Ямал не потерпит простых решений. Новый морской порт Сабетта для отгрузки СПГ планируется построить в Арктике на полуострове Ямал



Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности России неразрывно связаны с перемещением центров нефте- и газодобычи на Север – в районы побережья Ненецкого автономного округа. В связи с этим ожидается, что темпы развития арктических портов будут выше средних по России.

Одним из основных центров формирования современной портовой инфраструктуры для освоения морских месторождений нефти и газа должен стать Ямал с прилегающими к нему территориями, где только запасы газа превышают 15 трлн м3.

Такие планы опираются на ряд директивных документов Правительства РФ и Минтранса России, в том числе на «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом РФ в 2007 г.), «Комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал» (утвержден распоряжением Правительства РФ в 2010 г.) и Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2010 г. № 2145-р.

Максим МИНИН, директор проекта ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»

Первый в арктическом регионе терминал отгрузки природного газа предполагается создать в районе п.Сабетта в рамках крупного инвестиционного международного проекта «Ямал СПГ» на основе ресурсной базы Южно-Тамбейского месторождения. Проект предусматривает ежегодное производство и морскую транспортировку около 16 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) и до 1,35 млн тонн газового конденсата (ГК) в год (выход на проектную мощность – 2018 г.) с возможностью расширения производства и перевалки в перспективе до 25 млн тонн СПГ, 2,2 млн тонн ГК и 3,5 млн тонн нефти в год.

Инвесторами проекта выступают российская компания «НОВАТЭК» и французская TOTAL. Инвестиционная стоимость проекта, по предварительным оценкам, составит 850 млрд рублей, большая часть этой суммы пойдет на строительство завода СПГ, другая составляющая – на строительство морской инфраструктуры, которая выделена в отдельный проект, включая создание судоходного морского канала в северной части Обской губы.

В окрестностях Сабетты, по сути, будет построено два района порта: первый – с семи причалами для завоза стройматериалов и конструкций завода СПГ, второй – с двумя причалами для отгрузки СПГ и ГК в специализированные суда. Таким образом, на Ямале, в условиях вечной мерзлоты, сурового климата и отсутствия транспортной инфраструктуры, впервые будет реализован проект по строительству специализированного морского порта с рекордным для России грузооборотом СПГ.

 

МОРСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЕКТА

Морской порт будет состоять из основных и вспомогательных объектов. Основные предназначены для выполнения и технологических мероприятий по обеспечению отгрузки на морские транспортные суда СПГ и ГК. Задача вспомогательных заключается в обеспечении строительства и эксплуатации объектов обустройства Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, в том числе  завода СПГ.

Заказчиком по проектированию и строительству выступает дочерняя компания «НОВАТЭКа» – ОАО «Ямал СПГ». Проектирование общепортовой инфраструктуры и выполнение инженерных изысканий по договору с «Ямал СПГ» поручено проектной организации ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ», имеющей соответствующий опыт в проектировании подобных объектов на территории РФ. В соответствии с условиями договора проектирование разделено на два основных периода: 1. Строительство объектов подготовительного периода. 2. Строительство основных объектов морского порта.

В состав объектов подготовительного периода входят: акватория, подходной канал, средства навигационного оборудования, объекты системы управления движением судов (СУДС); база портофлота и ЛРН, грузовые причалы для приема строительных грузов; причал перегрузки накатных грузов и крупногабаритных модулей (Ро-Ро), а также объекты подсобно-производственного и складского назначения.

Объекты подготовительного периода подразумевают только обеспечение приема грузов, доставляемых морским транспортом в процессе строительства морского порта и завода по производству СПГ, а также грузов материально-технического снабжения в ходе дальнейшей эксплуатации (при проектировании основной части порта многие объекты поменяют назначение).

В составе основных объектов морского порта предусматривается строительство отгрузочного терминала СПГ и ГК с перспективой удвоения его мощности (годового грузооборота).

На сегодняшний день выполнены комплексные инженерные изыскания для разработки проектной документации на строительство объектов подготовительного периода морского порта и выполняется разработка проектной документации. Завершение разработки проектной документации по объектам подготовительно периода планируется весной 2012 года, а проектирование основных объектов морского порта – весной 2013 года.

 

РАСПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Территория под объекты морского порта административно находится в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, а по географическому положению – в северо-восточной части полуострова Ямал, на западном берегу Обской губы.

Ближайший населенный пункт к порту – вахтовый посёлок Сабетта, в котором расположена база производственного обслуживания промысла. В 30 км к северу от Сабетты находится п.Тамбей и к 120 км к югу – п.Сеяха.

Сообщение вахтового поселка Сабетта с центром Ямало-Ненецкого автономного округа возможно вертолётом, в период навигации возможно сообщение водным транспортом по Обской губе, в зимний период – по зимникам.

Вахтовый поселок рассчитан на 500 человек и размещает в своем составе ремонтно-механические мастерские, ремонтно-строительный участок, участок пароводоснабжения, цех спецтехники и транспорта, участок материально-технического снабжения, хозяйственный цех, электроцех.

Производственные площадки имеют на своей территории котельные, резервуарные парки, блок сепарации углеводородного сырья, насосные, АЗС, технологические трубопроводы, автомобильные дороги. Электроснабжение осуществляется от передвижных авиационных электростанций на газе, теплоснабжение – от собственных котельных. Водоснабжение на хозяйственно-питьевые и производственные нужды п.Сабетта осуществляется из оз. Глубокое.

В п.Сабетта имеется грузовой причал, оборудованный для выгрузки грузов и расположенный у береговой черты в устье реки Сабеттаяха. Вблизи п.Сабетта расположен базовый полевой аэродром.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА СТРОИТЕЛЬСТВА

Район строительства морского порта характеризуется особыми условиями арктической климатической зоны, в частности, длительностью ледового периода в Обской губе более восьми месяцев; отсутствием производственной и материальной базы в районе строительства.

Акватория проектируемого порта расположена в 1 км южнее устья реки Сабеттаяха. Глубина 15 м, являющаяся границей зоны открытого судоходства, находится на расстоянии 7,5 км.

Климатические условия территории полуострова Ямал обусловлены близостью холодного Карского моря. Район строительства располагается в пределах арктического пояса за пределами полярного круга.

Климат отличается весьма продолжительной и холодной зимой с сильными ветрами, коротким холодным и пасмурным летом с довольно частыми заморозками, а иногда и со снегом, но длительным световым днём. В течение всего года велика облачность и относительная влажность. Холодная и длительная зима с малой высотой снежного покрова обусловливает глубокое и длительное промерзание почвы, что приводит к существованию в тундре вечной мерзлоты. Суровость зимы определяется большими скоростями ветра и частыми метелями, которые нередко возникают внезапно и часто переходят в пургу.

Максимального развития ледяной покров достигает в апреле – мае. В конце мая, когда лед достигает максимальной толщины, начинается его разрушение в южной части Обской губы. В начале июня под действием ветра и волнения взламывается припай в ее северной части и северная граница припая смещается до бухты Тамбей. В первой декаде июля взламывается ледяная перемычка в средней части Обской губы. В период вскрытия льда в результате дрейфа льда в северном направлении наблюдается значительное торошение льда на восточном берегу Обской губы, на мысе Хонорасле.

Вообще, по ледовым условиям район п.Сабетта нужно признать удачным местом. После вскрытия припая за счёт преобладающих ветров и течения акватория легко очищается ото льда. Как правило, в августе, сентябре и начале октября в Обской губе льда нет. В конце первой и начале второй декады октября в ней начинается устойчивое ледообразование. У западного берега Обской губы, изобилующего отмелями, молодой лед появляется через 2-3 суток после установления температуры воздуха ниже 0°С.

 

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Необходимо резюмировать, что проектирование и строительство морского порта будут вестись в крайне сложных условиях.

Сегодня все основные силы проектировщиков нацелены на выполнение первоочередных задач по исследованию естественных условий и проектированию объектов первого этапа строительства. Обозначенный состав объектов требует тщательного анализа материалов инженерных изысканий для учета сложных климатических, гидрологических, геологических и экологических условий. Сильное волнение, большая заносимость, слабые грунты, недостаточные глубины, полярная ночь и прочие условия арктической климатической зоны создают множество требований, которые ограничивают и без того небольшой выбор проектных решений.

Кроме того, проектирование должно предусмотреть интеграцию с другими проектами, выполняемыми по объектам – «Строительство комплекса по добыче, подготовке, сжижению газа, отгрузке СПГ и газового конденсата Южно-Тамбейского ГКМ», «КОЖО», «Аэропорт Сабетта».

Вместе с тем, рассматривается необходимость приема в морском порту уникальных грузов весом до 12,5 тыс. тонн (резервуаров для накопления отгрузочных партий СПГ и других модульных конструкций завода) и танкеров-газовозов вместимостью до 170 тыс. м3 (для обеспечения судоходства таких танкеров в порту Сабетта будет построен морской канал длиной около 48 км и шириной почти 0,5 км).

ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ», не снимая приоритета с качества проектной продукции, стремится выполнить поставленные задачи в установленные договором сроки и в ближайшее время планирует принять все основные решения проекта, которые могут повлиять на основные характеристики объектов проектирования, и приступить к оформлению проектной документации.



Новости

Лента новостей

Cтраны ЕАЭС обеспечили прорыв в устранении разногласий по вопросам формирования общего электроэнергетического рынка

Cтраны ЕАЭС обеспечили прорыв в устранении разногласий по вопросам формирования общего электроэнергетического рынка Под руководством Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна в штаб-к...

Два новых российских фрегата получат гиперзвуковые ракеты «Циркон»

Два новых российских фрегата получат гиперзвуковые ракеты «Циркон» Гиперзвуковое оружие будет установлено на двух новых российских фрегатах «Адмирал Амелько» и «Адмира...

Российская экономика

Центр обработки данных для Севморпути создадут в Мурманской области

Центр обработки данных для Севморпути создадут в Мурманской области В регионе также планируется провести работы по цифровизации городского хозяйства.

Ростовские власти вдвое увеличили финансирование рыбной отрасли в 2019 году

Ростовские власти вдвое увеличили финансирование рыбной отрасли в 2019 году На эти цели выделили более 136 млн рублей

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

Совет директоров НМТП одобрил продажу Новороссийского зернового терминала

Совет директоров НМТП одобрил продажу Новороссийского зернового терминала Совет директоров Новороссийского морского торгового порта (НМТП) одобрил   выход и...

Фонд «Восточный Порт» учредит стипендию имени Виктора Васяновича

Фонд «Восточный Порт» учредит стипендию имени Виктора Васяновича В Парке Победы поселка Врангель состоялся торжественный митинг в честь 80-летия со дня рождения перв...




Морской транспорт

Парусник «Надежда» стал гостем международного фестиваля в Японии

Парусник «Надежда» стал гостем международного фестиваля в Японии 20-й международный фестиваль парусных судов The Nagasaki Tall Ships Festival прошел с 18 по 22 апрел...

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания Корвет «Гремящий» и фрегат «Адмирал флота Касатонов» отправились в акваторию Балтики на заводские хо...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

Итоговые дивиденды Globaltrans за 2018 г. составят 46,5 руб. на акцию

Итоговые дивиденды Globaltrans за 2018 г. составят 46,5   руб. на акцию Акционеры железнодорожного   оператора Globaltrans утвердили финальные дивиденды по итогам...

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по РСБУ за I квартал выросла в 1,6 раза

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по РСБУ за I квартал выросла в 1,6 раза Чистая прибыль «Трансконтейнера» по российским стандартам бухгалтерского   учета (РСБУ...

Авто транспорт

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Более 650 км автодорог отремонтируют в Приморье по нацпроекту

Более 650 км автодорог отремонтируют в Приморье по нацпроекту Власти Приморья планируют отремонтировать в крае до 2024 года 657 км автомобильных дорог в рамках ре...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...