- Морские вести России

Основные проблемы социально-экономического развития и активизации инновационных процессов

Транспортное дело России №04 (2008)

М.Г. Амиралиев, к.э.н., декан,  Дагестанский государственный технический университет

 

Основными проблемами социально-экономического развития республики Дагестан по-прежнему являются высокий уровень безработицы  и бедности населения (52,7% живут на доходы ниже прожиточного минимума). Данные проблемы являются сдерживающими факторами экономического роста, препятствуют проведению эффек­тивной экономической политики в республике, отрицательно влияют на общест­венно-политическую обстановку в регионе.

В результате по объему ВРП и промышленного производства на душу на­селения среди субъектов Российской Федерации Дагестан находится в послед­ней десятке, а уровень обеспеченности расходов консолидированного бюджета собственными доходами составляет 20,7%.

Для преодоления сложившегося несоответствия необходимо максимально эффективное использование имеющегося производственного и сырьевого по­тенциала. Достижение этой цели возможно при решении ряда накопившихся проблем в приоритетных отраслях хозяйства республики.

Агропромышленный комплекс является основным звеном экономики рес­публики. Несмотря на увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции за последние годы и некоторое улучшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, общее положение сельхозтоваропроизводителей остается достаточно сложным.

Среди основных проблем развития агропромышленного комплекса рес­публики можно назвать также: высокие ставки налогообложения и процентные ставки по кредитам, неразвитость рыночной инфраструктуры - рынков сельхоз­продукции и продовольствия, техники, снижение природного потенциала отрас­ли - плодородия почвы, площадей сельхозугодий, поголовья племенного скота, низкая эффективность использования пахотной земли.

Сдерживающими факторами развития отрасли являются: низкий уровень механизации, значительный износ (до 70%) действующего парка сельскохозяй­ственных машин, высокие цены на новую технику, недостаточное развитие ли­зинга оборудования и техники в агропромышленном комплексе, отсталые тех­нологии сельскохозяйственного производства и другие.

Уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей не позво­ляет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитывать­ся с поставщиками, подрядчиками. Большинство хозяйств не имеет собственных оборотных средств.

При наличии собственной сырьевой базы в республику импортируются и ввозятся из других регионов России продовольственные товары. Уровень разви­тия сельскохозяйственной инфраструктуры (склады, хранилища, холодильники) не обеспечивает сохранность собранного урожая.

Неразвитость интеграционных связей сельскохозяйственного производст­ва и переработки приводит к снижению эффективности аграрного сектора и, как следствие, благосостояния сельских жителей.

Ухудшает ситуацию отсутствие необходимой социальной инфраструктуры и комплексного обустройства села, низкий уровень образования и дефицит кад­ров, малопривлекательность и низкооплачиваемость труда в сельском хозяйстве.

Имеющийся потенциал предприятий пищевой промышленности не позво­ляет обеспечить глубокую переработку всего объема выращиваемой в республи­ке сельскохозяйственной продукции, что определяет необходимость реконст­рукции и технического перевооружения предприятий перерабатывающей про­мышленности.

Проблемы рыбной отрасли связаны со снижением эффективности рыбо-разводных заводов, а также естественного воспроизводства рыбы, проникнове­нием в Каспий черноморской медузы, уничтожающей кормовую базу рыбы, уменьшением площадей нерестилищ, расширением бесконтрольного, нерацио­нального промысла, загрязнением окружающей среды. В результате улов рыбы за последние 10 лет снизился в 4 раза, а загрузка мощностей рыбоконсервной промышленности составляет всего 15-20%.

В промышленности, несмотря на стабильный рост объемов производства в последние годы, уровень развития отрасли не соответствует потенциалу региона и его потребностям.

Тяжелое финансовое положение предприятий, хроническая нехватка обо­ротных средств, недоступность кредитных ресурсов, рост издержек производст­ва привели к низкому проценту использования производственных мощностей.

Отсутствие инвестиционных возможностей предприятий способствует об­разованию в производстве значительных объемов физически и морально изно­шенного основного капитала. Содержание на балансе предприятий больших объемов незагруженных производственных мощностей, не обеспеченных спро­сом, увеличивает издержки производства и снижает конкурентоспособность продукции.

В то же время не хватает мощностей по производству современной, кон­курентоспособной продукции потребительского назначения.

Основные проблемы в промышленности обусловлены: высокой степенью износа основных производственных фондов (средний уровень износа - 65-70%), недостатком долгосрочных инвестиционных вложений и оборотных средств, не позволяющим организовать ритмичную работу предприятий, низким уровнем использования производственных мощностей, который составляет в среднем 20-25%; высокими процентными ставками по заемным средствам; наличием значительного удельного веса оборонных предприятий, зависящих от государст­венного заказа; неразвитостью региональной и межрегиональной кооперации и интеграции.

Основными препятствиями, сдерживающими развитие малого бизнеса в республике, являются: ограниченность доступа субъектов малого предпринима­тельства к финансовым ресурсам ввиду требования кредитными учреждениями залоговых гарантий; неразвитость механизма микрокредитования малого бизне­са, а также таких финансовых технологий, как лизинг, кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования и др.; отсутствие достоверного учета, в том числе статистического, по основным параметрам деятельности субъектов мало­го предпринимательства; административные барьеры; низкий уровень информа­ционного и консультационно-методического обеспечения деятельности субъек­тов малого предпринимательства.

Уровень развития транспортной инфраструктуры не соответствует совре­менным требованиям. Значительная часть основных фондов отрасли эксплуати­руется за пределами нормативного срока службы. Вследствие этого существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки народного хозяйства.

Требуют завершения работы по реконструкции и расширению производ­ственной базы Махачкалинского морского торгового порта и Махачкалинского международного аэропорта, а также по развитию железнодорожного транспорт­ного узла «Махачкала» и подходов к нему с южного и северного направлений.

Серьезные проблемы накопились в социальной сфере республики. Повы­шение качества предоставления социальных услуг населению требует укрепления материально-технической базы социальной сферы. Показатели обеспеченности объектами социальной сферы в республике ниже среднероссийского уровня.

Школы региона работают с перегрузкой, доля обучающихся во вторую смену составляет 33,7% против 21% в среднем по России. В республике более 300 школ (17,9%) находится в аварийном и ветхом состоянии.

На сегодняшний день наблюдается острая потребность в капитальном строительстве и реконструкции более 230 объектов образования, не завершено строительство более 60 объектов, во многих населенных пунктах дети обучают­ся в приспособленных под классы помещениях, а в школах отсутствуют элемен­тарные санитарно-гигиенические условия – водопровод и канализация.

В республике остается низким показатель по обеспеченности населения больничными койками (68,9 койки на 10 тыс. населения при нормативе – 134,7 койки на 10 тыс. населения).

Состояние материальной базы большинства республиканских учреждений культуры нуждается в неотложных мерах по качественному улучшению всех со­ставляющих (здания, оборудование, технические средства).

Обеспеченность спортивными сооружениями, инвентарем и оборудованием из расчета на одного жителя республики значительно отстает от среднероссий­ских показателей. Имеющаяся материально-техническая база нуждается в реконструкции и капитальном ремонте с учетом санитарно-гигиенических требований к сооружениям, предназначенным для организации учебно-тренировочного про­цесса.

В большинстве районов и городах республики не развивается должным образом сеть нестационарных учреждений социального обслуживания населе­ния, не создается необходимая материально-техническая база, призванная ре­шать вопросы предоставления адресной государственной поддержки и помощи инвалидам, ветеранам, семьям с детьми, одиноким престарелым и нуждающимся гражданам, детям, оставшимся без попечения родителей. Действующая сеть со­циально-реабилитационных учреждений для детей, имеющих отклонения в здо­ровье, не обеспечивает потребностей в реабилитационных услугах.

В республике ниже среднероссийского уровня обеспеченность жильем в расчете на одного жителя (15,6 кв.м). Ключевая проблема в решении жилищных вопросов, как и в целом по России, - отсутствие действенных экономических ме­ханизмов, в том числе ипотечных и накопительных систем привлечения денеж­ных средств физических и юридических лиц для улучшения жилищных условий.

Техническое состояние основных фондов жилищно-коммунального хо­зяйства характеризуется высоким (более 70%) уровнем износа. Растет количе­ство аварий и нарушений в работе коммунальных объектов, планово-предуп­редительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, за­траты на которые в 2-3 раза выше. Из-за высокого износа основных фондов ухудшается качество питьевой воды, растет дефицит мощности водопроводных и канализационных сооружений, возросли до 30-50% потери энергоресурсов и воды. Ежегодно увеличивается на 2-3% площадь ветхого и аварийного муници­пального и государственного жилищного фонда, который сегодня составляет 730,2 тыс. кв. м (24% существующего фонда).

Многие населенные пункты практически лишены газоснабжения: из 1605 населенных пунктов республики частично или полностью газифицированы 388. Более 40% населения республики лишены возможности пользоваться газом. Вместе с тем существующие газопроводы и газораспределительные пункты за­гружены недостаточно – это связано с отставанием строительства газоразводящей сети. Недостаточное бюджетное финансирование строительства газопрово­дов-отводов, межпоселковых и распределительных газовых сетей привело к за­медлению процессов газификации в республике.

Необходимо провести реконструкцию электросетей и трансформаторных подстанций для использования населением высокогорных районов электроэнер­гии в целях отопления и приготовления пищи.

Основными проблемами развития курортно-туристского и рекреационного комплекса являются: несоответствие материальной базы учреждений отрасли современным требованиям; недостаточный уровень сервиса, комфортности и качества курортных и туристских услуг; недостаточная привлекательность ку­рортов республики для частных инвесторов в связи с неразвитостью инфра­структуры (водообеспечение и водоотведение, энергоснабжение, транспортная инфраструктура, дороги и др.); малопривлекательный имидж республики в сред­ствах массовой информации; недостаточное продвижение санаторно-курортного и туристского продукта на рынке услуг.

Острой экологической проблемой остается загрязнение Каспийского моря. Очистные сооружения канализации (ОСК) гг. Махачкалы и Каспийска требуют расширения и реконструкции, ОСК гг. Дербента и Буйнакска разрушены и не функционируют, а гг. Избербаш и Дагестанские Огни вообще их не имеют. Тре­буется также строительство очистных сооружений в гг. Хасавюрт, Кизляр, Буйнакск.

В целом 30% жилого фонда городов республики не имеет инженерных се­тей канализации. Более 78% бытовых сточных вод сбрасывается в природную среду без очистки. Неудовлетворительное состояние водопроводных и канализа­ционных сетей и очистных сооружений негативно влияет на качество воды, ко­торая на 85% не соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм и ГОСТа. В некоторых районах республики качество питьевой воды достигло опасного для здоровья населения уровня и является источником эпидемий.

Серьезной экологической проблемой являются деградация земель и процес­сы опустынивания, особенно в районе Кизлярских пастбищ и Черных Земель. Уже сегодня площадь деградированных земель в этой зоне составила 664 тыс. га.

Решение перечисленных проблем в экономической и социальной сферах требуют комплексного программного подхода.

В целях стабилизации социально-экономической ситуации был принят целый ряд законов, в том числе федеральных и республиканских, направленные на развитие основных отраслей народного хозяйства и социальной сферы республики.1 

В целях совершенствования налоговой политики в республике были при­няты законы РД «О земельном налоге», «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Республики Дагестан», «О не­драх», «О плате за пользование водными объектами», «О транспортном налоге» и другие.

Стимулированию инвестиционного процесса способствовало принятие за­конодательных и нормативных правовых актов по формированию Бюджета раз­вития Республики Дагестан2 .

Сформирована основа нормативной базы по привлечению дополнительных инвестиций в экономику Республики Дагестан.3 

Реализация мероприятий по поддержке малого предпринимательства осу­ществляется в соответствии с нормативной правовой базой.4 

С целью увеличения собственных доходов и оптимизации расходов были приняты ряд законов в области бюджетной политики.5 

Создана нормативная база, способствующая увеличению доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности.6 

Ежегодно в рамках республиканского бюджета принимаются программы социально-экономического развития районов и городов республики, республи­канские адресные инвестиционные программы.

Принимались нормативные правовые акты по развитию отдельных де­прессивных районов и населенных пунктов республики. В частности, приняты постановления Правительства РД по развитию Северной зоны Республики Даге­стан, Ботлихского района, Карабудахкентского района, Цунтинского района и Бежтинского участка, г. Буйнакска и других.

В целом принятые меры позволили повысить темпы развития рес­публики и увеличить размеры реальных располагаемых денежных доходов населения, однако коренного изменения дел не произошло: основное влияние оказали факторы, которые нельзя отнести к инновационным.

К настоящему времени в экономике Республики Дагестан сложились благоприятные условия для роста объемов производства и увеличения валового регионального продукта. Тенденция эта сохраняется и связана с макроэкономической стабилизацией в стране, наступившей после авгус­товского (1998 г.) кризиса, девальвацией рубля, а также с ростом мировых цен на нефть. Однако этих условий для устойчивого экономического роста недостаточно. Устойчивый экономический рост могут обеспечить такие факторы долговременного действия, как структурная перестройка экономики, укрепление финансовой и налоговой систем, инвестиционная, социально ориентированная бюджетная политика.

В то же время рост объемов производства может быть обеспечен временными конъюнктурными условиями: наличием недогруженных мощнос­тей на предприятиях, образовавшихся после длительного спада, и оживлением спроса на выпускаемую предприятиями продукцию в связи с сокращением импорта, вызванного его резким удорожанием.

Необходимо также определить продолжительность и стабильность действия технических или иных факторов, вызывающих оживление и подъем производства, т. е. оценить масштабы ввода и период функционирования недогруженных мощностей, всего недоиспользованного производственного потенциала. Иначе внешне благоприятное воздействие этих факторов может носить кратковременный характер

Удвоение валового регионального продукта республики к 2010 г., как намечено в среднем по России, судя по имеющемуся ресурсно-природному и производственному потенциалу, вполне реально. Однако для обеспечения устойчивого экономического роста и возможности перехода республики на режим саморазвития необходимы более амбициозные задачи, а именно – увеличение ВРП в 3-4 раза. Достижение этих ориентиров возможно только при решении комплекса взаимосвязанных проблем, предопределяющих тенденции развития экономики республики. К таким проблемам относятся следующие:

- процессы деиндустриализации республиканской экономики, которые были спровоцированы беспрецедентными размерами паде­ния производства практически во всех  отраслях;

- колониально-сырьевая структура республиканского хозяйства, при которой доля продукции обрабатывающих отраслей составляет в экспорте республики всего 12% ;

-  зависимость экономики от ввоза товаров из других российских регионов и из-за рубежа, составляющего 75% потребля­емого их объема;

- технологическое отставание (доля наукоемкой продукции в республиканском экспорте не превышает 1,5% );

- большая зависимость республики от федерального бюджета (доля трансфертов и субсидий из него в республиканском бюджете составляет в среднем 70—80%);

- процессы люмпенизациии населения, деквалификации рабочей силы.

Решение этих проблем – минимально необходимое условие обеспечения устойчивого экономического роста республиканской экономики не только в среднесрочной перспективе.

Основным резервом для значительного экономического роста в республике является промышленность, причём, в первую очередь, ориентированная на современные высокие технологии. И этот постулат должен лежать в основе  экономической стратегии региона в целом и промышленной политики в частности .

Промышленная политика, проводимая органами государственной власти Республики Дагестан, направлена на создание условий для возрождения и стабильного развития предприятий, крупнейшие из которых работали на оборонную промышленность. При плановой экономике они находились в составе центральных отраслевых ведомств, в основном занимаясь изготовлением изделий, входивших в системы и комплексы.

В 1990-е гг., с переходом к рыночной экономике, предприятия оборонно-промышленного комплекса, не являвшиеся производителями конечной продукции, оказались в тяжёлой ситуации. Это произошло по целому ряду причин: общее снижение оборонных заказов, транспортная и экономическая блокада республики из-за событий в Чечне, нестабильная обстановка в целом в регионе и другие.

Таким образом, были утрачены связи с предприятиями ОПК по России; программы конверсии, проводившиеся в середине 1990-х гг., не принесли существенных результатов, и крупные оборонные предприятия республики были вынуждены практически заново начинать свою деятельность, опираясь на имевшиеся собственные ресурсы.

С 1999 г. на предприятиях машиностроения начался рост производства, связанный, в том числе, и с  поддержкой правительством республики в виде бюджетного кредитования перспективных инновационных проектов, увеличением государственного оборонного заказа, диверсификацией производства, налаживанием новых экономических связей с регионами центральной России, общим улучшением экономического состояния страны в целом.

Сегодня промышленная политика органов государственного управления республики реализуется в нескольких основных направлениях. По-прежнему планируется бюджетная поддержка стабильно развивающихся предприятий в части проектов, основанных на применении современных высоких технологий. При этом принимается в расчёт и социальная значимость предприятий для отдельных регионов и республики в целом.

В 2003 году принята республиканская целевая «Программа развития предприятий ОПК Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан, на 2004-2008 годы». Она предусматривает кредитование из бюджета республики 14-ти предприятий для освоения и выпуска продукции гражданского назначения. Сумма кредитов за пять лет должна составить 330 млн. руб. при планируемом ежегодном объёме выпуска продукции только по предусмотренным проектам  в 2500 млн. рублей в 2007-2008 гг.

Другим направлением является помощь предприятиям в получении оборонных и других централизованных государственных заказов, которые на сегодняшний день составляют всё ещё значительную долю в общем объёме продукции предприятий машиностроения. Также оказывается содействие предприятиям, имеющим госзаказы, в погашении задолженности Министерства обороны и других федеральных ведомств, что в последние годы дало ощутимые результаты – эти задолженности практически ликвидированы, что позволило улучшить финансовое положение организаций.

Через представительства в регионах России и в странах ближнего зарубежья прорабатываются вопросы партнерского взаимодействия с предприятиями.

Государственным органам ставится задача максимально использовать возможности предприятий промышленности для удовлетворения госнужд республики, в частности техники сельскохозяйственного назначения. Большинство этой техники завозится в Дагестан из-за его пределов по лизингу, в то время как предприятия машиностроения республики имеют в этом плане большой потенциал. Существует также возможность изготовления продукции для нужд здравоохранения, образования, коммунального хозяйства и других.

Предусматривается координация работы высших и специальных учебных заведений республики с промышленностью в вопросе подготовки специалистов рабочих, инженерных, менеджерских и других профессий. Дефицит квалифицированных специалистов наблюдается в республике уже сейчас и в дальнейшем ожидается обострение ситуации в связи с ростом производства, что и требует принятия упреждающих мер.

В области возможной внутри- и межотраслевой кооперации в промышленности республики ставится задача наладить более тесное взаимодействие предприятий друг с другом с целью снижения издержек и повышения конкурентоспособности продукции. Также возможно создание на базе отдельных предприятий специализированных производств (производства печатных плат, инструментального и т.п.) с государственным участием.

В период с 1999 по 2001 г. промышленная политика в республике была ориентирована на оказание поддержки крупным предприятиям, более или менее сохранившим потенциал, имеющим быстроокупаемые инвестиционные проекты. Преследовалась цель создания своего рода «точек роста», прецедента, путём концентрации весьма ограниченных финансовых и других ресурсов. Дальнейшее развитие ситуации подтвердило правильность выбранного направления.

Сейчас же, когда многие крупные предприятия стабилизировали свою работу и довольно успешно развиваются, необходимо, не выпуская из поля зрения эти предприятия, сконцентрировать усилия и ресурсы на восстановлении, реорганизации и перепрофилировании тех предприятий, которые не смогли вписаться в современную экономику.

Такие предприятия в республике имеются. Причины кризисного состояния этих предприятий различны, но основная причина – падение спросана традиционную продукцию как из-за технологического отставания, так и из-за изменения отраслевой конфигурации хозяйственного механизма страны. К примеру, в таких условиях оказались предприятия по выпуску электротермического оборудования, шлифовальных станков, радиокомпонентов, радиоизмерительной аппаратуры.

Для сохранения таких предприятий и полноценного задействования их в хозяйственном комплексе республики необходима коренная реорганизация с приоритетом создания на их базе современных высокотехнологических производств с полной заменой оборудования. Задача эта имеет и социальную значимость, так как позволит создать новые рабочие места.

В последние годы активизировалось сотрудничество между Правительством Республики Дагестан и федеральными агентствами – РАС, РАКА, РАСУ и ФГУП «Рособоронэкспорт». Со всеми этими структурами заключены генеральные соглашения с целью координации совместных усилий по развитию предприятий соответствующих отраслей, равноправному участию их в федеральных проектах и целевых программах.

Однако сама программа развития промышленности республики7  вызывает ряд вопросов. Прежде всего, это связано с источниками финансирования мероприятий, направленных на повышение  технического уровня производства. Так, общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий и инвестиционных проектов до 2010 г. определена в 26876,2 млн. руб. При планировании финансировании программы предусматриваются вложения в размере 17147,1 млн. руб.: 1166 – федеральный бюджет, 287,3 – республиканский и муниципальные бюджеты, 7915 – внебюджетные фонды, 3829 – собственные средства. Остальные средства в программе обозначены как «другие источники» (?!). Что же касается собственных средств, то уровень рентабельности промышленных предприятий таков, что вряд ли можно говорить о возможности  финансирования инвестиционных проектов за счет собственных источников (табл. 1).


Вернуться к разделу Транспортное дело России №04 (2008)