Как нам реорганизовать судпром - Морские вести России

Как нам реорганизовать судпром

24.06.2022

Транспортная политика

Как нам реорганизовать судпром

Фото: ПАО «Выборгский судостроительный завод»

После расформирования отраслевой управляющей структуры в виде Министерства судостроительной промышленности, несмотря на организационные перестройки и управленческие переназначения, судостроительная отрасль, по сути, до сих пор остается разбалансированной, как по объективным, так и по субъективным причинам. Задачи, стоящие перед отраслью, особенно в условиях, по сути, мобилизационной экономики, необходимо решать более оперативно, чем в условиях переходной экономики. Сегодня требуются новые, более совершенные подходы. Как справедливо было замечено Альбертом Эйнштейном: «Проблемы, существующие в мире сегодня, не могут быть разрешены на том уровне мышления, на котором они возникли».

Сергей Коновалов, председатель правления Отраслевой судостроительной ассоциации

К объективным причинам разбалансировки отрасли можно отнести многоукладность экономики, к субъективным – противоречия в организации самой судостроительной отрасли.

Их несколько: противоречия между организацией строительства военных кораблей и гражданских судов; противоречия внутри отечественного рынка судостроительной продукции в результате доминирующего влияния отдельных компаний на внутреннем рынке судостроительной продукции, хотя антимонопольное законодательство на судостроительную продукцию и не распространяется; противоречия между организацией судостроения и судоремонта.

Понятно, что никакой слом сложившейся организации судостроительной отрасли не даст положительных результатов, по крайней мере в ближайшем обозримом будущем, поскольку отрасль реформировалась ситуационно, что называется «по месту».

Вместе с тем предприятиям важна не столько номинальная предметная принадлежность к судостроительной отрасли, хотя и она полезна, поскольку в отрасли имеют место определенные условия поддержки производства, сколько приобретение информационных, технологических и финансовых возможностей для эффективного производства судостроительной продукции, что в значительной мере повышает перспективу получения производственных заказов.

Эти условия могут стать разрешимыми посредством самоорганизации. Также имеет место широкая кооперация исполнителей как внутри отрасли, так и вне контура управления департамента судостроения и морской техники.

Кроме того, постройка военных кораблей и подводных лодок, а также строительство ледоколов требуют синхронизации деятельности предприятий-изготовителей.

Взаимное влияние таких разнонаправленных свойств может быть реализовано посредством сетецентрического подхода1.

Оптимальная модель

Центральной осью такого подхода является разработка сетецентрической модели судостроительной отрасли, позволяющей решать широкий охват многоаспектных задач развития судостроительной отрасли с вовлечением широкого круга носителей знаний и компетенций. Такая модель позволяет постоянно держать в поле зрения не только предприятия отрасли, но и смежников, заказчиков, а при необходимости финансовые, инвестиционные, страховые компании и т.д.

Модель не требует очередного организационного переустройства и перебазирования менеджмента, оперативное участие в принятии решений осуществляется на любом из уровней и сопровождается значительным снижением издержек.

В первую очередь необходимо определить базовый контур модели и групп участников внутриотраслевого взаимодействия. Необходимо обеспечить сопряжение предприятий судостроительной отрасли разных стадийных уровней постройки судов как между собой в процессе проектирования и производства, так и с государственными органами власти, общеотраслевыми общественными организациями.

Предположительно в состав сети в качестве акторов войдут организации НИР и ОКР, предприятия судостроения и судоремонта, судового машиностроения, приборостроения и средств электрорадиоавтоматики.

Кроме того, должен быть обеспечен выход на сеть государственным, федеральным и территориальным органам власти, эксплуатантам кораблей и судов, резидентам смежных отраслей,

На рис. 1. приведен базовый контур сетецентрической модели судостроительной отрасли. Предприятия судостроительной отрасли представлены в виде узлов2 на пересечении вертикальных и горизонтальных ссылок3.

Рис. 1. Базовый контур сетецентрической модели судостроительной отрасли

По вертикали располагаются предприятия согласно их профилю деятельности, по горизонтали – в зависимости от вида деятельности эксплуатантов.

Пунктирными линиями в данном случае обозначаются неявные связи, сплошными – явные.

В качестве центрального узла сети выступает департамент судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ – 1-й уровень. Здесь же располагаются эксплуатанты в качестве пассивных участников (наблюдателей).

На 2-м уровне располагаются организации НИР и ОКР.

3-й уровень занимают судостроительные и судоремонтные предприятия.

Четыре узла: судовое машиностроение, судовое приборостроение, судовая электрорадиоавтоматика, спецоборудование и вооружение – занимают 4-й уровень.

5-й уровень находится вне судостроительной отрасли, на нем находятся предприятия других отраслей, связанных с предприятиями 3, 4 и 5-го уровней. Ссылки от последних на данной схеме не показаны.

С целью развития информационного взаимодействия предприятий судостроительной отрасли с предприятиями вне исследуемой отрасли каждое предприятие также имеет пучки веерных ссылок, связанных с предприятиями других отраслей, образуя условные межотраслевые кластеры.

Горизонтальные пучки веерных ссылок, отображенные на схеме, не замыкаются на общий узел, они отображают исключительно межуровневые связи на каждой из вертикалей по профилю эксплуатантов.

Две вертикальные связи оборонного значения отделены от гражданского судостроения по причине закрытого характера контента.

В верхней части находится техническое обеспечение информационной системы департамента судостроительной промышленности и морской техники в виде четырех серверов.

Каждый сервер обеспечивает взаимодействие двух близких по профилю направлений деятельности эксплуатантов.

Если в военной области сетецентрическая модель (СТМ) решает исключительно задачу боевых действий во время особого периода, то разработанная отраслевая СТМ является универсальной и может оперативно решать многие актуальные задачи, например организацию импортозамещения.

Так, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров во время рабочей встречи с президентом В.В. Путиным 10 июня 2021 года, в контексте повышения технологической независимости нашей страны, заявил о возобновлении программы импортозамещения в обрабатывающих отраслях промышленности в новом формате. До этого основной акцент ставился на производство и импортозамещение конечной продукции, сейчас – на разработку собственного сырья, материалов и комплектующих. При этом одним из инструментов предлагается механизм грантовой поддержки через Фонд развития промышленности.

Таким образом, отраслевое сетевое взаимодействие будет осуществлено в том числе с участием еще одного актора – Фонда развития промышленности.

Cхема взаимодействия акторов в процессе локализации производства комплектующих изделий на примере судового машиностроения представлена на рис. 2. Черным (темным) цветом выделены процессы, светло-зеленым – исполнители, участвующие в этих процессах.

Рис. 2. Cхема взаимодействия акторов в процессе локализации производства комплектующих изделий на примере судового машиностроения

На начальной стадии локализации определяется номенклатура требующихся комплектующих изделий, на конечной – организация их производства.

Между этими стадиями в силу единичного и малосерийного характера производства должны осуществляться некоторые специфические технологические и организационные проработки.

Сплошными линиями обозначаются переходы от одного процесса (стадии) к другому, пунктирными – связь процессов с участниками и исполнителями этих процессов.

Штриховыми линиями обозначены информационные связи, показывающие необходимость начала соответствующих работ. Таким образом, обеспечивается синхронизация технологических и организационных процессов.

Исходя из данной схемы, можно определить типологию сетевой модели локализации производства комплектующих изделий с помощью инструмента временного и ресурсного планирования.

Главные инструменты

Главными инструментами временного и ресурсного планирования считаются графики или диаграммы. Они позволяют визуально определить состояние выполняемых работ и зависимость между ними. Сетевой график планирования и эффективного управления показывает сроки выполнения операций, требуемые ресурсы и денежные расходы. Можно выделить две разновидности диаграмм:

– моделирование проекта в виде множества вершин, связанных линиями, которые показывают взаимосвязи между работами;

– отображение работы в виде линии между событиями («вершина – событие»)4.

Сетевые диаграммы отображают сетевую модель в виде множества вершин, соответствующих работам; эти вершины соединены линиями, представляющими взаимосвязи между работами. Этот граф, называемый сетью типа «вершина – работа», или диаграммой предшествования – следования, является наиболее распространенным представлением сети5.

Сетевая диаграмма «вершина – работа» – это представление сетевой модели проекта в виде ориентированного графа, в котором работы являются узлами (изображаются прямоугольниками), а связи между работами (отношения предшествования) – стрелками.

На рис. 3 представлен фрагмент типологии сетевой модели локализации производства комплектующих изделий.

Рис. 3. Типология сетевой модели локализации производства комплектующих изделий (фрагмент)

Закрепление предшествующих работ в процессе технологической подготовки производства.

1. Определение номенклатуры комплектующих изделий и потребностей в них.

2. Формирование заказа.

3. Установление предприятия-изготовителя.

4. Грантовая поддержка.

5. Трассировка сетевого взаимодействия.

6. Разработка типовых и групповых технологических процессов.

7. Организация группового производства.

8. Унификация, типизация, стандартизация и каталогизация.

9. Управление серийностью (обобщающий процесс, включающий 7, 8 и 9).

10. Технологическая подготовка производства6 (обобщающий процесс, в т.ч. 9).

11. Установление кооперационных связей.

12. Организация производства как обобщающий процесс, предшествующий изготовлению.

Представленная сетевая модель локализации производства комплектующих изделий не является исчерпывающей, а лишь подтверждает возможность использования сетецентрической модели для решения аналогичных задач.

Развитие сетецентрического подхода в экономике, а также заимствование (или возвращение. – Прим. ред.) его из военной сферы, где он получил наибольшее развитие, в значительной мере делают его более понятным широкому кругу авторов, восприимчивых к развитию технического прогресса, и совместимым с предшествующими организационными (командоцентрической, дата-центрической) моделями управления.

Виртуальная коммуникационная сеть может работать круглосуточно в силу режима работы предприятий, расположенных на территориях одиннадцати часовых зон.

Ни одно министерство практически не может заменить предложенную сеть взаимодействия, ни по коммуникативным возможностям, ни по физическим причинам.

В нашем понимании, отраслевая сетецентрическая модель имеет дуалистический характер и содержит в себе как принципы государственного регулирования (координации) – на стратегическом и тактическом уровнях, так и создает благоприятные условия для самоорганизации взаимодействия предприятий внутри отрасли и с предприятиями смежных отраслей – на оперативном уровне.

Отраслевая сеть не должна быть либерализованной, потому как вкладывать средства на ее создание и содержать ради непонятных инициатив снизу, вероятно, пока не стоит. Участники сети должны руководствоваться прежде всего отраслевыми интересами.

В силу того, что судостроительная отрасль нуждается в государственной поддержке, государство вправе осуществлять мониторинг деятельности отрасли и ее предприятий, в силу необходимости организации внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия, и синхронизировать деятельность предприятий отрасли по всей технологической цепи, включая кооперированные поставки, использования более совершенной технической базы, совершенствования технологических процессов и организации производства, внедрения инноваций, то есть рационального взаимодействия акторов в целях своевременной и качественной сдачи кораблей и судов заказчику в необходимые сроки.

Запрос на создание подобной системы уже витает в производственной среде. «Грубо говоря, нужен единый коммуникационный центр вроде системы советского Минсудпрома, но созданный с учетом современных реалий – например, специфики параллельного существования частных IT-компаний, КБ и верфей, которые часто оказываются более эффективными, чем государственные», – уверен технический директор крупной частной верфи .

Таким образом, мы подошли к пониманию необходимости совершенствования отраслевого взаимодействия в контексте развития информационных технологий и поиска нового подхода, удовлетворяющего требованиям современного развития судостроительной отрасли как в сфере военно-промышленного комплекса, так и в строительстве и ремонте гражданского флота.

1. См. также публикацию автора в предыдущем номере журнала «Морской флот».

2. Узлы – участники сети.

3.Ссылки – это соединения между узлами или группами узлов в сети.

4. arprime.ru›planirovanie/setevoye…i-upravleniye

5. econom-lib.ru/7-83.php

6. Полный комплекс работ по технологической подготовке производства определен ГОСТ Р 50995.3.1-96.

Морской флот №2 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

11.08.2022

Транспортная политика

10.08.2022

Транспортная политика

18.07.2022

Транспортная политика