- Морские вести России

Выбор инновационной стратегии развития в современной экономике

Транспортное дело России №03 (2008)

Л.Ю. Титов, кандидат экономических наук, Орловский государственный технический университет

 

Инновационная стратегия является производной от проводимой общей экономической стратегии. Причем, ей принадлежит ведущая роль в тех направлениях экономической стратегии, которые определяют действия относительно разработки новшеств.

Инновационная стратегия – это комплекс принимаемых решений по размещению инновационных ресурсов и достижению долговременных конкурентных преимуществ на мировом и национальном рынках. Инновационная стратегия устанавливает направления инновационной деятельности, а также, каким образом будет организована работа по формированию и реализации инновационных потребностей.

Инновационная стратегия имеет отличительные особенности. Для того чтобы выявить особенности инновационной стратегии необходимо изучить стили поведения экономических субъектов на рынке.

Экономические субъекты демонстрируют большое разнообразие поведенческих стилей. Они, по мнению И. Ансоффа [1], являются производными от двух типичных стилей – приростного (инкременталистского) и предпринимательского.

Приростный стиль поведения экономических субъектов, как показывает само название, характеризуется постановкой целей «от достигнутого», он направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри системы, так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Субъекты экономики, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать. При приростном поведении действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Поиск альтернативных решений ведется последовательно и принимается первое удовлетворительное решение.

Предпринимательский стиль поведения характеризуется стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих решений, когда разрабатываются многочисленные альтернативы и из них выбирается оптимальная. Предпринимательская организация стремится к непрерывной цепи изменений, поскольку в них она видит свою будущую эффективность и успех. Для предпринимательского стиля характерен инновационный тип мышления, ориентация на инновационные стратегии [1, 2, 4].

Инновационные стратегии обусловливают совершенно другое отношение к изменениям: вместо того, чтобы подавлять и минимизировать изменения, экономические субъекты стремится к ним. Вместо реакции на возникшую проблему предвосхищаются будущие возможности и опасности; вместо частных решений ведется глобальный поиск альтернативных путей действий; вместо одной генерируются многочисленные альтернативы; вместо удовлетворительности процесс принятия решений направлен на выбор лучшей из имеющихся альтернатив. Вместо того чтобы стремиться к сохранению прошлого, экономические субъекты выступают за непрерывное изменение достигнутого состояния [3, 4].

Стратегическое управление, связанное с разработкой и реализацией инновационной стратегии включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют добиваться поставленных задач. При этом выделяют два основных конечных продукта стратегического управления.

Один из них – инновационный потенциал, который обеспечивает достижение целей в будущем. Инновационный потенциал в свете исследуемых проблем – это способность рассматриваемого объекта экономики обеспечить достаточную степень обновления факторов производства, их комбинаций в технологическом процессе выпускаемого продукта, организационно-управленческих структур и корпоративной культуры.

Другим конечным продуктом стратегического управления является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность субъектов экономики к инновациям. В предпринимательской организации это предполагает наличие способности своевременно обнаружить и правильно истолковать инновационные изменения, а также руководить ответными адекватными действиями, которые предполагают наличие, стратегических возможностей для разработки, испытаний и внедрения новых товаров и услуг, технологий, организационных изменений.

Таким образом, деятельность по выбору инновационной стратегии направлена на обеспечение стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность экономических субъектов в изменяющихся условиях. Выбор инновационной стратегии затрагивает широкий круг решений по поводу проблем, ориентированных на будущее, связанных с генеральными целями экономики и находящихся под воздействием неконтролируемых внешних факторов. Предметом стратегического планирования и управления инновациями являются:

- проблемы, прямо связанные с генеральными целями экономики. Генеральные цели ориентированы в будущее и, как правило, направлены на повышение эффективности деятельности путем обеспечения взаимосвязи целей, ресурсов и результатов. Поэтому решения о создании новых или ликвидации старых производств, освоении новой продукции, технологии или новых рынков носят стратегический характер. Решения, относящиеся к экономии материальных, энергетических или трудовых ресурсов, имеют частный характер и не относятся к стратегическим;

- проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом, который необходим для достижения целей, но в настоящий момент отсутствует или имеется в недостаточном объеме. В практике стратегического управления решение относится к стратегическим проблемам, если планируется разработка и выпуск новой продукции, приобретение нового технологического оборудования, приглашение нового персонала (новых специалистов) и т. п.;

- проблемы, связанные с неконтролируемыми внешними факторами, Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате воздействия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии и направлении развития, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее экономики. Организация постоянного мониторинга внешней среды – важное условие эффективности и конкурентоспособности.

Для решения перечисленных проблем в процессе формирования инновационной стратегии важно определить способы интеграции функциональных аспектов управления инновационной деятельностью в рамках соответствующей инновационной политики.

 

Литература:

1. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.

2. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000. – 398 с.

3. Портер М. Э. Конкуренция: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 495 с.

4. Друкер Питер Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 200 с.

 

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №03 (2008)