Время новых решений - Морские вести России

Время новых решений

12.09.2022

Транспортная политика

Время новых решений

Фото: пресс-служба ОСК

В прошедшие два года дополнительные сложности морскому и речному транспорту, да и всей морехозяйственной инфраструктуре страны принесла пандемия COVID-19. Сегодня же существенно скорректировать планы флот заставила специальная военная операция по денацификации и демилитаризации Украины, а также регулярно вводимые США и Евросоюзом всевозможные санкции, а по сути, экономическое нападение на Россию.

Александр Балыбердин, к.э.н., директор Института комплексных исследований национальной морской политики РТУ МИРЭА

В сложившихся условиях у судовладельцев, судостроителей и портовиков возникли вопросы, связанные с невозможностью применения многих норм и правил, в том числе международного характера, без решения которых дальнейшая деятельность существенно затруднена. Общие меры по противодействию санкциям Запада, предпринимаемые президентом и правительством, безусловно, играют положительную роль, но не всегда учитывают специфику труда в отрасли, особенно моряков, чья деятельность связана с длительным пребыванием в отдаленных районах Мирового океана и регулярными заходами в иностранные порты.

Состоявшееся в Санкт-Петербурге 20 мая заседание Морской коллегии при Правительстве РФ постаралось ответить на назревшие вопросы, а также сформулировало ряд поручений органам власти и организациям.

В повестке коллегии: «О проекте ежегодного доклада президенту РФ «О комплексной оценке состояния национальной безопасности РФ в области морской деятельности в 2021 году и предложения по ее обеспечению», о проекте Морской доктрины РФ; о концепции развития водолазного дела в РФ до 2035 года; о восстановлении брига «Меркурий».

В историческом зале Адмиралтейства прошло заседание коллегии именно там, где 20 лет назад состоялось первое собрание. При этом стоит отметить приятные изменения: отреставрированные помещения, бережно сохраненные коллекции книг, картин и гравюр от зарождения регулярного флота России до наших дней, великолепную коллекцию наград Российской империи, СССР и современной России. Конечно, участники не преминули ознакомиться со всем этим национальным достоянием.

Совещание открыл и вел зампредседателя правительства, председатель Морской коллегии при Правительстве РФ Ю. Борисов (с 15 июля с.г. – руководитель Роскосмоса).

В приветственном слове губернатор Санкт-Петербурга, член Морской коллегии А. Беглов помимо исторических фактов, связанных со становлением госуправления морской деятельностью России, рассказал о Морском совете Санкт-Петербурга, одном из активно действующих региональных морских советов страны.

Что делать

С докладом по основному вопросу выступил заместитель Главкома ВМФ РФ вице-адмирал В.Л. Касатонов. Уместно пояснить, что госзаказчиком подготовки ежегодного доклада президенту является Минобороны, и она осуществляется в рамках выполнения научно-исследовательской работы, непосредственный исполнитель которой – структурное подразделение Российского технологического университета МИРЭА Институт комплексных исследований национальной морской политики (ИКИ НМП).

По инициативе института и при поддержке НЭС Морской коллегии в доклад заместителя главкома ВМФ включены предложения о первоочередных мерах по преодолению санкционного давления в области морской деятельности.

В области судостроения и судоремонта. Провести актуализацию программ и планов по импортозамещению:

– расширить госпреференции для экономической привлекательности строительства судов на отечественных верфях;

– переориентировать поставки судового комплектующего оборудования и электронной компонентной базы на отечественных производителей и поставщиков из стран, не поддержавших санкции, а также ускорить внедрение реверс-инжиниринга при их создании;

– упростить порядок сертификации продукции в морском и речном регистрах с целью сокращения сроков процедур;

– увеличить ассигнования на научные исследования и разработки;

– приступить к разработке отечественной импортоопережающей комплексной системы автоматизации проектирования для судостроения, которая должна стать единой базовой системой для всех предприятий, включенных в контур судостроительной промышленности;

– ускоренно строить круизный флот на отечественных верфях для развития туризма на реках, озерах и морях;

– разрешить проведение сервисного обслуживания и ремонта судов и судового оборудования, произведенных в «недружественных» странах, российскими, а также компаниями из стран, не поддержавших санкции, без получения сертификатов от стран-производителей.

В ближайшей перспективе необходимо:

– закрепить за отечественными судоходными компаниями право перевозки стратегических грузов, в первую очередь углеводородов на экспорт из морских портов в максимальных объемах для флота, контролируемого российскими компаниями;

– для переориентации внешней торговли на азиатское направление ускоренными темпами развивать железнодорожные подходы к портам Арктики и Дальнего Востока, наращивать пропускную способность Транссиба и БАМа, а также мощности портовой инфраструктуры Арктического и Дальневосточного бассейнов;

– продолжить активное развитие Севморпути как безопасного и надежного маршрута, который проходит в пределах территориальных вод и исключительной экономической зоны нашей страны (морские грузоперевозки, ледокольный флот, создание судов ледового класса, цифровая трансформация обеспечения движения);

– поручить ЦБ РФ урегулировать вопросы морского страхования и перестрахования, замещения иностранных компаний отечественными на тех же условиях и с теми же лимитами, как в существующих договорах страхования и перестрахования;

– предоставить возможность установления тарифов на услуги в морских портах в отношении компаний-нерезидентов в иностранной валюте;

– для исключения внутренней конкуренции между различными видами транспорта создать единую систему субсидирования предприятий транспортной отрасли, учитывающую экономическую эффективность и сезонность внутреннего водного транспорта;

– временно ограничить введение новых требований по обеспечению экологической, технологической и транспортной безопасности, а также проведения контрольно-надзорных мероприятий по данным направлениям, если это не связано с критическими ситуациями по защите жизни и здоровья людей;

– продолжить практику предоставления гражданам РФ «туристического кешбэка» на весь период работы речного и морского круизного флота;

– установить специальный порядок использования средств валютной выручки для отечественных судовладельцев, занятых в международном судоходстве и рыболовстве в международных и удаленных районах лова, учитывающих необходимость оплаты ими контрактов за услуги, предоставляемые нерезидентами РФ, в иностранной валюте.

В сфере развития рыбохозяйственного комплекса. Предусмотреть на все время проведения специальной военной операции меры господдержки организациям рыбопромышленного комплекса Крыма и Севастополя в связи с запретом рыболовства в Азовском и Черном морях.

Следует отметить, что перечисленные предложения после направления протокола заседания НЭС Морской коллегии были согласованы Аппаратом правительства с Минпромторгом, Минтрансом и Минсельхозом.

Своим решением Морская коллегия одобрила проект доклада по комплексной оценке состояния нацбезопасности страны в морской деятельности в 2021 году и предложения по ее обеспечению, а также первоочередные меры по отраслям (судостроение и судоремонт, морской и внутренний водный транспорт, рыбохозяйственный комплекс).

Еще одной особенностью представленного вниманию членов Морской коллегии доклада было предложение об уточнении и актуализации с учетом изменившейся военно-политической и социально-экономической обстановки, методических указаний по подготовке ежегодного доклада президенту РФ.

Так, на содержании указанных уточнений во вступительном слове остановился и председатель Морской коллегии Ю.И. Борисов, поддержавший предложение НЭС Морколлегии о том, что если по ряду показателей комплексной оценки национальной безопасности в морской деятельности в течение длительного периода сохраняется оценка «катастрофическое» и «кризисное», то федеральные органы исполнительной власти не могут ограничиваться констатацией сложившегося положения, ссылаясь в основном на недостаточность бюджетного финансирования. Он подчеркнул, что эти руководители наделены необходимыми полномочиями по самостоятельному распределению предоставленных им федбюджетом денежных ассигнований и определению приоритетности их расходования.

Впредь предложено докладывать правительству о принимаемых мерах и вносить реальные предложения по изменению сложившегося положения, содержащие видение выхода той или иной отрасли из кризисного состояния. Приоритет при этом должен отдаваться программным методам достижения конечного результата.

Океанографические исследования

Представитель Минобрнауки, касаясь итогов проведенных в 2020-2021 гг. комплексных океанографических экспедиций, отметил существенный вклад отечественной науки в изучение процессов жизнедеятельности Мирового океана. Он проинформировал коллегию о рекомендациях ежегодной министерской конференции, проведенной впервые на базе РТУ МИРЭА, и вручил председателю Морской коллегии Ю. Борисову сборник «Морские экспедиционные исследования на судах Минобрнауки России в 2020-2021 гг.».

Коллегия поддержала его предложения о целесообразности продолжения проведения комплексных океанографических исследований в дальних морских зонах и удаленных районах Мирового океана и дала соответствующие поручения.

Кроме того, коллегия приняла ряд предложений министерства, связанных с реализацией мероприятий Десятилетия ООН, посвященного науке об океане в интересах устойчивого развития, одобрив их по целям и основным направлениям действий, и предложила Минобрнауке ежегодно до 1 марта предоставлять отчеты по их реализации в рамках подготовленного документа. При этом коллегия обратила внимание министерства на важность работы по формированию информационной платформы по популяризации национальной морской политики в части науки и образования, морских научных исследований, а также мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия ООН, посвященного науке об океане.

Заинтересованным федорганам исполнительной власти предложено рекомендовать подведомственным организациям принять участие в научно-практической конференции «Россия в Десятилетии ООН, посвященном науке об океане», проводимой при поддержке Минобрнауки и под эгидой Межведомственной национальной океанографической комиссии (МНОК) в октябре 2022 года в РТУ МИРЭА.

Тематически конференция будет построена вокруг семи ожидаемых результатов Десятилетия наук об океане, а также ключевых сквозных вопросов, включая управление данными и знаниями, развитие потенциала. Она объединит пять тематических дней с насыщенной научно-деловой программой. Большое внимание на конференции будет уделено популяризации науки об океане, в том числе будут организованы выставочные и конкурсные мероприятия, презентации проектов, направленных на повышение доступности результатов исследований и значения океана для человека.

Помимо этого, в протокольное решение коллегии включено поручение Минобороны ускорить подготовку проекта федзакона «О государственном управлении морской деятельностью РФ» в качестве единого, базового документа, рассматривающего госуправление морской деятельностью в виде предмета правового регулирования, обеспечивающего повышение роли государства в координации реализации субъектами морской деятельности национальной морской политики, и обеспечить его внесение в правительство не позднее сентября текущего года.

Важно отметить, что указанный законопроект разработан по поручению Морской коллегии и неоднократно рассматривался ею, но в течение ряда последних лет не может пробиться сквозь частокол формальных согласований и бесчисленных уточнений, большинство из которых не носит принципиального характера.

Остается надеяться, что на этот раз проект закона, структурирующего и закрепляющего де-юре фактически созданную и функционирующую систему госуправления морской деятельностью страны, встретит должное внимание в высоких кабинетах.

И вновь Морская доктрина

Среди значимых вопросов, рассмотренных Морской коллегией, и проект Морской доктрины РФ. Следует отметить, что ее новая редакция подготовлена Минобороны РФ в рамках научно-исследовательской работы, предусматривающей разработку наиболее значимых законопроектов и иных документов стратегического планирования, непосредственно затрагивающих интересы флота и иных морепользователей. Кроме того, рассмотрение проекта на Морской коллегии было рекомендовано Совбезом РФ, организовавшим предварительную проработку текста в Администрации Президента РФ. Проект доктрины предварительно согласован 13 федеральными органами исполнительной власти и госкорпорацией «Росатом».

Ее основное отличие от предшествовавших вариантов – впервые сформулированные национальные интересы, а также ранжированные по степени опасности риски, вызовы и угрозы нацбезопасности страны в сфере морской деятельности.

Морская доктрина. Проектом определены нацинтересы России в Мировом океане:

– незыблемость суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, распространяющиеся на внутренние морские воды, территориальное море, их дно и недра, а также на воздушное пространство над ними;

– суверенные права и юрисдикция в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;

– сохранение статуса великой морской державы, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности, усиление национального влияния и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях формирующегося полицентричного мира;

– развитие морского потенциала и укрепление обороноспособности на океанских и морских направлениях;

– свобода открытого моря, включая свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, прокладывания подводных кабелей и трубопроводов, права на изучение и освоение минеральных ресурсов междундародного района морского дна;

– безопасное функционирование морских трубопроводных систем углеводородного сырья, имеющих стратегическое значение в обеспечении внутреннего потребления и во внешнеэкономической деятельности;

– обеспечение гарантированного доступа к глобальным транспортным коммуникациям в Мировом океане;

– осуществление военно-морской деятельности в Мировом океане в целях обеспечения и защиты национальных интересов, поддержания стратегической и региональной стабильности;

– сохранение человеческой жизни на море;

– функционирование жизненно важных морских (океанских) коммуникаций;

– предотвращение загрязнения морской среды отходами производства, потребления и утилизации;

– комплексное изучение и рациональное использование ресурсов и пространств Мирового океана в целях устойчивого экономического и социального развития страны, ее приморских регионов;

– развитие Арктической зоны как стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование;

– развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации, конкурентоспособной на мировом рынке.

В доктрине подчеркивается, что указанные национальные интересы в Мировом океане и их защита являются высшими приоритетами РФ.

Необходимо отметить, – в документ включено достаточно много новаций, что после ее утверждения повлечет необходимость разработки Стратегии развития морской деятельности до 2035 года и новой редакции «Основ госполитики РФ в области военно-морской деятельности».

Остается добавить, что в ходе обсуждения проекта доктрины было предложено приурочить ее подписание к проведению очередного парада в честь Дня Военно-Морского Флота России в Санкт-Петербурге. Морская коллегия поддержала предложение.

Х    Х    Х

Водолазное дело. В ходе заседания Морской коллегией рассмотрена и одобрена подготовленная МЧС Концепция развития водолазного дела на период до 2035 года. При этом поручено МЧС в III квартале 2022 года совместно с заинтересованными федорганами власти и организациями разработать план мероприятий по ее реализации, рассмотреть его на заседании Межведомственной комиссии по водолазному делу при Морской коллегии и представить в Морскую коллегию. Такой контроль со стороны Морской коллегии объясняется наличием на протяжении продолжительного времени ряда разногласий между МЧС и Минздравом по водолазной медицине и подготовке медперсонала.

В связи с указанными разногласиями, а также учитывая возрастание роли медико-санитарного обеспечения морской деятельности, отмеченное в новой редакции Морской доктрины РФ, Минздраву и ФМБА предложено представить предложения по кандидатурам для включения в состав Морской коллегии. Представляется, что таким образом удастся наконец разрешить противоречия, сдерживающие развитие водолазного дела на современном уровне.

Бриг «Меркурий». Заслушав выступления представителей Севастополя, Минкультуры РФ, Межведомственной комиссии по морскому культурному и историческому наследию Морской коллегии, Центрального военно-морского музея, Морская коллегия признала нецелесообразным создание исторической реплики брига «Меркурий». Решение основано на отсутствии реальных инвесторов и проблем со стороны морского регистра.

Однако для сохранения памяти об исключительном героизме экипажа брига и в русле исторической преемственности и традиций Военно-морского флота России, Минобороны поручено обеспечить прием в 2022 году в состав ВМФ нового корвета «Меркурий», а также рассмотреть возможность присвоения наименования «Память Меркурия» учебному парусному судну, постройка которого для обучения курсантов предусмотрена программой кораблестроения до 2050 года.

Памятник адмиралу Ф.Ф. Ушакову. Коллегия одобрила и поддержала инициативу правительства Санкт-Петербурга установки на площади Труда памятника адмиралу Федору Федоровичу Ушакову. Установленный в непосредственной близости от Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого, образ святого воина Ф.Ф. Ушакова будет способствовать духовному и патриотическому воспитанию новых поколений моряков и граждан великой России.

Коллегия предусмотрела проведение двух совещаний по вопросам создания российских двигателей, их основных агрегатов, узлов и комплектующих для флота, а также по строительству современных крупнотоннажных гражданских судов.

Устьевые морские порты. Коллегия поручила Минтрансу РФ рассмотреть предложения по изменению действующего законодательства в части определения речного режима эксплуатации ВВП и гидротехнических сооружений морских портов, расположенных в устьях рек.

Ситуация обострена тем, что сегодня в отношении устьевых морских портов сложилась парадоксальная ситуация: они реально стоят на реках, однако входящие в границы их акваторий части рек из перечня внутренних водных путей исключены и нормы КВВТ в вопросах эксплуатации не применяются.

Между тем очевидно, что особенности функционирования указанных морских портов неразрывно связаны с эксплуатацией именно речных пространств, что никак не учитывается в Федеральном законе «О морских портах РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (№ 261-ФЗ от 8.11.2007).

Коллегия поручила своему НЭС подготовить предложения по разработке единой информполитики обеспечения морской деятельности. Надеемся, что в ближайшее время на «МорскаяКоллегия.рф» можно будет получать актуальную информацию о деятельности «морского правительства России», федеральных и региональных органов власти, учреждений и организаций по укреплению морской мощи страны.

Морские вести России №10 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

26.09.2022

Транспортная политика

19.09.2022

Транспортная политика

12.09.2022

Транспортная политика