Потенциал водного транспорта и судостроения – в центре ключевых событий и решений ВЭФ-2022 - Морские вести России

Потенциал водного транспорта и судостроения – в центре ключевых событий и решений ВЭФ-2022

08.09.2022

Транспортная политика

Потенциал водного транспорта и судостроения – в центре ключевых событий и решений ВЭФ-2022

Россия успешно справляется с вызовами, рожденными тотальными западными санкциями, чему в немалой степени способствует курс государства на ускоренное развитие отечественного водного транспорта и судостроения. Об этом свидетельствуют ключевые события, происходящие на VII Восточном экономическом форуме и вокруг него, сообщает пресс-служба Росморречфлота.

Главное из них, выступление президента России Владимира Путина на пленарной сессии форума, практически в каждом крупном экономическом разделе подчеркивает стратегическую важность развития инфраструктуры морских портов, подходов к ним и судостроительных проектов как основы обеспечения  опережающего развития экономики Дальнего Востока и ряда других территорий России, прилегающих к трассам международных транспортных коридоров.   

Для судостроителей и рыбаков важно было услышать прозвучавшие в речи Владимира Путина слова поддержки дальнейшей реализации так называемой программы «квоты под киль», передающей 20% квот на вылов водных биоресурсов компаниям, строящим флот на российских верфях, с  поручением правительству «отдельно посмотреть» на ее сложившиеся реалии с тем, чтобы «добиться сбалансированного роста, полной загрузки производственных мощностей, а также обеспечить гармоничное развитие инфраструктуры регионов».

Напомнив о реализации в последние годы больших планов по развитию транспортной инфраструктуры, железных и автомобильных дорог, морских портов и трубопроводов, Владимир Путин добавил, что «эти своевременные решения позволили бизнесу в сегодняшних условиях оперативно перестроить логистику, развернуть грузовые потоки в те страны, которые готовы и хотят торговать с нашей страной, предпочитают цивилизованные, предсказуемые деловые отношения».

Самый крупный в логистической части раздел выступления главы государства посвящен анализу такого интегрального показателя как грузооборот морских портов. «Показательный факт, -  говорит президент, – несмотря на попытки внешнего давления, общий грузооборот российских морских портов за семь месяцев текущего года практически не сократился, остался на том же уровне, что и годом раньше, – это где-то 482 миллиона тонн грузов. При этом здесь, в дальневосточных портах, сейчас настоящий логистический бум. Объёмы перевалки грузов, обработки контейнеров таковы, что специалисты работают без перерыва на выходные, днём и ночью. Словом, как бы ни хотелось кому-то изолировать Россию, сделать это, как мы и всегда об этом говорили, невозможно. Достаточно просто посмотреть на карту.

Используя наши естественные конкурентные преимущества, мы продолжим наращивать свой транспортный потенциал, расширять сеть автомобильных и железных дорог, строить новые подходы к морским терминалам и увеличивать их мощность».

В центре внимания государства сегодня Владимир Путин назвал «безусловно, восточное направление инфраструктуры, а также развитие международного коридора «Север – Юг» и портов Азово-Черноморского бассейна». Но если прежде тот же МТК «Север-Юг» в официальных планах аргументировался, в основном, «преимуществами от обеспечения транзита товаров» на рынки Западной Европы, то теперь поставлена задача более высокого порядка: МТК призван открыть «новые возможности для выхода российских компаний на рынки Ирана, Индии, стран Ближнего Востока, Африки и, конечно, для встречных поставок из этих стран».

В целом, на горизонте 2030 года совокупный объём грузоперевозок по названным маршрутам, артериям способен вырасти примерно на 60 процентов. «Мы оцениваем эти возможности абсолютно реалистично, так и будет»,- подчеркнул президент.

Наряду с планами развития транспортных коридоров важно…, - отмечено далее, … загружать российские верфи заказами на современные, качественные наливные суда, сухогрузы и контейнеровозы, в том числе ледового класса, для дальнейшего освоения Северного морского пути как мощной транспортной артерии национального и глобального международного значения, подчеркну, с круглогодичной навигацией». Для этого поставлена новая комплексная задача, «чтобы в каждом порту на пути следования производилось обслуживание судов и обработка грузов, а график движения был ритмичным и предсказуемым, надёжным. В этом случае все пункты маршрута и все регионы Севморпути получат выгоду от работы логистического коридора».

Эти крупные планы по развитию проектов морской экономики в ее транспортно-промышленной части в дни ВЭФ-2022 уже начали получать зримое воплощение.

После затянувшейся на несколько десятилетий паузы в гражданском судостроении, когда в стране практически не строили пассажирских судов и лишь в последние годы их удалось построить порядка полутора десятков, государство, наконец, готовит условия для финансового обеспечения производственного механизма, соразмерного по масштабу имеющейся потребности .    

Как сообщил на судостроительной сессии ВЭФ генеральный директор АО ГТЛК Евгений Дитрих, запрос регионов на пассажирские суда сегодня составляет более 250 единиц.

Под такой заказ Минпромторг планирует запросить  более 280 млрд рублей из средств ФНБ, сообщил заместитель министра Виктор Евтухов, а общий вес программы лизинга таких судов составит почти 480 млрд рублей. Эта сумма на порядок больше той, что еще три года предполагалось направить на эти цели.  

На открывшем форум заседании президиума Госсовета по развитию туризма одной из объединяющих всю туристическую отрасль задач также назван подъем речных и круизных пассажирских перевозок. «Чтобы сформировать долгосрочный заказ, верфь должна понимать, когда, что и на каких условиях она должна построить. Должна быть серийность и тогда мы сможем оптимизировать и цену», ‒ пояснил глава ГТЛК. «Если мы определим конечный набор проектов, которые мы делаем, серийно их запустим, верфи смогут производить эти же пароходы по оптимальной цене и без господдержки», ‒ уверен Дитрих.

По оценке министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова «корневая отрасль Дальнего Востока – логистика». В интервью КП, опубликованном в дни форума, говорится: «Он (Дальний Восток) такой громадный, все должно ехать. И здесь вот эти две тонких нити – Транссиб и БАМ: 9200 и 4200 километров. Как цепь, которая настолько слаба, насколько слабо самое слабое звено».

По словам Чекункова, на СМП должны быть построены 12 новых портов, а для судоходства по нему - 153 судна ледового класса. В том числе, Севморпуть получит 10 новых ледоколов и перевозки по нему можно будет осуществлять круглый год. Таким образом мы достигаем провозной способности СМП в 100 млн тонн в 2025 году и 200 млн тонн – в 2030-м. Только комбинация «земля и вода» позволит нам вывезти все с Запада на Восток, подчеркнул министр.

Но все это, так или иначе, планы, существующие пока лишь на бумаге, но ВЭФ-2022 запомнится и практическими событиями в сфере морской логистики. Форум открыла  церемония поднятия государственного флага на новом железнодорожно-автомобильном пароме «Александр Деев», построенном на Амурском судостроительном заводе (входит в ОСК), который позволит с материка на Сахалин возить вдвое больше груза, чем существующие паромы, и, что еще более важно, обеспечит навигацию при любых погодных условиях и любое время суток. Среди крупнейших заказчиков нового флота - подведомственные предприятия Федерального агентства морского и речного транспорта, и потому представители Росморречфлота - в постоянном взаимодействии с АО "ОСК", объединяющем 80% российского судостроения, другими отечественными верфями и профильным департаментом Минпромторга. 

Практическое значение для потребителя не только Дальнего Востока, но и всей России, стало сообщение  в дни форума об открытии крупной российской торговой и логистической сетью «Магнит» мультимодальных перевозок продукции через Дальний Восток из стран АТР. В сообщении компании, которая прежде не поставляла фрукты и овощи через дальневосточные порты, сообщается, что первые отгрузки для розничной сети в специальных рефрижераторных контейнерах уже стартовали. В результате – сеть  планирует снизить стоимость товаров и сроки их доставки для потребителей. И этот шаг к важной для широких кругов населения цели также останется в истории морской и транспортной отрасли, благодаря VII Восточному экономическому форуму. 


Фото: Бобылёв Сергей, Фотохост-агентство ТАСС

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

26.09.2022

Транспортная политика

19.09.2022

Транспортная политика

12.09.2022

Транспортная политика