- Морские вести России

Методы и механизмы организации внутреннего финансового контроля на уровне сетевого ядра

Транспортное дело России №01 (2008)

К.Н. Кирюшкин

Сетевая компания, как объект управления, представляет собой совокупность связанных организационными и финансовыми связями хозяйствующих субъектов. Важной особенностью сетевой компании является то, что она, как правило, не является юридическим лицом, а фактически состоит из множества юридических лиц. Для целей управления сетевой компанией ее участниками может создаваться сетевое ядро -переменная по количеству и составу группа участников сетевой компании, на которую в течение определенного периода возлагается ответственность за принятие стратегических решений и контроль деятельности участников.

В соответствии с указанными особенностями в рамках сетевой компании возникает проблема реализации полноценной системы управления и определения набора и внутреннего состава органов управления сетью. Наиболее признанным и реально используемым в соответствии с существующей практикой бизнеса методом организации внутреннего контроля в сетевых компаниях является участие в органах управления доверенных лиц, представляющих интересы сетевого ядра.

В этой связи, в рамках сетевой компании могут использоваться подходы, основанные на положениях отечественного корпоративного законодательства. Например, сетевое ядро для обеспечения управленческой функции может создавать наблюдательные советы, которые по своим функциям, в сущности, соответствуют Советам Директоров в акционерных обществах.

Наблюдательные советы могут формироваться из «внешних (независимых) членов», не являющихся работниками участников сетевой компании, и «внутренних членов», работающих в конкретных участниках сетевой компании. При этом первой группе членов Наблюдательного совета отводится роль защитников интересов участников сетевой компании в силу их независимости и неучастия непосредственно в бизнесе. Вторая группа обеспечивает эффективное управление бизнесом на основе обладания достаточной информацией о состоянии дел участника сетевой компании. Данное разделение целесообразно в силу того, что сетевые компании практически не раскрывают свою информацию для внешних пользователей. Мы считаем, что крупные сетевые компании должны раскрывать свою консолидированную информацию, как минимум, для своих участников. Как максимум, сетевая компания должна предоставлять достаточную финансовую информацию участникам фондового рынка и финансовым институтам.

За основу для внедрения политики раскрытия информации сетевая компания может использовать корпоративные стандарты. В частности, российским законодательством предусмотрено, что акционерные общества до вывода своих акций на фондовый рынок обязаны сформировать у себя элементы корпоративного управления, обеспечивающие защиту прав всех акционеров, раскрытие информации для акционеров и инвесторов и публичное раскрытие информации. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 года № 04-1245/пз-н «Об утверждении положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг»1 утверждены требования, соблюдение которых является условием включения акций в котировальные листы фондовой биржи.

Согласно требованиям, в частности, в Совете директоров эмитента должен быть сформирован комитет по аудиту, исключительными функциями которого является вынесение следующих оценок2:

              кандидатов в аудиторы акционерного общества;

              аудиторского заключения;

              эффективности процедур внутреннего контроля эмитента и подготовленных предложений по их совершенствованию.

Кроме того, предусмотрено утверждение Советом директоров внутреннего документа, определяющего процедуры внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности эмитента, контроль соблюдения которых осуществляет отдельное структурное подразделение эмитента и сообщает о выявленных нарушениях комитету по аудиту.

Таким образом, на высшем внешнем уровне управления компаний-эмитентов появляется еще один контрольный орган - комитет совета директоров по аудиту. В этой связи, целесообразно рассмотреть функции органов контроля в системе сетевых отношений по параметрам «формирование», «роль» и «принадлежность». Главным контрольным органом сетевой компании может стать ревизионная комиссия, которая подчиняется только общему собранию участников сетевой компании.

Роль ревизионной комиссии при осуществлении контроля финансово-хозяйственной деятельности сетевой компании3 заключается, главным образом, в составлении обязательных заключений по итогам периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности участников сетевой компании. В заключениях должны содержаться4:

              подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах конкретного участника;

              подтверждение законности совершенных хозяйственных и финансовых операций и их отражения в бухгалтерском учете.

В соответствии с законодательством, аудиторское заключение должно содержать аналогичные положения, а комитет по аудиту Наблюдательного совета должен оценить аудиторское заключение. Оценка аудиторского заключения должна предоставляться в качестве материалов к годовому общему собранию участников. Принимая во внимание, что законодатель не уточняет критерии оценки аудиторского заключения, тем не менее, для квалифицированной оценки аудиторского заключения комитет по аудиту должен5:

              оценить соответствие примененных аудиторских процедур целям и задачам аудита, видам и масштабам бизнеса;

              провести выборочную проверку достоверности данных отчетности участника сетевой компании;

              оценить реальную пользу от деятельности аудитора;

              оценить полноту и обоснованность информации, содержащейся в аудиторском заключении, о существенных рисках в деятельности участника для собственников и других участников сетевой компании;

              оценить полноту и обоснованность рекомендаций для менеджмента по устранению отклонений в финансово-хозяйственной деятельности участника и сетевой компании;

              оценить корректность и обоснованность выводов аудитора.

Для успешной реализации этих задач комитет по аудиту должен работать регулярно и иметь достаточные ресурсы. Данная задача может быть решена, во-первых, путем создания в рамках сетевого ядра специализированного подразделения при комитете по аудиту, нацеленного на решение сформулированных выше задач, во-вторых, путем функционального подчинения службы внутреннего контроля сетевой компании комитету по аудиту.

Комитет по аудиту с одной стороны взаимодействует со службой внутреннего контроля сетевой компании, оценивая ее работу по контролю за соблюдением контрольных процедур финансово-хозяйственной деятельности участников сетевой компании и выработки рекомендаций по улучшению процедур внутреннего контроля, с другой - с внешним аудитором, оценивая его отчеты, участвуя в формировании технического задания на аудит. Кроме того, комитет по аудиту влияет на выбор аудитора, разрабатывая рекомендации по отбору аудитора и непосредственно участвуя в составе комиссии по отбору аудитора. Таким образом, комитет по аудиту является связующим звеном между внутренним и внешним аудитором. На основании изложенного можно сделать некоторые обобщения6:

              органы внутреннего контроля в системе сетевых отношений должны тесно взаимодействовать;

              основную задачу контроля в системе сетевых отношений - защиту интересов собственников и других участников - непосредственно осуществляют два контрольных органа: ревизионная комиссия и комитет Наблюдательного совета по аудиту, состав которых утверждается общим собранием участников сетевой компании;

              задачи ревизионной комиссии и комитета Наблюдательного совета по аудиту во многом совпадают.

Мы считаем, что при использовании такого количества контрольных органов необходим ясный баланс между функциями и полномочиями всех подразделений. В противном случае наличие подобной, возможно избыточной, системы контролирующих органов при сегодняшнем состоянии корпоративного управления (основные принципы которого лежат в основе системы управления в сетевой компании) может привести к избытку контроля и дублированию функций ревизионной комиссией и комитетом по аудиту и может вызвать негативное отношение к процессу контроля в сетевой компании.

С другой стороны, объединение этих двух органов может обеспечить квалифицированное и оперативное рассмотрение результатов контрольной деятельности на высшем уровне управления сетевой компании, системное изучение отчетности участников по этапам ее формирования и дать более качественное заключение по годовой отчетности. Таким образом, объединение позволило бы улучшить защиту интересов собственников и повысить финансовую прозрачность участников друг для друга.

Необходимо отметить, что методы и механизмы внутреннего контроля не гарантируют абсолютную эффективность управления и контроля. В сетевой компании требуются дополнительные методы и механизмы, каковыми являются методы внешнего контроля. Один из них - контроль со стороны финансового рынка. Является общепризнанным тот факт, что с ростом эффективности менеджмента сетевой компании растет цена акций.

При резком падении цены акций собственники или меняют менеджмент, или продают свои акции («голосуют ногами»). При втором варианте снижение цены акций приводит к поглощению компании другой компанией и, как правило, к смене менеджмента. Таким образом, при неэффективном менеджменте в любом случае происходит смена руководителей, инициатором которой могут выступить собственники сетевой компании или собственники компании-приобретателя.

Эффективной мерой контроля менеджмента сетевой компании являются товарные рынки и рынки труда и связанное с ними возможное банкротство компании. Выбор методов и механизмов и формирование системы сетевого контроля, обеспечивающей эффективный надзор над менеджментом, зависит от того, каким образом и среди кого распределен уставный капитал компании и в чьих руках находится контроль над сетевой компанией7.

В сетевых компаниях должна быть разработана система контрольных финансовых показателей для проведения комплексного контроля всех аспектов деятельности сетевой компании. По нашему мнению, система контрольных финансовых показателей должна базироваться на дуальном подходе к осуществлению контроля. В соответствии с данным подходом контроль разделяется на две подсистемы: внутренний и внешний.

Основной особенностью внутреннего контроля в сетевой компании является трудность определения источника контрольных данных. Для каждого показателя возможно существование нескольких центров ответственности. Показатели могут быть расположены как на одном, так и на разных уровнях организационной структуры.

Поэтому разграничение ответственности между уровнями и исполнителями за те или иные показатели деятельности, которая осуществляется в одних подразделениях, но формируется под воздействием иных центров ответственности, имеет существенное значение и осуществимо с внедрением управленческого учета в сетевой компании. Система управленческого учета не должна быть замкнута внутри финансовой структуры, она должна охватывать все ее подразделения.

Одним из главных аспектов организации управленческого учета является методика разграничения системы внутреннего контроля затрат и управления результатами деятельности по местам их возникновения и центрам ответственности. В целом построение системы внутреннего контроля затрат в сетевой компании необходимо для идентификации8:

1.             Системы подконтрольных показателей, состава и уровня детализации подконтрольных показателей. Для стабильной работы сетевой компании в современных условиях необходима калькуляция издержек - это исчисление издержкоемкости по группам продукции.

2.             Сроков представления отчетности, распределения ответственности за полноту, своевременность и достоверность информации, содержащейся в отчетах по затратам, то есть «привязка» системы внутреннего контроля к центрам ответственности в сетевой компании.

В основе концепции центров ответственности лежит разделение расходов на две группы: контролируемые и неконтролируемые. Расходы разделяются в зависимости от особенностей системы управленческого учета в сетевой компании. Необходимость применения группировки для расходов определяется тем, что она регулирует отношения между руководителями различных уровней управления и позволяет выявить виновника отклонений средств. Определение контролируемых статей - ключевая задача при внедрении в сетевой компании системы внутреннего контроля. В идеале все затраты должны быть закреплены за определенными участниками, их подразделениями и менеджерами.

Анализ действующей практики показал, что несмотря на простоту определения контролируемых и неконтролируемых затрат разделить их по указанному признаку сложно. При таком делении затрат учитываются только два фактора: время и уровень управления.  Такие  факторы,  как влияние особенностей технологического процесса, организационная структура управления, чаще всего в расчет не принимаются. В основе деления затрат на контролируемые и неконтролируемые должны быть как объективные, так и субъективные условия хозяйствования конкретной компании. Поэтому схема распределения будет неодинаковой в разных компаниях и центрах ответственности.

Объединение всех контролирующих органов в единую систему позволяет обеспечить квалифицированное и оперативное рассмотрение результатов контрольной деятельности на высшем уровне управления сетевой компании, системное изучение отчетности подразделений по этапам ее формирования и дать более качественное заключение по итоговой отчетности.

Выбор методов и механизмов и формирование СВК, обеспечивающей эффективный контроль над менеджментом, зависит от того, каким образом распределены управленческие функции в сетевой компании. Основные методы и механизмы организации внутреннего контроля приведены на рисунке 1.

На основании предложенных методов и механизмов организации системы внутреннего контроля целесообразно разработать систему финансовых показателей для оценки промежуточных и глобальных итогов деятельности подразделений сетевой компании. Данная система представляет собой двухуровневую совокупность показателей, первый уровень которых предназначен для контроля менеджмента, а второй - для контроля даваемых менеджментом поручений. Система показателей имеет следующий вид (табл. 1).

На основании использования предлагаемых показателей могут быть выявлены наиболее узкие места в системе управления и предприняты усилия по недопущению негативных последствий как на уровне отдельных подразделений, так и на уровне сетевой компании в целом. Таким образом, система внутреннего контроля выполняет свою функцию на всех уровнях управления сетевой компании.

Финансовый анализ необходим для того, чтобы установить этап жизненного цикла сетевой компании, на котором находится сетевая компания и насколько достижимы его стратегические цели. В связи с этим система финансового анализа должна включать в себя определенные показатели. Обобщая рассмотренный теоретический опыт, можно сделать выводы:

1.             Контроль как функция управления, построенная на определенных принципах, имеет собственные цели и задачи и является совокупностью определенных действий, результативность которых необходимо оценивать.

2.             Постановка целей и задач системы внутреннего контроля в сетевой компании является одним из этапов последовательной работы в подсистеме контрольно-аналитической информации, что предопределило исследование этого вопроса в работе.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №01 (2008)