 11 сентября 2012 года ФБУ «Музей морского флота» располагается на улице Большая Ордынка, дом 19, строение 1. Он временно закрыт в связи с реставрацией здания. Несмотря на это, его сотрудники проводят выездные лекции, экскурсии, викторины и консультации по истории отрасли. Музей активно ведет работу по комплектованию личных вещей работников отрасли, посвятивших жизнь служению стране на флоте.

Продолжительное время ведется работа с Министерством культуры по вопросу реконструкции здания музея и выделения его в отдельную категорию государственных учреждений – «музеи».

– Министры менялись, руководители Федерального агентства менялись, а почти 10 лет уже экспонаты находятся в деревянных ящиках в подвале этого здания. Делаются выставки, показы, но, к сожалению, это не полноценная работа. Ветераны беспокоятся, и многие работники морского речного флота спрашивают: «Когда же начнет работать музей?» – отметил Ю. Михайлов. И добавил, что в настоящее время поступает множество предложений по переносу музея.

– Уважаемые товарищи, надо уважать себя, трудов было вложено много. И обсуждение передачи здания – это ненужный разговор, непорядочный. Надеюсь, что руководство министерства и Федерального агентства примут необходимые меры для того, чтобы музей довести до кондиции, приступят к решению этого вопроса с позиций ответственности и дисциплины и доведут дело до конца, – заключил председатель Совета организации ветеранов морского и речного флота.

Глава Росморречфлота Андрей Лаврищев отметил, что вопрос реконструкции находится в проработке, но «есть определенные трудности». Несмотря на это, руководитель уверен в успешном разрешении проблемы.

Заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев отметил важность выстраивания диалога с правительством для решения задач отрасли.

Он предложил обратиться в президиум Госсовета с предложением провести совещание по вопросам развития речного транспорта на борту судна, следующего Волго-Донским каналом, и пройти через систему гидросооружений, чтобы продемонстрировать труд речников. А также привлечь к освещению работы флота руководителей и редакторов СМИ.

Итог работы подвел заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, призвавший участников коллегии сделать основной целью деятельности слаженную работу на общий результат, а также поздравил работников отрасли с профессиональным праздником.

Х Х Х

В тот же день руководство Министерства транспорта, Росморречфлота и подведомственных учреждений, общественных организаций и коммерческих предприятий отрасли по сложившейся традиции провели церемонию возложения цветов к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду Москвы.

Тем самым отдали дань уважения и почтили память всех работников отрасли, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны и самоотверженно трудившихся в тылу во имя Великой
Победы.

Морские вести России №10 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021