В родной гавани - Морские вести России

В родной гавани

12.01.2022

Транспортная политика

В родной гавани

Фото: Владимир Пасякин

В октябре в Севастополе в рамках Морской недели прошел IX Международный морской бизнес-форум СИ МБФ – 2021 и III Севастопольский морской салон СВМС – 2021. Мероприятие состоялось в условиях ограничения количества участников в связи с COVID-19.

В работе форума приняли участие: советник председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Александр Анпилогов, директор представительства АО «ОСК» в Республике Крым и Севастополе Игорь Дрей, врио директора филиала «Севастопольский морской завод» АО «Центр судоремонта «Звездочка» Олег Нестерец, генеральный директор АО «Корпорация морского приборостроения» Леонид Стругов (г. Санкт-Петербург), почетный председатель Севастопольского морского собрания Виктор Кот и др. Организатором и модератором форума выступил руководитель группы компаний СИ МБФ (SIMBF) Алексей Малько.

Владимир Пасякин

Возрождение верфи

В первый день работы форума, посвященного судо- и кораблестроению, судоремонту на юге России и импортозамещению, участники совершили обход бухты на катере, дистанционно осмотрели корабли и суда, а также причальный фронт крупнейшего в советское время Севастопольского морского завода имени Орджоникидзе, тогда бюджетообразующего предприятия города с численностью работников 14 600 человек. Кроме продукции военного назначения в то время здесь строили плавкраны «Черноморец» грузоподъемностью до 100 тонн, «Богатырь» г/п 300 тонн и «Витязь» г/п 1600 тонн.

Однако в украинском периоде это старейшее предприятие Севастополя, собственно, погибло – сначала завод раздробили на мелкие составные части, а затем почти полностью разрушили. Численность персонала не превышала 200 человек…

А вот с возвращением Севастополя и Крыма в состав России началось постепенное возрождение знаменитой верфи. И сегодня уже планируется, например, что фрегат Черноморского флота «Адмирал Макаров» поставят на ремонт в сухой док «Севморзавода».

– Ремонтные работы ориентировочно предполагаются в ноябре, а завершат их до конца года, – сообщил врио директора филиала «Севастопольский морской завод» АО «Центр судоремонта «Звездочка» Олег Нестерец. Он уточнил, что в настоящее время мощности предприятия позволяют проводить ремонтно-доковые работы с кораблями длиной до 150 метров в двух сухих доках завода.

Уникальный проект

На площадке форума член совета директоров АО «Югрефтрансфлот» Виктор Кот представил концепт-проект нового отечественного многофункционального рефрижератора для эксплуатации на Северном морском пути.

По его словам, такое судно позволит обеспечить продовольственную безопасность страны в стратегической перспективе за счет бесперебойных поставок доступных морепродуктов с Дальнего Востока. Таким образом, кроме снижения количества посредников между конечным потребителем и рыбодобывающими предприятиями рефрижераторы смогут перевозить относительно недорогие овощи, фрукты и другие виды продовольствия обратным рейсом – с запада на восток.

В. Кот назвал некоторые характеристики предлагаемого проекта: длина судна – 150 метров, ширина – 22,5 метра, скорость – 15-18 узлов. Экипаж, в зависимости от задач, 20-30 человек, плюс 12 пассажиров. С помощью судовых кранов возможно размещение на борту 20 контейнеров на двух палубных ярусах.

Яхтинг и туризм

На сессии, посвященной яхтингу, морскому транспорту и туризму, президент ОСИГ (Общенациональный союз индустрии гостеприимства) Алексей Волков отметил, что вокруг этого направления сосредоточено много сопутствующих сфер деятельности. Соответственно, создавая современную береговую инфраструктуру, улучшая качество обслуживания туристов и формируя инвестклимат, можно повысить инвестиционную привлекательность регионов, что окажет благоприятное влияние на развитие. В этом направлении «нам помогает национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», – добавил он.

По информации спикера, ОСИГ уделяет большое внимание развитию водного туризма. В прошлом году союз выступил инициатором проведения круглого стола «Роль яхтенного туризма в развитии индустрии гостеприимства и бизнес-среды Республики Крым и г. Севастополя». Тогда в обсуждении приняли участие представители органов власти, главы предприятий, инвесторы, члены региональных федераций парусного спорта.

На данный момент с участием экспертов ОСИГ подготовлена концепция развития круизного туризма и сейчас проходит подготовку и утверждение концепция развития яхтенного туризма

– Мы делаем это для того, чтобы данные направления стали сильными, самостоятельными и были интересными для туристов, – заявил он. Безусловно, нужно создавать береговую инфраструктуру, которая, «к сожалению, не развита на достаточном уровне или отсутствует в Крыму». Также важно «наладить скоростное сообщение полуострова с Краснодарским краем и по самому Крымскому полуострову и особенно обновить весь пассажирский флот, – заметил Алексей Волков.

В свою очередь председатель правления межрегиональной Ассоциации яхтенного туризма Вадим Денисов рассказал о проблемах и достижениях яхтенного туризма в Крыму и Севастополе. А директор инновационной яхтенной верфи в Ярославле Илья Жуков сообщил о том, что они занимаются переоснащением маломерных судов. Снимают малоэкологичные двигатели внутреннего сгорания и устанавливают вместо них экологически чистые и малошумные электродвигатели, которые работают от аккумуляторов.

– Это перспективное направление с большим будущим, – не без оснований утверждает И. Жуков. – В Европе растет количество озер, водохранилищ, закрытых для движения катеров с двигателями внутреннего сгорания. В России также ужесточаются экологические требования, и потому электротранспорт все больше востребован.

Действительно, автору, единственному из журналистов, удалось выйти в Стрелецкую бухту на электрическом катере и лично убедиться в его бесшумности и высокой экологичности. Капитан Роман Затеев прошел всю Стрелецкую бухту на разных скоростных режимах и благополучно ошвартовался у причала яхт-клуба «Адмирал». Владельцы маломерных судов, увидев необычный катер (таких нет ни в Севастополе, ни в Крыму), проявили неподдельный интерес к новшеству, за которым большое будущее.

В рамках форума 7 октября прошел круглый стол «Подготовка и трудоустройство морских кадров (персонала)». К участию были приглашены центры подготовки моряков, морские учебные заведения, крюинговые и судоходные компании, деловые и профессиональные морские объединения. О подготовке студентов в своих вузах, их трудоустройстве рассказали директор Морского института СевГУ кандидат технических наук Дмитрий Бурков и заместитель директора по научной работе Севастопольского филиала ФГБОУ «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» доктор экономических наук Дмитрий Нехайчук.

Севастопольский морской салон

Выставкой кораблей, судов и катеров Черноморского флота стал III Севастопольский морской салон СВМС – 2021. На Минной стенке участники форума и салона получили возможность побывать на борту уникального корабля-музея СКР «Сметливый», где командиром – капитан 3-го ранга Виталий Линяев.

Здесь нашим экскурсоводом стал Сергей Лесовой, служивший на этом корабле. Он рассказал о различном корабельном и морском оружии, выложенном на причале. Оказалось, что это минное и артиллерийское вооружение, снятое с разных кораблей Черноморского флота. А вот винты корабля сделаны из особого сплава, который в силу благородства металла звучит не хуже большого церковного колокола.

С. Лесовой напомнил, что в начале 2020 года сторожевой корабль Черноморского флота «Сметливый» за двукратное превышение проектного срока службы был включен в Книгу рекордов Вооруженных сил РФ с формулировкой: «50 лет в составе Военно-морского флота». На сегодняшний день на борту собрана представительная экспозиция, которая постоянно пополняется артефактами из истории флота.

Еще мы узнали о технических характеристиках бывшего большого противолодочного корабля и последнего «поющего фрегата», интересных деталях из его богатой биографии. Экскурсия завершилась в матросском кубрике БЧ-5.

Затем экскурсанты поднялись на борт новейшего корабля противоминной обороны «Владимир Емельянов», который совершил недавно межфлотский переход и прибыл с Балтики в Севастополь к месту постоянной дислокации.

Командир корабля капитан 3-го ранга Максим Смирнов радушно встретил нас на борту новейшего тральщика, а его подчиненные – помощник старший лейтенант Даниил Складанюк и командир БЧ-2-3 лейтенант Андрей Потапович – провели экскурсии по верхней палубе, рассказали о предназначении, возможностях, отличиях от старых морских тральщиков, показали кое-что из материальной части.

Организатор форума и морского салона Алексей Малько от имени экскурсантов поблагодарил командира корабля и его офицеров за гостеприимство и интересный рассказ о новейшем корабле противоминной обороны Черноморского флота.

Остается добавить, что форум и салон проводились при поддержке Министерства обороны РФ, Морской коллегии при Правительстве РФ, а также деловых партнеров SIMBF

Морские вести России №15 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

11.08.2022

Транспортная политика

10.08.2022

Транспортная политика

18.07.2022

Транспортная политика