Ямал не потерпит простых решений. Новый морской порт Сабетта для отгрузки СПГ планируется построить в Арктике на полуострове Ямал



Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности России неразрывно связаны с перемещением центров нефте- и газодобычи на Север – в районы побережья Ненецкого автономного округа. В связи с этим ожидается, что темпы развития арктических портов будут выше средних по России.

Одним из основных центров формирования современной портовой инфраструктуры для освоения морских месторождений нефти и газа должен стать Ямал с прилегающими к нему территориями, где только запасы газа превышают 15 трлн м3.

Такие планы опираются на ряд директивных документов Правительства РФ и Минтранса России, в том числе на «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом РФ в 2007 г.), «Комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал» (утвержден распоряжением Правительства РФ в 2010 г.) и Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2010 г. № 2145-р.

Максим МИНИН, директор проекта ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»

Первый в арктическом регионе терминал отгрузки природного газа предполагается создать в районе п.Сабетта в рамках крупного инвестиционного международного проекта «Ямал СПГ» на основе ресурсной базы Южно-Тамбейского месторождения. Проект предусматривает ежегодное производство и морскую транспортировку около 16 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) и до 1,35 млн тонн газового конденсата (ГК) в год (выход на проектную мощность – 2018 г.) с возможностью расширения производства и перевалки в перспективе до 25 млн тонн СПГ, 2,2 млн тонн ГК и 3,5 млн тонн нефти в год.

Инвесторами проекта выступают российская компания «НОВАТЭК» и французская TOTAL. Инвестиционная стоимость проекта, по предварительным оценкам, составит 850 млрд рублей, большая часть этой суммы пойдет на строительство завода СПГ, другая составляющая – на строительство морской инфраструктуры, которая выделена в отдельный проект, включая создание судоходного морского канала в северной части Обской губы.

В окрестностях Сабетты, по сути, будет построено два района порта: первый – с семи причалами для завоза стройматериалов и конструкций завода СПГ, второй – с двумя причалами для отгрузки СПГ и ГК в специализированные суда. Таким образом, на Ямале, в условиях вечной мерзлоты, сурового климата и отсутствия транспортной инфраструктуры, впервые будет реализован проект по строительству специализированного морского порта с рекордным для России грузооборотом СПГ.

 

МОРСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЕКТА

Морской порт будет состоять из основных и вспомогательных объектов. Основные предназначены для выполнения и технологических мероприятий по обеспечению отгрузки на морские транспортные суда СПГ и ГК. Задача вспомогательных заключается в обеспечении строительства и эксплуатации объектов обустройства Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, в том числе  завода СПГ.

Заказчиком по проектированию и строительству выступает дочерняя компания «НОВАТЭКа» – ОАО «Ямал СПГ». Проектирование общепортовой инфраструктуры и выполнение инженерных изысканий по договору с «Ямал СПГ» поручено проектной организации ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ», имеющей соответствующий опыт в проектировании подобных объектов на территории РФ. В соответствии с условиями договора проектирование разделено на два основных периода: 1. Строительство объектов подготовительного периода. 2. Строительство основных объектов морского порта.

В состав объектов подготовительного периода входят: акватория, подходной канал, средства навигационного оборудования, объекты системы управления движением судов (СУДС); база портофлота и ЛРН, грузовые причалы для приема строительных грузов; причал перегрузки накатных грузов и крупногабаритных модулей (Ро-Ро), а также объекты подсобно-производственного и складского назначения.

Объекты подготовительного периода подразумевают только обеспечение приема грузов, доставляемых морским транспортом в процессе строительства морского порта и завода по производству СПГ, а также грузов материально-технического снабжения в ходе дальнейшей эксплуатации (при проектировании основной части порта многие объекты поменяют назначение).

В составе основных объектов морского порта предусматривается строительство отгрузочного терминала СПГ и ГК с перспективой удвоения его мощности (годового грузооборота).

На сегодняшний день выполнены комплексные инженерные изыскания для разработки проектной документации на строительство объектов подготовительного периода морского порта и выполняется разработка проектной документации. Завершение разработки проектной документации по объектам подготовительно периода планируется весной 2012 года, а проектирование основных объектов морского порта – весной 2013 года.

 

РАСПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Территория под объекты морского порта административно находится в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, а по географическому положению – в северо-восточной части полуострова Ямал, на западном берегу Обской губы.

Ближайший населенный пункт к порту – вахтовый посёлок Сабетта, в котором расположена база производственного обслуживания промысла. В 30 км к северу от Сабетты находится п.Тамбей и к 120 км к югу – п.Сеяха.

Сообщение вахтового поселка Сабетта с центром Ямало-Ненецкого автономного округа возможно вертолётом, в период навигации возможно сообщение водным транспортом по Обской губе, в зимний период – по зимникам.

Вахтовый поселок рассчитан на 500 человек и размещает в своем составе ремонтно-механические мастерские, ремонтно-строительный участок, участок пароводоснабжения, цех спецтехники и транспорта, участок материально-технического снабжения, хозяйственный цех, электроцех.

Производственные площадки имеют на своей территории котельные, резервуарные парки, блок сепарации углеводородного сырья, насосные, АЗС, технологические трубопроводы, автомобильные дороги. Электроснабжение осуществляется от передвижных авиационных электростанций на газе, теплоснабжение – от собственных котельных. Водоснабжение на хозяйственно-питьевые и производственные нужды п.Сабетта осуществляется из оз. Глубокое.

В п.Сабетта имеется грузовой причал, оборудованный для выгрузки грузов и расположенный у береговой черты в устье реки Сабеттаяха. Вблизи п.Сабетта расположен базовый полевой аэродром.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА СТРОИТЕЛЬСТВА

Район строительства морского порта характеризуется особыми условиями арктической климатической зоны, в частности, длительностью ледового периода в Обской губе более восьми месяцев; отсутствием производственной и материальной базы в районе строительства.

Акватория проектируемого порта расположена в 1 км южнее устья реки Сабеттаяха. Глубина 15 м, являющаяся границей зоны открытого судоходства, находится на расстоянии 7,5 км.

Климатические условия территории полуострова Ямал обусловлены близостью холодного Карского моря. Район строительства располагается в пределах арктического пояса за пределами полярного круга.

Климат отличается весьма продолжительной и холодной зимой с сильными ветрами, коротким холодным и пасмурным летом с довольно частыми заморозками, а иногда и со снегом, но длительным световым днём. В течение всего года велика облачность и относительная влажность. Холодная и длительная зима с малой высотой снежного покрова обусловливает глубокое и длительное промерзание почвы, что приводит к существованию в тундре вечной мерзлоты. Суровость зимы определяется большими скоростями ветра и частыми метелями, которые нередко возникают внезапно и часто переходят в пургу.

Максимального развития ледяной покров достигает в апреле – мае. В конце мая, когда лед достигает максимальной толщины, начинается его разрушение в южной части Обской губы. В начале июня под действием ветра и волнения взламывается припай в ее северной части и северная граница припая смещается до бухты Тамбей. В первой декаде июля взламывается ледяная перемычка в средней части Обской губы. В период вскрытия льда в результате дрейфа льда в северном направлении наблюдается значительное торошение льда на восточном берегу Обской губы, на мысе Хонорасле.

Вообще, по ледовым условиям район п.Сабетта нужно признать удачным местом. После вскрытия припая за счёт преобладающих ветров и течения акватория легко очищается ото льда. Как правило, в августе, сентябре и начале октября в Обской губе льда нет. В конце первой и начале второй декады октября в ней начинается устойчивое ледообразование. У западного берега Обской губы, изобилующего отмелями, молодой лед появляется через 2-3 суток после установления температуры воздуха ниже 0°С.

 

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Необходимо резюмировать, что проектирование и строительство морского порта будут вестись в крайне сложных условиях.

Сегодня все основные силы проектировщиков нацелены на выполнение первоочередных задач по исследованию естественных условий и проектированию объектов первого этапа строительства. Обозначенный состав объектов требует тщательного анализа материалов инженерных изысканий для учета сложных климатических, гидрологических, геологических и экологических условий. Сильное волнение, большая заносимость, слабые грунты, недостаточные глубины, полярная ночь и прочие условия арктической климатической зоны создают множество требований, которые ограничивают и без того небольшой выбор проектных решений.

Кроме того, проектирование должно предусмотреть интеграцию с другими проектами, выполняемыми по объектам – «Строительство комплекса по добыче, подготовке, сжижению газа, отгрузке СПГ и газового конденсата Южно-Тамбейского ГКМ», «КОЖО», «Аэропорт Сабетта».

Вместе с тем, рассматривается необходимость приема в морском порту уникальных грузов весом до 12,5 тыс. тонн (резервуаров для накопления отгрузочных партий СПГ и других модульных конструкций завода) и танкеров-газовозов вместимостью до 170 тыс. м3 (для обеспечения судоходства таких танкеров в порту Сабетта будет построен морской канал длиной около 48 км и шириной почти 0,5 км).

ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ», не снимая приоритета с качества проектной продукции, стремится выполнить поставленные задачи в установленные договором сроки и в ближайшее время планирует принять все основные решения проекта, которые могут повлиять на основные характеристики объектов проектирования, и приступить к оформлению проектной документации.



Новости

Лента новостей

Компенсации у виновников загрязнения трубопровода «Дружба» отсудит «Транснефть»

Компенсации у виновников загрязнения трубопровода «Дружба» отсудит «Транснефть» Об этом заявил глава Минэнерго Александр Новак.

Редакция газеты «Морские вести России» наградила участников парусной регаты «Ust Luga Cup 2019»

Редакция газеты «Морские вести России» наградила участников парусной регаты «Ust Luga Cup 2019» Часы и годовую подписку на журнал «Морские порты» из рук директора по маркетингу медиа-группы «Морск...

Российская экономика

«Газпром» построил 59% «Северного потока 2»

«Газпром» построил 59% «Северного потока 2» «Газпром», по данным на 15 июня, построил 58,7% морской части газопровода «Северный поток 2», го...

РФ намерена развивать транспортный коридор Восток - Запад через Каспий и Северный Кавказ

РФ намерена развивать транспортный коридор Восток - Запад через Каспий и Северный Кавказ Россия намерена развивать   международный транспортный коридор Восток - Запад и Запад - Во...

Транспортная политика

До 2025 года развитие магистральной инфраструктуры Дальнего Востока потребует 690 млрд рублей

До 2025 года развитие магистральной инфраструктуры Дальнего Востока потребует 690 млрд рублей Общая стоимость проектов, направленных на развитие магистральной инфраструктуры   Дальнего...

На сессии Комитета по безопасности на море ИМО обсуждены подходы к регулированию морских автономных надводных судов

На сессии Комитета по безопасности на море ИМО обсуждены подходы к регулированию морских автономных надводных судов В британской столице в период с 5 по 14 июня проходила 101-я сессия Комитета по безопасности на море...

Морские порты

В Новороссийском морском торговом порту презентовали уникальный портальный кран Liebherr

В Новороссийском морском торговом порту презентовали уникальный портальный кран Liebherr Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает, что в Новороссийске состоялась «НМТП» прошла п...

Модель порта Тамань подготовят до 28 июня Росморречфлот и Росморпорт

Модель порта Тамань подготовят до 28 июня Росморречфлот и Росморпорт Росморречфлот, Росморпорт и «РМП-Тамань» должны до 28 июня сформировать финансовую и организационную...




Морской транспорт

«Пелла» спустила на воду буксир «САДКО» проекта 90600

«Пелла» спустила на воду буксир «САДКО» проекта 90600 На территории судостроительного комплекса ОАО «Пелла» прошла торжественная церемония спуска на воду ...

В конце 2019 года в Гонконге представят российские яхты

В конце 2019 года в Гонконге представят российские яхты Китайские потребители заинтересованы в товарах с высокой добавленной стоимостью из России, в том чис...

Речной транспорт

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду обстановочного судна

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду обстановочного судна На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе 14 июня 2019 года состоялась торжественная церемони...

На Онежском ССЗ спущено на воду многофункциональное обстановочное судно для Волго-Балтийского бассейна

На Онежском ССЗ спущено на воду многофункциональное обстановочное судно для Волго-Балтийского бассейна На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе 14 июня состоялась торжественная церемония спуска н...

Ж/Д транспорт

Контракты на покупку 25 тыс. вагонов в 2019-2021 гг. заключила ФГК

Контракты на покупку 25 тыс. вагонов в 2019-2021 гг. заключила ФГК «Федеральная грузовая   компания» (ФГК) заключила контракты с «Уралвагонзаводом» и...

ПГК расширяет грузовую базу на Горьковской железной дороге

ПГК расширяет грузовую базу на Горьковской железной дороге Нижегородский филиал Первой грузовой компании (ПГК) за 5 месяцев 2019 года увеличил объем пе...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...