Большие планы Росморречфлота



Итоги работы морского и внутреннего водного транспорта в 2010 году, задачи на 2011 год и среднесрочную перспективу до 2013 года были рассмотрены 4 марта на расширенном заседании Совета Федерального агентства морского и речного транспорта. В заседании приняли участие министр транспорта РФ Игорь Левитин и его заместитель Андрей Недосеков, руководитель Росморречфлота Александр Давыденко, председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов, ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве РФ Александр Балыбердин, специалисты Минтранса, Ространснадзора, руководители предприятий, представители научных, общественных организаций и ассоциаций морского и речного транспорта.

 

Год был нелегким, но флот выдержал

Открывая заседание, заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков отметил, что 2010 год нельзя назвать легким, однако морская отрасль завершила его с положительными результатами, что особенно заметно в период выхода из экономического кризиса.

Доклад руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александра Давыденко, прозвучавший далее, подтвердил выводы, сделанные заместителем министра.

– Прошедший 2010 год во всем мире характеризовался как посткризисный, – отметил А. Давыденко. – Перед нами остро стояла необходимость определения приоритетов развития, продвижения проектов, в первую очередь с социальной направленностью, при условии обеспечения повышения эффективности бюджетных расходов и сохранения темпов инновационного развития и модернизации отрасли.

Росморречфлот особое внимание уделял решению наболевших социальных вопросов, сохранению и увеличению числа рабочих мест, контролировал своевременность выплат заработной платы в отрасли.

В прошлом году увеличилось число террористических атак на транспорте: произошли взрывы в московском метро, теракты на железнодорожном транспорте, а в январе уже этого года – теракт в аэропорту Домодедово. Погибли ни в чем не повинные люди. Президент РФ определил террористическую угрозу как основную проблему XXI века и поставил задачу усиления контртеррористической деятельности. Во исполнение этих поручений была разработана Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. Росморречфлот в числе других подведомственных Минтрансу агентств и служб приступил к ее реализации. Таким образом, 2010 год стал стартовым для реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.

Далее руководитель агентства остановился на основных итогах работы отрасли. В 2010 году морской флот пополнился 15 новыми транспортными судами общим дедвейтом около 1,4 млн тонн, из которых 5 судов зарегистрированы под российским флагом. Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, на начало 2011 года составило 1483 общим дедвейтом 19,2 млн тонн. В Российском международном реестре числится 352 судна общим тоннажем более 1,5 млн тонн. В 2010 году на 13% увеличилось количество флота под иностранным флагом.

– Наша задача – усилить работу над Вторым международным реестром, – подчеркнул А. Давыденко. – В рамках решения этого вопроса разработан и согласован проект закона о поддержке отечественного судостроения и судоходства, который в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Объемы перевозок грузов морским транспортом остались в 2010 году практически на прежнем уровне и составили 37,5 млн тонн, из них перевозки в заграничном плавании – 51%, в каботажном – 16%. Величина грузооборота составила 55 млрд тонно-миль, что на 3% больше, чем в 2009 году. В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности морским транспортом завезено более 4 млн тонн, что на 8% больше уровня прошлого года. Все предъявляемые к перевозкам грузы своевременно обеспечивались тоннажем и доставлялись получателям.

Морским транспортом в 2010 году перевезено 1,5 млн пассажиров, что на 3% больше, чем в 2009 году. Впервые за последние 20 лет в прошлом году выполнены основные виды работ по навигационно-гидрографическому обеспечению на трассах Северного морского пути. Кроме того, Гидрографическое предприятие осуществило площадной промер многолучевым эхолотом новой высокоширотной трассы к северу от Новосибирских островов.

В навигацию 2010 года впервые в истории крупнотоннажный 100-тысячный танкер компании «Совкомфлот» прошел в восточном направлении из порта Мурманск в Китай с грузом 70 тыс. тонн газового конденсата. Еще один транзитный рейс в этом же направлении осуществил норвежский балкер.

– Эти рейсы позволили нам и бизнесу оценить надежность инфраструктуры Северного морского пути, выработать предложения по ее совершенствованию и организации арктического судоходства, – заметил глава агентства. – В навигацию 2011 года планируется осуществить проводку 150-тысячных танкеров в этом же направлении.

Объем перевалки грузов в морских портах России по сравнению с 2009 годом увеличился на 6% и составил 526 млн тонн. Впервые был преодолен полумиллиардный рубеж. При этом российские порты перерабатывали большую часть грузов российской внешней торговли – 85%, иностранные – только 15%. Десять лет назад этот показатель был не в пользу России: 46 и 54% соответственно. Стабильный рост объемов переработки грузов российскими портами за последнее десятилетие подчеркивает правильность курса на увеличение портовых мощностей.

Александр Давыденко в своем докладе дал оценку также первым результатам федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации на 2010-2015 годы». Увеличились портовые мощности на 30,2 млн тонн за счет строительства и ввода в эксплуатацию объектов в портах Усть-Луга, Тамань, Новороссийск, Туапсе, Оля и Восточный. Продолжалась активная реализация мероприятий по созданию морской транспортной инфраструктуры для подготовки и проведения саммита АТЭС-2012 в г. Владивостоке и зимних Олимпийских игр – 2014 в г. Сочи. В 2011 году дальнейшее развитие портовой инфраструктуры предусматривается в таких портах, как Мурманск, Высоцк, Усть-Луга, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Кавказ, Тамань, Новороссийск, Сочи, Оля, Владивосток, Восточный, Петропавловск-Камчатский и на Сахалине. В результате к 2016 году планируется обеспечить перевалку грузов в портах России в объеме 770 млн тонн в год и иметь 15%-ный резерв пропускной способности.

Реализация программных мероприятий позволяет создать дополнительные рабочие места, улучшить производительность и условия труда, повысить социальную защищенность работников отрасли. Особое внимание уделяется развитию глубоководных портов Мурманск, Усть-Луга, Калининград, Тамань, Оля, Восточный, Ванино. Эти порты планируется развивать как порты-хабы, в том числе для обслуживания международных транспортных коридоров.

– При этом мы надеемся сохранить и увеличить приток внебюджетных инвестиций в отрасль путем совершенствования механизмов аренды и концессии и сохранить пропорцию бюджетных и внебюджетных поступлений в отрасль 1 к 3, 1 к 5, – сказал А. Давыденко.

В целях повышения уровня технической оснащенности государственных аварийно-спасательных формирований, также в рамках подпрограммы, в 2010 году построены и сданы в эксплуатацию 9 аварийно-спасательных судов. В 2011 году планируется ввести в строй еще столько же.

В прошлом году летом Россия испытала засуху, пожары, снижение уровня воды. Несмотря на это, объемы перевозок грузов речным транспортом увеличились на 7% к уровню 2009 года и составили 105 млн тонн.

В районы Крайнего Севера было отравлено 18 млн тонн грузов, что на 10% превышает уровень 2009 года.

Объемы перевозок пассажиров речным транспортом снизились на 7%. Это обусловлено прежде всего строительством и вводом в эксплуатацию новых автодорог и мостов и переключением пассажиропотоков на автомобильный транспорт.

С учетом оживления экономики на фоне выхода из кризиса прогнозируется в 2011 году рост объемов перевалки и перевозки грузов на речном транспорте и выход на докризисные темпы развития.

В 2010 году Росморречфлот особое внимание уделял качественным характеристикам внутренних водных путей. Их общая протяженность с гарантированными габаритами судовых ходов и круглосуточным движением транспортного флота ненамного, но увеличилась. В рамках обеспечения безопасности судоходства выполнен ряд работ по созданию электронных карт и баз данных для картографического обеспечения ВВП с использованием глобальных навигационных спутниковых систем. За год электронные карты созданы для 12 тыс. км ВВП, более 2,6 тыс. судов оснащены средствами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. К 2012 году планируется строительство 48 контрольно-корректирующих станций. Это обеспечит полное покрытие внутренних водных путей РФ средствами высокочастотной навигации.

Всегда на особом учете Росморречфлота безопасность судоходных гидротехнических сооружений. В результате проведенных мероприятий по состоянию на 1 января 2011 года в три раза уменьшилось число сооружений в аварийном техническом состоянии, на треть уменьшилось их число с опасным и неудовлетворительным уровнем безопасности. Повышен уровень безопасности 13 сооружений. К 2016 году планируется вывести все СГТС на нормальный уровень безопасности.

Несмотря на принимаемые меры по повышению безопасности, в 2010 году произошел резкий всплеск аварийности. На морском транспорте зарегистрировано 57 аварийных случаев, три очень серьезные аварии, повлекшие гибель 21 человека. На речном транспорте количество транспортных происшествий также увеличилось с 68 до 109, из них два случая классифицированы как авария. Эти случаи неоднократно рассматривались на различных совещаниях, в том числе на итоговой коллегии Ространснадзора. В частности, были указаны объективные причины: аномальная засуха, высокие температуры, снижение видимости, которые могли повлиять на возникновение аварийных ситуаций. Однако ясно, что самые критичные аварийные ситуации сложились из-за несоблюдения некоторыми судовладельцами и капитанами судов установленных норм и правил, низкой квалификации членов экипажей и неудовлетворительного технического состояния судов. Аварии, связанные с гибелью буксира «Алексей Кулаковский» и земснаряда «Анабар», показали необходимость усиления портового контроля и в целом государственного надзора на транспорте, особенно в устьевых портах.

– Там, где мы усилили контроль – Астрахань, Ростов-на-Дону, в устьях северных рек, – нет такого роста аварийности. Упомянутые аварии произошли после выхода из речного порта Якутск без проверки в порту Тикси. Мы специально разбирали эти случаи и приняли меры строгого дисциплинарного воздействия, вплоть до отстранения от должности ответственных лиц, – поделился А. Давыденко.

В целях недопущения нарушений районов плавания, в частности выхода в море судов несоответствующего класса и требований национальных и международных нормативных актов, приняты дополнительные меры по усилению морских администраций в устьях судоходных рек Сибири и восточного сектора Арктики. В этом году продолжена работа по реформированию системы несения аварийно-спасательной и ЛАРН готовности на море. До конца 2012 года планируется полностью реформировать Госморспасслужбу России, укомплектовать ее современным спасательным флотом и укрепить материально-техническую базу. Кроме того, проведенная в начале этого года операция по спасению из ледового плена судов рыбопромыслового флота показала несовершенство системы обеспечения безопасности мореплавания в этой сфере. Это означает, что вслед за созданием единых администраций морских портов пора сформировать единую госморспасслужбу с единой системой мониторинга и предупреждения подобных случаев. Предложения Росморречфлота и Минтранса России по совершенствованию системы безопасности мореплавания направлены в Правительство РФ.

Далее глава ведомства вновь вернулся к задаче усиления антитеррористической деятельности.

– В 2010 году проделана значительная часть работы по реализации положений Кодекса ОСПС, – сказал он. – В соответствии с планами охраны во всех судоходных и стивидорных компаниях имеются соответствующим образом обученные сотрудники, на каждом судне – члены командного состава, ответственные за транспортную безопасность. Нашими учебными заведениями подготовлено свыше 8,5 тыс. специалистов в этой области.

Росморречфлот выполняет функции координатора в вопросах формирования конвоев судов для прохождения через Аденский залив. Принятые меры дали результат: с 2004 года ни одно судно под флагом РФ не было захвачено пиратами.

В целях реализации требований закона «О транспортной безопасности» оснащены комплексами инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности акватории трех морских портов: Владивосток, Калининград и Сочи, а также 9 гидроузлов на внутренних водных путях. Для совершенствования антитеррористической защищенности Росморречфлотом совместно с ФГУП «УВО Минтранса России» проведено 26 учений на объектах морского и внутреннего водного транспорта.

В своем докладе руководитель агентства также коснулся вопросов отраслевого образования. Для реализации ключевых целей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года необходимо обеспечить подготовку достаточного количества квалифицированных специалистов. По состоянию на 1 января 2011 года в семи образовательных комплексах по программам высшего и среднего профессионального образования проходят обучение 75 тыс. человек, в том числе по программам высшего профессионального образования – около 52 тыс. человек.

В этом году подведомственным вузам открылась возможность выйти на рынок со своей инновационной продукцией. В рамках Федерального закона № 217 от 2 августа 2009 года в подведомственных вузах были созданы малые инновационные предприятия. В течение 2011-2012 годов планируется большая работа по трансформации вузов в федеральные транспортные университетские комплексы. Эта работа только начинается.

Если говорить о задачах Росморречфлота на 2011 год и среднесрочную перспективу до 2013 года, то они сформулированы в основных программных документах. Это обеспечение потребностей экономики в перевозке и перевалке грузов, повышение уровня безопасности населения на транспорте, реализация проектов по программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» с учетом социальных аспектов.

– У нас большие планы по строительству транспортного флота и специализированного флота государственного назначения. Кроме того, мы должны сохранить инвестиционную привлекательность отрасли и улучшить условия работы бизнеса. А в целях усиления безопасности судоходства мы реформируем системы Госморспасслужбы и управления на внутренних водных путях, укрепляем кадровый потенциал отрасли, – констатировал глава ведомства.

В 2010 году средняя заработная плата в образовательных учреждениях составила 17,6 тыс. руб. (рост на 13%), в ГБУ – 18,7 тыс. руб. (+4,5%), в АМП – 41,4 тыс. руб. (+1,5%), в центральном аппарате – 38,1 тыс. руб. (+4,1%). В 2011 году планируется рост заработной платы в целом по отрасли на 10%. Проводится планомерная работа по повышению квалификации персонала и омоложению командного состава. Так, средний возраст руководителей в центральном аппарате составляет 45 лет, на предприятиях и в учреждениях – 53 года.

– Мы ожидаем, что 2011 год станет годом начала нового подъема отрасли, – выразил надежду А. Давыденко. – В результате мы должны сформировать современную конкурентоспособную инфраструктуру морского и внутреннего водного транспорта с высоким уровнем транспортной безопасности, комфортными условиями для бизнеса и положительной мотивацией в труде для всех работников отрасли.

 

Программ много – отступать нельзя

Доклад руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта дополнил начальник Управления экономики и финансов Росморречфлота Эдуард Матько. Он подробно рассказал о ходе выполнения ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в 2010 году и принципиально новых подходах к ее реализации в 2011 г., а также о выполнении других целевых программ.

– Федеральное агентство морского и речного транспорта является государственным заказчиком 8 федеральных целевых программ, – сказал Э. Матько. – Основной реализуемой программой является ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы». Программа была утверждена в 2008 году, предусматривала реализацию крупных инвестиционных проектов со сроком завершения в 2015 году и общим объемом финансирования 837 млрд рублей. В связи с мировым финансовым кризисом в течение прошлого года в программу и перечень строек были внесены необходимые корректировки, учитывающие оптимизацию расходов средств федерального бюджета. В целях компенсации сокращенные бюджетные обязательства 2010 года были перенесены на более поздний срок. Кроме того, пересмотрены планы по реконструкции и новому строительству объектов федеральной собственности, реализации комплексных инвестиционных проектов на основе принципов государственно-частного партнерства.

Перераспределение объемов финансирования по отдельным мероприятиям в прошедшем периоде, по словам выступавшего, осуществлялось в соответствии со следующими приоритетами: завершение и ввод в эксплуатацию переходящих строек и объектов; реализация проектов, обеспечивающих безопасность транспортной системы России и населения; выполнение адресных поручений президента и Правительства РФ; строительство объектов в г. Сочи в целях подготовки и проведения Олимпийских игр.

Что касается финансовых показателей выполнения программ, то общий объем бюджетного финансирования Росморречфлота на 2010 год составил 42,4 млрд рублей. Кассовое исполнение по итогам прошедшего года составило более 98%. На реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы России» в 2010 году было предусмотрено бюджетное финансирование в размере 21,6 млрд рублей. Кассовое исполнение – 97,2%. Неиспользованные бюджетные ассигнования составили 293,4 млн рублей, в том числе по подпрограмме «Морской транспорт» – 281 млн рублей, «Внутренние водные пути» – 12,4 млн рублей.

На реализацию ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» в 2010 году было предусмотрено бюджетное финансирование в размере 3,6 млрд рублей. Кассовое исполнение составило 85%. Не использованы бюджетные ассигнования в объеме 309,6 млн рублей.

Всего по итогам года было возвращено в бюджет 614,5 млн рублей, из них 90% по причинам задержек с получением заключений по проектно-сметной документации, неблагоприятных климатических условий и ненадлежащего исполнения подрядчиками контрактных обязательств, остальные 10% – экономия по итогам конкурсов.

В 2011 году Росморречфлоту предусмотрено финансирование в объеме 46,3 млрд рублей. На реализацию федеральной адресной инвестиционной программы предусмотрено 26,8 млрд рублей, что превышает прошлогодние объемы почти на 25%. По ФЦП «Развитие транспортной системы» финансирование на 2011 год составляет 26,1 млрд рублей, в том числе подпрограммы «Морской транспорт» – 17,8 млрд рублей, «Внутренний водный транспорт» – 8,3 млрд.

– Хотелось бы отметить, что в 2011 году особое внимание будет уделено повышению эффективности бюджетных расходов. Правительство РФ в 2010 году приняло соответствующую программу, на основании которой Росморречфлот разработал проект ведомственного плана, размещенный на нашем сайте, – 7доложил Совету выступавший.

Федеральная адресная инвестиционная программа на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов сформирована в соответствии с бюджетным посланием Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и другими нормативными правовыми актами РФ. Так, в соответствии с ФАИП в 2011 году будет продолжено строительство объектов для Олимпиады-2014 в г. Сочи, саммита АТЭС в 2012 году в г. Владивостоке, строительство и реконструкция объектов федеральной собственности в морских портах, строительство аварийно-спасательного флота, объектов безопасности судоходства, реконструкция судоходных гидротехнических сооружений. Планируется обновление обслуживающего флота для внутренних водных путей.

Докладчик отметил, что с 2011 года применяются новые подходы к реализации проектов, включенных в программу, а именно: введены ограничения по финансированию проектирования и строительства объектов с неразработанными техническими заданиями и неутвержденной проектно-сметной документацией. Данные мероприятия будут являться основанием для пересмотра объемов финансирования и приоритизации проектов во избежание «замораживания» и неэффективного использования бюджетных ассигнований.

– В целом реализация планируемых мероприятий программы, по нашей оценке, позволит к 2019 году достичь поставленных целей и создать современную и безопасную инфраструктуру морского и речного транспорта для обеспечения роста объемов перевозок, повышения конкурентоспособности и транзитного потенциала транспортной отрасли России, – подвел итог своему выступлению Э. Матько.

С докладом о ходе реализации Комплексной программы защиты населения на морском и внутреннем водном транспорте выступил начальник Управления транспортной безопасности Росморречфлота Николай Трусов.

Он напомнил присутствующим, что после трагических событий в Московском метрополитене, когда в результате террористического акта 29 марта 2010 года погибло 40 и было ранено 88 человек, в России началась работа по созданию комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 года была утверждена соответствующая программа, мероприятия которой рассчитаны до 1 января 2014 года. Согласно этому документу комплексами инженерно-технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности оснащены акватории трех морских портов: Владивосток, Калининград и Сочи, а также разработаны проекты и проведен 1-й этап оснащения акваторий морских портов Махачкала и Новороссийск. Проведены работы по оснащению комплексами судоходных гидротехнических сооружений десяти критически важных и потенциально опасных гидроузлов: Чебоксарского, Городецкого, Береславского, Кочетовского, Девятинского, Федоровского, Павловского, Воронежского, гидроузла № 1 ФГУ «Волго-Донское ГБУВПиС» и гидроузла № 4 ФГУ «Севводпуть». Разработаны проекты инженерно-технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности судоходных гидротехнических сооружений Хижозерского и шести гидроузлов ФГУ «Беломорско-Онежское ГБУВПиС», 29 гидроузлов ФГУП «Канал имени Москвы», а также причалов Северного и Южного речных вокзалов и причала Западного речного порта города Москвы.

Благодаря внедрению комплексов инженерно-технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности станет возможным круглосуточный мониторинг состояния систем объекта транспортной инфраструктуры, включая подсистему интеллектуальной обработки и анализа видеоизображения. Появится возможность регистрации и архивирования внештатных ситуаций в автоматическом или ручном режиме, а также удаленного доступа к текущей и архивной видеоинформации, в том числе с использованием 3D модели объекта транспортной инфраструктуры.

Комплекс инженерно-технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности также будет решать задачи:

  • управления оперативным реагированием на внештатные ситуации;
  • взаимодействия с локальными службами оперативного реагирования;
  • оповещения персонала, служащих, посетителей объекта транспортной инфраструктуры о внештатных ситуациях и порядке действий;
  • передачи карточки происшествия и видеоинформации о внештатной ситуации в Росморречфлот, Ространснадзор, службы оперативного реагирования и по запросу в другие федеральные органы исполнительной власти.

Николай Трусов отметил, что при организации работ по реализации мероприятий комплексной программы в 2010 году Росморречфлот был поставлен в жесткие временные рамки, связанные с поздним доведением лимитов бюджетных обязательств и установленными законодательством сроками проведения конкурсных процедур по государственным заказам, которые, как правило, составляют от 2 до 3 месяцев.

Росморречфлот также столкнулся с проблемой технологического взаимодействия при выполнении оснащения гидротехнических сооружений, так как мероприятия по оснащению инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности на мостах, проходящих над ними, пока не проводятся.

– В этой связи считаем необходимым все мероприятия по оснащению инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности на транспортных узлах выполнять одновременно, предварительно проведя согласование с другими транспортными ведомствами, – заявил Н. Трусов.

 

Под флагом безопасности

Председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов заострил внимание присутствующих на нескольких моментах. Он отметил, что сегодня водная безопасность, антитеррористическая защищенность – острейшая проблема, но возникают сомнения в правильности возложения ответственности за нее только на транспортников.

– А где МВД? Надо подключить его! Надо обсудить нынешнюю ситуацию, чтобы достигнуть в этом вопросе результата максимальной эффективности, – сказал он.

Другой важный момент, по мнению В. Попова, касается возрождения водного транспорта. 20 лет им не занимались, а теперь занялись очень серьезно. Это своего рода показательный процесс, который имеет политико-экономическое значение. И принципиально важно довести его до конца. В этом смысле большую помощь должен оказать закон о поддержке судостроения и судоходства, который создает условия для прорыва. К сожалению, по словам В. Попова, пока не удалось кардинально изменить положение с аварийностью на флоте и с кадрами. Для решения первой проблемы, по мнению докладчика, необходимо строить новый флот, заказывая новые современные суда. Для осуществления второй – нужно искать подходы и решения, создавать такие экономические условия, чтобы морякам-профессионалам было выгодно плавать под российским флагом.

Выступивший на заседании председатель Общероссийского движения поддержки флота, депутат Государственной Думы Михаил Ненашев отметил возрастающую роль морского сообщества в укреплении международного авторитета России как великой морской державы. Депутат довел до участников Совета проекты законодательных актов по морской и речной тематике, которые будут рассматриваться в Государственной Думе в 2011 году, и предложил принять активное участие в их обсуждении и доработке. Среди них документы, касающиеся изменений в Кодексе торгового мореплавания и по речному регистру.

М. Ненашев предостерег от стремления поспешного проведения реформ, так как, по его мнению, в конечном итоге такая поспешность наносит только вред. Он выразил негативное отношение к решению министра обороны о переводе Главного штаба ВМФ из Москвы в Петербург, что связано с большими финансовыми и материальными затратами. Флоту сейчас необходимы новые корабли, подводные лодки и суда, которые должны строиться на российских верфях. Необходимо также, по мнению депутата, уделить внимание развитию судоходства и портовой инфраструктуры на севере страны.

Ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве РФ Александр Балыбердин в своем обращении к присутствующим призвал к ответственности и выполнению принимаемых обязательств. Он сказал, что в отрасли сегодня трудится более четверти миллиона человек, прав много у всех, а с обязанностями сложно, люди разучились брать на себя ответственность. Неудивительно, что проводить единую политику очень трудно, особенно в той массе ФЦП, стратегий и прочих планов, которые у нас сегодня имеются.

Алексей Клявинч президент Ассоциации судоходных компаний, в своем выступлении отметил значительный вклад судоходных компаний в экономику России. На сегодняшний день транспортный флот, находящийся под контролем судоходных компаний – членов АСК, превысил 2200 единиц. Из общего количества судов 101 судно зарегистрировано в Российском международном реестре судов. Российские судовладельцы готовы строить суда на российских верфях и с энтузиазмом восприняли известие, что судостроительная промышленность сделала шаг вперед, полностью обеспечив себя заказами впервые за много лет.

Петр Ермолаев, начальник Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, рассказал о состоянии аварийности в 2010 году. Число транспортных происшествий выросло по сравнению с предыдущим годом в 1,8 раза на морском транспорте и в 1,6 раза – на водном. Последствия также были более серьезными: количество погибших увеличилось на 19 человек. Причины аварий – сознательное нарушение правил безопасности судовладельцами, а также недостаток портового контроля и низкая квалификация членов экипажей, особенно на суднах смешанного «река-море» плавания и внутреннего водного плавания. Большинство происшествий можно отнести к навигационным, 40% из них – это посадка на мель.

По словам П. Ермолаева, работа проводится, но меры воздействия, такие как штрафы, нужно ужесточать в разы. За посадку на мель за границей, к примеру в Дании, капитан судна был даже не оштрафован, а осужден на 40 суток.

 

Бизнес предлагает

Немало проблем было поднято в выступлениях представителей морского бизнеса. Так, Владимир Пелевин, управляющий директор ЗАО «Судоходная компания «БашВолготанкер», рассказал о ситуации с судооборотом, обострившейся в прошлом году. Судоходная компания имеет сегодня самые протяженные и самые технологически сложные маршруты для перевозки грузов: из Самары в Санкт-Петербург и из Уфы в Санкт-Петербург. На маршруте из Уфы перевалку груза приходится осуществлять два раза. И если происходят даже мало-мальские сбои, лихорадит всю систему перевозок. В 2010 году причиной недовывоза грузов из Уфы и Самары стали, по словам В. Пелевина, хаос и пробки по всему маршруту плавания. При норме 12-13 суток судооборот составил 17 суток, а в августе он доходил до 18. Агентство помогло справиться с ситуацией, но В. Пелевин предложил не оставлять проблему нерешенной и создать рабочую комиссию, так как, по его словам, «имеется конфликт интересов бизнеса и документов».

– У нас есть хорошие ФЦП и хорошие перспективы, но вряд ли мы получим системное улучшение, если не будут найдены оптимальные пути организации движения, – сказал В. Пелевин.

Евгений Амбросов, первый заместитель генерального директора ОАО «Совкомфлот», рассказал о деятельности предприятия в 2010 году и планах на будущее. Сегодня открытое акционерное общество «Современный коммерческий флот» – крупнейшая российская судоходная компания, один из ведущих мировых энергетических перевозчиков. Она входит в пятерку самых больших танкерных компаний мира, имея 157 судов общим дедвейтом 11,9 млн тонн. Ее программа судостроения включает 19 судов, причем большая часть из них должна строиться на российских верфях. Флот компании – один из самых молодых танкерных флотов в мире, средний возраст – 6,8 лет. Флот специализируется на транспортировке углеводородного сырья из районов со сложной ледовой обстановкой (Балтийский и Дальневосточный регионы, Российская Арктика), оперируя судами высокого ледового класса.

Компания осуществляет сразу несколько проектов. К примеру, по проекту «Сахалин-1» ведется разработка запасов нефти и газа на северо-восточном шельфе острова Сахалин, а в соответствии с проектом «Сахалин-2» там же ведется разработка запасов нефти, газа и конденсата (это первый проект, в рамках которого осуществляется производство сжиженного природного газа и его экспорт). В рамках этих и других проектов предприятие построило современные судна, способные осуществлять морскую транспортировку в районах с низкими температурами и большой толщиной льда. В прошлом году предприятие использовало трассу Северного морского пути, в этом году программа арктических рейсов будет продолжена. По словам Е. Амбросова, СМП должен стать безопасной и эффективной трассой морских перевозок углеводородного сырья.

Выступавший коснулся проблемы пиратства в Мировом океане, которая требует самых решительных мер, а также предложил восстановить почетное звание капитана дальнего плавания.

Серик Жусупов, исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов, отметил, что в прошлом году порты наконец почувствовали к себе внимание. Во-первых, поддерживаются частные инвестиции в портовую деятельность. Во-вторых, решены некоторые важные правовые вопросы. В частности, приняты дополнения в федеральные законы, позволившие начиная с 2011 года предоставлять льготу по обложению налогом на имущество, на все портовые сооружения, которые были введены после 1 января 2010 года. Принято решение об освобождении от таможенных пошлин импортного оборудования портов, не имеющего аналогов в России, причем перечень этого оборудования будет расширяться. Кроме того, решены вопросы, связанные с конкретизацией определения перевалки грузов в части толкования налогов на добавленную стоимость. Что касается задач на предстоящий период, то все они сводятся к главной цели – превратить порты в высокотехнологичные комплексы с высокой производительностью и гарантированной безопасностью.

С. Жусупов отдельно остановился на вопросах транспортной безопасности, подчеркнув, что порт с точки зрения безопасности – самая сложная система.

– Это своеобразный транспортный узел, где технологически взаимосвязаны все виды транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный. Следовательно, в рамках порта должно быть разработано технологическое взаимодействие между объектами инфраструктуры и транспортными средствами.

По мнению С. Жусупова, необходимо комплексно, синхронно решать вопросы такого взаимодействия.

Александр Анненков, президент группы компаний «АНРУССТРАНС», начал выступление с упоминания старого афоризма: «Культ личности невозможно осуждать в одиночку, его создает общество».

– Отдавая должное успехам, мы должны как можно больше говорить об упущениях, – сказал далее А. Анненков. – В ряде вопросов Министерство транспорта непринципиально осуществляет госполитику по снижению транспортных затрат. Так, много лет ведутся переговоры с нашими соседями Белоруссией и Литвой по необоснованному завышению тарифов на транспортировку в адрес Калининградского анклава. Результат неудовлетворительный, так как стоимость транспортировки по Белоруссии в 2 раза, а по Литве в 4 раза выше аналогичных перевозок по России.

По словам выступающего, сегодня есть альтернативная возможность транспортировки, минуя территории вышеназванных государств. Это транспортировка с использованием паромов. И такие паромы появились, однако пока они не имеют достаточной загруженности, что связано с отсутствием унификации тарифов на некоторые виды грузов. Ответ на запрос, с которым неоднократно обращались в ФСТ калининградцы, в том числе и с помощью представителей Министерства транспорта, формален.

– Да, унификация тарифов должна осуществляться планомерно. Но ведь речь идет не о железной руде или нефти, а о пчелах, табаке и подобных грузах, перевозимых паромом, – сетует А. Анненков.

Кроме этого, как сказал президент группы компаний «АНРУССТРАНС», хотелось бы понять ответственность тех структур, которые должны решать оперативные вопросы. Многие месяцы идет переписка о том, чтобы освободить паром под иностранным флагом от таможенных платежей в каботажном плавании. Но воз и ныне там!

– Уже март, а паром так и стоит у причала. Наши соседи потирают руки: сколько доходов теряет Россия! Только нашими тремя паромами можно перевезти до 2 млн тонн грузов, это $80-100 млн в доход казны, – подчеркнул А. Анненков.

Рауф Алиев, вице-президент группы компаний «Палмали», поделился успехами предприятия в 2010 году, связанными прежде всего со строительством новых танкеров. Он также сказал, что компания ведет постоянную работу по повышению безопасности судоходства, имея для этого собственную службу безопасности мореплавания, и занимается регулярным повышением квалификации своих кадров. На предприятии выделена группа наставников, которая ведет обучение кадров на специальном оборудовании. Ежегодно 140 курсантов различных морских учебных заведений проходят практику на суднах «Палмали».

Министр транспорта Игорь Левитин, подводя итог выступлениям и одновременно комментируя их, сообщил, что на сегодняшний день одним из важных направлений деятельности является обеспечение транспортной безопасности. Он обратил внимание на необходимость не только обеспечить меры антитеррористической защищенности транспортной инфраструктуры и транспортных средств, но и соблюдать технологическую безопасность, а также внимательнее относиться к необычным природным явлениям (ледяной дождь, превышение выше нормы летней температуры, следствием которого становятся пожары, и т.п.).

Министр положительно оценил работу, проделанную в прошлом году на Северном морском пути. При этом он обратил внимание на необходимость продолжать на СМП организационно-технические мероприятия: гидрографические исследования, выбор оптимальных маршрутов, совершенствование поиска и спасания во взаимодействии с МЧС России и другими ведомствами.

По мнению министра, необходимо усилить работу по повышению инвестиционной привлекательности речного транспорта. Он также отметил, что пока не удалось выйти на специализацию морских портов, и как перспективное оценил развитие паромного сообщения. Касаясь темы реформирования в отрасли, и в частности ФГУП «Росморпорт», министр отметил, что смена организационно-правовой формы нужна, но необходимо внимательно отнестись к этому процессу.

 

Галина ВЛАСОВА

 



Новости

Лента новостей

В Иркутской области ограничили туризм на Байкале

В Иркутской области ограничили туризм на Байкале Правительство Иркутской области утвердило правила организации туризма и отдыха на Байкале, чтобы обе...

Россия сделала сильный ход в битве за Арктику

Россия сделала сильный ход в битве за Арктику Северный флот России заявил, что новая система «Триумф С-400» была установлена на архипелаге Новая З...

Российская экономика

ОСК подвела итоги участия в Международной выставке Неве-2019

ОСК подвела итоги участия в Международной выставке Неве-2019 Объединенная судостроительная корпорация приняла участие в Международной выставке и конференции по г...

СМИ узнали о возможной отмене праздников из-за «регуляторной гильотины»

СМИ узнали о возможной отмене праздников из-за «регуляторной гильотины» «Регуляторная гильотина» должна отменить ряд устаревших нормативных актов. Профильные компании обесп...

Транспортная политика

Карелия хочет включить Беломорканал в состав Северного морского пути

Карелия хочет включить Беломорканал в состав Северного морского пути Власти Карелии предложили включить Беломорско-Балтийский канал (ББК) в состав Северного морс...

Минтранс: изменение регистрации маломерных судов негативно отразится на их безопасности

Минтранс: изменение регистрации маломерных судов негативно отразится на их безопасности Предложенное  Минвостокразвития РФ изменить порядок регистрации   маломерных суд...

Морские порты

Серик Жусупов: одна из серьезнейших задач – внедрение сквозных цифровых технологий при транспортировке и перевалке грузов

Серик Жусупов: одна из серьезнейших задач – внедрение сквозных цифровых технологий при транспортировке и перевалке грузов На этой неделе в рамках выставки «НЕВА-2019» в Санкт-Петербурге состоялась VII ежегодная конференция...

В Махачкалинском филиале состоялись командно-штабные учения

В Махачкалинском филиале состоялись командно-штабные учения В Махачкалинском филиале ФГУП «Росморпорт» 18 сентября 2019 года проведены командно-штабные учения в...




Морской транспорт

Для строительства военной базы в Тикси доставлено более 1 тыс. тонн грузов

Для строительства военной базы в Тикси доставлено более 1 тыс. тонн грузов Сухогруз «Вячеслав Анисимов», действующий в интересах Северного флота, доставил продовольствие, веще...

Визит представителей Российской палаты судоходства и Международной палаты судоходства на ледокол «Мурманск»

Визит представителей Российской палаты судоходства и Международной палаты судоходства на ледокол «Мурманск» Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» организовал ознакомительную экскурсию на ледоко...

Речной транспорт

На заводе «Красное Сормово» спущен на воду сухогруз «Пола Пелагия»

На заводе «Красное Сормово» спущен на воду сухогруз «Пола Пелагия» 20 сентября 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду сух...

Принято в эксплуатацию построенное на ЯСЗ промерное судно для Ленского бассейна

Принято в эксплуатацию построенное на ЯСЗ промерное судно для Ленского бассейна На ПАО «Ярославский судостроительный завод» 19 сентября приемочной комиссией принято в эксплуатацию ...

Ж/Д транспорт

Новые мультимодальные маршруты «поезд+автобус» свяжут города Курской области

Новые мультимодальные маршруты «поезд+автобус» свяжут города Курской области Для повышения комфорта пассажиров холдинг «РЖД» совместно с АНО «Единая транспортная дирекция» 27 се...

Грузоперевозчики просят власти отказаться от перевода вагонов на новые подшипники

Грузоперевозчики просят власти отказаться от перевода вагонов на новые подшипники Необходимость перевода железнодорожных перевозок на подшипники кассетного типа ранее обосновывали в ...

Авто транспорт

Около 20 млн рублей выделено на проектирование автомобильного моста через Транссиб в Приамурье взамен рухнувшего

Около 20 млн рублей выделено на проектирование автомобильного моста через Транссиб в Приамурье взамен рухнувшего Власти Свободного Амурской области потратят 20 млн рублей на проектирование нового автомобильного пу...

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре Об этом журналистам в   кулуарах Восточного экономического форума сообщил директор &n...

Аналитика

Транспортная политика

Актуальные задачи отрасли

Актуальные задачи отрасли В повестке дня – меры по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути, ...

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания В Москве 5 июля, накануне Дня работников морского и речного флота, прошло совместное заседание Колле...

Морские порты

Победу одержали профессионализм и ответственность

Победу одержали профессионализм и ответственность На 20-й сессии Комитета Черноморского меморандума (ЧМ), состоявшейся в апреле этого года в б...

Мы работаем для моряков

Мы работаем для моряков Одной из ключевых функций, возложенных на капитана морского порта, является выдача дипломов, квалифи...

Морской транспорт

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года Совет директоров ПАО «Совкомфлот» рассмотрел результаты работы группы компаний в 2018 году. Год был ...

Речной транспорт

С учетом природных особенностей

С учетом природных особенностей Основные судоходные пути в границах Беломорско-Онежского бассейна это: трасса Беломорско-Балтийского...

На арктических реках началась навигация

На арктических реках началась навигация Администрация осуществляет содержание внутренних водных путей на территории семи самостоятельных бас...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Безопасность мореплавания

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...