Перспективы развития морской власти на севере



Среди северных приморских регионов России, относящихся к Северному морскому бассейну, выделяются Мурманская, Архангельская области (в том числе Ненецкий автономный округ) и Красноярский край. Территория указанных регионов составляет более 3 млн квадратных километров (18% от площади территории страны), на ней проживают 3,84% населения России.

Отдельные исследователи относят указанные регионы к наиболее продвинутым приморским регионам, где четко прослеживается сочетание различных отраслей морского хозяйства и более рационально используются ресурсы и пространства прилегающих морей. Вместе с тем территориальное расположение морских портов в Северных регионах носит очаговый характер. Это, прежде всего, связано с их физико-географическими особенностями и историческими особенностями их формирования.

Владимир ПЛАТОНОВ, капитан морского порта Мурманск

 

ТЕРРИТОРИИ И ВЛАСТНЫЕ ФУНКЦИИ

Огромная территория приморских регионов, большая протяженность береговой линии одновременно и способствуют развитию морехозяйственного комплекса (обилие ресурсов, разнообразие природных и социально-экономических условий), и осложняют его (низкая плотность населения и неравномерность его размещения, растянутые и слабо оборудованные коммуникации, проблемы морской инфраструктуры и т.д.).

Почти все окружающие регион моря замерзают, большая часть побережья арктических морей безлюдна. Основная часть природных ресурсов, расположенных вблизи побережья, на акватории и дне морей, удалена от главных хозяйственных центров или находится в труднодоступных для освоения районах.

В настоящее время в Северном бассейне Российской Федерации расположены 12 морских портов: Мурманск, Кандалакша, Дудинка, Витино, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Архангельск, Онега, Варандей, Амдерма и Диксон. Перечисленные порты являются «локомотивами» экономики приморских регионов, а некоторые из них – Мезень, Игарка, Онега, Витино, Амдерма и Диксон – по сути, экономико-образующими для территорий, на которых они расположены.

Важнейшим аспектом укрепления и развития приморских регионов является создание четко-структурированной системы государственного контроля функционирования морских портов.

В соответствии с положениями федерального законодательства административно-властные полномочия в морских портах осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями. Основными функциями администраций морских портов являются:

  • осуществление административно-властных и иных полномочий в морских портах и на подходах к ним в установленных правительством Российской Федерации зонах ответственности;
  • обеспечение безопасности плавания судов на акватории морского порта, на подходах к нему, а также стоянки судов в морском порту;
  • обеспечение порядка в морском порту;
  • принятие мер по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в границах морского порта;
  • взаимодействие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля и надзора в морских портах;
  • руководство мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения;
  • принятие мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участие в организации работ по ликвидации таких ситуаций;
  • организация спасания людей, судов в границах акватории морского порта, ликвидация пожаров на судах, находящихся в морском порту;
  • выдача разрешений на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;
  • проведение мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту;
  • осуществление в пределах своих полномочий контроля за безопасностью портовых гидротехнических сооружений.

Функции портовых властей в морских портах Мурманск, Кандалакша, Дудинка, Витино, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Амдерма и Диксон осуществляет ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» (в ближайшее время планируется образование филиала Администрации в морском порту Сабетта), в морских портах Архангельск, Онега, Варандей – ФГУ «Администрация морского порта Архангельск».

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗОК В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Торговое судоходство в Северном бассейне характеризуется некоторыми общими особенностями такими, как увеличение судопотока, возрастание числа и дедвейта судов, перевозящих опасные грузы, в том числе по трассам Северного морского пути (СМП), и осуществляющих плавание в сложных гидрометеорологических условиях, обусловленных ледовой обстановкой и продолжительным периодом полярной ночи.

Вместе с тем, анализ показывает, что динамика судооборота в морских портах, находящихся в зоне ответственности ФГУ «АМП Мурманск» нестабильна. Так, по данным Инспекции государственного портового контроля (ИГПК) ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» общее количество судозаходов (вход – выход) в порт за предыдущие два года снизилось с 3700 в 2010 году до 3580 в 2011 году.

В структуре судозаходов за 2011 год доминируют рыбопромысловые суда – 1473 судозахода, танкеры – 416 судозаходов и балкеры – 305 судозаходов.

Общий грузооборот морских портов в зоне ответственности ФГУ «АМП Мурманск» (Мурманск, Кандалакша, Витино, Нарьян-Мар, Мезень, Дудинка, Игарка, Амдерма) в 2011 году составил 31,99 млн тонн против 37,4 млн тонн годом ранее. Сокращение грузооборота, прежде всего, обусловлено снижением перевалки нефтепродуктов через рейдовый перегрузочный комплекс «Белокаменка» в связи с сокращением добычи углеводородов.

В настоящий момент реализуется широкий комплекс компенсационных мер и, по оценкам экспертов, рост грузооборота на РПК «Белокаменка» должен начаться в четвертом квартале 2012 года.

В 2011 году в общей структуре грузооборота морских портов – филиалов АМП – основное место занимают наливные и сухие грузы – 13,1 млн тонн и 18,9 млн тонн соответственно. Существенного изменения показателей судозаходов и грузооборота в филиалах не отмечено.

Вместе с тем, в морских портах Архангельск и Онега, находящихся в зоне ответственности ФГУ «АМП Архангельск», отмечен рост грузооборота на 16% и 8% соответственно.

В то же время, в целом возрастает интенсивность плавания по трассам СМП, его значение в организации перевозок грузов морским транспортом, в том числе транзитных в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

2010 и 2011 годы отмечены успешными проводками атомоходами «Атомфлота»  Государственной корпорации «Росатом» крупнотоннажных судов в сквозных рейсах по СМП из Европы в Азию.

В начале 2011 года между «Атомфлотом» и ОАО «НОВАТЭК», становящимся одним из основных грузоотправителей на трассах СМП, заключено Соглашение о сотрудничестве в данном направлении. В предоставлении транспортных судов для обеспечения перевозки этих грузов основную роль играет судоходная компания «Совкомфлот».

Всего за навигацию 2010 года было выполнено 11 транзитных рейсов, а в 2011 году – 30 рейсов, перевезено более 800 тыс. тонн различных грузов. Указанная динамика сохранится и в 2012 году. Однако данные по грузопотоку на трассах СМП в разных источниках отличаются. Это, прежде всего, связано с тем, что в официальных данных, предоставляемых «Атомфлотом», фактически не учитываются объемы грузов, перевозимых собственным флотом ГМК «Норильский Никель», которые составляют порядка 1 млн тонн в год.

 

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ФГУ

По оценке ряда экспертов, только потенциальный объем транзитных грузов по СМП в восточном направлении может составить 5-6 млн тонн и в западном – 2-3 млн тонн. Поэтому не случайно все, что связано с арктической  морской транспортной системой и ее развитием, является неотъемлемой частью национальной политики России.

Указанные обстоятельства объективно обусловливают необходимость создания единой системы государственного управления в морских портах Северного бассейна в целях обеспечения единого руководства региональными системами и объектами обеспечения безопасности мореплавания (Глобальная морская система связи при бедствии, системы управления движением судов, средства навигационной обстановки и обеспечения и др.),  необходимого финансирования и материально-технического обеспечения портовых властей вне зависимости от уровня экономической активности того или иного морского порта, централизации процессов организации и осуществления ледовых проводок судов, а также руководства спасательными операциями в бассейне.

Для достижения указанных целей планируется возложить административно-властные полномочия в сфере государственного управления в морских портах Северного бассейна, а также функции по обеспечению безопасности плавания судов на подходах к ним на ФГУ «АМП Мурманск», закрепив за ним имущество ФГУ «АМП Архангельск».

В этой связи будет осуществлена реорганизация ФГУ «АМП Архангельск» и ФГУ «АМП Мурманск» в форме присоединения первого учреждения ко второму с сохранением основной цели деятельности учреждения и закрепление федерального имущества первого за ФГУ «АМП Мурманск».

Проведение указанных мероприятий позволит оптимизировать систему государственного управления морскими портами региона в целях совершенствования исполнения требований национального законодательства и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания в зоне ответственности Российской Федерации.

 

Морские Порты №6 (2012)



Новости

Лента новостей

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом»

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом» Российские самосвал, погрузчик и кран пройдут немецкий контроль качества

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске За 2 млрд рублей

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года Одно из направлений бизнеса отделилось, но сильного убытка это не принесло

Авто транспорт

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...