Перспективы развития морской власти на севере



Среди северных приморских регионов России, относящихся к Северному морскому бассейну, выделяются Мурманская, Архангельская области (в том числе Ненецкий автономный округ) и Красноярский край. Территория указанных регионов составляет более 3 млн квадратных километров (18% от площади территории страны), на ней проживают 3,84% населения России.

Отдельные исследователи относят указанные регионы к наиболее продвинутым приморским регионам, где четко прослеживается сочетание различных отраслей морского хозяйства и более рационально используются ресурсы и пространства прилегающих морей. Вместе с тем территориальное расположение морских портов в Северных регионах носит очаговый характер. Это, прежде всего, связано с их физико-географическими особенностями и историческими особенностями их формирования.

Владимир ПЛАТОНОВ, капитан морского порта Мурманск

 

ТЕРРИТОРИИ И ВЛАСТНЫЕ ФУНКЦИИ

Огромная территория приморских регионов, большая протяженность береговой линии одновременно и способствуют развитию морехозяйственного комплекса (обилие ресурсов, разнообразие природных и социально-экономических условий), и осложняют его (низкая плотность населения и неравномерность его размещения, растянутые и слабо оборудованные коммуникации, проблемы морской инфраструктуры и т.д.).

Почти все окружающие регион моря замерзают, большая часть побережья арктических морей безлюдна. Основная часть природных ресурсов, расположенных вблизи побережья, на акватории и дне морей, удалена от главных хозяйственных центров или находится в труднодоступных для освоения районах.

В настоящее время в Северном бассейне Российской Федерации расположены 12 морских портов: Мурманск, Кандалакша, Дудинка, Витино, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Архангельск, Онега, Варандей, Амдерма и Диксон. Перечисленные порты являются «локомотивами» экономики приморских регионов, а некоторые из них – Мезень, Игарка, Онега, Витино, Амдерма и Диксон – по сути, экономико-образующими для территорий, на которых они расположены.

Важнейшим аспектом укрепления и развития приморских регионов является создание четко-структурированной системы государственного контроля функционирования морских портов.

В соответствии с положениями федерального законодательства административно-властные полномочия в морских портах осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями. Основными функциями администраций морских портов являются:

  • осуществление административно-властных и иных полномочий в морских портах и на подходах к ним в установленных правительством Российской Федерации зонах ответственности;
  • обеспечение безопасности плавания судов на акватории морского порта, на подходах к нему, а также стоянки судов в морском порту;
  • обеспечение порядка в морском порту;
  • принятие мер по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в границах морского порта;
  • взаимодействие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля и надзора в морских портах;
  • руководство мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения;
  • принятие мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участие в организации работ по ликвидации таких ситуаций;
  • организация спасания людей, судов в границах акватории морского порта, ликвидация пожаров на судах, находящихся в морском порту;
  • выдача разрешений на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;
  • проведение мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту;
  • осуществление в пределах своих полномочий контроля за безопасностью портовых гидротехнических сооружений.

Функции портовых властей в морских портах Мурманск, Кандалакша, Дудинка, Витино, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Амдерма и Диксон осуществляет ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» (в ближайшее время планируется образование филиала Администрации в морском порту Сабетта), в морских портах Архангельск, Онега, Варандей – ФГУ «Администрация морского порта Архангельск».

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗОК В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Торговое судоходство в Северном бассейне характеризуется некоторыми общими особенностями такими, как увеличение судопотока, возрастание числа и дедвейта судов, перевозящих опасные грузы, в том числе по трассам Северного морского пути (СМП), и осуществляющих плавание в сложных гидрометеорологических условиях, обусловленных ледовой обстановкой и продолжительным периодом полярной ночи.

Вместе с тем, анализ показывает, что динамика судооборота в морских портах, находящихся в зоне ответственности ФГУ «АМП Мурманск» нестабильна. Так, по данным Инспекции государственного портового контроля (ИГПК) ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» общее количество судозаходов (вход – выход) в порт за предыдущие два года снизилось с 3700 в 2010 году до 3580 в 2011 году.

В структуре судозаходов за 2011 год доминируют рыбопромысловые суда – 1473 судозахода, танкеры – 416 судозаходов и балкеры – 305 судозаходов.

Общий грузооборот морских портов в зоне ответственности ФГУ «АМП Мурманск» (Мурманск, Кандалакша, Витино, Нарьян-Мар, Мезень, Дудинка, Игарка, Амдерма) в 2011 году составил 31,99 млн тонн против 37,4 млн тонн годом ранее. Сокращение грузооборота, прежде всего, обусловлено снижением перевалки нефтепродуктов через рейдовый перегрузочный комплекс «Белокаменка» в связи с сокращением добычи углеводородов.

В настоящий момент реализуется широкий комплекс компенсационных мер и, по оценкам экспертов, рост грузооборота на РПК «Белокаменка» должен начаться в четвертом квартале 2012 года.

В 2011 году в общей структуре грузооборота морских портов – филиалов АМП – основное место занимают наливные и сухие грузы – 13,1 млн тонн и 18,9 млн тонн соответственно. Существенного изменения показателей судозаходов и грузооборота в филиалах не отмечено.

Вместе с тем, в морских портах Архангельск и Онега, находящихся в зоне ответственности ФГУ «АМП Архангельск», отмечен рост грузооборота на 16% и 8% соответственно.

В то же время, в целом возрастает интенсивность плавания по трассам СМП, его значение в организации перевозок грузов морским транспортом, в том числе транзитных в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

2010 и 2011 годы отмечены успешными проводками атомоходами «Атомфлота»  Государственной корпорации «Росатом» крупнотоннажных судов в сквозных рейсах по СМП из Европы в Азию.

В начале 2011 года между «Атомфлотом» и ОАО «НОВАТЭК», становящимся одним из основных грузоотправителей на трассах СМП, заключено Соглашение о сотрудничестве в данном направлении. В предоставлении транспортных судов для обеспечения перевозки этих грузов основную роль играет судоходная компания «Совкомфлот».

Всего за навигацию 2010 года было выполнено 11 транзитных рейсов, а в 2011 году – 30 рейсов, перевезено более 800 тыс. тонн различных грузов. Указанная динамика сохранится и в 2012 году. Однако данные по грузопотоку на трассах СМП в разных источниках отличаются. Это, прежде всего, связано с тем, что в официальных данных, предоставляемых «Атомфлотом», фактически не учитываются объемы грузов, перевозимых собственным флотом ГМК «Норильский Никель», которые составляют порядка 1 млн тонн в год.

 

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ФГУ

По оценке ряда экспертов, только потенциальный объем транзитных грузов по СМП в восточном направлении может составить 5-6 млн тонн и в западном – 2-3 млн тонн. Поэтому не случайно все, что связано с арктической  морской транспортной системой и ее развитием, является неотъемлемой частью национальной политики России.

Указанные обстоятельства объективно обусловливают необходимость создания единой системы государственного управления в морских портах Северного бассейна в целях обеспечения единого руководства региональными системами и объектами обеспечения безопасности мореплавания (Глобальная морская система связи при бедствии, системы управления движением судов, средства навигационной обстановки и обеспечения и др.),  необходимого финансирования и материально-технического обеспечения портовых властей вне зависимости от уровня экономической активности того или иного морского порта, централизации процессов организации и осуществления ледовых проводок судов, а также руководства спасательными операциями в бассейне.

Для достижения указанных целей планируется возложить административно-властные полномочия в сфере государственного управления в морских портах Северного бассейна, а также функции по обеспечению безопасности плавания судов на подходах к ним на ФГУ «АМП Мурманск», закрепив за ним имущество ФГУ «АМП Архангельск».

В этой связи будет осуществлена реорганизация ФГУ «АМП Архангельск» и ФГУ «АМП Мурманск» в форме присоединения первого учреждения ко второму с сохранением основной цели деятельности учреждения и закрепление федерального имущества первого за ФГУ «АМП Мурманск».

Проведение указанных мероприятий позволит оптимизировать систему государственного управления морскими портами региона в целях совершенствования исполнения требований национального законодательства и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания в зоне ответственности Российской Федерации.

 

Морские Порты №6 (2012)



Новости

Лента новостей

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту Официальные источники в ЕС не готовы комментировать сообщения СМИ о том, что в Евросоюзе согласованы...

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики По приглашению Министерства внутренних дел Финляндии 12-13 февраля здесь состоялась очередная совмес...

Российская экономика

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота»

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота» Государство планирует снизить свою долю в «Совкомфлоте» со 100% до 25% плюс 1 акция. Однако ...

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря «Газпром» планирует начать поставки газа в Китай по «западному маршруту» с 1 декабря 2019 года, рань...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании В Мурманском морском торговом порту началась подготовка груза к отправке в рамках «арктической» груз...

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48%

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48% Первый месяц 2019 года оказался рекордно плохим по объемам доставки рыбы в порт. В январе услугами М...




Морской транспорт

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта План развития и формирования совместной крымско-сирийской судоходной компании будет   гото...

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы В 2018 году концерн Viking Line заработал 497,8 млн. евро. Обслуживание пассажиров принесло компании...

Речной транспорт

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы Замруководителя Росморречфлота Александр Пошивай принял участие в совместном  заседании ру...

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике На календаре последний зимний месяц – февраль. Основной показатель подготовки к навигации – это сдач...

Ж/Д транспорт

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути В 2019 году для повышения надежности железнодорожной инфраструктуры планом ремонтно-путевых работ на...

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства Государственно-частные партнерства способствуют созданию и реализации национальных инфраструктурных ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...