Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Внутренние водные пути Арктической транспортной системы



Акватории морей Северного Ледовитого океана вместе с сибирскими речными водными бассейнами образуют единую воднотранспортную систему, которая способна и призвана обеспечить устойчивое развитие Арктической зоны России, включение ее в активные региональные, федеральные и международные экономические и социальные процессы, реализацию ее ресурсного потенциала с целью повышения эффективности экономики Российской Федерации.

Актуальность анализа состояния арктической воднотранспортной системы и выработки предложений по ее развитию определяются необходимостью социально-экономического развития российского государства за счет освоения потенциала Сибири и Дальнего Востока, увеличения объемов экспорта энергоресурсов и другого сырья с территорий площадью около 9 млн км2.

А.Ф. ИНЯКОВ, Заведующий сектором общих проблем развития морской деятельности и информатизации Центра научного сопровождения Морской коллегии ГНИУ «совет по изучению производительных сил» минэкономразвития России и РАН, к.в.н., профессор

Сеть внутренних водных путей Севера России является составляющей Арктической транспортной системы, значение которой определяется тем, что на огромных пространствах европейского Северо-Востока, Сибири и северо-восточной части Дальнего Востока в настоящее время и до 2030 года подавляющая часть грузов будет перемещаться речным транспортом.

Этому способствуют следующие факторы. Меридиональные направления стока крупнейших сибирских рек позволяют им служить связующими звеньями между Транссибирской магистралью и Северным морским путем (СМП).

Разветвленная система речных притоков на рассматриваемой территории обеспечивает подходы к таким пунктам и центрам экономического развития, которые недоступны для других видов транспорта.

Использование речного транспорта значительно удешевляет перевозки массовых грузов и обеспечивает минимальное воздействие на окружающую среду, поскольку внутренние водные пути Сибири являются в основном естественными и при организации судоходства требуют значительно меньших (в 6-7 раз) капитальных вложений на 1 км пути по сравнению со строительством железных или автомобильных дорог равной пропускной способности. (По данным Минтранса России, обустройство водного пути в 10 раз дешевле железнодорожного и в 20 раз – автомобильного).

Общий грузопоток по трассам СМП, по оптимистическим прогнозам, в перспективе предельно может составить до 75 млн тонн грузов в год: сырая нефть – до 24 млн тонн, сжиженный природный газ – до 25 млн тонн, конденсат – до 3 млн тонн, черные металлы – до 4 млн тонн, минеральные удобрения – до 2 млн тонн, лесные грузы – до 2 млн тонн, объем транзитных перевозок – до 15 млн тонн. Но даже при консервативном прогнозе общего грузопотока в 30-35 млн тонн потребуется существенное усиление арктических устьевых и речных портов, модернизация внутренних водных путей северных рек и обновление арктического флота1.

Роль речного транспорта в экономике Севера определяется не только масштабностью транспортной работы, доступностью и величиной затрат, но и особой значимостью выполняемых им функций, определяемых «Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

Развитие опорной транспортной сети арктических территорий для обеспечения перевозок по меридиональным региональным воднотранспортным коридорам предусматривает модернизацию инфраструктуры речного транспорта, ее первоочередное развитие и техническое перевооружение с созданием логистических комплексов на базе речных портов Обского, Енисейского и Ленского бассейнов, портов рек Северная Двина, Печора, Анабар, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма и нижнего течения Амура, а также развитие инфраструктуры арктических портов Архангельск, Индига, Нарьян-Мар, Салехард, Новый порт, Диксон, Дудинка, Игарка, Хатанга, Тикси и Зеленый Мыс, Певек, Анадырь, Провидения.

 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРКТИЧЕСКИХ ВОДНЫХ БАССЕЙНОВ И РЕК

В 1970-80-е годы по внутренним водным путям СССР перевозилось более 500 млн тонн грузов (582,3 млн тонн в 1988 г.) и около 100 млн пассажиров. По рекам Сибири в те же годы ежегодно перевозилось от 50 млн до 80 млн тонн грузов, что составляло от 10% до 16% объема общесоюзных перевозок, но более 60% общего объема перевозок всеми видами транспорта на территории Сибири.

Такие объемы перевозок обеспечивались наличием уникальных по водотоку и площадям северных водных бассейнов, которые являются крупнейшими не только в России, но и в мире. Прежде всего, это Обский, Енисейский и Ленский бассейны, занимающие по площади более 9 млн км2. Кроме того, большое значение в перевозках принадлежит бассейнам таких крупных рек, как Северная Двина и Печора на европейском Северо-Востоке России, Пясина и Хатанга на территории Долгано-Ненецкого автономного округа Красноярского края, Оленек, Анабар, Яна, Индигирка и Колыма на территории Республики Саха (Якутия) и Анадырь – на Чукотском полуострове.

Стоит перечислить длину судоходных путей этих рек: р.Обь – 1924 км, р.Енисей – 3487 км, р.Иртыш – 2048 км, р.Лена – 4125 км, р.Алдан – 1743 км, р.Вилюй – 1343 км, р.Печора – 1541 км, Оленекский залив вместе с р.Оленек – 1059 км, р.Яна – 874 км, р.Индигирка – 1134 км, р.Колыма – 1626 км2. Общая протяженность внутренних водных путей с обозначенными габаритами судового хода в пределах Арктической зоны России превышает 52 тыс. км, а протяженность речных путей, доступных для судов малого флота превышает 70 тыс. км.

 

Западно-Сибирский воднотранспортный бассейн

Гидрографически Западная Сибирь принадлежит к бассейну Карского моря и включает бассейн р.Обь, ее главного притока р.Иртыш, а также pек Таз и Пур. Это крупнейший из речных бассейнов РФ, охватывающий площадь около 3 млн км2.

Водный режим этих рек характеризуется низким, растянутым на 2,5-3,5 месяца весенне-летним половодьем, охватывающим весну и первую половину лета, и устойчивыми, довольно высокими уровнями и расходами воды в остальное время. Реки не успевают пропустить всего объема талой воды летом, и спад половодья иногда затягивается до поздней осени.

Замерзают реки в первых числах ноября, а вскрываются в конце апреля или начале мая; ледостав характеризуется устойчивостью, а ледяной покров большой мощностью.

Для гидрографии Оби характерна довольно развитая речная сеть постоянно действующих водотоков. Среди них крупные притоки – Кеть, Парабель, Васюган, Тым, Вах, Юган, а также притоки Иртыша – Омь, Вагай, Конда и др. Наибольшей из перечисленных рек является Кеть, которая еще в конце XIX века была соединена с Енисеем судоходным каналом. В условиях бездорожья и вообще трудной доступности края реки таежной зоны используются для судоходства и имеют важное транспортное значение.

Особым элементом Обского воднотранспортного бассейна является Обская губа – залив Карского моря3, вдающийся в сушу более чем на 800 км. По размерам Обская губа является самым крупным морским заливом российского сектора Арктики: её площадь – около 44 км2, ширина губы – в среднем 45-55 км, максимальная глубина – до 25 м. Обская губа, особенно в южной части, постепенно мелеет от наносов, приносимых реками. При слабом течении в губе образуются бары, отмели, препятствующие судоходству и ведущие к обмелению бухт. Обская губа покрыта льдом 8-9 месяцев в году, толщина льда иногда достигает 2 м. Продолжительность навигационного периода колеблется от 92 до 117 дней. Примерно столько же навигационный период длится в Тазовской губе.

В результате освоения Сибири в течение XVIII-XX веков на реках и притоках Обского бассейна создано более трех десятков крупных речных портов и более сотни устьевых пристаней, роль которых особенно заметна в обеспечении районов пионерного освоения, где практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали. Таким образом, к настоящему времени Обский бассейн обладает громадными возможностями по включению в логистику Северного широтного экономического пояса целого ряда портов, уже созданных трудом предыдущих поколений.

В зону влияния, например, Новосибирского транспортного узла, попадает 7-8 млн человек. Думается, что в свете последних событий вокруг арктического шельфа форсирование имеющихся наработок способно придать Новосибирску статус столицы не только Сибирского федерального округа, но и одного из крупных логистических центров снабжения российского Заполярья, так как именно Новосибирск имеет все возможности для доставки необходимых грузов в Обскую губу и Хатангский залив, куда регулярно или экспедиционно в навигационный период совершают рейсы суда Енисейского пароходства.

Стремительное развитие Новосибирска показывает, что уникальное экономико-географическое положение Северного морского пути с питающими его речными маршрутами только тогда будет использовано в полной мере, когда на пересечении транспортных потоков будет работать мощная промышленность.

Очевидно взаимосвязанное развитие разных видов транспорта и отраслей промышленности нигде не протекает так стремительно и многообразно, как в портовых центрах.

В Обском  бассейне действующими на сегодня остались такие крупные порты, как Барнаул, Беляй, Бийск, Кемерово, Колпашево, Лабытнанги, Надым, Нефтеюганск, Нижневартовск, Новосибирск, Омск, Салехард, Серегино, Сургут, Тобольск, Томск, Тюмень, Ханты-Мансийск.

К приоритетным направлениям морского и внутреннего водного транспорта Обского бассейна относятся: строительство морского порта в районе мыса Дровяной (Сабетта) для перевалки СПГ, расширение порта Харасавей; создание современной системы транспортно-экспедиционного обслуживания и терминального хозяйства в пунктах взаимодействия видов транспорта в портах: Салехард, Ханты-Мансийск, Уренгой, Надым, Серегино, Нижневартовск, Нефтеюганск, Сургут, Тобольск и Тюмень; переоснащение флота современными судами, а самое главное – работы по очистке русел рек и дноуглублению.

 

Енисейский воднотранспортный бассейн

Енисейский бассейн образован рекой Енисей с ее притоками и одноименным заливом, соединяющим реку Енисей – одну из могучих рек России и мира – с Карским морем Северного Ледовитого океана.

По площади бассейна Енисей занимает 2 место (после Оби) среди рек России (2,58 млн км2) и 7 место среди рек мира. Для бассейна Енисея характерна резкая асимметричность: его правобережная часть в 5,6 раза больше левобережной.

Енисейский залив Карского моря расположен между Гыданским полуостровом и полуостровом Таймыр, имеет длину 225 км, ширину у входа – около 150 км, глубины – 6-20 м. Енисейский залив зимой покрывается неподвижным льдом (припаем), в северной части – плавучими льдами. Освобождается ото льда на 3 летних месяца. Приливы полусуточные (до 0,4 м). По заливу проходят морские пути к портам нижнего Енисея – Дудинке и Игарке. У восточного берега Енисейского залива расположен порт Диксон.

Крупнейшими притоками Енисея являются Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, транспортно значимым притоком – Абакан.

В состав судоходных водных путей Енисейского бассейна входят реки Курейка, Хантайка, Кас, Сым, Большой Пит, Вельмо, Большая Хета, Чулым, Пясина, Селенга, Чикой, Баргузин, озеро Байкал и водохранилища – Иркутское, Братское, Усть-Илимское.

Енисей – величайшее природное достояние России, внутренний водный путь, выводящий в центр СМП продукцию крупнейшего индустриального анклава России. Длина реки от места слияния Большого Енисея и Малого Енисея – 3487 км, длина водного пути Идэр, Селенга, озеро Байкал, Ангара, Енисей составляет 5075 км.

Регулярное судоходство – от Саяногорска до устья Енисея (3013 км). Основные грузопотоки идут из Красноярска до Дудинки, экспедиционные – Хатанга, Байдарацкая, Тазовская, Пуровская губа, р.Пясина, р.Большая Хета. Грузоперевозки по р.Большая Хета (впадает в Енисей на 2096 км от Красноярска) до 41 км от устья возможны в течении всей навигации, а до Сузунского и Ванкорского нефтегазовых месторождений – только с середины июня по начало июля.

Главные порты и пристани Енисейского бассейна: Абакан, Красноярск, Стрелка, Маклаково, Енисейск, Туруханск, Игарка, Усть-Порт. До Игарки поднимаются морские суда. Для проводки судов из нижнего бьефа Красноярского водохранилища в верхний построен уникальный судоподъёмник. В Республике Тува на Енисее функционирует местное судоходство (главная пристань Кызыл).

В конце XIX века был построен Обь-Енисейский канал, соединивший Обь с Енисеем (рис. 1). Основные направления и пункты доставки грузов представлены на рис. 2

В бассейне имеется 67 портов, пристаней, остановочных пунктов и свыше 100 причалов промышленных предприятий. Продолжительность эксплуатационного периода в портах бассейна от 110 до 185 суток.

Основные порты (от верховья Енисея к устью): Абакан (с 1963 г.), Красноярск (с 1939 г.), Игарка (с 1938 г.), Дудинка (с 1949 г.), Иркутск (с 1958 г.), Свирск (с 1966 г.), Братск (с 1966 г.).

С начала 30-х годов действует морская грузовая линия, посредством которой  осуществляется вывоз леса бассейна Енисея на экспорт через морской порт Игарку. Позднее, по мере формирования Норильского промышленного района, начались морские перевозки между Мурманском, Архангельском и Дудинкой. С 1978 года началась работа регулярной морской линии до Дудинки с продленным периодом навигации.

В настоящее время продолжительность ее доведена почти до 10 месяцев. Продленная морская линия стала серьезным конкурентом грузовой речной. В результате роль Красноярска в качестве перевалочного порта идущих с запада грузов для Крайнего Севера резко снизилась. Уменьшилось его значение и в обслуживании вывоза продукции Норильского промышленного района потребителям как в рамках межрайонного обмена, так и внешней торговли.

В последние годы Енисейское пароходство стало осуществлять эпизодические смешанные плавания судов «река-море» с Енисея до портов морей Атлантического океана.

Преобразование современной морской грузовой линии в будущую транспортную систему «Енисей – СМП», безусловно, превратит ее в важное направление транспортных связей значительной части Арктического района и ряда сопредельных территорий. Енисейский участок транспортной системы «Енисей – СМП» может стать существенным грузообразующим регионом в средней части СМП.

На территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района Красноярского края в прогнозный период будет реализован проект строительства трубопроводно-танкерной, транспортно-технологической системы вывоза сырой нефти с Нижне-Енисейских месторождений. Строительство нефтепровода до порта Диксон позволяет создать в Диксонском районе устойчивую местную экономику. Появится возможность привлечения к этой транспортной схеме нефтедобычи с месторождений соседних районов (по данным предварительной разведки в районе сосредоточено свыше 500 млн тонн нефти, объем разведанных запасов составляет 200 млн тонн). В условиях дефицита ледокольного флота и увеличении грузопотока по Северному морскому пути это обстоятельство должно дать определенный толчок развитию судостроения и строительству специального танкерного флота. Глубины в районе Диксона позволяют использовать танкеры грузоподъемностью 50-75 тыс. тонн.

На основе реализации транспортной схемы Красноярск – Лесосибирск – Туруханск – Игарка – Дудинка станет возможным привлечь новые грузы на Северный морской путь с предприятий Сибирского федерального округа на международные экспортные рынки и ввоза  импортного оборудования и других товаров. Радикальная модернизация Дудинского морского порта обеспечит снижение ежегодных затрат на восстановление его причалов, уменьшит межпаводковый период и сократит вынужденные простои порта.

 

Воднотранспортные бассейны Восточной и Северо-Восточной Сибири

В Восточно-Сибирский воднотранспортный бассейн входят оз. Байкал и реки Селенга и Ангара; в Северо-Восточный – реки Лена с притоками, а также реки Анабар, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь. Восточно-Сибирский воднотранспортный бассейн может иметь большие перспективы при наличии устойчивых экономических связей с быстроразвивающимся Китаем.

Озеро Байкал имеет длину 636 км, ширину 25-79 км, площадь водного зеркала 31,5 тыс. км2. По озеру возможно плавание судов грузоподъемностью более 5 тыс. тонн. Навигация длится с конца мая по ноябрь включительно. Основной порт – Байкал; пристани: Усть-Баргузин, Нижнеангарск.

Река Селенга, начинаясь на территории Могшолии, впадает в оз.Байкал, незарегулирована, судоходна на протяжении 279 км от устья р.Чикой до оз.Байкал с гарантированной глубиной 1,1 м. Габариты судового хода на этом участке позволяют движение судов грузоподъемностью до 600 тонн. Навигация длится 180-190 дней (апрель-октябрь). Основные пристани: Усть-Кяхта и Улан-Удэ.

Река Лена имеет огромное воднотранспортное значение для Центральной Сибири и Восточной Арктики. Судоходна на протяжении 3714 км с гарантированной глубиной 2,2-2,8 м. Продолжительность навигации на Лене – 110-165 дней (май-октябрь).

При впадении в Северный Ледовитый океан река образует самую большую в стране дельту, имеющую около 150 рукавов и проток. Основной судоходной артерией является Быковская протока, выводящая грузы р.Лены на морской порт Тикси.

Река Витим (приток Лены) является единственной транспортной магистралью для Бодайбинско-Мамского горнопромышленного района. Судоходна на протяжении 297 км от Лужков до устья, гарантированная глубина – 1,9 м. Средняя продолжительность навигации – 145-148 дней (май-октябрь). Крупных портов и пристаней нет.

Река Олёкма (приток Лены) имеет длину 1436 км. Судоходство по реке осуществляется эпизодически, в полноводный период навигации от устья до п.Енюка (406 км) без гарантированных габаритов пути. При этом чаще всего организуется лоцманская проводка группы судов. Крупных портов и пристаней нет.

Река Алдан (приток Лены) судоходна на протяжении 1615 км, гарантированная глубина – 1,3-1,9 м. Продолжительность навигации – 135-140 дней (май-октябрь). Крупных портов на реке нет, основная пристань – Томмот.

Анабар – река на северо-западе Якутии, образуется при слиянии рек Большая и Малая Куонамка впадает в море Лаптевых. Длина реки – 939 км, площадь бассейна – 100 тыс. км2. В ее бассейне расположены месторождения алмазов и уникальные месторождения ниобия и редкоземельных элементов месторождения «Томтор»4, что обеспечивает возможность транспортировки грузов с Томтора и в обратном направлении в теплое время года (примерно в течение 4 месяцев) на малоразмерных судах «река-море», а в зимний период – по замерзшей реке и тундре.

Река Оленек (общая длина – 2292 км) не имеет гарантированных габаритов пути. Судоходство осуществляется эпизодически с июля по сентябрь от устья до п.Сухана (921 км). Перевозки состоят в основном из грузов, предназначенных для населенных пунктов, расположенных вдоль реки.

Река Яна судоходна на протяжении 770 км. Гарантированная глубина в верховьях – 1-1,1 м, ниже Усть-Куйги увеличивается до 2,7 м. Русло извилистое, много перекатов. Средняя продолжительность навигации – 110-120 дней (июнь-сентябрь). Основной порт – Нижнеянск был доступен для морских судов с осадкой до 4 м, сейчас – для захода речных с осадкой до 2,2 м. Основные пристани – Батагай, Усть-Куйга.

Река Индигирка судоходна на протяжении 737 км от устья до пристани Дружина с гарантированной глубиной 2,2 м. Выше пристани Дружина до п.Хонуу судоходство осуществляется без гарантированных габаритов пути. Продолжительность навигации – от 117 до 120 дней (июнь-сентябрь). Основные пристани: Дружина, Ожогино, Чокурдах.

Река Колыма (общая длина 2129 км) является единственной транспортной магистралью для Зырянского угольного бассейна. Судоходна на протяжении 1765 км от Усть-Средникана до устья с гарантированной глубиной 1,1-1,8 м. Средняя продолжительность навигации – 125-127 дней (июнь-октябрь). Основные порты: Зырянка, Край Лесов; пристани: Усть-Средникан, Среднеколымск.

Река Анадырь (общая длина 1150 км) выходит в Анадырский залив. В Анадырском лимане расположен морской порт Анадырь, через который поступают грузы для перевозок по реке. Судоходство осуществляется с середины июня до конца сентября от устья до п.Маркова, габариты пути не гарантированы.

Протяженность эксплуатируемых водных путей на территории Республики Саха (Якутия) составляет 21,8 тыс. км, из них обслуживаемые пути – 13,6 тыс. км, обеспеченность гарантированными глубинами составляет только 9 тыс. км. (Лена, Алдан, Вилюй, Яна, Индигирка, Колыма, боковые и малые реки).

На речной транспорт приходится 53% от общего грузооборота, из них 38% – грузооборот реки Лены. Внутренним водным транспортом республики ежегодно перевозится  около 3 млн тонн грузов при грузообороте 3200-3500 млн тоннокилометров и 155-160 тыс. пассажиров. 

 

ПРОБЛЕМЫ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Более 85% территории Республики Саха (Якутия) и Долгано-Ненецкого (Таймырского округа) и от 65% до 75% территорий Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов доступны только с использованием сезонных видов транспорта – морского, речного и зимников. Но здесь сосредоточено 88% объема производства экспортной продукции РФ5:

В настоящее время только 16% населения этой зоны проживает в границах территорий с круглогодичным транспортным сообщением. В республике Саха (Якутия), например, из 629 сельских населенных пунктов лишь 48 (7,6%) связаны с районными центрами дорожной сетью с твердым покрытием, 25 районов из 33 не имеют надежной транспортной связи с центром республики и близлежащими районами. Повышение издержек производства предприятий республики по отдельным видам перевозимой продукции вследствие сезонной работы транспорта составляет 50-70% и более.

Последние 20 лет поддержанию инфраструктуры внутренних водных путей Арктической зоны должного внимания не уделялось. В частности, в недостаточном объеме проводились промерные, дноуглубительные и русловыпрямительные работы, работы по ремонту шлюзов и других гидротехнических сооружений и т.д. В результате возникли ограничения в эксплуатации как речного, так и морского флота в устьевых портах. Часто судовладельцы вынуждены недогружать суда в связи с недостаточными глубинами на определенных маршрутах. Иногда для прохода через узкости даже приходится производить частичную выгрузку. Естественно, это снижает коммерческую эффективность эксплуатации флота, и в итоге снижается спрос на наиболее рентабельные суда повышенного тоннажа.

По причине недостаточных объемов финансирования дноуглубительных работ именно за счет средств федерального бюджета снизились гарантированные габариты и провозная способность водных путей на реках Печора, Обь, Енисей, Ангара, Лена, Оленёк, Вилюй, Алдан, Яна, Индигирка, Колыма, Анабар, глубины которых ныне составляют 70-75% от уровня ранее достигнутых значений, обеспечивающих безопасность судоходства. До сих пор остается нерешенным вопрос финансирования путевых и дноуглубительных работ на указанных главных водных магистралях, арктической трассе, боковых и малых реках, из-за чего затруднена доставка жизненно важных продовольственных и топливно-энергетических грузов в отдаленные районы.

Неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений морских и речных портов Сибири, паромных переправ, русловыправительных сооружений на водных путях Ленского бассейна и СМП существенно затрудняет судоходство, усложняет схемы доставки грузов, приводит к большим потерям пропускной способности берегового хозяйства и провозной способности флота. На части якутского отрезка трассы СМП не работают радиомаяки и радиолокационные маяки-ответчики, что затрудняет определение местонахождения судов в море.

Республика Саха (Якутия), например, ежегодно сталкивается с проблемами, вызванными хроническим недофинансированием дноуглубительных работ на реках Ленского бассейна. В результате Ленское объединенное речное пароходство в навигацию 2011 года не справилось с заданием по доставке топливно-энергетических ресурсов в рамках Северного завоза, говорится на сайте правительства республики.

По состоянию на 9 сентября из плановых 69 тыс. тонн угля в регион фактически было отгружено всего 40,9 тыс. тонн или 59% от плана. Доставлено до мест назначения в населенные пункты Янской группы улусов только 24,75 тыс. тонн или 36% от плана. Для нужд холдинга ОАО АК «Якутскэнерго» необходимо доставить еще 15 тыс. тонн, которые будут завозить автомобильным транспортом по маршруту Нижнеянск – Усть-Куйга. Изменение вида транспорта с водного на автомобильный приведет к существенному удорожанию стоимости топлива, что не предусмотрено в тарифном источнике.

На совещании в правительстве республики сообщалось, что причиной происходящего стало отсутствие гарантированных глубин на баре реки Яна. Бремя ответственности за складывающуюся ситуацию лежит на филиале Федерального государственного учреждения «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», деятельность которого целиком и полностью финансируется за счет средств федерального бюджета.

Пренебрежительное отношение к внутренним водным путям Сибири прослеживается и на будущее. Например, на модернизацию Нижне-Свирского гидроузла из федерального бюджета предусмотрено выделение 5,178 млрд рублей, а на комплексную реконструкцию всех гидротехнических сооружений и внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока (включая Амурский бассейн) выделяется всего лишь 1,086 млрд рублей.

Кроме того, для этих территорий, входящих в четыре федеральных округа, характерна разобщенность деятельности различных видов транспорта. Транспортные технологии не отвечают современным требованиям функционирования транспорта и плохо скоординированы в едином процессе перевозки грузов и пассажиров. В зоне отсутствуют современные транспортно-логистические центры. Создание Якутского центра сдерживается отсутствием железнодорожного выхода к нему.

Низок уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия транспорта с другими отраслями экономики. Не существует до настоящего времени системы диспетчерского управления движением транспортных средств на магистралях большой протяженности, что приводит к большим потерям провозной способности транспорта и качества транспортного обслуживания, не создана система взаимодействия различных видов транспорта. 

В качестве примера можно привести долгострой – Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль – затянувшийся на четверть века. Хотя создание круглогодичной, связанной с общероссийской и межрегиональной сетями, надежно и эффективно функционирующей транспортной системы играет ключевую роль для Дальневосточного региона и является основополагающим фактором его устойчивого социально-экономического развития.

Из приведенных данных видно, что Россия, располагая самыми протяженными и разветвленными внутренними водными путями в мире, использует их крайне неэффективно. Причем, объяснить это только объективными причинами, например, ограниченным периодом навигации или быстрым развитием других видов транспорта, никак нельзя. Огромную роль в неэффективности речных перевозок играют субъективные факторы: непродуманное реформирование управления развитием транспорта, неправильно выбранные приоритеты развития, в том числе речного транспорта, необоснованные, а иногда просто ошибочные решения, связанные с развитием флота на внутренних водных путях на территориях, в избытке обеспеченных другими видами транспорта.

Для решения сложных задач транспортного обеспечения Стратегия развития Арктической зоны РФ требует, прежде всего, повышения качества управления этими процессами на основе личного участия руководителей транспортных отраслей в проведении комплексных исследований, учитывающих рост объемов грузопотоков, видов и направлений перевозимых грузов, оценки ресурсных возможностей Арктической зоны и программ их освоения, а также задач обороноспособности страны и национальной безопасности в широком смысле. В этом направлении есть чем заняться не только Минтрансу, но и другим ответственным ведомствам.

 

1 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Проект. Москва. 2010.

2 Перечень внутренних водных путей Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 2002 г. N 1800-р

3 Карское море – сравнительно неглубокое, средняя глубина – 118 м. Это один из «ледяных мешков» на СМП. В течение 9 месяцев оно покрыто льдом, замерзание начинается со второй половины октября, наибольшая толщина льда – 6 м.

4 Согласно оценкам авторов Додина А.А, Лаверова Н.П, суммарная стоимость ведущих полезных компонентов в 1 т высококомплексного редкометального сырья уч. Буранный может составить 8400 долл. США (в ценах на мировом рынке 2006 г.), а с учетом возможностей извлечения сопутствующих компонентов – более 9000 долл. Такой уровень стоимости комплексных редкометальных природных концентратов не имеет мировых аналогов.

5 Додин Д.А. Проблемы устойчивого развития Российской Арктики и пути их решения. Проблемы и перспективы. — СПб.: Наука, 2005. 283 с.

 



Новости

Лента новостей

Артур Чилингаров исполнит мечту Вячеслава Фетисова сыграть в хоккей на Северном полюсе

Артур Чилингаров исполнит мечту Вячеслава Фетисова сыграть в хоккей на Северном полюсе Президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров исполнит мечту двукратного олимпийского чемпиона по...

Потерявшее ход в Баренцевом море маломерное судно отбуксировали в порт

Потерявшее ход в Баренцевом море маломерное судно отбуксировали в порт В восточной части Кильдинского пролива (Баренцево море) потеряло ход маломерное судно РМ6693...

Российская экономика

ОСК обсуждает твердый контракт на постройку 50 сухогрузов за два года

ОСК обсуждает твердый контракт на постройку 50 сухогрузов за два года Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) обсуждает возможность заключения твердого кон...

ОСК может в ближайшие недели закрыть сделку по продаже Kermas 55% финской судоверфи

ОСК может в ближайшие недели закрыть сделку по продаже Kermas 55% финской судоверфи Сделка по продаже Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) контрольного пакета в финс...

Транспортная политика

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018 Миниюстом в канун Чемпионата мира по футболу 2018 года зарегистрирован приказ Минтранса России от 14...

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе Комитет по безопасности на море Международной морской организации в ходе своей 99-й сессии утвердил ...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург могут перенести к глубоководному терминалу

Большой порт Санкт-Петербург могут перенести к глубоководному терминалу Смольный не исключает переноса первого и второго грузовых районов Большого порта Санкт-Петербург в п...

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья Правительство РФ утвердило перечень пунктов пропуска через госграницу РФ в Дальневосточном федеральн...




Морской транспорт

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников»

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников» 19 мая 2018 года Выборгский судостроительный завод вывел на ходовые головное ледокольное судно обесп...

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином Оператор северокорейского теплохода «ManGyongBong» начал переговоры о возобновлении паромных перевоз...

Речной транспорт

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи Киль первого сухогрузного суда проекта RSD32M заложен на Окской судоверфи в городе Навашино Нижегоро...

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства 18 мая на объекте охраны «Шлюз №1» Вытегорского РГСиС филиала ФБУ «Администрация Волго-Балт» состоял...

Ж/Д транспорт

РЖД планируют удвоить закупки у малого и среднего бизнеса в 2018 г.

РЖД планируют удвоить закупки у малого и среднего бизнеса в 2018 г. РЖД в 2018 году планируют осуществить закупку инновационной продукции у предприятий малого и среднег...

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник «Российские железные дороги» (РЖД) начинают процедуру выкупа двух выпусков евробондов по $50...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Что принесут новации КТМ?

Что принесут новации КТМ? В последний день 2017 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении из...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...