- Морские вести России

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТРАСЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Транспортное дело России №02 (2009)

Басалай С.И., докторант, МАЭП

В статье рассмотрены основные аспекты инвестиционного обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики, а также приведена классификация по ряду признаков.

 

Ключевые слова: безопасность, отрасль, инвестиции.

 

INVESTMENT MAINTENANCE OF ECONOMIC SAFETY OF NATIONAL ECONOMY BRANCH

Basalay S., The Doktorant, MAEP

In article are described the basic aspects of investment maintenance of economic safety of branch of national economy are considered, and also considered classification by a number of signs is resulted.

 

Key words: Safety, Branch, Investments.

 

В настоящее время, при окончательном формировании многоукладной рыночной экономики, а также в связи с ослаблением системы тотального государственного контроля ее состоянием значительно возросло как количественное, так и качественное состояние угроз экономической безопасности отрасли национальной экономики. К внешним относятся факторы, обусловленные причинами, не связанными непосредственно с деятельностью отрасли национальной экономики, зависящие от экономического и политического состояния страны, изменения социальной или налоговой политики, развития неконтролируемых инфляционных процессов. Внутренними считаются факторы, появление которых порождается деятельностью самой отрасли национальной экономики, то есть угрозы, связанные непосредственно с объектом: низкая квалификация персонала, в том числе в сфере управления, несвоевременное или недостаточное обеспечение ресурсами, качество производимой продукции и ее востребованность на рынке, оформление кредитов дочерними обществами под поручительство отрасли национальной экономики и так далее.

Непосредственно под угрозой экономической безопасности отрасли национальной экономики понимается совокупность факторов и условий, создающих опасность для нормального функционирования отраслей национальной экономики в соответствии с их целями и задачами. Также предлагается классифицировать угрозы экономической безопасности, на основе следующих признаков: возможность прогнозирования, источник возникновения, возможность предотвращения, открытость, природа возникновения, величина ущерба, последствия и степень вероятности возникновения, по масштабу возникновения.

В зависимости от источника возникновения угрозы экономической безопасности делятся на объективные и субъективные. Объективные возникают без участия и помимо воли отрасли национальной экономики, независимы от принятых решений, действий его руководства. Это состояние финансовой конъюнктуры, научные открытия и так далее. Их необходимо распознавать и учитывать в принимаемых решениях. Субъективные – порождены умышленными или неумышленными действиями людей, различных органов и отраслей национальной экономики, в том числе государственных и международных. Поэтому и их предотвращение во многом связано с воздействием на субъекты экономических отношений.

По степени вероятности возникновения предлагается выделять невероятные угрозы, процент возможности их наступления практически равен нулю; маловероятные, возможность наступления которых также очень низкая; вероятные – реально угрожающие отрасли национальной экономики; весьма вероятные, наступление их практически неминуемо; вполне вероятные – наиболее близкие к реализации.

По масштабу возникновения предлагается выделять точечные, локальные и общие. Масштаб возникновения таких угроз может зависеть от того внутренние или внешние эти угрозы, а также от политики отрасли национальной экономики, т. к. локальные и точечные чаще всего возникают от определенных лиц или группы лиц. В зависимости от возможности прогнозирования выделяются предсказуемые угрозы, которые можно предвидеть, и непредсказуемые. К первым относятся те, которые, как правило, возникают в условиях, известных из опыта хозяйственной деятельности, своевременно выявлены и обобщены экономической наукой.

Непредсказуемые – возникают внезапно, неожиданно. Они связаны с непредвиденными действиями внешних участников экономических отношений, с изменением правового поля, деформацией социально-экономической или политической ситуации, форс-мажорными обстоятельствами (аварии, стихийные бедствия) и так далее. Следовательно, в первую очередь важно своевременно обнаружить эти угрозы и ослабить их негативное воздействие.

В зависимости от возможности предотвращения выделяются угрозы форс-мажорные и не форс-мажорные. Первые отличаются непреодолимостью воздействия (войны? катастрофы, чрезвычайные бедствия, которые заставляют решать и действовать вопреки намерению). Вторые – могут быть предотвращены своевременными и правильными мероприятиями. По степени вероятности реализации угроз специалистами выделяются реальные, уже оказывающие воздействие на отрасль национальной экономики и потенциальные, которые могут реализоваться, а могут – нет, в зависимости от предпринятых защитных действий. Предлагается также разделить все угрозы на всеобщие и локальные, в зависимости от распространения последствий их влияния. В зависимости от величины потерь или ущерба, к которому может привести действие деструктивного фактора, угрозы делят на вызывающие трудности или сложные, значительные и катастрофические.

По возможности обнаружения все деструктивные факторы предлагается разделить на видимые или скрытые, то есть реально существующие, и латентные или скрытые – трудно обнаруживаемые. Они могут проявиться внезапно, поэтому их отражение потребует принятия срочных решений, дополнительных усилий и средств. Таким образом, существует огромное разнообразие угроз экономической безопасности. Коснемся лишь некоторых из них, наиболее значимых в настоящее время для России, регионов и отраслей. В качестве основного критерия предлагается взять деление угроз на внешние и внутренние.

Из числа внешних угроз можно назвать следующие. Наиболее объективным интегральным критерием жизнеспособности государства в условиях рыночной экономики является уровень конкурентоспособности его продукции. В России он является низким, так что эту угрозу можно назвать реальной. Она вызвана отсталостью технологической базы большинства отраслей экономики и промышленности, высокой – энергоемкостью, ресурсоемкостью производимой продукции, высокими общими издержками производства и недостаточным качеством продукции.

Таким образом, инвестиции в обеспечение экономической безопасности отрасли национальной экономики также целесообразно классифицировать по ряду признаков. Существенное значение имеет временной момент инвестиций. Инвестиции, сделанные в профилактических целях, отличаются от инвестиций в текущие защитные мероприятия, а также от ликвидационных инвестиций, при которых отрасль национальной экономики уже не является субъектом экономики и собственники должны избавиться от активов.

В соответствии с указанным подходом инвестиции по временному моменту могут быть разбиты на следующие категории: предварительные; профилактические; операционные (текущие); чрезвычайные; ликвидационные. Предварительные инвестиции осуществляются на стадии зарождения отрасли национальной экономики, например, на этапе бизнес-идеи, когда очень важно сохранить в безопасности сам замысел создания отрасли национальной экономики. Профилактические инвестиции осуществляются, когда угроза только предполагается, но вероятность ее реализации достаточно низка. Операционные (текущие) инвестиции становятся актуальными в момент повышения вероятности реализации угрозы. Чрезвычайные инвестиции представляют собой вложения в устранение последствий реализации угрозы, когда отрасль национальной экономики находится в кризисной ситуации. Ликвидационные инвестиции являются завершающим этапом инвестиционного процесса, когда необходимо ликвидировать угрозы после жизнедеятельности субъекта.

С точки зрения субъекта инвестиций при классификации следует исходить из того, что конкретный отрасль национальной экономики может быть не только автономным игроком на рынке, но и входить в различные корпоративные объединения или отраслевые ассоциации. Корпоративные объединения заинтересованы в защите своей собственности, отраслевые ассоциации могут иметь интересы по защите своих участников. В соответствии с данными предпосылками классификации инвестиций по субъекту предполагает следующее разбиение:

  • индивидуальные;
  • корпоративные;
  • ассоциативные.

Третьим признаком классификации инвестиций выбран источник угроз. По источнику, традиционно, угрозы делятся на внешние и внутренние. На основе данного принципа инвестиции отрасли национальной экономики разделяются на инвестиции в обеспечение экономической безопасности при реализации внешних угроз и внутренних рисков. Таким образом, инвестиции по источнику угроз разделяются на внешние:

  • рыночные;
  • научно-технические;
  • политические;
  • социальные;
  • финансовые.

А по внутренним рискам на:

  • угрозы в сфере управления;
  • угрозы ресурсного обеспечения;
  • угрозы производственной деятельности;
  • мотивационные;
  • технологические.

Классификация инвестиций по масштабу в различных источниках обычно соответствует масштабу ущерба. Масштаб инвестиций целесообразно привязать к масштабу объекта, на который воздействуют угрозы. Инвестиции в экономическую безопасность могут осуществляться на следующих уровнях:

  • локальном;
  • технологической цепочки;
  • корпорации;
  • отрасли;
  • национальной экономики.

Разработанная классификация позволяет более четко подходить к оценке эффективности инвестиций. Управление эффективностью возможно только для инвестиций, которые осуществляет сам отрасль национальной экономики. Соответственно, инвестиции другого масштаба и других субъектов влияют на экономическую безопасность отрасли национальной экономики лишь в той степени, в которой он сам может воспользоваться результатами данных инвестиций. На основе данного тезиса целесообразно разделять инвестиции по источнику на внешние по отношению к отрасли и внутренние (табл. 1).

 

Таблица 1. Сопоставление классификационных признаков и источников инвестиций в экономическую безопасность

 

Так как, отрасль национальной экономики может полностью планировать, организовывать и контролировать только собственные инвестиции, формируя, таким образом, свою инвестиционную программу обеспечения экономической безопасности, то для расчета эффективности целесообразно использовать двухпортфельный метод. Для портфеля собственных инвестиций применяется инструментарий прямой оценки эффективности инвестиций, а для виртуального портфеля внешних инвестиций целесообразно применять инструментарий косвенного измерения эффективности инвестиций.

Таким образом, отрасль национальной экономики может управлять только внутренними инвестициями, а оценивать эффективность инвестиций в обеспечение экономической безопасности с учетом внешних и внутренних инвестиций. В этой связи, появляется дополнительный риск недостижения запланированной эффективности по внешним инвестициям.

 

Литература:

1.        Богомолов В. А. Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и упр. В. А. Богомолов Москва: ЮНИТИ, 2006.

2.        Гончарук А. П. Экономическая безопасность инвестиционно-строительной деятельности: Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005.

3.        Гадомская Т. Е. Экономическая безопасность национальной банковской системы: Иваново: Талка, 2005.

4.        Корнилов М. Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования: М.: Изд-во РАГС, 2005.

5.        Метелев С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты // С. Е. Метелев; Федер. агентство по образованию, Рос. гос. торгово-экон. ун-т Москва: Закон и право: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №02 (2009)