- Морские вести России

Обеспечение поддержки стратегических решений государства при взаимодействии с предпринимательством

Транспортное дело России №01 (2008)

В.Г. Куликов

 

Для государства любое решение о взаимодействии с представителями различных негосударственных, в том числе, предпринимательских структур всегда сопряжено с различными трудностями бюджетного, административного, правового характера. Бюджетные трудности заключаются в необходимости предусматривания в бюджетах различного уровня средств для взаимодействия, административные трудности, как правило, заключаются в необходимости делегирования представителей государства в различные органы управления взаимодействием, трудности правового характера сопряжены с необходимостью принятия нормативной базы для осуществления взаимодействия. Преодоление всех указанных трудностей сопряжено для государства не только с экономическими, но и с временными затратами. Необходимость различных согласований, подготовке необходимо документации делает процесс принятия решений о взаимодействии достаточно протяженным по времени. В этой связи, целесообразно разработать специализированную систему поддержки стратегических решений государства по взаимодействию с предпринимательством.

Для выбора оптимальной стратегии взаимодействия мы предлагаем использовать с некоторыми доработками существующие в настоящее время информационные системы поддержки стратегических решений (ИС ПСР). Цель любой такой системы – трансформировать информацию, полученную из различных источников, в модели, необходимые для принятия стратегических и тактических управленческих решений по взаимодействию государства и предпринимательства. Связующий элемент в ИС ПСР – диалоговая система, позволяющая пользователю работать с различными базами данных, используя разные системы моделей (рис. 1). На схеме представлены четыре основных блока анализа взаимодействия1:

1) исследование экономической безопасности и бюджетной эффективности;

2) стратегические исследования;

3) обработка данных;

4) базы моделей.

Исследование экономической безопасности и бюджетной эффективности основывается на получении текущей информации из различных, в том числе, специальных источников с целью распознавания и установления возможных проблем, с которыми может столкнуться государство в процессе взаимодействия с конкретным предпринимательским объединением.

Система внешней информации объединяет сведения о состоянии институциональной и экономической среды взаимодействия, рынка и его инфраструктуры, поведении различных субъектов экономики, мерах государственного регулирования рыночных механизмов и др. Для сбора текущей внешней информации используются формальные и неформальные процедуры. Подобная информация добывается путем изучения периодических и специальных изданий, статистических сборников, обзоров коммерческих исследовательских организаций, данных, предоставленных компетентными органами.

Система внутренней информации включает совокупность данных, возникающих в рамках предпринимательского объединения, а также в органах государственной власти, непосредственно участвующих во взаимодействии, в форме бухгалтерской и статистической отчетности, системы внутренних регламентов, положений, инструкций и другой оперативной и текущей производственной и научно-технической информации. В ней отражаются сведения об участниках объединения, характере и эффективности их деятельности, движении ресурсов и т. п.

Исследовательская информация возникает в результате проведения исследований конкретных направлений стратегического анализа. К ним, например, относятся: анализ параметров рынка и его освоения конкурентами, изучение тенденций деловой активности партнеров, политики цен и способов продвижения услуг, реакции потребителей на новые услуги, т. е. получение точных и достоверных данных по определенным проблемам взаимодействия, необходимых для принятия государством обоснованных стратегических решений по участию во взаимодействии.

Другая составляющая стратегического анализа – оценка потенциала взаимодействия с целью установления соответствия его ресурсных потребностей возможностям повышения бюджетной эффективности. Подобная информация должна агрегироваться в рамках рассматриваемых систем. Такая деятельность осуществляется периодически, по мере появления определенных проблем, на основе использования специальных методов сбора и обработки данных.

Сбор информации в системе постоянного наблюдения и хранения получаемых данных занимает значительное место среди всех конкурентных операций, так как связан с различными по характеру источниками информации. Наиболее эффективной формой ИС поддержки стратегических решений является ее автоматизированная версия, позволяющая выполнять с имеющимися данными различные операции.

Концептуально данная система представляет собой программный продукт, доступ к которому соответствующие сотрудники осуществляют с использованием специализированного оборудования. Автоматизированная ИС ПСР состоит из двух блоков3:

1. Обеспечивающая часть.

2. Функциональная и реализационная часть.

Обеспечивающая часть включают:

базу данных;

оборудование и программное обеспечение;

методы и модели обработки данных;

пользовательский интерфейс;

регламентацию доступа в информационную систему. Функциональная и реализационная часть включает:

систему отображения информации;

систему анализа данных;

систему подготовки сопроводительных документов (табл. 1).

Информационная составляющая – совокупность проектных решений по формам организации, размещению, объемам информации. Информационная составляющая включает в себя совокупность данных, относящихся к различным объектам исследования, нормативные данные, различные показатели, кодификаторы информации и т. п. Информация, входящая в обеспечивающую часть информационной системы, может храниться как в первоначальном виде (в том, в котором она была получена), так и в модифицированном (приведена к стандартному виду, сведена к агрегированным показателям и т. д.).

Техническая составляющая – совокупность технических средств и оборудования для работы информационной системы, а также документация, регламентирующая их эксплуатацию. Техническое обеспечение включает: компьютеры разных моделей, которые впоследствии могут объединяться в вычислительные сети, технические средства сбора, накопления, обработки, передачи, информации; оргтехнику. Документация подразделяется на нормативно-справочную, специализированную, общесистемную.

Основным элементом технологической составляющей является программное обеспечение, то есть комплекс программ, которые в совокупности характеризуют данную информационную систему.

Организационная составляющая – совокупность методов и документов, регламентирующих взаимодействие сотрудников организации с информационной системой. Организационное обеспечение реализует следующие функции5:

подготовка задач к решению на компьютере;

анализ существующей системы стратегических решений организации, где будет использоваться информационная система; выявление задач, подлежащих автоматизации;

подготовка к разработке стратегических решений в отношении продуктов, рынков, конкурентов, разработка методики решения задач, обеспечивающих выбор эффективных стратегий развития организации.

Функциональная и реализационная часть информационной системы поддержки стратегических решений обеспечивает выполнение конкретных задач пользователей данной системы. Фактически в ней представлена модель стратегических решений организации. В рамках этой части происходит трансформация целей в функции, функций – в подсистемы, которые и реализуют задачи.

Реализация поставленных задач происходит посредством обращения сотрудника организации к информационной, технологической, модельной составляющим данной информационной системы. Причем непосредственное взаимодействие сотрудника и информационной системы происходит с помощью лингвистической составляющей, а регламентация данного взаимодействия обеспечивается организационной составляющей. Создание МИС поддержки стратегических решений включает следующие этапы6:

1. Концепция проекта. Подробное описание целей и задач проекта, ожидаемой прибыли, временных ресурсов, любых ограничений, доступных ресурсов и т.д. Следует также определить менеджера проекта, который отвечает за его осуществление, и ответственного за проект в руководстве коммерческой организации, который, когда это необходимо, будет поддерживать менеджера проекта.

2. Подготовка проекта. Это самая ответственная часть проекта. В ней принимаются все важные решения: как будет функционировать система, какое оборудование и прикладные программы необходимо использовать и как они будут обслуживаться. Здесь проводится анализ возможных затрат и прибыли от различных решений с целью оптимизации их выбора. В качестве основного правила следует использовать принцип, согласно которому система должна быть настолько простой, насколько возможно. Сложные проекты систем могут оказаться слишком затратными. Изменения, которые будут вноситься позднее, являются более дорогими.

Вначале необходимо подготовить список требований к информационной системе – детальный перечень того, что система будет делать для коммерческой организации и как ею управлять. Изучаются информационные потребности постоянных пользователей и других заинтересованных лиц, так как только они действительно знают, что им конкретно нужно и как это вписать в существующую систему. Список должен включать в себя данные, которые предназначены для ввода, основные результаты и отчеты, количество пользователей, размеры информации, связи с другими существующими системами и т.д. и должен быть достаточно подробным для того, чтобы можно было сделать запрос поставщикам оборудования и программного обеспечения. На этой стадии не следует просто компьютеризировать существующие способы работы.

Оценка проекта информационной – системы – это возможность еще раз подумать, как лучше создать данную информационную систему. Следующая стадия состоит в том, чтобы определить требования к оборудованию и программному обеспечению, проконсультироваться с потенциальными поставщиками, посмотреть другие деловые решения и посоветоваться с опытными консультантами. Наиболее сложные решения должны подвергнуться тщательной оценке. Анализ затрат и прибыли – это завершающий шаг в создании данной системы. Когда используется стандартный пакет, затраты на прикладные программы и оборудование относительно невелики.

3. Тестирование информационной системы. Одним из самых недооцененных шагов в установке любой системы является ввод всех данных в систему до ее проверки. Проект считается завершенным, если менеджер проекта сможет продемонстрировать, что система работает надежно. Персонал должен убедиться, что с системой легко работать. На основании схемы стратегии «Проникновения на рынок», предложенной Ребровой Н. П. разработаем комплексную схему принятия стратегического решения о взаимодействии (рис. 2-4).

Принятие решения, удовлетворяющее всех участников взаимодействия требует определения формы взаимодействия, объемов и способов финансирования, определения характеристик для оценки результатов взаимодействия, а также изменений в законодательстве. Исходя из полученных результатов выстраиваются модели реализации взаимодействия, определяются тенденции трансформации предпринимательства в конкретной отрасли, а также рассчитываются бюджетная и социальная эффективность от реализации взаимодействия.

Принятие финансового решения требует определения потребностей в финансировании, расчета собственных возможностей по финансированию, расчета потребностей в финансировании, определение финансовой стратегии. Исходя из полученных результатов выстраиваются модели cash-flow, графики платежей, процентные доходы, после чего происходит оценка надежности всей полученной информации.

Принятие организационного решения требует определения организационной структуры и состава сети, необходимого состава работников, уровня вакансий и недостаточной квалификации, потребностей в обучении и найме персонала; исходя из результатов выстраиваются информационная модель взаимодействия, разработка системы поддержки принятия, после чего происходит оценка всей полученной информации.

Принятие информационного решения требует определения уровня автоматизации документооборота, степени информационного обеспечения качества оказываемых услуг, определения «узких мест» в информационной системе, ключевых элементов информационной системы. Далее выстраивается информационная модель взаимодействия, разработка системы поддержки принятия решений, используемых при формировании единых требований к составу и структуре документов; в заключение происходит комплексная оценка всей полученной информации.

Алгоритм принятия стратегического решения приведен на рисунке 7. Для построения модели углубления взаимодействия при формировании соответствующей стратегии был выбран метод множественной регрессии и разработана модель, которая достаточно точно описывает предпринимательскую деятельность в рамках отрасли:

,

где

ТБЭ – темп роста бюджетной эффективности от взаимодействия в % к предыдущему периоду;

 – темп роста цен в конкретной отрасли в % к предыдущему периоду;

 – темп роста затрат в конкретной отрасли в % к предыдущему периоду;

 – темп роста валового отраслевого продукта в % к предыдущему периоду;

 – улучшение условий конкуренции в % к предыдущему периоду;

 – темп роста государственного финансирования отрасли в % к предыдущему периоду;

b1 – коэффициент автономной деятельности;

b2, ..., b6 – коэффициенты, отражающие значимость соответствующих факторов при описании прогнозируемой величины;

µ – случайный фактор.

Данная модель нуждается в апробации в рамках нескольких отраслей, для корректировки параметров и уточнения весов. Проведем расчет показателя роста бюджетной эффективности в отраслях, наиболее перспективных для организации взаимодействия государства и предпринимательских объединений: сельском хозяйстве, строительстве, сфере услуг.

Необходимо отметить, что для всех вышеперечисленных отраслей принимались единые коэффициент автономной деятельности и коэффициенты значимости, но случайный фактор определялся индивидуально. Для всех отраслей для прогнозирования были приняты следующие значения показателя коэффициентов значимости и автономности: b1 – 0,1; b2 – 0,15; b3 – 0,15; b4 – 0,25; b5 – 0,2; b6 – 0,25. Значение случайного фактора принимались следующие: µсх – 0,1; µстр – 0,08; µсу – 0,15.

Проведем расчет прогнозного значения роста бюджетной эффективности в результате взаимодействия государства и предпринимательства. На основании рис. 8 можно сделать вывод о том, что наиболее эффективными взаимодействия государства и предпринимательства будут в сфере услуг, где значение показателя роста бюджетной эффективности максимально и оценивается в 15,5%.

Таким образом, наличие информации и прогнозной модели развития рынка позволит более грамотно и обстоятельно обосновать форму и способ финансирования каждого конкретного взаимодействия а также прогнозировать бюджетный эффект от реализации данного взаимодействия.

 

8 Прогнозные значения в результате повышения интенсификации взаимодействия государства и предпринимательства.

 

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №01 (2008)