Новые стратегические задачи - Морские вести России

Новые стратегические задачи

21.12.2021

Транспортная политика

Новые стратегические задачи

Фото: «Морские вести России»

Предварительные результаты реализации федеральных проектов «Развитие морских портов» и «Развитие Северного морского пути», итоги навигации-2021 и задачи, поставленные в рамках обновленной Транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом до 2035 года, обсудили в ходе традиционного совместного заседания коллегии и Общественного совета при Росморречфлоте, прошедшего под председательством руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Андрея Лаврищева.

А. Сидоров

Потенциал остается высоким

Обращаясь с приветственным словом к участникам заседания, зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту Виктор Дерябкин напомнил, что в условиях ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, отрасль переживает нелегкие времена: снижение объемов перевозок морским транспортом составило 24%, а число пассажиров на реках сократилось на 30% к уровню 2019 года.

По словам аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова, для исполнения поставленных перед агентством задач необходимо повысить результативность использования бюджетных средств. Так, общий объем бюджетных средств, выделенных ведомству на реализацию федеральных проектов «Развитие морских портов» и «Развитие Северного морского пути», составил 31,2 млрд рублей. Исполнение «на 1 ноября с.г. года составило 65%. Ввод в эксплуатацию трех из пяти объектов федеральной адресной инвестиционной программы переносится с 2021-го на последующие годы, – отметил представитель Счетной палаты.

Он добавил, что доля внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет лишь около 2%. Доля железнодорожных и автомобильных перевозок по маршрутам, смежным с Единой глубоководной системой, – 48% и 47% соответственно. И при этом имеется почти 1500 совпадающих сухопутных и речных маршрутов!

– С 2017 по 2020-е годы объем речных грузоперевозок сократился со 118 до 109 млн тонн. Транзитные грузоперевозки уменьшились с 490 до 196 тыс. тонн. Объем грузоперевозок заграничного направления упал с 30 до 29 млн тонн, – сообщил В. Богомолов.

И привел в пример объем перевозок по рекам Китая, имеющим сопоставимую с Россией протяженность водных путей, который составляет ежегодно более 3 млрд тонн, или 50% грузооборота страны.

– Счетная палата планирует выработать ряд предложений правительству, Минтрансу и Росморречфлоту, которые, по нашему мнению, будут способствовать улучшению ситуации, – заключил аудитор.

Вопросы особого значения

Об итогах Форума «Сообщество», проведенного Общественной палатой России, рассказал председатель Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Совета ветеранов морского и речного флота Юрий Михайлов. Он, в частности, сообщил, что «много вопросов поднималось, в том числе о дополнительных обязанностях к функциям общественных советов, выработаны предложения, которые будут доведены до руководства Федерального агентства и всех членов Общественного совета».

Он обратил внимание, что «срок работы нынешнего состава нашего Общественного совета заканчивается в марте следующего года и согласно регламенту, который утвержден Общественной палатой, за 6 месяцев мы должны представить письмо в Общественную палату с просьбой объявить конкурс на замещение должностей следующего состава Общественного совета Росморречфлота.

– Хотелось бы поднять ряд вопросов, которые до сих пор не решаются, но имеют немалое значение для нашей отрасли. Первый – это пополнение флота. Я об этом говорю на всех коллегиях, на всех совещаниях, на всех заседаниях, все министры слышали, все знают, что и как. Но, к сожалению, могу констатировать, что даже в новой программе, связанной с развитием нашей отрасли до 2035 года, не уделено этому внимание, – с горечью отметил Ю. Михайлов.

И продолжил: «Уже выступал президент и говорил о сбоях завоза груза на Дальнем Востоке. Почему получился сбой? Да потому что эти грузы завозили иностранцы. И вот датская компания решила контейнеровозы снять. И завоза не получилось. Это уже и пресса пишет везде, и груз не завезли должным образом».

По его мнению, «также стоит вопрос завоза на Север. Туда кто-то должен возить грузы, они сами не прилетят, самолетами это чересчур дорого будет. Вопрос пополнения флота – задача номер один».

– Ну и разговор об Арктике. Много хорошего делается. Но мы не должны забывать… Ледоколы мы построим, сделаем, хорошие, лучшие в мире. Но за ними кто-то должен идти. То есть тот же грузовой флот, но флот усиленный, ледового класса, – отметил Ю. Михайлов

И добавил: «Поэтому опять же стоит вопрос пополнения флота. Кто будет возить грузы в Арктике? Где наш флот? Если мы раньше возили 70% внешнеторговых грузов собственным флотом под советским флагом, то на сегодняшний день около 2% возим. Задуматься надо, это наша работа, наша ответственность сегодня и в будущем».

– Ну и не раз поднимал вопрос, связанный с нашим музеем. 9 лет в деревянных ящиках находятся экспонаты, мы никак не можем закончить проект исторического здания в центре Москвы, там был речной техникум, филиал института инженеров водного транспорта Ленинградского института, – напомнил он участникам заседания. И пояснил свою позицию как моряк, ветеран флота: «Мы все бегаем, ищем какие-то новые помещения. Это позор для нас. Церковь построили на ровном месте, но музей никак не можем, которому требуется всего лишь 500 млн рублей, чтобы привести в порядок в соответствии с требованиями музея. Это наша гордость и наша ответственность. И мы должны серьезно об этом подумать».

– Сегодня будет выступать директор музея. Выставка, которую они там делают, – это хорошее дело, но не главное для музея. Хочу напомнить, здесь есть представители думы, аппарата президента, других органов. Я и вас попрошу подключиться, надо довести это дело до конца, чтобы наши отраслевики, дети их могли посетить музей. Я знаю, что очень большое количество москвичей, которые когда-то посещали музей, затем пошли в наши высшие мореходки, окончили их и дальше работали: и капитанами, и дошли до руководящих постов в министерствах, пароходствах и так далее. Я не остановлюсь, пока не начнется это дело, – заявил Ю. Михайлов.

С акцентом на транспортный баланс

Докладывая о предварительных итогах реализации федпроектов транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, заместитель руководителя Росморречфлота Захарий Джиоев сообщил, что федеральным проектом «Развитие морских портов» предусмотрена реализация 51 мероприятия. В 42 из них будут построены и реконструированы объекты портовой инфраструктуры и гидротехнические сооружения, а в девяти – построены суда обеспечивающего флота.

Согласно паспорту федпроекта, прирост производственных мощностей морских портов с 2021 по 2024 год должен составить 244 млн тонн.

– Целевой показатель – достичь мощностей порядка 1,3 млрд тонн. Это именно та задача, которая перед нами ставилась на стадии формирования комплексного плана. Если немного забежать вперед, то увидим, что к этому показателю идем достаточно хорошо, – пояснил З. Джиоев.

По его словам, объем инвестиций за четыре года должен составить около 490 млрд рублей. Из них только 90 млрд – средства федбюджета, остальное – деньги инвесторов.

В рамках подготовки предложений к Транспортной стратегии до 2030 г. с прогнозом до 2035 года Росморречфлотом сформирован перечень крупных проектов с началом реализации от 2025 года.

– И там уже сейчас видим набор проектов, которые позволяют увеличить мощности морских портов еще на 100 млн тонн, – сказал замруководителя. И уточнил, что «уже есть инвесторы, которые свои планы таким образом сформировали». И в эти проекты, «безусловно, входят как коммерческие мероприятия, то есть строительство терминалов для конкретных грузовладельцев, так и развитие социально значимых портов на Крайнем Сервере, на Дальнем Востоке». Объем инвестиций «сохраняется на уровне предыдущих лет, тоже порядка полутриллиона рублей, и надеемся, что по мере приближения к указанному горизонту эти суммы будут уточняться, причем в сторону увеличения», – сказал он.

В 2021 году целевой показатель увеличения производственной мощности составляет около 45 млн тонн, однако ожидается запуск объектов мощностью 43,6 млн тонн.

За 11 месяцев введены в эксплуатацию три объекта. Это объекты двух этапов строительства терминала «Ультрамар» в порту Усть-Луга на 5 и 7 млн тонн соответственно. Проект играет ключевую роль в переориентации российских внешних торговых грузов из портов Прибалтики на территорию РФ.

Второй проект – строительство и реконструкция объектов морского порта Темрюк. Новая портовая инфраструктура совокупной мощностью 2,1 млн тонн предназначена для перевалки навалочных грузов.

До конца года Росморречфлот ожидает запуска еще ряда объектов. Самый крупный и значимый из них – это Таманский терминал навалочных грузов мощностью 25 млн тонн. Строительные работы закончены, идет документальное оформление.

Помимо этого, идет реконструкция объектов зернового терминала АО «КСК» в морском порту Новороссийск (3,7 млн тонн) и федсобственности в морском порту Певек (0,8 млн тонн).

При этом, отметил З. Джиоев, из-за непростой экономической ситуации несколько инвесторов вынуждены перенести ввод ряда объектов в эксплуатацию на следующий год. В их числе порт Вера, терминал «Газпрома» с компрессорной станцией «Портовая» в порту Высоцк и морской порт «Суходол».

– Причины разные, как организационного характера, так и изменения законодательства. Соответствующие изменения паспорта федпроекта направлены в правительство, – уточнил З. Джиоев.

Объем средств бюджета, выделенный Росморречфлотом на реализацию мероприятий федпроекта, без малого 19 млрд рублей. На ноябрь кассовое исполнение составило порядка 50%. Тем не менее к концу 2021 года в агентстве ждут полного исполнения этих средств. В отношении средств частных инвестиций за 11 месяцев года было реализовано порядка 60 млрд рублей.

К примеру, часть средств направлена на строительство морского перегрузочного комплекса в бухте Бечевинская на Камчатке. Техника развернута, идут интенсивные работы.

– С учетом динамики за 10 месяцев прогнозируемый объем перевалки в морских портах за год составит порядка 835 млн тонн. Это почти уровень 2019 года, – добавил он.

В рамках федпроекта «Развитие Северного морского пути» Росморречфлот, выступающий его соисполнителем, планирует проведение восьми мероприятий, в их числе постройка 14 судов аварийно-спасательного флота и 4 гидрографических и лоцмейстерских судов. Также запланировано реализовать проекты строительства обеспечивающей инфраструктуры: объектов Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) и развития технических баз обеспечения Морспасслужбы.

– Хотел бы отметить, что в этом году уже было получено положительное заключение Главгосэкспертизы на базу Северного филиала Морспасслужбы. И сейчас идет как раз заключение контракта на этот объект. Объект этот первый из четырех. В дальнейшем предполагается строительство еще трех баз в Арктике, – отметил З. Джиоев.

По его словам, в этом году также были заключены госконтракты на строительство 14 аварийно-спасательных судов.

В части ГМССБ завершается проектирование объектов, и до конца года в агентстве рассчитывают получить положительное заключение госэкспертизы по проекту.

– По бюджетному финансированию федпроекта у нас на данный момент уже исполнение 84%. И до конца года ожидаем стопроцентное исполнение, – отметил докладчик.

Он пояснил, что прогнозируемый объем перевозок по Северному морскому пути за 2021 год составил чуть меньше 35 млн тонн. Что существенно больше в сравнении с прошлым годом.

В заключение З. Джиоев резюмировал основные итоги 2021 года.

– Сформирован перечень крупнейших проектов в рамках Транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Это касается развития и морского транспорта, и СМП, и внутренних водных путей в увязке. Очень важный момент, что, во-первых, большое внимание уделено внутреннему водному транспорту. А во-вторых, акцент сделан на транспортном экономическом балансе, – подчеркнул замглавы Росморречфлота.

Другой важный итог – принятие закона об инвестиционной декларации. В настоящее время завершается работа над подзаконными нормативными актами.

Еще одно значимое событие – введение инвестиционных портовых сборов.

«Уже к настоящему моменту мы видим, что этот механизм работает. Инвесторы, которые изначально рассчитывали на этот сбор при реализации своих проектов, эти средства получают. И мы видим, что это реальный механизм государственно-частного партнерства, который поддерживает развитие отрасли. При формировании программы на следующий год удалось обеспечить сохранение размера ставки сбора на уровне 12 рублей 31 копейки», – подчеркнул докладчик.

В условиях рекордного маловодья

Комментируя предварительные итоги навигации на ВВП и обозначая планы на 2022 год, заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов напомнил, что в навигацию текущего года, несмотря на нормативное финансирование водных путей на уровне 80%, их содержание, как и судоходных гидротехнических сооружений, по установленным параметрам выполнено в полном объеме.

Кроме того, он отметил, что «Росморречфлот обеспечил запланированное улучшение качественных параметров ВВП на отдельных лимитирующих участках». Так, протяженность судовых ходов с гарантированными габаритами была увеличена на 200 километров. Настолько же увеличена протяженность водных путей, оборудованных знаками навигационной обстановки.

Открытие навигации в этом году проходило в установленные сроки, но чуть позже, чем в 2020 году. Закрытие навигации в основном также состоялось в установленные сроки.

Но учитывая благоприятные гидрометеорологические условия, «судоходный сезон был продлен почти на 7 тыс. километров ВВП в Амурском, Байкало-Ангарском, Беломорско-Онежском, Волго-Балтийском, Волжском и Камском бассейнах», – сообщил он. И добавил, что «по просьбам Российской палаты судоходства и судоходных компаний были продлены работы шлюзов Беломорско-Балтийского канала на 20 суток, Камского, Волжского, Московского бассейнов».

В то же время в связи со сработкой до минимальных уровней Рыбинского и Цимлянского водохранилищ продление сроков пропуска судов через Волго-Балтийский канал, Городецкие шлюзы, Волго-Донской судоходный канал, Нижнедонские шлюзы не представляется возможным, поскольку уровень воды сильно упал.

Выполненные объемы путевых и навигационных гидрографических работ позволили обеспечить безопасное судоходство. По его сведениям, «в этом году объем глубинных работ выполнен на 107% от плана». Дноуглубительные работы «проводились 109 земснарядами на 786 участках общей протяженностью более 1500 километров».

По данным Ространснадзора, за период январь-сентябрь посадки судов на мель были зафиксированы в 19 случаях, что на 70% меньше, чем в 2020 году. Анализ причин транспортных происшествий свидетельствует, что «они явились следствием невыполнения экипажами или судовладельцам нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства, и не связаны с содержанием пути», – заявил замруководителя.

– Начиная с 2020 года общая протяженность лимитирующих участков уменьшилась на 808 километров, что позволило увеличить пропускную способность на них на 6,8 млн тонн», – отметил К. Анисимов.

Тем не менее маловодность оказала негативный эффект на работу грузового и пассажирского флота. Географический охват участков ВВП, на которых вводились ограничения по осадке судов, составил 16% от протяженности ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов. А с учетом сроков их ограничений – на 13%.

За последние 20 лет такого масштабного маловодья зафиксировано не было, подчеркнул замруководителя агентства. Особенно это сказалось на судоходстве на Нижнем Дону, в районе Нижнего Новгорода на Городецком гидроузле, на реках Печора, Северная Двина, Вычегда и Сухона. Сильное маловодье в течение всей навигации было на Каме и реке Белой, где уровни упали значительно ниже проектных, на Лене, Вилюе, Индигирке, Яне. Особо сложные условия были на Оби и реке Томь.

Анализ выполненных дноуглубительных работ и предлагаемые режимы работы гидроузлов Волжско-Камского каскадного водохранилища, Цимлянского гидроузла показывают, что «без этих мероприятий потери пропускной способности флота были бы значительно больше», – отметил он.

– Здесь для нас важно, есть поручение вице-премьера М. Хуснуллина, в ближайшее время все-таки добиться подъема уровня Нижнекамского водохранилища на метр, потому что «без этого судоходные участки на Каме и Белой будут постоянно находиться ниже проектных уровней», – подчеркнул К. Анисимов.

Судоходные гидротехнические сооружения обеспечили безопасный пропуск судов в установленные отметки уровней воды на судоходных каналах водообеспечения как для судоходства, так и для других водопользователей. На шести сооружениях был «повышен уровень безопасности до нормального, но следует отметить, что на двух сооружениях Беломорканала пока еще остается опасный уровень безопасности», – сообщил он.

По его словам, за 10 месяцев навигации 2021 года прошлюзовано более 296 тыс. судов, что в целом на уровне прошлого года. При этом в ряде бассейнов судопропуск через шлюзы значительно увеличился: например, в Московском бассейне – на 20%, в Волго-Балтийском – на 18%. В то же время в связи с маловодностью на Нижнем Дону и потерей объемов определенных категорий груза, таких как сера и зерно, снизились пропуски судов на шлюзах Азово-Донского бассейна на 27% и Волго-Донского – на 25%.

К. Анисимов добавил, что в этом году «капитальной ремонт ведется на судоходных гидротехнических сооружениях и судах технического флота». Всего выполняется 33 мероприятия по ремонту гидротехнических сооружений. Параллельно ведется капитальный ремонт 68 судов и 5 мероприятий по проектированию.

Прогнозируемый объем перевозок на ВВП в этом году – 109,6 млн тонн груза, что на 0,9% больше, чем в прошлом году.

При этом анализ грузопотоков на Единой глубоководной системе показывает, что сегодня значительно усилился объем перевозок калийных удобрений – до 94 тыс. тонн. В то же время снизились объемы перевозки серы, зерновых и металла. На 1,2% сократились объемы отгрузки грузов на Крайний Север: 16,5 млн тонн всего, в том числе каменного угля и нефтепродуктов.

По его информации, это отчасти связано со сложной обстановкой, которая сложилась в Ленском бассейне. Фактически «всю навигацию там шли серьезные пожары и большое количество флота просто не могло дойти до пунктов назначения в связи с ограничениями по движению». Поэтому многие грузы пришлось завозить другими путями. При этом «завоз жизненно важных грузов по заказу субъектов РФ выполнен практически полностью, и северный завоз также выполнен полностью», – заявил он.

– Грузооборот по сравнению с прошлым годом увеличился на 7,8%, что говорит о повышении участия речного транспорта в перевозке грузов на дальние расстояния. Однако в Обском и Обь-Иртышском бассейнах грузооборот снизился, соответственно, на фоне объемов перевозок грузов. Во многом это «связано, как я говорил ранее, с исключительной маловодностью в этих бассейнах и с невозможностью вывоза грузов из пунктов погрузки», – уточнил он. В целом, говоря о работе речных портов, можно говорить об «оживлении их активности в транспортном процессе, за исключением портов в Обь-Иртышском, Енисейском, Северо-Двинском бассейнах», – сообщил замруководителя.

К. Анисимов заключил, что «в этом году перевозки на ВВП пока еще находятся в стадии слабого развития». И предложил «в будущем отдельно рассмотреть вопрос о развитии грузовой базы внутреннего водного транспорта».

– И наилучшим партнером здесь для нас является Российская палата судоходства, где мы совместно обсуждаем вопросы развития, перевозки и появления новой грузовой базы на водных путях», – сказал он.

И уточнил, что «прогнозируемый годовой объем пассажирских перевозок на ВВП вырос на 12% в сравнении с прошлым годом и составил примерно 70% от объемов 2019 года».

– Но отрадно отметить, что активно строится новый пассажирский флот, современные суда на подводных крыльях. Они появились на линиях от Нижнего Новгорода, между Чебоксарами и Казанью. Два новых «Валдая» пришли в Ленский бассейн, а новый «Метеор» – в Ханты-Мансийск. Поэтому здесь видим развитие пассажирских перевозок. Думаем, что в рамках принятой стратегии возможное принятие решение по субсидированию, особенно межрегиональных перевозок, позволит и дальше увеличивать пассажирские перевозки», – сказал он.

К. Анисимов акцентировал, что начиная с 2022 года перед ВВТ поставлены новые задачи в рамках реализации Транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом до 2035 года.

Так, по его словам, планируется, что в следующем году объем перевозок грузов на ВВП составит 113,3 млн тонн, показав увеличение на 4%, а перевозки пассажиров должны быть увеличены на 11,5%. Также предусмотрено увеличение пропускной способности опорной сети ВВП на 8,3 млн тонн нарастающим итогом.

Помимо этого, планируется увеличить протяженность ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов на 235 километров, с круглосуточным движением судов на 1061 километр. И «предусмотрено сокращение лимитирующих участков внутренних водных путей почти на 2,5 тыс. километров за счет повышения категорий средств навигационного оборудования и увеличения гарантированных глубин», – сказал замруководителя. Улучшение судоходных условий должно быть обеспечено на 5000 километров.

Кроме того, в 2022 году продолжится капремонт объектов инфраструктуры ВВП. Он отметил, что предусматривается «проведение 40 строительно-монтажных работ на гидротехнических сооружениях, планируется разработать 21 проект для реализации на последующие годы и провести капремонт 44 судов технического флота».

– Также у нас началась достаточно большая программа нового судостроения. В этом году получены земснаряд и промерное судно. В следующем ожидаем получение с разных заводов до 30 новых судов для администраций бассейнов, в том числе двух земснарядов для Волжского и Северо-Двинского», – добавил К. Анисимов.

Замруководителя также добавил, что ведомством ведется активная работа по устранению двух наиболее лимитирующих участков Единой глубоководной системы.

– Наконец мы запустили строительство второго этапа Багаевского гидроузла, что позволит убрать одно из наших «узких» мест и увеличить объемы перевозок грузов. Причем в техническом задании заложено, что этот гидроузел может работать удаленно, с пульта, фактически без людей. Это будет современный двухниточный шлюз, который позволит пропускать все суда класса «река-море», которые ходят на этом участке, – пояснил он.

Подрядчиком строительства стало АО «Стройтрансгаз». Стоимость контракта – 27 млрд 908 млн рублей.

В ходе II этапа планируется построить судоходный шлюз, верхний и нижний подходные каналы с причалонаправляющими сооружениями, водосбросную плотину, рыбопропускной шлюз, рыбоходно-нерестовый канал, подъездную дорогу, водозабор, защитные дамбы, участки берегоукрепления и другие объекты.

В то же время объявлен конкурс на проектирование и строительство дополнительной камеры (шлюза) № 15-А и подходного судоходного канала в составе Городецкого гидроузла. Начальная (максимальная) цена контракта – 21,8 млрд рублей. Работы должны быть выполнены подрядчиком в течение 2024 года.

Новый шлюз будет примыкать к камере № 15 и позволит судам преодолевать нынешний порог шлюза – главный лимитирующий фактор в створе гидроузла. Также будут проведены дноуглубительные работы ниже по течению Волги на участке длиной 40 км.

Руководитель Росморречфлота Андрей Лаврищев отметил, что «в отличие Китая, инвесторы при строительстве морских портов в России в лучшем случае могут предложить строительство автомобильного и железнодорожного подходов, а вот о речных никто не задумывается, и строящаяся инфраструктура не подходит для приема судов внутреннего плавания».

– Ситуация с пассажирскими перевозками остается тяжелой. В связи с коронавирусными ограничениями выездного туризма как не было, так и нет. Из мер государственной поддержки предоставляется кешбэк для туристов и компенсации судоходным компаниям в рамках постановления правительства 10.3. Однако действие последнего истекает 31 декабря 2021 года, в связи с чем Росморречфлот обратился с предложением продления данной меры, – добавил глава агентства.

Он также сообщил, что в следующем году нормативное финансирование обеспечения ВВП будет обеспечиваться в полном объеме.

Руководитель агентства проинформировал коллег из региональных подразделений и подведомственных предприятий о том, что «требования по планомерной реализации порученных проектов, включающие механизм обеспечения неукоснительной финансовой дисциплины, исполнения бюджета, четкого достижения контрольных точек паспортов федпроектов, планируется распространить также на проекты и мероприятия ведомственного уровня, и призвал всех отнестись к этой задаче с должным вниманием».

Президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев поднял проблему чрезмерных требований транспортной безопасности на ВВТ.

В частности, «перевозчика, обеспечивающего паромную переправу в городе Тутаеве Ярославской области, обязали повысить уровень безопасности инфраструктуры, понтона, на котором стоит судно», – удивился он.

– Наша компания никакого отношения к берегу не имеет. Обратились в администрацию муниципалитета, в правительство области, оказалось, они средств на данное мероприятие в бюджете не предусмотрели. На пароме перевозили 130 тыс. человек за навигацию, однако переправу пришлось снять. Теперь люди вынуждены делать объезд через мост в 90 км. Мы обратились по проблеме в Министерство транспорта РФ и ждем решения, – заявил А. Зайцев.

Перевозить, а не охранять

С анализом практики обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) акваторий морских портов и участков ВВП на протяжении 100 метров выше и ниже по течению от опор мостов и других искусственных сооружений в Южном федеральном округе (ЮФО) выступил начальник управления транспортной безопасности Росморречфлота Сергей Марьин.

Он, в частности, сообщил «о решении возложить в соответствии с нормативными документами ответственность за обеспечение ТБ в акваториях на капитанов морских портов». Именно они обладают всеми необходимыми для этого полномочиями и ресурсами. Предусматривается наряду с этим взимать портовый сбор для обеспечения безопасности. Получателем сбора назначено ФГУП «Росморпорт». В настоящее время ведется работа по координации и разграничению зон ответственности среди уполномоченных участников. Данное решение было вызвано несколькими обстоятельствами.

– Подготовлен ряд рекомендаций по конкретным вопросам, связанным с выполнением требований. В частности, по вопросу определения границ зоны обеспечения ТБ акватории морского порта и организации деятельности подразделения ТБ, в том числе по определению его состава и функциональных обязанностей. В настоящее время нерешенных организационных вопросов в сфере реализации требований не имеется», – отметил начальник управления ТБ.

Вместе с тем по результатам анализа практики применения требований по обеспечению ТБ в отношении акваторий морских портов в межведомственную рабочую группу, созданную при Минтрансе России, направлены предложения Росморречфлота и Росморпорта, которые были рассмотрены и в отдельных случаях рекомендованы к применению в новой редакции требований.

Изменения в требования, которые направлены на оптимизацию порядка их применения, в настоящее время подготовлены Минтрансом России для принятия Правительством РФ.

В части расположенных в ЮФО участков ВВП протяженностью 100 метров соответственно вверх и вниз по течению от опор мостов докладчик отметил, что «обязанность по их выполнению возложена на подведомственные Росморречфлоту администрации бассейнов ВВП».

Поручением руководителя Росморречфлота от 30 октября 2020 года Администрациям Азово-Донского, Волго-Донского и Волжского бассейнов ВВП поручено провести ревизию участков ВВП ЮФО, расположенных в районах размещения опор мостов, и о результатах информировать Росморречфлот с представлением перечней таких участков и указанием мест их нахождения.

Одновременно соответствующие запросы информации направлены в Федеральное дорожное агентство и Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

В результате изучения полученных сведений было установлено, что не все транспортные переходы через ВВП, находящиеся в ведении Росавтодора и Росжелдора, подлежат защите от актов незаконного вмешательства.

В таких случаях система защиты выстраивается без использования подразделений ТБ.

В целях формирования перечня участков ВВП в ЮФО и подлежащих защите, Росморречфлотом было инициировано совещание в Минтрансе с приглашением представителей Росавтодора и Росжелдора.

В ходе совещания их представителями был констатирован факт достаточности комплекса мер по защите транспортных переходов дорожного хозяйства и железнодорожного транспорта, который утвержден правительством в требованиях по обеспечению их ТБ.

Участниками совещания было отмечено также отсутствие необходимости организации защиты судов, которые используются на ВВП, только на участках протяженностью 100 метров соответственно вверх и вниз по течению от опор мостов.

Указано на невозможность размещения дорогостоящего оборудования технических средств ОТБ на границах участков ВВП и обеспечения его сохранности.

Одновременно было выражено мнение о нецелесообразности необоснованного расходования значительных финансовых средств, которые необходимы администрациям бассейнов ВВП для реализации требований по обеспечению ТБ в отношении таких участков.

С. Марьин предложил обратиться в Минтранс по вопросу исключения из этого перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1442, расположенных в ЮФО участков ВВП протяженностью 100 метров соответственно вверх и вниз по течению от опор мостов, рассмотрения данного вопроса с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направления соответствующего проекта в правительство», – заключил С. Марьин.

Долгая дорога к музею

О деятельности музея, переживающего затяжную подготовку к реконструкции, сообщил директор ФБУ «Музей морского флота» Николай Шахрай. По его информации, в сентябре 2012 года ФБУ «Музей морского флота» расположилось на улице Большая Ордынка, дом 19, стр. 1. И с тех пор он существует «в режиме временно закрытого в связи с реставрацией здания». Тем не менее сотрудники проводят выездные лекции, экскурсии, викторины и консультации по истории отрасли. Музей активно ведет работу по комплектованию личных вещей работников отрасли, посвятивших жизнь служению стране на флоте.

Между тем «здание находится в весьма критическом состоянии, если не сказать больше. За 9 лет было сделано три проекта реконструкции. Но по разным причинам они не могли быть реализованы».

История такова. Первый проект был сделан по обычному зданию, в то время как здание было отнесено Департаментом культурного наследия Москвы к памятникам культурного наследия. Второй делался совместно с Московской академией водного транспорта, и планировалось совместное использование этого здания. Однако Московская госакадемия водного транспорта стала филиалом ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, что и поставило крест и на проекте. «На реализацию третьего проекта не набралось нужного количества денег», – заявил директор музея.

– Сегодня совместными усилиями с руководством Росморречфлота в бюджет на 2022-2024 гг. включены конкретные деньги. На следующий год – 15 млн на проектирование и на 2024 год – 585 млн на реконструкцию и реставрацию. Музей при соответствующих решениях учредителя готов к использованию этих средств в установленном порядке», – отметил С. Шахрай.

Однако, добавил он, «в этой ситуации остается решить вопрос только о переезде на время реконструкции. Сегодня после просмотра всех возможных мест рассматривается решение о возможном переезде в Академию водного транспорта РУТ (МИИТ)».

В порядке обсуждения. Андрей Лаврищев отметил, что возьмет ситуацию на личный контроль, подчеркнув важность завершения проекта реконструкции музея.

Х   Х   Х

В ходе совместного заседания коллегии и Общественного совета при Росморречфлоте состоялась церемония награждения лучших работников и предприятий отрасли.


Награждение

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу на транспорте:

• Нагрудным знаком «Почетный работник морского флота» награжден

Сенченко Виктор Григорьевич – доцент кафедры федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова».

• Нагрудным знаком «Почетный работник речного флота» награждены:

Серов Анатолий Петрович – руководитель федерального бюджетного учреждения «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей»;

Лукин Иван Яковлевич – начальник отдела федерального казенного учреждения «Речводпуть».

• Благодарность министра транспорта Российской Федерации объявлена:

Булашову Сергею Анатольевичу – заместителю руководителя по водным путям и персоналу федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»;

Елисеевой Светлане Викторовне – начальнику отдела федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Каспийского моря»;

Кирилловой Анне Юрьевне – главному специалисту отдела Архангельского района водных путей – филиала федерального бюджетного учреждения «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей»;

Сальникову Александру Владимировичу – начальнику службы управления движением флота федерального бюджетного учреждения «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей»;

Сапронову Владимиру Михайловичу – заместителю руководителя федерального бюджетного учреждения «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей»;

Соколову Антону Валерьевичу – инженеру отдела федерального государственного унитарного предприятия «Морсвязьспутник».

Национальная премия «Транспортная безопасность России – 2021»

В номинации «Лучший субъект транспортной инфраструктуры или перевозчик морского или речного транспорта» присуждено:

1-е место – федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт»;

3-е место – федеральному государственному бюджетному учреждению «Администрация морских портов Черного моря».

Награды вручил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Андрей Лаврищев

Морские вести России №17 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ