Перспективы развития морской власти на севере



Среди северных приморских регионов России, относящихся к Северному морскому бассейну, выделяются Мурманская, Архангельская области (в том числе Ненецкий автономный округ) и Красноярский край. Территория указанных регионов составляет более 3 млн квадратных километров (18% от площади территории страны), на ней проживают 3,84% населения России.

Отдельные исследователи относят указанные регионы к наиболее продвинутым приморским регионам, где четко прослеживается сочетание различных отраслей морского хозяйства и более рационально используются ресурсы и пространства прилегающих морей. Вместе с тем территориальное расположение морских портов в Северных регионах носит очаговый характер. Это, прежде всего, связано с их физико-географическими особенностями и историческими особенностями их формирования.

Владимир ПЛАТОНОВ, капитан морского порта Мурманск

 

ТЕРРИТОРИИ И ВЛАСТНЫЕ ФУНКЦИИ

Огромная территория приморских регионов, большая протяженность береговой линии одновременно и способствуют развитию морехозяйственного комплекса (обилие ресурсов, разнообразие природных и социально-экономических условий), и осложняют его (низкая плотность населения и неравномерность его размещения, растянутые и слабо оборудованные коммуникации, проблемы морской инфраструктуры и т.д.).

Почти все окружающие регион моря замерзают, большая часть побережья арктических морей безлюдна. Основная часть природных ресурсов, расположенных вблизи побережья, на акватории и дне морей, удалена от главных хозяйственных центров или находится в труднодоступных для освоения районах.

В настоящее время в Северном бассейне Российской Федерации расположены 12 морских портов: Мурманск, Кандалакша, Дудинка, Витино, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Архангельск, Онега, Варандей, Амдерма и Диксон. Перечисленные порты являются «локомотивами» экономики приморских регионов, а некоторые из них – Мезень, Игарка, Онега, Витино, Амдерма и Диксон – по сути, экономико-образующими для территорий, на которых они расположены.

Важнейшим аспектом укрепления и развития приморских регионов является создание четко-структурированной системы государственного контроля функционирования морских портов.

В соответствии с положениями федерального законодательства административно-властные полномочия в морских портах осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями. Основными функциями администраций морских портов являются:

  • осуществление административно-властных и иных полномочий в морских портах и на подходах к ним в установленных правительством Российской Федерации зонах ответственности;
  • обеспечение безопасности плавания судов на акватории морского порта, на подходах к нему, а также стоянки судов в морском порту;
  • обеспечение порядка в морском порту;
  • принятие мер по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в границах морского порта;
  • взаимодействие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля и надзора в морских портах;
  • руководство мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения;
  • принятие мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участие в организации работ по ликвидации таких ситуаций;
  • организация спасания людей, судов в границах акватории морского порта, ликвидация пожаров на судах, находящихся в морском порту;
  • выдача разрешений на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;
  • проведение мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту;
  • осуществление в пределах своих полномочий контроля за безопасностью портовых гидротехнических сооружений.

Функции портовых властей в морских портах Мурманск, Кандалакша, Дудинка, Витино, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Амдерма и Диксон осуществляет ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» (в ближайшее время планируется образование филиала Администрации в морском порту Сабетта), в морских портах Архангельск, Онега, Варандей – ФГУ «Администрация морского порта Архангельск».

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗОК В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Торговое судоходство в Северном бассейне характеризуется некоторыми общими особенностями такими, как увеличение судопотока, возрастание числа и дедвейта судов, перевозящих опасные грузы, в том числе по трассам Северного морского пути (СМП), и осуществляющих плавание в сложных гидрометеорологических условиях, обусловленных ледовой обстановкой и продолжительным периодом полярной ночи.

Вместе с тем, анализ показывает, что динамика судооборота в морских портах, находящихся в зоне ответственности ФГУ «АМП Мурманск» нестабильна. Так, по данным Инспекции государственного портового контроля (ИГПК) ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» общее количество судозаходов (вход – выход) в порт за предыдущие два года снизилось с 3700 в 2010 году до 3580 в 2011 году.

В структуре судозаходов за 2011 год доминируют рыбопромысловые суда – 1473 судозахода, танкеры – 416 судозаходов и балкеры – 305 судозаходов.

Общий грузооборот морских портов в зоне ответственности ФГУ «АМП Мурманск» (Мурманск, Кандалакша, Витино, Нарьян-Мар, Мезень, Дудинка, Игарка, Амдерма) в 2011 году составил 31,99 млн тонн против 37,4 млн тонн годом ранее. Сокращение грузооборота, прежде всего, обусловлено снижением перевалки нефтепродуктов через рейдовый перегрузочный комплекс «Белокаменка» в связи с сокращением добычи углеводородов.

В настоящий момент реализуется широкий комплекс компенсационных мер и, по оценкам экспертов, рост грузооборота на РПК «Белокаменка» должен начаться в четвертом квартале 2012 года.

В 2011 году в общей структуре грузооборота морских портов – филиалов АМП – основное место занимают наливные и сухие грузы – 13,1 млн тонн и 18,9 млн тонн соответственно. Существенного изменения показателей судозаходов и грузооборота в филиалах не отмечено.

Вместе с тем, в морских портах Архангельск и Онега, находящихся в зоне ответственности ФГУ «АМП Архангельск», отмечен рост грузооборота на 16% и 8% соответственно.

В то же время, в целом возрастает интенсивность плавания по трассам СМП, его значение в организации перевозок грузов морским транспортом, в том числе транзитных в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

2010 и 2011 годы отмечены успешными проводками атомоходами «Атомфлота»  Государственной корпорации «Росатом» крупнотоннажных судов в сквозных рейсах по СМП из Европы в Азию.

В начале 2011 года между «Атомфлотом» и ОАО «НОВАТЭК», становящимся одним из основных грузоотправителей на трассах СМП, заключено Соглашение о сотрудничестве в данном направлении. В предоставлении транспортных судов для обеспечения перевозки этих грузов основную роль играет судоходная компания «Совкомфлот».

Всего за навигацию 2010 года было выполнено 11 транзитных рейсов, а в 2011 году – 30 рейсов, перевезено более 800 тыс. тонн различных грузов. Указанная динамика сохранится и в 2012 году. Однако данные по грузопотоку на трассах СМП в разных источниках отличаются. Это, прежде всего, связано с тем, что в официальных данных, предоставляемых «Атомфлотом», фактически не учитываются объемы грузов, перевозимых собственным флотом ГМК «Норильский Никель», которые составляют порядка 1 млн тонн в год.

 

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ФГУ

По оценке ряда экспертов, только потенциальный объем транзитных грузов по СМП в восточном направлении может составить 5-6 млн тонн и в западном – 2-3 млн тонн. Поэтому не случайно все, что связано с арктической  морской транспортной системой и ее развитием, является неотъемлемой частью национальной политики России.

Указанные обстоятельства объективно обусловливают необходимость создания единой системы государственного управления в морских портах Северного бассейна в целях обеспечения единого руководства региональными системами и объектами обеспечения безопасности мореплавания (Глобальная морская система связи при бедствии, системы управления движением судов, средства навигационной обстановки и обеспечения и др.),  необходимого финансирования и материально-технического обеспечения портовых властей вне зависимости от уровня экономической активности того или иного морского порта, централизации процессов организации и осуществления ледовых проводок судов, а также руководства спасательными операциями в бассейне.

Для достижения указанных целей планируется возложить административно-властные полномочия в сфере государственного управления в морских портах Северного бассейна, а также функции по обеспечению безопасности плавания судов на подходах к ним на ФГУ «АМП Мурманск», закрепив за ним имущество ФГУ «АМП Архангельск».

В этой связи будет осуществлена реорганизация ФГУ «АМП Архангельск» и ФГУ «АМП Мурманск» в форме присоединения первого учреждения ко второму с сохранением основной цели деятельности учреждения и закрепление федерального имущества первого за ФГУ «АМП Мурманск».

Проведение указанных мероприятий позволит оптимизировать систему государственного управления морскими портами региона в целях совершенствования исполнения требований национального законодательства и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания в зоне ответственности Российской Федерации.

 

Морские Порты №6 (2012)



Новости

Лента новостей

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли Росрыболовство рассматривает возможность создания Академии повышения квалификации специалистов рыбох...

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт Эксперты Главгосэкспертизы России провели проверку достоверности определения сметной стоимости работ...

Российская экономика

ОАО «РЖД» публикует консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) за 2018 год

ОАО «РЖД» публикует консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) за 2018 год Консолидированная финансовая отчетность группы компаний ОАО «РЖД» (далее – холдинг «РЖД») по...

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ «Новатэк» высоко оценивает перспективы рынка бункеровки   судов сжиженным природным газом ...

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала ПАО НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) и банк ВТБ сообщают о закрытии сделки по продаже всех прина...

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding В начале 2019 года представители металлургической промышленности выступили с предложением ограничить...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера»

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера» Группа «Дело» подтверждает свои намерения приобрести контрольный пакет акций компании «Трансконтейне...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...