Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Перспективы развития морской власти на севере



Среди северных приморских регионов России, относящихся к Северному морскому бассейну, выделяются Мурманская, Архангельская области (в том числе Ненецкий автономный округ) и Красноярский край. Территория указанных регионов составляет более 3 млн квадратных километров (18% от площади территории страны), на ней проживают 3,84% населения России.

Отдельные исследователи относят указанные регионы к наиболее продвинутым приморским регионам, где четко прослеживается сочетание различных отраслей морского хозяйства и более рационально используются ресурсы и пространства прилегающих морей. Вместе с тем территориальное расположение морских портов в Северных регионах носит очаговый характер. Это, прежде всего, связано с их физико-географическими особенностями и историческими особенностями их формирования.

Владимир ПЛАТОНОВ, капитан морского порта Мурманск

 

ТЕРРИТОРИИ И ВЛАСТНЫЕ ФУНКЦИИ

Огромная территория приморских регионов, большая протяженность береговой линии одновременно и способствуют развитию морехозяйственного комплекса (обилие ресурсов, разнообразие природных и социально-экономических условий), и осложняют его (низкая плотность населения и неравномерность его размещения, растянутые и слабо оборудованные коммуникации, проблемы морской инфраструктуры и т.д.).

Почти все окружающие регион моря замерзают, большая часть побережья арктических морей безлюдна. Основная часть природных ресурсов, расположенных вблизи побережья, на акватории и дне морей, удалена от главных хозяйственных центров или находится в труднодоступных для освоения районах.

В настоящее время в Северном бассейне Российской Федерации расположены 12 морских портов: Мурманск, Кандалакша, Дудинка, Витино, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Архангельск, Онега, Варандей, Амдерма и Диксон. Перечисленные порты являются «локомотивами» экономики приморских регионов, а некоторые из них – Мезень, Игарка, Онега, Витино, Амдерма и Диксон – по сути, экономико-образующими для территорий, на которых они расположены.

Важнейшим аспектом укрепления и развития приморских регионов является создание четко-структурированной системы государственного контроля функционирования морских портов.

В соответствии с положениями федерального законодательства административно-властные полномочия в морских портах осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями. Основными функциями администраций морских портов являются:

  • осуществление административно-властных и иных полномочий в морских портах и на подходах к ним в установленных правительством Российской Федерации зонах ответственности;
  • обеспечение безопасности плавания судов на акватории морского порта, на подходах к нему, а также стоянки судов в морском порту;
  • обеспечение порядка в морском порту;
  • принятие мер по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в границах морского порта;
  • взаимодействие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля и надзора в морских портах;
  • руководство мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения;
  • принятие мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участие в организации работ по ликвидации таких ситуаций;
  • организация спасания людей, судов в границах акватории морского порта, ликвидация пожаров на судах, находящихся в морском порту;
  • выдача разрешений на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;
  • проведение мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту;
  • осуществление в пределах своих полномочий контроля за безопасностью портовых гидротехнических сооружений.

Функции портовых властей в морских портах Мурманск, Кандалакша, Дудинка, Витино, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Амдерма и Диксон осуществляет ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» (в ближайшее время планируется образование филиала Администрации в морском порту Сабетта), в морских портах Архангельск, Онега, Варандей – ФГУ «Администрация морского порта Архангельск».

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗОК В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Торговое судоходство в Северном бассейне характеризуется некоторыми общими особенностями такими, как увеличение судопотока, возрастание числа и дедвейта судов, перевозящих опасные грузы, в том числе по трассам Северного морского пути (СМП), и осуществляющих плавание в сложных гидрометеорологических условиях, обусловленных ледовой обстановкой и продолжительным периодом полярной ночи.

Вместе с тем, анализ показывает, что динамика судооборота в морских портах, находящихся в зоне ответственности ФГУ «АМП Мурманск» нестабильна. Так, по данным Инспекции государственного портового контроля (ИГПК) ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» общее количество судозаходов (вход – выход) в порт за предыдущие два года снизилось с 3700 в 2010 году до 3580 в 2011 году.

В структуре судозаходов за 2011 год доминируют рыбопромысловые суда – 1473 судозахода, танкеры – 416 судозаходов и балкеры – 305 судозаходов.

Общий грузооборот морских портов в зоне ответственности ФГУ «АМП Мурманск» (Мурманск, Кандалакша, Витино, Нарьян-Мар, Мезень, Дудинка, Игарка, Амдерма) в 2011 году составил 31,99 млн тонн против 37,4 млн тонн годом ранее. Сокращение грузооборота, прежде всего, обусловлено снижением перевалки нефтепродуктов через рейдовый перегрузочный комплекс «Белокаменка» в связи с сокращением добычи углеводородов.

В настоящий момент реализуется широкий комплекс компенсационных мер и, по оценкам экспертов, рост грузооборота на РПК «Белокаменка» должен начаться в четвертом квартале 2012 года.

В 2011 году в общей структуре грузооборота морских портов – филиалов АМП – основное место занимают наливные и сухие грузы – 13,1 млн тонн и 18,9 млн тонн соответственно. Существенного изменения показателей судозаходов и грузооборота в филиалах не отмечено.

Вместе с тем, в морских портах Архангельск и Онега, находящихся в зоне ответственности ФГУ «АМП Архангельск», отмечен рост грузооборота на 16% и 8% соответственно.

В то же время, в целом возрастает интенсивность плавания по трассам СМП, его значение в организации перевозок грузов морским транспортом, в том числе транзитных в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

2010 и 2011 годы отмечены успешными проводками атомоходами «Атомфлота»  Государственной корпорации «Росатом» крупнотоннажных судов в сквозных рейсах по СМП из Европы в Азию.

В начале 2011 года между «Атомфлотом» и ОАО «НОВАТЭК», становящимся одним из основных грузоотправителей на трассах СМП, заключено Соглашение о сотрудничестве в данном направлении. В предоставлении транспортных судов для обеспечения перевозки этих грузов основную роль играет судоходная компания «Совкомфлот».

Всего за навигацию 2010 года было выполнено 11 транзитных рейсов, а в 2011 году – 30 рейсов, перевезено более 800 тыс. тонн различных грузов. Указанная динамика сохранится и в 2012 году. Однако данные по грузопотоку на трассах СМП в разных источниках отличаются. Это, прежде всего, связано с тем, что в официальных данных, предоставляемых «Атомфлотом», фактически не учитываются объемы грузов, перевозимых собственным флотом ГМК «Норильский Никель», которые составляют порядка 1 млн тонн в год.

 

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ФГУ

По оценке ряда экспертов, только потенциальный объем транзитных грузов по СМП в восточном направлении может составить 5-6 млн тонн и в западном – 2-3 млн тонн. Поэтому не случайно все, что связано с арктической  морской транспортной системой и ее развитием, является неотъемлемой частью национальной политики России.

Указанные обстоятельства объективно обусловливают необходимость создания единой системы государственного управления в морских портах Северного бассейна в целях обеспечения единого руководства региональными системами и объектами обеспечения безопасности мореплавания (Глобальная морская система связи при бедствии, системы управления движением судов, средства навигационной обстановки и обеспечения и др.),  необходимого финансирования и материально-технического обеспечения портовых властей вне зависимости от уровня экономической активности того или иного морского порта, централизации процессов организации и осуществления ледовых проводок судов, а также руководства спасательными операциями в бассейне.

Для достижения указанных целей планируется возложить административно-властные полномочия в сфере государственного управления в морских портах Северного бассейна, а также функции по обеспечению безопасности плавания судов на подходах к ним на ФГУ «АМП Мурманск», закрепив за ним имущество ФГУ «АМП Архангельск».

В этой связи будет осуществлена реорганизация ФГУ «АМП Архангельск» и ФГУ «АМП Мурманск» в форме присоединения первого учреждения ко второму с сохранением основной цели деятельности учреждения и закрепление федерального имущества первого за ФГУ «АМП Мурманск».

Проведение указанных мероприятий позволит оптимизировать систему государственного управления морскими портами региона в целях совершенствования исполнения требований национального законодательства и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания в зоне ответственности Российской Федерации.

 

Морские Порты №6 (2012)



Новости

Лента новостей

В портах Азов и Ростов-на-Дону в статусе задержанных находятся три судна турецкого оператора

В портах Азов и Ростов-на-Дону в статусе задержанных находятся три судна турецкого оператора В акватории морских портов Азов и Ростов-на-Дону в статусе задержанных находятся три грузовых судна ...

Москалькова попросила Путина обсудить с Порошенко ситуацию с судном «Норд»

Москалькова попросила Путина обсудить с Порошенко ситуацию с судном «Норд» Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова попросила президента РФ Владимира Путина ...

Российская экономика

Основная часть затрат на рост контейнерных перевозок ляжет на бюджет РФ

Основная часть затрат на рост контейнерных перевозок ляжет на бюджет РФ Ведомства начали обсуждать, за счет каких средств увеличить и ускорить железнодорожный контейнерный ...

ВАРПЭ соберет чрезвычайную конференцию в связи с возможной отменой «исторического принципа» закрепления квот

ВАРПЭ соберет чрезвычайную конференцию в связи с возможной отменой «исторического принципа» закрепления квот «Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров» (ВАРПЭ&...

Транспортная политика

ФАС подготовила проект «дорожной карты» по развитию конкуренции в транспортной сфере

ФАС подготовила проект «дорожной карты» по развитию конкуренции в транспортной сфере Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ подготовила проект «дорожной карты» по развитию ...

ФСБ разъяснила запрет на использование иностранных транспортных судов для рыболовства

ФСБ разъяснила запрет на использование иностранных транспортных судов для рыболовства Пограничная служба ФСБ России разъяснила свои действия по запрету на использование иностранных транс...

Морские порты

«Восточный Порт» возводит ветропылезащитные ограждения на Третьей очереди

«Восточный Порт» возводит ветропылезащитные ограждения на Третьей очереди Работы по созданию защитного ограждения высотой 20 метров и общей протяженностью 1,7 км ведутся поэт...

«Ростерминалуголь» подписал соглашение об усилении мер экологической безопасности

«Ростерминалуголь» подписал соглашение об усилении мер экологической безопасности Представители международной экологической организации «Общественный совет Южного берега Финского зал...




Морской транспорт

Новороссийский судоремонтный завод завершил доковые работы по ремонту танкера «Орион-А» и буксира «Бурный»

Новороссийский судоремонтный завод завершил доковые работы по ремонту танкера «Орион-А» и буксира «Бурный» Группа НМТП сообщает, что 20 июля «Новороссийский судоремонтный завод» (АО «НСРЗ») осуществи...

Компания «Морская Техника» поставила оборудование для нескольких судостроительных проектов

Компания «Морская Техника» поставила оборудование для нескольких судостроительных проектов Завершена поставка комплекта арматуры для ледокола «Сибирь» проекта 22600, достройка которого выполн...

Речной транспорт

Развитие инфраструктуры «Канала имени Москвы» удвоило речной турпоток в Рязань

Развитие инфраструктуры «Канала имени Москвы» удвоило речной турпоток в Рязань Благодаря дебаркадеру «Канала имени Москвы» речной туризм в Рязань увеличился в два раза. С появлени...

Окская судоверфь сдала четвертую «двухкорпусную» нефтеналивную баржу «Белмакс 4» проекта ROB20

Окская судоверфь сдала четвертую «двухкорпусную» нефтеналивную баржу «Белмакс 4» проекта ROB20 Окская судоверфь (входит в состав UCL Holding) сдала четвертую мелкосидящую «двухкорпусную» ...

Ж/Д транспорт

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку у Global Ports терминала в Санкт-Петербурге (...

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД Российские железные дороги (РЖД) перейдут с начала 2019 г. на новую форму налогового контрол...

Авто транспорт

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц Регистрация большегрузов в системе «Платон» за прошедший месяц составила рекордные 20 тыс. машин, со...

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр Более 30 тысяч автомобилей проехали по Крымскому мосту в минувшее воскресенье, что является рекордны...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Норвежское морское образование

Норвежское морское образование В начале апреля этого года группа курсантов Арктического морского института имени В.И. Воронина из 9...

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...