Круглогодичная навигация: новые вызовы и возможности - Морские вести России

Круглогодичная навигация: новые вызовы и возможности

03.10.2022

Транспортная политика

Круглогодичная навигация: новые вызовы и возможности

Фото: пресс-служба правительства Камчатского края

В новой геополитической реальности растет значимость Северного морского пути (СМП) как транспортной артерии, соединяющей запад и восток страны, новый стимул для развития получают восточные районы СМП, а планируемый с 2024 года переход на круглогодичную навигацию должен обеспечить транспортировку 80 млн тонн грузов.

Наряду с этим новые условия обнажают старые проблемы развития СМП и создают вызовы, требующие немедленного решения. Прежде всего, речь идет о критической нехватке национального транспортного флота и ледокольном обеспечении, развитии арктического судостроения, обеспечении навигации и безопасности мореплавания, создании логистических хабов и перегрузочных комплексов, судоремонта и сопутствующего сервиса на территориях, прилегающих к СМП. Эти и другие актуальные вопросы обсудили участники выездной сессии Владивостокского экономического форума (ВЭФ) «Перспективы круглогодичной навигации по Северному морскому пути» в июле 2022 года в Петропавловске-Камчатском.

Галина Музлова

Роль СМП и изменение акцентов

Владимир Панов, зампредседателя госкомиссии по вопросам развития Арктики, спецпредставитель Госкорпорации «Росатом», обратил внимание на постоянный рост грузооборота по СМП.

По его словам, в 2021 году по СМП перевезено 34,9 млн тонн грузов, что на 2 млн тонн больше, чем в 2020 году, также был поставлен исторический рекорд по объемам транзита, который в прошлом году превысил 2 млн тонн и по сравнению с 2019 годом вырос в три раза. «В 2022 году, несмотря на изменившиеся обстоятельства, грузооборот продолжал расти – за 7 месяцев перевезено 17,7 млн тонн грузов, что на 5% больше, чем за аналогичный период 2021 года», – подчеркнул В. Панов.

Он также акцентировал внимание на изменении значения СМП в новой геополитической реальности: «Сегодня мы смотрим на СМП как на транспортный коридор, способный дополнить основные транспортные артерии, соединяющие запад и восток страны (БАМ и Транссиб), соответственно, меняется его роль с точки зрения транспортной безопасности страны».

По словам представителя «Росатома», после начала специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины произошел запрос на изменение направления грузопотока по СМП: «Если раньше основной грузопоток шел в западном направлении – из Обской губы, Енисейского залива в сторону европейских портов, то сейчас происходит переориентация на восток, что делает переход на круглогодичную навигацию как никогда актуальным».

Как рассказал Евгений Амбросов, заместитель председателя правления, директор по морским операциям, судоходству и логистике ПАО «НОВАТЭК», переход к круглогодичной навигации осуществляется путем ввода сверхранних и сверхпоздних рейсов и расширения окна навигации в восточном секторе Арктики с 7 до 10 месяцев. «В процессе выполнения этих рейсов проводились различные ледовые испытания и тесты, проверялась разная тактика осуществления ледокольной проводки крупнотоннажных судов. В результате были подтверждены проблемные участки в акватории СМП, где вне зависимости от времени года ледокольная поддержка требуется в обязательном порядке», – рассказал Е. Амбросов.

При этом, по его словам, суда-газовозы проекта «Ямал СПГ» показали в реальных ледовых условиях восточного сектора Арктики большую ледопроходимость по сравнению со спецификационными требованиями, а скорость движения новых газовозов, строящихся для проекта «Арктик СПГ – 2», во льдах будет еще выше за счет улучшенных ледокольных характеристик. «Конечно, для успешного плавания в ледовых условиях особенно важен опыт судоводителя, его умение управлять, анализировать спутниковую информацию, проявлять способность к выработке оптимального маршрута и определять тактику взаимодействия с ледоколом», – напомнил Е. Амбросов.

Хабы и опорные пункты

По словам Владимира Солодова, губернатора Камчатского края, переход на круглогодичную навигацию СМП позволит региону развиваться как логистическому хабу. «Камчатка – это восточные ворота СМП, и именно здесь реализуется один из флагманских проектов по созданию энергетического хаба», – отметил он и добавил, что для развития логистического направления региону необходимо решить вопросы инфраструктуры, строительства и ремонта судов, а также сформировать сырьевую базу. По его словам, все эти вопросы находятся в процессе решения.

Более подробно о развитии морского комплекса по перегрузке сжиженного природного газа (СПГ) на Камчатке рассказал Евгений Амбросов, представитель ПАО «НОВАТЭК». По его словам, этот комплекс будет введен в строй в 2023 году, а в настоящее время ведется строительство плавучего хранилища газа, изготавливается оборудование, проводится дооснащение многофункционального судна в соответствии с требованиями государственных контролеров.

«Ввод в строй перегрузочного комплекса на Камчатке позволит увеличить оборачиваемость газовозов Arc7 по трассе СМП и их производительность», – подчеркнул Е. Амбросов. Он также напомнил, что создание еще одного комплекса по перегрузке СПГ ведется в Мурманской области. Каждый из комплексов будет иметь по одному плавучему хранилищу газа и по две рейдовые стоянки для операций перегрузки СПГ, что позволит обеспечить ежегодную перевалку более 21 млн тонн СПГ на каждом комплексе, а в перспективе, с установкой еще двух хранилищ в каждом из портов, перевалочные мощности увеличатся до 32 млн тонн СПГ в каждом порту.

Представитель «НОВАТЭКа» также сообщил, что поэтапная реализация проекта «Арктик СПГ – 2» ежемесячно даст порядка 7–8 рейсов по СМП только в восточном направлении. «Это означает, что только после реализации первой фазы проекта в акватории морей восточного сектора Арктики в движении будут одновременно находиться пять судов-газовозов. Именно на эту фазу придется начало круглогодичной навигации в 2024 году, и она будет наиболее важной, чувствительной и показательной», – сказал Е. Амбросов.

По его оценкам, после запуска трех очередей «Арктик СПГ – 2» планируемый ежегодный объем перевозок СПГ по СМП в восточном направлении составит 20 млн тонн, ежемесячно на СМП будет осуществляться 22 рейса с СПГ в восточном направлении с перевалкой на Камчатке и 27 рейсов с СПГ в западном направлении, которые будут переваливаться на терминале в Мурманской области. «Начало перевозок СПГ по устойчивому восточному маршруту СМП на круглогодичной основе окончательно превратит СМП в международный транспортный коридор», – уточнил Е. Амбросов.

В свою очередь, Равиль Насыбуллов, директор департамента логистики ПАО «Норильский никель», обратил внимание на резкий (на 90%) рост грузопотока в норильском промышленном районе в период навигации 2021/22 годов, который был связан с реализацией крупнейших инвестиционных проектов в регионе. По его словам, для перевозки грузов используется 16 судов, находящихся в оперировании «Норникеля», а выполнение всех запланированных рейсов стало возможным благодаря привлечению двух дополнительных ледоколов.

Соответственно, рост объемов грузов, которые отличаются особыми требованиями к их обработке и носят негабаритный характер, потребовал перестройки работы порта Дудинка. «Мы вынуждены были обновить, модернизировать всю технику в этом порту, увеличить количество персонала», – отметил Р. Насыбуллов.

Докладчик также коснулся темы переориентации грузопотока. «Пока основной грузооборот «Норникеля» локализован в западной части СМП, поскольку продукция поставляется из Мурманска на европейские рынки, тогда как с восточной стороны коридор не столь востребован. Но с учетом изменений не исключаем, что будет происходить рост грузопотока на восток», – сказал он.

По словам представителя «Норникеля», на случай закрытия европейских портов и европейского рынка в целом в качестве запасного варианта прорабатывается возможность перевалки продукции в Северной Африке, однако по факту всерьез рассматривается восточное направление СМП.

В процессе развития Севморпути может меняться значение его отдельных портов и опорных пунктов. Примером служит чукотский порт Провидения, который признан лучшим вариантом для перевалки грузов Чаун-Билибинской промышленной зоны по сравнению с базовым опорным портом Певек. По словам Ильи Давиденко, первого заместителя губернатора Чукотского АО, переориентация перевалки грузов на данный порт позволит увеличить объемы перевалки, оптимизировать транспортные расходы грузоотправителей и сократить необходимое для перевалки количество судов ледового класса. «Порт Провидения рассматривается как основа для создания экспортно ориентированного оптово-распределительного центра рыбной продукции. Также на базе этого порта предлагается создание транспортно-логистического узла в рамках реализации национального проекта международной кооперации экспорта», – информировал И. Давиденко.

Спутники и безопасность

Касаясь роста грузопотока по СМП, Евгений Амбросов, представитель «НОВАТЭКа», напомнил, что критически важным условием для выполнения графика грузоперевозок в условиях ледового плавания выступает выбор оптимального маршрута, учитывающего текущую и прогнозную ледовую обстановку. «В настоящее время в радиолокационном диапазоне доступны исключительно снимки из открытых иностранных источников, таких снимков мало, и они крайне редко покрывают важные для нас и наиболее сложные участки акватории СМП: Восточно-Сибирское море, пролив Лонга, район севернее и восточнее острова Врангеля», – сообщил он. По его словам, из-за санкционных ограничений заказ съемки необходимых районов СМП на коммерческой основе стал недоступным, что делает актуальным переход на использование российских коммерческих аппаратов дистанционного зондирования Земли, которые работали бы в оптическом инфракрасном радиолокационном диапазоне и обеспечивали бы необходимое разрешение снимков.

Тему продолжил Владимир Панов из «Росатома», рассказав, что в настоящее время ведется строительство трех космических спутников, которые обеспечат дистанционное зондирование ледового покрова, также завершается создание дополнительных диалогических спутников, идет подготовка к строительству спутников, которые обеспечат СМП Интернетом и связью. «Это необходимая мера для активации работы на трассе СМП», – заверил он присутствующих.

Александр Бенгерт, генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие», напомнил, что одно из условий обеспечения безопасности судоходства по СМП напрямую связано с проведением промеров и содержанием средств навигационного оборудования (СНО). «Объем средств федерального бюджета, который выделялся на эти цели, долгое время был низким, но в 2021 году произошел переход на качественно новый уровень – была выполнена 41 тыс. км промеров и поставлен постсоветский рекорд. Ожидается, что показатель 2022 года будет еще выше», – отметил он, но при этом предостерег от слишком оптимистических оценок в этой сфере, поскольку, во-первых, задача по проведению замеров уходит в очень далекие горизонты и оценивается в миллионы километров. Во-вторых, около 800 СНО в акватории СМП были созданы еще в 1950–60-е годы и нуждаются в обновлении.

Еще одним принципиальным условием для развития перевозок по СМП является построение комплексной системы безопасности Арктического региона, которое ведется МЧС России во взаимодействии с другими министерствами, ведомствами и государственными корпорациями.

Александр Бондар, директор Департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС России, рассказал, что министерством проведена комплексная ревизия всех аварийно-спасательных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), находящихся в Арктической зоне РФ. По его словам, хоть общая группировка и составляет более 35 тысяч человек и около 5 тысяч единиц техники, эти силы носят локальный характер дислокации, а спасательная составляющая представлена в основном частными аварийно-спасательными формированиями. Докладчик сделал вывод, что развитие аварийно-спасательной инфраструктуры значительно отстает от развития СМП, и рассказал о планах по изменению ситуации.

«МЧС планирует создание специализированных комплексных объектов, включающих филиалы центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов министерства, арктические поисково-спасательные подразделения и авиационные звенья ведомства в узловых точках региона: Сабетта, Диксон, Тикси и Певек», – отметил А. Бондар.

Также, по его словам, для прикрытия акватории СМП и прилегающих акваторий будут созданы авиационно-спасательные звенья, которые будут размещаться в Мурманске, Архангельске, Сабетте, Диксоне, Тикси, Певеке и Анадыре.

Для решения задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах СМП и мониторингу их состояния МЧС планируется строительство специализированного аварийно-спасательного судна высокого ледового класса.

Представитель министерства рассказал о проведении межведомственных комплексных научно-практических учений по выполнению мероприятий по защите территорий в Арктической зоне РФ от чрезвычайных ситуаций, в ходе которых были отработаны действия, отражающие основные природные и техногенные риски Арктического региона. Эти учения прошли в сентябре 2021 года, а их продолжение запланировано на апрель 2023 года.

В заключение он подчеркнул, что в план развития СМП, утвержденный Правительством РФ 1 августа 2022 года, включены основные мероприятия по обеспечению безопасности в Арктической зоне РФ – создание комплексных аварийно-спасательных центров, содержание и оснащение их авиационной техникой в арктическом исполнении, техническими средствами и экипировкой, а также строительство многофункционального аварийно-спасательного судна ледового класса.

Флот обеспечения

Безусловно, серьезнейшим вызовом для развития СМП с учетом акцента на его восточное направление является ледокольное обеспечение. «Если ледокольное обеспечение понятно и измеряемо с точки зрения модели судоходства в Карском море в западном направлении, то при формировании восточного направления мы сталкиваемся с проблемами», – отметил Владимир Панов из «Росатома». По его словам, уже в декабре 2024 года на ледокольное обеспечение восточного маршрута СМП должно встать не менее трех дополнительных ледоколов, а к 2030 году – не менее пяти.

«В свете необходимости решения этих задач в ближайшие два года мы, скорее всего, подойдем к определению или доработке существующей тарифной модели по ледокольному обеспечению», – констатировал представитель «Росатома». По его словам, речь идет о появлении «платных дорог», когда на каждом участке движения СМП будут учитываться расходы на содержание. «Здесь, безусловно, важно найти правильный баланс между государственными задачами и параметрами всех инвестпроектов», – подчеркнул В. Панов.

Александр Бенгерт, представитель ФГУП «Гидрографическое предприятие», рассказал о программе строительства вспомогательного флота для обеспечения работы СМП. В результате ее реализации будут построены гидрографические и лоцмейстерские катера, также планируется создание головного гидрографического судна высокого ледового класса. Данный проект направлен на замещение существующего флота ФГУПа.

План до 2035 года

Гаджимагомед Гусейнов, первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, представил показатели проекта Плана развития СМП на период до 2035 года, разработать и утвердить который поручил правительству президент России Владимир Путин.

По его словам, для этого была проведена оценка перспективной грузовой базы СМП, согласно которой объем грузопотока по арктической магистрали в 2024 году может достичь 90 млн тонн, а к 2030-му превысить 200 млн тонн.

P.S. Пока верстался номер, План был утвержден правительством страны. В План вошло более 150 мероприятий, в том числе строительство терминала СПГ и газового конденсата, нефтеналивного и угольного терминалов, береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения Баимского месторождения, морских перегрузочных комплексов СПГ, порта-хаба для транзита грузов во Владивостоке, транспортно-логистического узла на Сахалине, баз бункеровки и техобслуживания в портах Тикси и Диксон.

Отдельный раздел Плана касается судостроения. В соответствии с ним планируется строительство судов транспортного флота в арктическом исполнении, ледокольного и аварийно-спасательного, раз-
витие арктических судостроительных и судоремонтных мощностей, оснащение аварийно-спасательных центров МЧС вертолетами.

Также будет создана арктическая группировка спутников, которая обеспечит гидрометеорологическое и навигационное сопровождение, что позволит оценивать изменения климата.

Общий объем финансирования Плана составляет почти 1,8 трлн рублей.

Морские вести России №12 (2022)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

01.12.2022

Транспортная политика

23.11.2022

Транспортная политика

09.11.2022

Транспортная политика