Перспективы развития морской власти на севере



Среди северных приморских регионов России, относящихся к Северному морскому бассейну, выделяются Мурманская, Архангельская области (в том числе Ненецкий автономный округ) и Красноярский край. Территория указанных регионов составляет более 3 млн квадратных километров (18% от площади территории страны), на ней проживают 3,84% населения России.

Отдельные исследователи относят указанные регионы к наиболее продвинутым приморским регионам, где четко прослеживается сочетание различных отраслей морского хозяйства и более рационально используются ресурсы и пространства прилегающих морей. Вместе с тем территориальное расположение морских портов в Северных регионах носит очаговый характер. Это, прежде всего, связано с их физико-географическими особенностями и историческими особенностями их формирования.

Владимир ПЛАТОНОВ, капитан морского порта Мурманск

 

ТЕРРИТОРИИ И ВЛАСТНЫЕ ФУНКЦИИ

Огромная территория приморских регионов, большая протяженность береговой линии одновременно и способствуют развитию морехозяйственного комплекса (обилие ресурсов, разнообразие природных и социально-экономических условий), и осложняют его (низкая плотность населения и неравномерность его размещения, растянутые и слабо оборудованные коммуникации, проблемы морской инфраструктуры и т.д.).

Почти все окружающие регион моря замерзают, большая часть побережья арктических морей безлюдна. Основная часть природных ресурсов, расположенных вблизи побережья, на акватории и дне морей, удалена от главных хозяйственных центров или находится в труднодоступных для освоения районах.

В настоящее время в Северном бассейне Российской Федерации расположены 12 морских портов: Мурманск, Кандалакша, Дудинка, Витино, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Архангельск, Онега, Варандей, Амдерма и Диксон. Перечисленные порты являются «локомотивами» экономики приморских регионов, а некоторые из них – Мезень, Игарка, Онега, Витино, Амдерма и Диксон – по сути, экономико-образующими для территорий, на которых они расположены.

Важнейшим аспектом укрепления и развития приморских регионов является создание четко-структурированной системы государственного контроля функционирования морских портов.

В соответствии с положениями федерального законодательства административно-властные полномочия в морских портах осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями. Основными функциями администраций морских портов являются:

  • осуществление административно-властных и иных полномочий в морских портах и на подходах к ним в установленных правительством Российской Федерации зонах ответственности;
  • обеспечение безопасности плавания судов на акватории морского порта, на подходах к нему, а также стоянки судов в морском порту;
  • обеспечение порядка в морском порту;
  • принятие мер по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в границах морского порта;
  • взаимодействие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля и надзора в морских портах;
  • руководство мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения;
  • принятие мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участие в организации работ по ликвидации таких ситуаций;
  • организация спасания людей, судов в границах акватории морского порта, ликвидация пожаров на судах, находящихся в морском порту;
  • выдача разрешений на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;
  • проведение мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту;
  • осуществление в пределах своих полномочий контроля за безопасностью портовых гидротехнических сооружений.

Функции портовых властей в морских портах Мурманск, Кандалакша, Дудинка, Витино, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Амдерма и Диксон осуществляет ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» (в ближайшее время планируется образование филиала Администрации в морском порту Сабетта), в морских портах Архангельск, Онега, Варандей – ФГУ «Администрация морского порта Архангельск».

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗОК В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Торговое судоходство в Северном бассейне характеризуется некоторыми общими особенностями такими, как увеличение судопотока, возрастание числа и дедвейта судов, перевозящих опасные грузы, в том числе по трассам Северного морского пути (СМП), и осуществляющих плавание в сложных гидрометеорологических условиях, обусловленных ледовой обстановкой и продолжительным периодом полярной ночи.

Вместе с тем, анализ показывает, что динамика судооборота в морских портах, находящихся в зоне ответственности ФГУ «АМП Мурманск» нестабильна. Так, по данным Инспекции государственного портового контроля (ИГПК) ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» общее количество судозаходов (вход – выход) в порт за предыдущие два года снизилось с 3700 в 2010 году до 3580 в 2011 году.

В структуре судозаходов за 2011 год доминируют рыбопромысловые суда – 1473 судозахода, танкеры – 416 судозаходов и балкеры – 305 судозаходов.

Общий грузооборот морских портов в зоне ответственности ФГУ «АМП Мурманск» (Мурманск, Кандалакша, Витино, Нарьян-Мар, Мезень, Дудинка, Игарка, Амдерма) в 2011 году составил 31,99 млн тонн против 37,4 млн тонн годом ранее. Сокращение грузооборота, прежде всего, обусловлено снижением перевалки нефтепродуктов через рейдовый перегрузочный комплекс «Белокаменка» в связи с сокращением добычи углеводородов.

В настоящий момент реализуется широкий комплекс компенсационных мер и, по оценкам экспертов, рост грузооборота на РПК «Белокаменка» должен начаться в четвертом квартале 2012 года.

В 2011 году в общей структуре грузооборота морских портов – филиалов АМП – основное место занимают наливные и сухие грузы – 13,1 млн тонн и 18,9 млн тонн соответственно. Существенного изменения показателей судозаходов и грузооборота в филиалах не отмечено.

Вместе с тем, в морских портах Архангельск и Онега, находящихся в зоне ответственности ФГУ «АМП Архангельск», отмечен рост грузооборота на 16% и 8% соответственно.

В то же время, в целом возрастает интенсивность плавания по трассам СМП, его значение в организации перевозок грузов морским транспортом, в том числе транзитных в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

2010 и 2011 годы отмечены успешными проводками атомоходами «Атомфлота»  Государственной корпорации «Росатом» крупнотоннажных судов в сквозных рейсах по СМП из Европы в Азию.

В начале 2011 года между «Атомфлотом» и ОАО «НОВАТЭК», становящимся одним из основных грузоотправителей на трассах СМП, заключено Соглашение о сотрудничестве в данном направлении. В предоставлении транспортных судов для обеспечения перевозки этих грузов основную роль играет судоходная компания «Совкомфлот».

Всего за навигацию 2010 года было выполнено 11 транзитных рейсов, а в 2011 году – 30 рейсов, перевезено более 800 тыс. тонн различных грузов. Указанная динамика сохранится и в 2012 году. Однако данные по грузопотоку на трассах СМП в разных источниках отличаются. Это, прежде всего, связано с тем, что в официальных данных, предоставляемых «Атомфлотом», фактически не учитываются объемы грузов, перевозимых собственным флотом ГМК «Норильский Никель», которые составляют порядка 1 млн тонн в год.

 

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ФГУ

По оценке ряда экспертов, только потенциальный объем транзитных грузов по СМП в восточном направлении может составить 5-6 млн тонн и в западном – 2-3 млн тонн. Поэтому не случайно все, что связано с арктической  морской транспортной системой и ее развитием, является неотъемлемой частью национальной политики России.

Указанные обстоятельства объективно обусловливают необходимость создания единой системы государственного управления в морских портах Северного бассейна в целях обеспечения единого руководства региональными системами и объектами обеспечения безопасности мореплавания (Глобальная морская система связи при бедствии, системы управления движением судов, средства навигационной обстановки и обеспечения и др.),  необходимого финансирования и материально-технического обеспечения портовых властей вне зависимости от уровня экономической активности того или иного морского порта, централизации процессов организации и осуществления ледовых проводок судов, а также руководства спасательными операциями в бассейне.

Для достижения указанных целей планируется возложить административно-властные полномочия в сфере государственного управления в морских портах Северного бассейна, а также функции по обеспечению безопасности плавания судов на подходах к ним на ФГУ «АМП Мурманск», закрепив за ним имущество ФГУ «АМП Архангельск».

В этой связи будет осуществлена реорганизация ФГУ «АМП Архангельск» и ФГУ «АМП Мурманск» в форме присоединения первого учреждения ко второму с сохранением основной цели деятельности учреждения и закрепление федерального имущества первого за ФГУ «АМП Мурманск».

Проведение указанных мероприятий позволит оптимизировать систему государственного управления морскими портами региона в целях совершенствования исполнения требований национального законодательства и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания в зоне ответственности Российской Федерации.

 

Морские Порты №6 (2012)



Новости

Лента новостей

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года Швартовые испытания большого десантного катера (БДК) «Петр Моргунов», возводимого по проекту...

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко Скоростной, модернизированный поезд французской компании Alstom («Альстом») сможет преодолев...

Российская экономика

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1 ГК «СКАНЭКС» начинает обзор докладов, прозвучавших на конференции «Геоинформационная стратегия в неф...

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо Этот факт стал большим сюрпризом для топливного рынка.

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год В 2018 году Находкинском МТП продолжил проведение мероприятий по внедрению комплексной системы пылеп...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска Сроки реализации проекта сдвинулись с 2018 года на 2020-й из-за финансовых трудностей у генподрядчик...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...